12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маршинина Татьяна Васильевна827
учитель-логопед
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск


Маршинина Татьяна Васильевна

Учитель-логопед, МАОУ СОШ № 215

г. Новосибирск


Аннотация:

Статья посвящена проблеме здоровьесберегающих технологий, используемых в работе учителя-логопеда с учащимися ОВЗ. Рассмотрены основные здоровьесберегающие технологии. Описывается содержание данных технологий.

Ключевые слова: индивидуальный подход, визуализация и конкретизация задач, использование технологий, дифференциация обучения, использование игровых технологий.

Здоровьесберегающие технологии являются важными инструментами в работе учителя-логопеда с учащимися ОВЗ, так как данные технологии позволяют создать безопасную и комфортную обстановку для обучения, что в свою очередь приводит к увеличению мотивации и эффективности обучения.

Некоторые из основных здоровьесберегающих технологий, которые могут использоваться логопедом в обучении учащихся с особыми образовательными потребностями:

1. Индивидуальный подход

Вот возможные способы систематизации информации о том, как индивидуальный подход может помочь ученикам с ОВЗ в развитии речи:

1. При адаптации материалов:

- использование простых и понятных инструкций;

- использование наглядных пособий и иллюстраций;

- адаптация текста под возраст и уровень понимания ученика;

- упрощение грамматической структуры текста;

- избегание сложных слов и терминов.

2. При работе над функциональностью речевой деятельности:

- работа над произношением и дикцией;

- тренировка артикуляционной моторики;

- развитие речевой памяти и внимания;

- обучение правильной интонации и ритму речи;

- обучение коммуникативным навыкам и умению поддерживать диалог.

3. При улучшении межличностной общительности:

- работа над уверенностью в выражении своих мыслей;

- развитие способности к эмпатии и социальному взаимодействию;

- улучшение навыков коммуникации в различных ситуациях;

- работа над контролем эмоций и поведения в общественных местах;

- развитие лидерских навыков и уверенности в себе.

В целом, использование индивидуального подхода в работе логопеда-учителя позволяет адаптировать методики и материалы обучения к индивидуальным потребностям каждого ученика с ОВЗ, что приводит к более эффективному и качественному обучению, а также повышению уровня функциональности речевой деятельности и улучшению межличностного общения.

2. Визуализация и конкретизация задач

Визуализация и конкретизация задач - это техника обучения, которая нацелена на более ясное и понятное объяснение материала учащимся с ОВЗ, путем использования различных визуальных средств. Эта технология помогает учащимся организовывать свои мысли, лучше понимать и запоминать информацию, а также улучшать их коммуникативные навыки.

Примеры визуализации и конкретизации задач включают в себя использование иллюстраций, рисунков, фотографий и видео. Также привлечение других заданий и игр может быть включено в эту технику, чтобы помочь учащимся лучше понимать и применять материал. Все это позволяет учителям-логопедам создавать интересные и доступные задачи, которые могут быть легко сопоставлены с реальным миром, где учащиеся будут использовать свои новые навыки.

Техника визуализации и конкретизации задач включает следующие шаги:

1. Определение целей и задач: учитель-логопед должен определить, какую информацию нужно передать учащимся и какие коммуникативные навыки нужно развивать.

2. Выбор визуальных средств: в зависимости от целей и задач, учитель-логопед должен выбрать подходящие визуальные средства, которые помогут учащимся лучше понимать и запоминать материал.

3. Создание задач и игр: на основе выбранных визуальных средств учитель-логопед должен создать интересные задачи и игры, которые помогут учащимся применять полученные знания в реальных ситуациях.

4. Проведение занятий: на занятиях, учитель-логопед должен использовать созданные задачи и игры для помощи учащимся лучше понимать и запоминать информацию, а также для развития их коммуникативных навыков.

5. Оценка успеха: после проведения занятий, учитель-логопед должен оценить успех своих учащихся. Это может быть осуществлено через проведение тестов, опросов или наблюдений за их поведением в реальных ситуациях.

Таким образом, визуализация и конкретизация задач - это эффективная техника обучения, которая помогает учителям-логопедам достичь успеха в обучении учащихся с ОВЗ. Она позволяет учителям-логопедам создавать интересные и понятные способы передачи информации и развития коммуникативных навыков.

3. Использование технологий

Использование технологий в работе логопеда позволяет эффективнее помочь детям с ОВЗ развивать свои коммуникативные навыки и достигать лучших результатов.

Ниже перечислены несколько возможных примеров использования технологий:

1. Компьютерные программы для развития речи: существует множество компьютерных программ, которые помогают детям с ОВЗ развивать свои коммуникативные навыки. Эти программы могут включать в себя задачи на улучшение произношения звуков, определения слов, построения правильных предложений, и даже комплексные программы для развития социально-прагматической стороны речи.

2. Интерактивные игры для развития речи: многие компании создают интерактивные игры, которые помогают детям с ОВЗ развивать свои коммуникативные навыки. Например, такие игры могут содержать упражнения на прослушивание и понимание текста, выбор правильных слов и предложений, а также множество других активностей, которые помогают с развитием речи.

3. Приложения для смартфонов и планшетов: существует множество приложений для смартфонов и планшетов, которые могут быть полезны для детей с ОВЗ. Например, приложения на планшетах могут содержать упражнения для развития правильной произношения, а также презентации и видеозаписи, которые объясняют грамматические и лексические правила.

