Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ
УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
Подготовила: учитель-дефектолог
Савельева Наталия Валерьевна
Работа с «особыми» детьми должна быть разнообразной, эмоциональной, интересной и познавательной. Для этого необходимо использовать как традиционные, так и не традиционные методы и приемы в коррекционно-развивающей работе с детьми. Особое внимание нужно уделять индивидуальным особенностям развития детей, так как каждый ребенок с ОВЗ воспринимает материал по-разному. Для одного ребенка достаточно прочитать, другому показать, третьему проиграть, а чаще всего необходимо использовать все варианты для обучения ребенка одновременно, обязательно включая элементы здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников образовательного процесса.
Цель: становление осознанного отношения ребенка к здоровью.
Основные принципы здоровьесберегающих технологий:
Принцип «Не навреди!»
Принцип сознательности и активности
Систематичности и последовательности
Принцип доступности и индивидуальности
Всестороннего и гармонического развития личности
Система чередования нагрузок и отдыха
Главная задача учителя-дефектолога: организация педагогического процесса, с обязательным включением здоровьесберегающих технологий. Необходимо сформировать у воспитанников ДОУ основы здорового образа жизни и добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения.
В своей коррекционной работе я непосредственно применяю следующие виды:
Пальчиковая гимнастика.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений.
Пальчиковые игры – это гимнастика и массаж для рук Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Проводится согласно лексической теме недели. Провожу пальчиковую гимнастику в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, развитию речевого слуха. Эта деятельность вызывает интерес у детей, вызывает эмоциональный настрой.
Игротерапия
Игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игры. Игра способствует созданию благоприятных отношений между воспитанниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку. Занятия проходят в игровой деятельности, играя – дети обучаются, получают новые знания.
Артикуляционные упражнения
Цель- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить напряжённость артикуляционных органов; выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в более сложные.
Физкультминутка
Большое значение в предупреждении утомления детей на занятии принадлежит физкультминуткам. Я стараюсь проводить физкультминутки в начале занятия - для создания настроя и подготовки к запланированной теме, и при признаках утомления - в середине занятия. Комплексы физминуток подбираю согласно лексической теме недели.
Физминутки проводятся в игровой форме. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика включает в себя упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают произвольность и самоконтроль. В каждое занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, листиков, снежинок и бумажных самолетиков и мячиков; дуем в разные дудочки; надуваем мыльные пузыри. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые.
Суджок терапия
Цель - нормализовать мышечный тонус, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.
Судок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Судок, пружинок. Такой массаж не только оказывает положительное влияние на весь организм, но также помогает решать коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, мелкой моторики рук.
Зрительная гимнастика.
Информацию об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз необходима всем, в целях профилактики нарушений зрения. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной ее необходимо проводить в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Гимнастику нужно проводит по словесным указаниям, с использованием потешек, стихотворений.
Кинезиологические упражнения.
Цель: активизировать межполушарное воздействие: повышать стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания.
Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, упражнения помогают выявить способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Кинезиологические упражнения по методике А.А. Сиротюк. Эти упражнения, необходимые для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.
У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга.
Здесь используются такие упражнения, как «Кулак-ребро-кулак», « Бабочка-гусеница», «Ухо-нос», «Колечко», «Левой рукой погладь живот, а правой погладь голову», «Замок», Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за правое ухо, а правой рукой за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью и наоборот» и другие упражнения.
Сказкотерапия
Сказкотерапия для детей играет особую роль в развитии, так как в дошкольный период закладываются основы постижения окружающего мира. Чем привлекательнее, счастливее этот мир для ребенка в детстве, тем более счастливым и уверенным он будет ощущать себя во взрослой жизни.
Данный психотерапевтический способ при работе с детьми выполняет несколько функций:
Развлекательную
Обучающую
Релаксационную
Цель сказкотерапии:
снятие мышечного и эмоционального напряжения;
снижение тревожности;
развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
развития внимания, восприятия, воображения, речи.
В процессе коррекционного обучения используются сказки, в которых есть яркие красочные иллюстрации. С опорой на картинки дети упражняются в различении голосов животных, пространственного расположения предметов, их количества. Сказка – наш друг и помощник, именно она помогает нам найти ту важную дорожку к сердцу ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Самое важное при использование здоровьесберегающих технологий, это создание и удерживание на протяжении всего занятия, положительного эмоционального состояния детей. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей, являются необходимым условием психического здоровья.
Таким образом, правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Список использованной литературы:
Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005
Яковлева Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. – М.: ТЦ сфера,2005
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках. - М.: 2013
Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. - СПб.2013
Крупенчук О.И. Тренируем пальчики - развиваем речь. - СПб. 2009
Шорохова О.А. – «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию речи дошкольников», - СПб. 2000