Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Маршинина Татьяна Васильевна
Учитель-логопед, МАОУ СОШ № 215
г. Новосибирск
Аннотация:
Статья посвящена проблеме здоровьесберегающих технологий, используемых в работе учителя-логопеда с учащимися ОВЗ. Рассмотрены основные здоровьесберегающие технологии. Описывается содержание данных технологий.
Ключевые слова: индивидуальный подход, визуализация и конкретизация задач, использование технологий, дифференциация обучения, использование игровых технологий.
Здоровьесберегающие технологии являются важными инструментами в работе учителя-логопеда с учащимися ОВЗ, так как данные технологии позволяют создать безопасную и комфортную обстановку для обучения, что в свою очередь приводит к увеличению мотивации и эффективности обучения.
Некоторые из основных здоровьесберегающих технологий, которые могут использоваться логопедом в обучении учащихся с особыми образовательными потребностями:
1. Индивидуальный подход
Вот возможные способы систематизации информации о том, как индивидуальный подход может помочь ученикам с ОВЗ в развитии речи:
1. При адаптации материалов:
- использование простых и понятных инструкций;
- использование наглядных пособий и иллюстраций;
- адаптация текста под возраст и уровень понимания ученика;
- упрощение грамматической структуры текста;
- избегание сложных слов и терминов.
2. При работе над функциональностью речевой деятельности:
- работа над произношением и дикцией;
- тренировка артикуляционной моторики;
- развитие речевой памяти и внимания;
- обучение правильной интонации и ритму речи;
- обучение коммуникативным навыкам и умению поддерживать диалог.
3. При улучшении межличностной общительности:
- работа над уверенностью в выражении своих мыслей;
- развитие способности к эмпатии и социальному взаимодействию;
- улучшение навыков коммуникации в различных ситуациях;
- работа над контролем эмоций и поведения в общественных местах;
- развитие лидерских навыков и уверенности в себе.
В целом, использование индивидуального подхода в работе логопеда-учителя позволяет адаптировать методики и материалы обучения к индивидуальным потребностям каждого ученика с ОВЗ, что приводит к более эффективному и качественному обучению, а также повышению уровня функциональности речевой деятельности и улучшению межличностного общения.
2. Визуализация и конкретизация задач
Визуализация и конкретизация задач - это техника обучения, которая нацелена на более ясное и понятное объяснение материала учащимся с ОВЗ, путем использования различных визуальных средств. Эта технология помогает учащимся организовывать свои мысли, лучше понимать и запоминать информацию, а также улучшать их коммуникативные навыки.
Примеры визуализации и конкретизации задач включают в себя использование иллюстраций, рисунков, фотографий и видео. Также привлечение других заданий и игр может быть включено в эту технику, чтобы помочь учащимся лучше понимать и применять материал. Все это позволяет учителям-логопедам создавать интересные и доступные задачи, которые могут быть легко сопоставлены с реальным миром, где учащиеся будут использовать свои новые навыки.
Техника визуализации и конкретизации задач включает следующие шаги:
1. Определение целей и задач: учитель-логопед должен определить, какую информацию нужно передать учащимся и какие коммуникативные навыки нужно развивать.
2. Выбор визуальных средств: в зависимости от целей и задач, учитель-логопед должен выбрать подходящие визуальные средства, которые помогут учащимся лучше понимать и запоминать материал.
3. Создание задач и игр: на основе выбранных визуальных средств учитель-логопед должен создать интересные задачи и игры, которые помогут учащимся применять полученные знания в реальных ситуациях.
4. Проведение занятий: на занятиях, учитель-логопед должен использовать созданные задачи и игры для помощи учащимся лучше понимать и запоминать информацию, а также для развития их коммуникативных навыков.
5. Оценка успеха: после проведения занятий, учитель-логопед должен оценить успех своих учащихся. Это может быть осуществлено через проведение тестов, опросов или наблюдений за их поведением в реальных ситуациях.
Таким образом, визуализация и конкретизация задач - это эффективная техника обучения, которая помогает учителям-логопедам достичь успеха в обучении учащихся с ОВЗ. Она позволяет учителям-логопедам создавать интересные и понятные способы передачи информации и развития коммуникативных навыков.
3. Использование технологий
Использование технологий в работе логопеда позволяет эффективнее помочь детям с ОВЗ развивать свои коммуникативные навыки и достигать лучших результатов.
Ниже перечислены несколько возможных примеров использования технологий:
1. Компьютерные программы для развития речи: существует множество компьютерных программ, которые помогают детям с ОВЗ развивать свои коммуникативные навыки. Эти программы могут включать в себя задачи на улучшение произношения звуков, определения слов, построения правильных предложений, и даже комплексные программы для развития социально-прагматической стороны речи.
2. Интерактивные игры для развития речи: многие компании создают интерактивные игры, которые помогают детям с ОВЗ развивать свои коммуникативные навыки. Например, такие игры могут содержать упражнения на прослушивание и понимание текста, выбор правильных слов и предложений, а также множество других активностей, которые помогают с развитием речи.
3. Приложения для смартфонов и планшетов: существует множество приложений для смартфонов и планшетов, которые могут быть полезны для детей с ОВЗ. Например, приложения на планшетах могут содержать упражнения для развития правильной произношения, а также презентации и видеозаписи, которые объясняют грамматические и лексические правила.
В целом, использование технологий при работе с детьми с ОВЗ может значительно улучшить эффективность обучения. Однако необходимо помнить, что технологии не должны заменять традиционные методы и тактики обучения. Важно использовать технологии как усовершенствование стандартных методов для достижения лучших результатов.
