Доклад на тему «Использование квест-технологий на уроках литературы как прием активизации мыслительной деятельности в рамках внедрения ФГОС»
Доклад
«Использование квест-технологий на уроках литературы
как прием активизации мыслительной деятельности
в рамках внедрения ФГОС»
учителя МБОУ СОШ №108 имени Ю.В.Андропова Руснак И.В.
Послушайте - и Вы забудете,
посмотрите - и Вы запомните,
сделайте - и Вы поймете.
Конфуций
Введение
В рамках реализации ФГОС следует выбирать такие формы и методы обучения, ко-торые способствуют активизации мыслительной деятельности и позволяют погружать учащихся в определенные ситуации, требующие применения приобретаемых знаний и вызывающие необходимость действовать в соответствии со сложившимися обстоя-тельствами. Основанием такого подхода в обучении является тот факт, что форми-рование любой компетентности происходит через практическую деятельность.
Решению этой педагогической задачи отвечает, например, квест-технология.
Участие в квесте позволяет создать следующие условия обучения и реализовать сле-дующие умения:
- возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный
подход к учебному процессу;
- индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет про-граммируемости и динамической адаптируемости;
- изменение процесса познания путем смещения его в сторону системного мышле-
ния;
- возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждо-
му индивиду собственную траекторию обучения и самообучения.
Все вышесказанное подтверждает логическую связь квест-технологий и проектной деятельности, что само по себе является стимулом для использования данной фор-
мы работы в урочной и внеурочной деятельности.
Теоретический опыт
Квест (от английского «quest»– вызов, поиск, приключение) – это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд пре-пятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возни-кающими на пути, для достижения общей цели.
Формы квестов крайне разнообразны, однако их можно свести к следующей класси-фикации:
1.линейные (игра выстраивается по цепочке);
2.штурмовые (игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками);
3.кольцевые (тот же линейный квест, но замкнутый в круг).
По продолжительности квесты делятся на два типа:
1.кратковременный (используется для углубления знаний, их интеграции, рассчитан
на одно занятие);
2.длительный (используется для углубления и преобразования знаний обучающихся, рассчитан на несколько занятий).
Суть квеста заключается в том, что последовательное выполнение заданий приво-
дит игроков к некоей цели. Каждое задание является ключом к следующему зада-
нию.
Преимуществом квеста следует считать развитие коммуникативных компетенций,
так как достижение индивидуальной цели неразрывно связано с достижением цели коллективной. Это обстоятельство диктует необходимость налаживания успешно-
го взаимодействия в команде. В процессе работы дети учатся мобилизовать умствен-
ные, организаторские, творческие способности и быстро решать нестандартные за-
дачи. Для участия в квест-проекте участнику требуются навыки поиска, анализа ин-формации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтези-
ровать новую информацию.
Наибольшее распространение получила следующая структура образовательного
квеста:
введение (содержит описание сюжета, ролей);
задания (этапы, вопросы, ролевые задания);
порядок выполнения (бонусы, штрафы);
оценка (итоги).
Роль учителя в таком мероприятии направляющая. Учитель-наставник уступает
место учителю-сопроводителю, стремящемуся обеспечить максимальные усло-
вия для самовыражения каждого ребенка.
Практический опыт
План мероприятия
№ элемента |
Элементы мероприятия |
Время |
1. |
Вводная часть Организационный момент Мотивация. Коллективное определение цели и задач квеста. |
5 мин |
2. |
Основная часть мероприятия Общие правила квест-игры. Выполнение заданий. |
28 мин |
3. |
Заключительная часть мероприятия Подведение итогов. Заключительное слово преподавателя. |
7 мин |
Фольклорный квест
Пояснительная записка
Цель: закрепить знания, приобретенные в процессе изучения темы «Русское устное на-родное творчество».
Планируемые результаты
Личностные: формировать мотивацию к обучению через активизацию мысли-тельной деятельности, развивать ком-муникативную компетентность в общении и со-трудничестве со сверстниками и в разновозрастной среде, вести к осознанию рос-сийской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные: самостоятельно принимать решения и осуществлять действия; преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и по-знавательных задач; работать в группе.
