Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии в обучении»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства
Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии в обучении»
Автор-составитель Уварина Т.В.
Методист, педагог дополнительного образования
ГБОУ ДО ДТДиМ «Севастополец»
МОСКВА
2023
В эпоху стремительных технологических изменений и усиления информационных потоков современное образование постоянно адаптируется, чтобы соответствовать актуальным запросам общества. Такой динамичный ритм обучения, несомненно, ставит перед учебными заведениями и педагогами множество задач. Однако, одна из главных остается неизменной: обеспечение благополучия и здоровья учащихся. Физическое и психологическое состояние обучающихся прямо влияет на качество их учебной деятельности, а также на формирование их как полноценных членов общества. Именно поэтому, здоровьесберегающие технологии в педагогике занимают особое место, становясь не просто инструментом, но и философией современного образовательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии в педагогике — это не просто модное словосочетание, а реальная необходимость современного образовательного процесса. В условиях интенсивного ритма жизни и высоких требований к учебным результатам, забота о здоровье учащихся становится ключевым элементом успешного обучения.
Здоровьесберегающие технологии исходят из принципа гармонии физического и психоэмоционального состояния человека в процессе обучения. Они предполагают создание таких условий в образовательной среде, при которых минимизируется негативное воздействие учебного процесса на здоровье учащегося, а также стимулируется его активное участие в укреплении своего здоровья.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет не только улучшить качество образования, но и сформировать у учащихся ответственное отношение к своему здоровью, научить их понимать свои потребности и уметь их удовлетворять.
Для реализации здоровьесберегающих технологий в образовательной сфере используются разнообразные методы и подходы. Основные из них можно объединить в несколько ключевых направлений:
Физическая среда
Организация учебного пространства: создание условий, которые бы предотвращали утомление и перенапряжение (эргономичная мебель, наличие растений в классе для очищения воздуха, использование световых фильтров).
Освещение и вентиляция: подбор оптимального освещения, предотвращение пересыхания воздуха, обеспечение регулярной вентиляции.
Организационные аспекты
Разработка расписания: учет биоритмов учащихся, оптимизация продолжительности уроков и перерывов, а также чередование предметов разной степени сложности.
Формы обучения: применение комбинированных форм обучения, включая дистанционное обучение, проектные методы и т.д.
Психоэмоциональное благополучие
Профилактика стресса: введение техник релаксации, медитаций, дыхательных упражнений.
Психологическая поддержка: регулярные консультации с психологом, обучение учителей методам психологической помощи, создание комфортной психологической атмосферы в классе.
Физическая активность
Включение физкультминуток: короткие перерывы на зарядку в течение учебного дня.
Спортивные мероприятия: организация различных видов спортивной деятельности, как обязательных, так и факультативных.
Правильное питание
Буфет здорового питания: подбор здоровых и питательных продуктов для школьного буфета, пропаганда здорового питания.
Лекции и мастер-классы: организация образовательных программ по правильному питанию, приготовлению полезных блюд.
Все эти направления здоровьесберегающих технологий имеют свою важность и взаимосвязаны между собой, создавая комплексный и системный подход к обеспечению здоровья и благополучия учащихся.
Примеры внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогическую практику
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательные учреждения становится все более актуальным и многие образовательные организации активно используют эти методики. Рассмотрим несколько ярких примеров практического применения этих технологий:
Адаптивное расписание
В некоторых образовательных учреждениях внедряют адаптивное расписание, учитывая биоритмы студентов. Например, сложные предметы проводятся во второй половине дня, когда у учащихся максимальная активность.
"Зеленые" классы
Некоторые школы создают "зеленые" классы, где установлены системы очистки воздуха, а также размещаются комнатные растения, которые помогают очищать воздух и создавать комфортную атмосферу.
Медитационные комнаты
Во многих учебных организациях создают специализированные комнаты для релаксации и медитации, где обучающиеся и преподаватели могут отдохнуть и восстановить свои силы во время перерывов.
Школьные огороды
Некоторые образовательные учреждения организуют свои огороды и теплицы, где учащиеся могут выращивать овощи и фрукты. Это не только способствует пониманию процесса выращивания продуктов, но и обеспечивает свежими и полезными продуктами школьный буфет.
Уроки йоги и физической активности
Многие школы вводят в расписание уроки йоги, пилатеса или других форм физической активности, которые помогают учащимся расслабиться, укрепить тело и улучшить концентрацию внимания.
Программы психологической поддержки
Программы психологической поддержки становятся все более популярными, особенно в старших классах и вузах. Учащиеся могут получить консультацию, обсудить проблемы и найти способы их решения в специализированных кабинетах психологической службы. Эти примеры демонстрируют, как здоровьесберегающие технологии могут быть успешно интегрированы в образовательный процесс, создавая благоприятные условия для учебы и обеспечивая здоровье учащихся.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе не только современная тенденция, но и крайне важный инструмент, направленный на создание комфортной, безопасной и стимулирующей среды для учащихся. Учитывая, что современные условия обучения могут представлять собой немалый стресс и нагрузку для обучающихся, применение таких технологий становится не только желательным, но и необходимым.
В статье рассмотрены основные направления и примеры внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогическую практику. Их успешное применение может значительно повысить качество обучения, способствовать улучшению психоэмоционального состояния учащихся, а также привести к формированию целостного, гармоничного и здорового подхода к образованию.
Для достижения наилучших результатов важно, чтобы внедрение здоровьесберегающих технологий было системным, а не разрозненным. Это требует комплексного подхода, активного участия педагогов, администрации, родителей и, конечно же, самих учащихся.
Надеемся, что данная статья послужит стимулом для образовательных учреждений к дальнейшему развитию и внедрению здоровьесберегающих технологий, призванных сделать процесс обучения более гармоничным, продуктивным и здоровым.
Список литературы
Белоус О.В., Василенко В.Г., Тютюнникова Е.Б., Арушанян Ж.А. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА // Управление образованием: теория и практика. 2022. №4 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-usloviyah-obrazovatelnogo-prostranstva;
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе, https://school.kontur.ru/publications/2463;
Ivan Pugachev, Health-Saving Technologies in Education, January 2020Journal of Southwest Jiaotong University 55(1).