4. Дифференциация обучения
Дифференциация обучения - это подход, который стремится удовлетворить потребности и интересы различных учащихся в группе, а также учитывать их уровень развития. Главная идея дифференциации заключается в том, что каждый ученик имеет свой уникальный образ мышления и уровень знаний, и поэтому ему требуется индивидуальный подход.
Чтобы реализовать дифференциацию обучения, учителя должны применять следующие концепции:
1. Оценка потребностей учеников: учителя-логопеды должны понимать потребности и уровень знаний каждого ученика в группе, чтобы адаптировать учебный материал и задания под каждого ребенка.
2. Группирование учеников: учащиеся могут быть разбиты на группы в зависимости от уровня знаний, возраста, уровня подготовки и других критериев (нозологии, нарушений, учебных трудностей). Это позволяет учителю-логопеду адаптировать учебный материал для каждой группы.
3. Адаптация программы: учителя могут модифицировать программу обучения, чтобы учитывать потребности разных учеников. Они могут изменить темп обучения, используемые методы и технологии, а также задания.
4. Использование различных методик обучения: может помочь учителям-логопедам дифференцировать обучение в группе. Методы могут включать индивидуальную работу, работу в парах, групповое обучение и др.
Преимущества дифференциации обучаения включают:
1. Увеличение учебной мотивации: учащиеся, получающие индивидуальный подход и задания, соответствующие их уровню развития и потребностям, чувствуют более высокую мотивацию к обучению.
2. Развитие навыков самостоятельности: дифференциация обучения позволяет ученикам развивать свои навыки самостоятельной работы и принятия ответственности.
3. Улучшение коммуникационных навыков: индивидуальные задания и работа в группах соответствующих уровню знаний учеников, позволяют им улучшить свои коммуникационные навыки, такие как знание языка, сотрудничество и взаимодействие.
4. Адаптация к различным стилям обучения: дифференцированный подход к обучению позволяет учителям учитывать различные стили обучения учеников и адаптировать методы обучения, что в свою очередь способствует более эффективному усвоению знаний.
Таким образом, дифференцированный подход к обучению является важным инструментом в работе учителя-логопеда, который позволяет учитывать индивидуальные потребности каждого ученика и добиваться наилучших результатов в их обучении и развитии коммуникативных навыков.
5. Использование игровых технологий
Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда может быть эффективным инструментом в обучении детей с ОВЗ.
Возможные примеры использования игровых технологий:
1. Развивающие игры для улучшения коммуникативных навыков:
В игре можно использовать различные коммуникативные упражнения, такие как игры на взаимодействие или взаимодействие с различными предметами и фигурами. Например, учитель-логопед может использовать игру «Говорящий мячик», где дети могут бросать мяч друг другу и отвечать на вопросы, которые порождает мяч при касании детей. Эта игра способствует как закреплению полученных знаний, так и улучшению коммуникативных навыков, повышению самооценке ребенка.
2. Игры для расширения словарного запаса:
Игры со словами могут стать интересным и захватывающим занятием для учеников. Это может быть кроссворды, сканворды, игры в слова, составление рассказов по картинкам и так далее.
3. Игры для улучшения зрительного восприятия:
Включают распознавание и сопоставление объектов, сравнение размеров и форм, работу с мозаикой и другие подобные игровые задания. Например, учитель-логопед может использовать игру, в которой дети должны находить отличия между двумя схожими картинками или изображениями. Это упражнение может помочь детям улучшить зрительное восприятие и сосредоточенность.
4. Игры для улучшения внимания и памяти:
Включают задания на блокирование шума, на поиск сокровищ, на распознавание лиц, на сочетание предметов и др. Например, учитель-логопед может использовать игру, в которой участникам показывается ряд изображений и затем они должны запоминать их порядок и повторять их в правильном порядке. Это упражнение может помочь детям улучшить свою способность к запоминанию и вниманию.
5. Игры на релаксацию и дыхательные упражнения:
Релаксационные игры могут направленно влиять на психоэмоциональное состояние, снижая стресс и напряжение, улучшая концентрацию внимания. Примеры игр на релаксацию: «Ветер в деревьях», «Мягкая облачная подушка».
Дыхательные упражнения, в свою очередь, могут помочь улучшить качество дыхания и снизить уровень тревожности, а также для детей с ОВЗ могут помочь в развитии артикуляционной моторики и голоса, улучшить речевой потенциал и выразительность. Дыхательные упражнения могут быть разнообразными, от простых до более сложных, включая контролируемое дыхание, техники расслабления, медитацию.
Заключение
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями являются неотъемлемой частью работы учителя-логопеда.
Результаты исследований показывают, что использование здоровьесберегающих технологий при коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями повышает эффективность обучения, способствует более успешной социализации и улучшает качество жизни ребёнка.
Применение здоровьесберегающих технологий в работе логопеда позволяет создать оптимальные условия для восприятия и усвоения знаний учениками, что не только улучшает результаты обучения, но и позитивно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с особыми образовательными потребностями являются необходимыми и важными элементами в работе учителя-логопеда. Они помогают повысить эффективность коррекционной работы, улучшить качество жизни учащихся и обеспечить их более успешную социализацию.
Литература:
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуальноориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. С.21 – 28.
- Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. Ростов-на-Дону, 2009. 201 с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. Москва: АРКТИ, 2003.
Петкевич Ирина Михайловна