12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Савельева Наталия Валерьевна3365
Учитель-дефектолог, психолог.
Россия, Карелия респ., лахденпохья
Материал размещён в группе «Учитель-дефектолог в детском саду»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

Подготовила: учитель-дефектолог

Савельева Наталия Валерьевна


Работа с «особыми» детьми должна быть разнообразной, эмоциональной, интересной и познавательной. Для этого необходимо использовать как традиционные, так и не традиционные методы и приемы в коррекционно-развивающей работе с детьми. Особое внимание нужно уделять индивидуальным особенностям развития детей, так как каждый ребенок с ОВЗ воспринимает материал по-разному. Для одного ребенка достаточно прочитать, другому показать, третьему проиграть, а чаще всего необходимо использовать все варианты для обучения ребенка одновременно, обязательно включая элементы здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников образовательного процесса.

Цель: становление осознанного отношения ребенка к здоровью.

Основные принципы здоровьесберегающих технологий:

Принцип «Не навреди!»

Принцип сознательности и активности

Систематичности и последовательности

Принцип доступности и индивидуальности

Всестороннего и гармонического развития личности

Система чередования нагрузок и отдыха

Главная задача учителя-дефектолога: организация педагогического процесса, с обязательным включением здоровьесберегающих технологий. Необходимо сформировать у воспитанников ДОУ основы здорового образа жизни и добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения.

В своей коррекционной работе я непосредственно применяю следующие виды:

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений.

  Пальчиковые игры – это гимнастика и массаж для рук   Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. 

Проводится согласно лексической теме недели. Провожу пальчиковую гимнастику в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, развитию речевого слуха. Эта деятельность вызывает интерес у детей, вызывает эмоциональный настрой.

Игротерапия

Игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игры. Игра способствует созданию благоприятных отношений между воспитанниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку. Занятия проходят в игровой деятельности, играя – дети обучаются, получают новые знания.

Артикуляционные упражнения

Цель- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить напряжённость артикуляционных органов; выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в более сложные.

Физкультминутка

Большое значение в предупреждении утомления детей на занятии принадлежит физкультминуткам. Я стараюсь проводить физкультминутки в начале занятия - для создания настроя и подготовки к запланированной теме, и при признаках утомления - в середине занятия. Комплексы физминуток подбираю согласно лексической теме недели.

Физминутки проводятся в игровой форме. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика включает в себя упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают произвольность и самоконтроль. В каждое занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, листиков, снежинок и бумажных самолетиков и мячиков; дуем в разные дудочки; надуваем мыльные пузыри. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые.

Суджок терапия

Цель - нормализовать мышечный тонус, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Судок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Судок, пружинок. Такой массаж не только оказывает положительное влияние на весь организм, но также помогает решать коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, мелкой моторики рук.

Зрительная гимнастика.

Информацию об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз необходима всем, в целях профилактики нарушений зрения. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной ее необходимо проводить в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Гимнастику нужно проводит по словесным указаниям, с использованием потешек, стихотворений.

Кинезиологические упражнения.

Цель: активизировать межполушарное воздействие: повышать стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания.

Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, упражнения помогают выявить способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Кинезиологические упражнения по методике А.А. Сиротюк. Эти упражнения, необходимые для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.

У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга.

Здесь используются такие упражнения, как «Кулак-ребро-кулак», « Бабочка-гусеница», «Ухо-нос», «Колечко», «Левой рукой погладь живот, а правой погладь голову», «Замок», Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за правое ухо, а правой рукой за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью и наоборот» и другие упражнения.

Сказкотерапия

Сказкотерапия для детей играет особую роль в развитии, так как  в дошкольный период закладываются основы постижения окружающего мира. Чем привлекательнее, счастливее этот мир для ребенка в детстве, тем более счастливым и уверенным он будет ощущать себя во взрослой жизни.

Данный психотерапевтический способ при работе с детьми выполняет несколько функций:

Развлекательную

Обучающую

Релаксационную

Цель сказкотерапии:

снятие мышечного и эмоционального напряжения;

снижение тревожности;

развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

развития внимания, восприятия, воображения, речи.

В процессе коррекционного обучения используются сказки, в которых есть яркие красочные иллюстрации. С опорой на картинки дети упражняются в различении голосов животных, пространственного расположения предметов, их количества. Сказка – наш друг и помощник, именно она помогает нам найти ту важную дорожку к сердцу ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

             Самое важное при использование здоровьесберегающих технологий, это создание и удерживание на протяжении всего занятия, положительного эмоционального состояния детей. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей, являются необходимым условием психического здоровья.

            Таким образом, правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Список использованной литературы:

Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005

Яковлева Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. – М.: ТЦ сфера,2005

Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках. - М.: 2013

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. - СПб.2013

Крупенчук О.И. Тренируем пальчики - развиваем речь. - СПб. 2009

Шорохова О.А. – «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию речи дошкольников», - СПб. 2000



Опубликовано в группе «Учитель-дефектолог в детском саду»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.