В целом, использование технологий при работе с детьми с ОВЗ может значительно улучшить эффективность обучения. Однако необходимо помнить, что технологии не должны заменять традиционные методы и тактики обучения. Важно использовать технологии как усовершенствование стандартных методов для достижения лучших результатов.

4. Дифференциация обучения

Дифференциация обучения - это подход, который стремится удовлетворить потребности и интересы различных учащихся в группе, а также учитывать их уровень развития. Главная идея дифференциации заключается в том, что каждый ученик имеет свой уникальный образ мышления и уровень знаний, и поэтому ему требуется индивидуальный подход.

Чтобы реализовать дифференциацию обучения, учителя должны применять следующие концепции:

1. Оценка потребностей учеников: учителя-логопеды должны понимать потребности и уровень знаний каждого ученика в группе, чтобы адаптировать учебный материал и задания под каждого ребенка.

2. Группирование учеников: учащиеся могут быть разбиты на группы в зависимости от уровня знаний, возраста, уровня подготовки и других критериев (нозологии, нарушений, учебных трудностей). Это позволяет учителю-логопеду адаптировать учебный материал для каждой группы.

3. Адаптация программы: учителя могут модифицировать программу обучения, чтобы учитывать потребности разных учеников. Они могут изменить темп обучения, используемые методы и технологии, а также задания.

4. Использование различных методик обучения: может помочь учителям-логопедам дифференцировать обучение в группе. Методы могут включать индивидуальную работу, работу в парах, групповое обучение и др.

Преимущества дифференциации обучаения включают:

1. Увеличение учебной мотивации: учащиеся, получающие индивидуальный подход и задания, соответствующие их уровню развития и потребностям, чувствуют более высокую мотивацию к обучению.

2. Развитие навыков самостоятельности: дифференциация обучения позволяет ученикам развивать свои навыки самостоятельной работы и принятия ответственности.

3. Улучшение коммуникационных навыков: индивидуальные задания и работа в группах соответствующих уровню знаний учеников, позволяют им улучшить свои коммуникационные навыки, такие как знание языка, сотрудничество и взаимодействие.

4. Адаптация к различным стилям обучения: дифференцированный подход к обучению позволяет учителям учитывать различные стили обучения учеников и адаптировать методы обучения, что в свою очередь способствует более эффективному усвоению знаний.

Таким образом, дифференцированный подход к обучению является важным инструментом в работе учителя-логопеда, который позволяет учитывать индивидуальные потребности каждого ученика и добиваться наилучших результатов в их обучении и развитии коммуникативных навыков.

5. Использование игровых технологий

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда может быть эффективным инструментом в обучении детей с ОВЗ.

Возможные примеры использования игровых технологий:

1. Развивающие игры для улучшения коммуникативных навыков:

В игре можно использовать различные коммуникативные упражнения, такие как игры на взаимодействие или взаимодействие с различными предметами и фигурами. Например, учитель-логопед может использовать игру «Говорящий мячик», где дети могут бросать мяч друг другу и отвечать на вопросы, которые порождает мяч при касании детей. Эта игра способствует  как закреплению полученных знаний, так и улучшению коммуникативных навыков, повышению самооценке ребенка.

2. Игры для расширения словарного запаса:

Игры со словами могут стать интересным и захватывающим занятием для учеников. Это может быть кроссворды, сканворды, игры в слова, составление рассказов по картинкам и так далее.

3. Игры для улучшения зрительного восприятия:

Включают распознавание и сопоставление объектов, сравнение размеров и форм, работу с мозаикой и другие подобные игровые задания. Например, учитель-логопед может использовать игру, в которой дети должны находить отличия между двумя схожими картинками или изображениями. Это упражнение может помочь детям улучшить зрительное восприятие и сосредоточенность.

4. Игры для улучшения внимания и памяти:

Включают задания на блокирование шума, на поиск сокровищ, на распознавание лиц, на сочетание предметов и др. Например, учитель-логопед может использовать игру, в которой участникам показывается ряд изображений и затем они должны запоминать их порядок и повторять их в правильном порядке. Это упражнение может помочь детям улучшить свою способность к запоминанию и вниманию.

5. Игры на релаксацию и дыхательные упражнения:

Релаксационные игры могут направленно влиять на психоэмоциональное состояние, снижая стресс и напряжение, улучшая концентрацию внимания. Примеры игр на релаксацию: «Ветер в деревьях», «Мягкая облачная подушка».

Дыхательные упражнения, в свою очередь, могут помочь улучшить качество дыхания и снизить уровень тревожности, а также для детей с ОВЗ могут помочь в развитии артикуляционной моторики и голоса, улучшить речевой потенциал и выразительность. Дыхательные упражнения могут быть разнообразными, от простых до более сложных, включая контролируемое дыхание, техники расслабления, медитацию.

Заключение

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями являются неотъемлемой частью работы учителя-логопеда.

Результаты исследований показывают, что использование здоровьесберегающих технологий при коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями повышает эффективность обучения, способствует более успешной социализации и улучшает качество жизни ребёнка.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе логопеда позволяет создать оптимальные условия для восприятия и усвоения знаний учениками, что не только улучшает результаты обучения, но и позитивно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с особыми образовательными потребностями являются необходимыми и важными элементами в работе учителя-логопеда. Они помогают повысить эффективность коррекционной работы, улучшить качество жизни учащихся и обеспечить их более успешную социализацию.

Литература:

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуальноориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. С.21 – 28.
  2. Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. Ростов-на-Дону, 2009. 201 с.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. Москва: АРКТИ, 2003.
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.