Статья «Здоровьесберегающие технологии в школьном образовании на уроках химии и биологии в рамках внедрения ФГОС»
Блажко Наталья Николаевна
Учитель биологии и химии
Тема работы:
Здоровьесберегающие технологии в школьном образовании на уроках химии и биологии в рамках внедрения ФГОС
Смоленск
Здоровье - не все, но все без здоровья - ничего.
Ж. Ж. Руссо
«Здоровье – непременное условие благополучия не только каждого человека, но и нации, страны в целом. По сути, оно едва ли не самый главный критерий оценки деятельности человека и всей социальной системы, по которому можно судить о качестве жизни».
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» - Всемирная организация здравоохранения.
В XXI веке вопрос здоровья современных детей и молодежи становится не просто актуальным, а первостепенным.
По данным социально-гигиенического мониторинга в Смоленской области в структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 до 20,3 %). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 до 17,3 %). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.
Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25%), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17%). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 %). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25%) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75% девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности. Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:
-Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
-Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни -в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
-Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.
-Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет —3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.
В законе РФ «Об образовании» говорится «…обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся».
Задача учителя создать для ребенка такие условия обучения, которые не будут травмировать его организм и психику, а также дать подрастающему поколению знания о мере ценности здоровья и способах его сохранения. Задача школы состоит в том, чтобы подготовить учащихся к дальнейшей успешной плодотворной жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.
Среди факторов, влияющих на здоровье обучающихся, можно выделить ряд психолого-педагогических факторов, которые зависят в большей степени от учителя, а также позволяют с наименьшим для здоровья обучающихся риском внедрить ФГОСы:
1. Стиль педагогического общения учителя с учащимися.
2. Психологический климат в классе, на уроке.
3. Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок.
4. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам.
5. Особенности работы с «трудными подростками» в классе.
6. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
7. Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках.
8. Личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений, его способность психоэмоционального переключения.
9. Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.
10. Компетентность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
«Здоровьесберегающие технологии» – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Задачи здоровьесберегающей педагогики в свете внедрения ФГОС обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, обучить методам здоровьесбережения и здоровьеформирования.
Наиболее актуальной задачей в условиях внедрения ФГОС является разработка и внедрение познавательно-развивающих педагогических технологий оздоровительной направленности на основе интеграции трех ключевых направлений: педагогического, физиологического и психологического.
Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий как составляющей внедрения ФГОСов – это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. Грамотное решение этой задачи позволяет решить и другие, непосредственно с ней связанные: формирование и укрепление здоровья обучающихся, воспитание у них культуры здоровья, а также сохранение здоровья педагогов.
К основным проблемам, касающимся здоровья учащихся, относятся следующие:
1. Здоровье и адаптация.
2. Гигиенические условия обучения.
3. Питание, водный режим.
4. Профилактика школьных болезней.
5. Влияние компьютеров на здоровье обучающихся.
6. Творческий характер образовательного процесса для полноценного усвоения знаний и умений учащимися.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни.
В.О. Петров определяет - «Здоровьесберегающие образовательные технологии» как систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
В образовательных учреждениях часто используют классификацию Н.К. Смирнова, в которой выделено несколько групп, с разными подходами к охране здоровья и методами и формами работы:
1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К ним относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие обучающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости.
3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Создание природосообразных, экологически оптимальных условий для жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д.
Здоровьесберегающие технологии должны удовлетворять принципам, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
• «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
• Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на обучающихся;
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, просвещение их родителей.
Основные группы здоровьесберегающих технологий, которые могут использоваться в образовательном учреждении учителем это - педагогические и гигиенические.
Педагогические состоят в умении построить урок таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на организм и психику ребенка, и при этом добиться эффективного усвоения знаний.
