12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стефанова Лариса Михайловна11425
Россия, Коми респ., Сыктывкар
Материал размещён в группе «Работа по ФГОС»


Здоровьесберегающие технологии в рамках внедрения ФГОС

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...

В. А. Сухомлинский


Приоритетным направлением деятельности учителя в условиях внедрения ФГОС является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, умения использовать эти знания в повседневной жизни. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.

Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство, гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых можно выделить физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Институт возрастной физиологии РАО выявил школьные факторы риска, негативно влияющие на здоровье школьников:

- стрессовая педагогическая тактика,

- несоответствие методик и технологий обучения возможностям учащихся,

- нерациональная организация учебной деятельности.

Здоровьесберегающая технология – это качественная характеристика педагогической технологии, показывающая, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Личностно-ориентированные


В центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей.

Педагогика сотрудничества

(Занков Л. В., Эльконин Д. П.)

Реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка.

Технологии развивающего обучения

Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.

Технология уровневой дифференциации обучения (Фирсов В.В.)

Система малых групп управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей.

Технология раскрепощённого развития детей (Базарный В. П.)

Использование смены динамических поз, занятия проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей.

Технология психологического сопровождения учебной группы (Громов Ю.)

Активное участие психологов в образовательном процессе школы.

Игровые технологии

Позволяют снять эмоциональное напряжение, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Технология педагогической поддержки ребенка (Роджерс К.)

Учитель должен помогать учащимся в формировании целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности.

Гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш. А.)

Способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

Технология деятельностного метода (Л. Г. Петерсон)

Учебные действия учащихся, в результате которых они самостоятельно «открывают» новое знание.

Все представленные педагогические технологии являются личностно-ориентированными. Нет и не может быть какой-то одной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение является одной из задач образовательного процесса. Все используемые учителем приёмы, методы, технологии должны быть здоровьесберегающими, и только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников.

В своем выступлении я хотела бы остановиться на основных положениях ФГОС, которые ориентируют учителя на использование здоровьесберегающих технологий.

Во-первых, в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Во-вторых, требования Стандарта к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы также учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы (личностные, метапредметные, предметные результаты). Личностные результаты должны отражать, в том числе, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты должны отражать, в том числе, формирование и развитие экологического мышления, обеспечивающего понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды.

В содержание учебных предметов «Окружающий мир», «ОБЖ» включены темы, связанные с сохранением здоровья (поведение на дороге, в лесу, на воде, поведение в чрезвычайных ситуациях), оказания первой доврачебной помощи при легких травмах и т. д.

Физическая культура – учебный предмет, имеющий непосредственное здоровьесберегающее содержание. Предметные результаты изучения физической культуры непосредственно должны отражать роль и значение физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении здоровья учащихся.

Кроме того, содержательный раздел образовательной программы включает Программу воспитания и социализации обучающихся, которая в том числе должна быть направлена на формирование и развитие у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности.

В нашем образовательном учреждении разработана Программа воспитания и социализации учащихся, но в ней отсутствует направление ЗОЖ, необходимо доработать данную программу, включить в неё направление деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Также Стандарт регламентирует:

- материально-технические условия реализации основной образовательной программы: соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к освещению, воздушно-тепловому режиму, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию); требований к социально-бытовым условиям (оборудование в учебных кабинетах рабочих мест учителя и каждого обучающегося); требований пожарной и электробезопасности; требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений и. д.;

- психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы (преемственность содержания и форм организации образовательного процесса; учет специфики возрастного психофизического развития обучающих; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников; вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры);

- информационно-методические условия реализации основной образовательной программы (мониторинг здоровья обучающихся; взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, службами обеспечения безопасности жизнедеятельности).

В заключение своего выступления я хочу рассказать вам одну легенду.

Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным». Другой сказал: «Человек должен быть умным». Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?

Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

Оказывается, здоровье и в каждом из нас, и в каждом нашем ученике. «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам», – так гласит восточная мудрость. Наша с вами задача – научить учащихся покорять эту вершину.

Но чтобы научить, мы должны сами хорошо ориентироваться в вопросах здоровьесбережения, вести здоровый образ жизни, уметь правильно организовывать свою профессиональную деятельность и отдых. И помните: «Здоровый педагог – здоровые дети».

Опубликовано в группе «Работа по ФГОС»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.