Самыми простыми и важными из подобных педагогических приемов являются:
частая смена видов деятельности на уроке (от пяти и более раз);
рациональное распределение нагрузки по времени урока (самая напряженная работа должна приходиться на его середину);
использование игровых и ролевых форм работы (кроме всего прочего, так можно ненавязчиво заставить детей двигаться);
создание атмосферы сотрудничества (дети имеют право на вопросы, на свое мнение);
создание благоприятной эмоциональной атмосферы (шутка или литературная цитата не сделают урок несерьезным).
Гигиеническая составляющая технологии сохранения здоровья включает в себя:
условия в помещении (температура, освещенность, вентиляция, режим уборки);
организацию рационального питания;
соответствие режима занятий санитарным нормам и возрастным особенностям учащихся;
правильный подбор мебели и других предметов, используемых во время занятий;
учет состояния здоровья ученика при организации его рабочего места.
Основными требованиями к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий можно назвать:
– рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75-80%;
– в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём;
– количество видов учебной деятельности должно быть несколько;
– в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
– необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
–на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
–необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физминутки.
Химия и биология – серьёзные и сложные предметы. На уроках химии и биологии учащиеся знакомятся с основными законами жизни, с органической и неорганической материей, строением и работой систем органов человека и животных, особенностями обмена веществ в клетках организма человека и т.д. Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания, и во время внеклассных мероприятий по тематике «ЗОЖ». На уроках обучающимся приходится много писать, а потому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим образовательным технологиям. На уроках биологии обучающиеся знакомятся со строением систем своего организма, физиологическими особенностями, а также с правилами ведения здорового образа жизни. Обучающиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей, обращается внимание на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований. При изучении биологии обучающиеся выполняют серию лабораторных и практических работ, направленных на изучение физиологических показателей систем организма, различных отклонений и методик выявления различных заболеваний. Самостоятельная творческая и проектная деятельность учащихся является показателем заинтересованности не только в получении необходимых знаний, развития познавательной активности, но и в приобретении навыков и умений для дальнейшего практического применения в повседневной жизни. На уроках химии обучающиеся знакомятся с законами материи, со свойствами органических и неорганических веществ, знакомятся с веществами, с которыми они сталкиваются каждый день, учатся с ними обращаться, определяют их полезные, вредные, а иногда и опасные для человека свойства. Выполняя лабораторные и практические работы, обучающиеся учатся готовить растворы различной концентрации, выращивают кристаллы из соли, получают различные газы. Знакомясь с техникой безопасности на уроках, школьники узнают как вести себя при отравлениях или других воздействиях веществ, содержащихся в бытовой химии.
На уровне школы с использованием здоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи:
- создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий для образовательного процесса;
- обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся дезаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;
- обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;
- включение в учебные планы школы всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить обучающихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни:
- обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий;
- обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье;
- проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся;
- проведение тематической работы с родителями обучающихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете, зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям - задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, - задача каждого учителя.
Литература.
Антипова, Л. П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе/Л. П. Антипова //Начальная школа.-2011.-№8.-С.106-108
Андреева, И. Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И. Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.15-19
Анализ специалистов отделения СГМ (заведующий В.А.Барсуков) организационного отдела ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» по данным форм федерального статистического наблюдения, предоставленным Смоленским областным медицинским информационно-аналитическим центром Департамента Смоленской области по здравоохранению.
Будаева, Н.А. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе /Н.А. Будаева //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.32-36
Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.
Гурьев, А.В. Особенности планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе /А.В. Гурьев //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.20-26
Казин Э.М. «Здоровьесберегающие технологии в школе», М.: 1999.
Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Естествознание в школе.-2005.-№5.
Науменко, Ю. В. Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников /Ю. В. Науменко //Управление начальной школой.-2011.-№3.-С.48-61
Петров В. О. Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя сельской школы / Сельская школа как личностно-ориентированная образовательная система: Материалы научно-практической конференции (май 2004г.). Вып.1-Ростов — н/Д: РГПУ, 2004.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
Тверская Н. В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика // Образование в современной школе. — 2005. — № 2.
Интернет- ресурс:http://www.openclass.ru/node/47746