Предметные: Предметные: знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимать язык произведений УНТ, многозначность смысла пословиц и пого-ворок, знать особенности ком-позиции русских народных сказок; уметь отгадывать за-гадки, давать определение малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольк-лора.
Форма квеста: перфоманс.
Участники: учащиеся 5 класса.
Аниматоры: учащиеся 10 класса.
Место проведения: школа.
Ход мероприятия
1этап: «Западня»
Среди урока неожиданно для детей дверь в класс закрывается на ключ с наружной стороны. На полу у дверей лежит конверт. В конверте находится письмо следующего содержания :
Я Кощей Бессмертный!
Вот уже тысячу лет я живу на этом свете, и скука одолевает меня. Поэтому время от времени я устраиваю себе небольшие развлечения. Сегодня, например, я украл три сережки Василисы Прекрасной. По сережке из пары. Казалось бы, какая мелочь для
нее. Но нет! Эти сережки волшебные: если потерять сережку хотя бы из одной пары, Василиса снова попадет в мой плен. Любая красавица приняла бы такую судьбу с ра-достью, но эта ду девушка не умеет ценить внимание .
Однако легкая победа уже не веселит меня, и у вас есть шанс спасти Василису от счастья.
Сережки спрятаны в трех надежных местах. Если вы хотите помочь Василисе, най-дите их!
Для этого нужно разделиться на три дружины. Для каждой команды в вашей горнице спрятаны карты, которые приведут к цели. Чтобы отыскать эти карты, вам при-дется поломать головы.
2 этап: «Головоломка»
Помимо письма в конверте находятся 3 разрезанные карточки(по количеству команд).
На одних частях карточек написаны литературоведческие термины , на других – опре-деления.
1 страница
Пестушка От слов «нянчить», «холить». Короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребенка, совершаемые им в самом начале жизни.
Закличка Обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам.
Приговорка Обращение к мыши, улитке, передразнивание птиц, слова, приговариваемые при скакании на одной ноге.
Считалка Краткие стихотворения, которые дети используют для распределения ролей между участниками игры.
Пословица Краткое народное изречение, законченное высказывание с назидательным смыслом.
Пестушка От слов «нянчить», «холить». Короткий стихо-творный напев нянюшек и матерей, каким они сопро-вождают действия ребенка, совершаемые им в самом начале жизни.
Закличка Обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам.
Приговорка Обращение к мыши, улитке, передразнивание птиц, слова, приговариваемые при скакании на одной ноге.
Считалка Краткие стихотворения, которые дети используют для распределения ролей между участниками игры.
С обратной стороны – загадки, которые должны указать на предметы, находящиеся в классе: шкаф, книжную полку, часы.
2 страница
1 группа:
ОН СТОИТ В УГЛУ ОДИН,
ДЕРЕВЯННЫЙ ГОСПОДИН .
КНИЖНЫХ ПОЛОК ПОВЕЛИТЕЛЬ,
МНОГИХ ЗНАНИЙ ОН ХРАНИТЕЛЬ.
2 группа:
СМАСТЕРИЛ ВЧЕРА Николка
ДЛЯ ПОЛЕЗНЫХ КНИЖЕК …
3 группа:
СТОЯТ НА МЕСТЕ,
А БЕЗ УСТАЛИ ИДУТ.
Необходимо сосредоточить внимание детей именно на терминах и определениях, а не на обратной стороне карточек. Они сами должны догадаться, что необходимо соотнести термины и определения. Конечно, по необходимости нужно направлять действия детей, но в минимальной степени.
Собрав страницу по частям и не найдя подсказки, учащиеся рано или поздно перевернут карточки, прочтут и отгадают загадки и найдут в шкафу, на книжной полке и под часами маршрутные листы.
Маршрутные листы представляют собой план эвакуации школы, на котором крестиками отмечены нужные места. Рядом с картами лежат ключи от класса.
Далее каждая команда самостоятельно определяет маршрут к месту, указанному на карте, и выдвигается на поиски.
3 этап: «Там, на неведомых дорожках…»
В этих точках маршрута детей ждут аниматоры в костюмах персонажей русского УНТ.
Аниматоры предлагают детям выполнить задания (задания заранее подобраны аниматорами):
1) Составьте из этих слов пословицы.
Свет, тьма, ученье, неученье.(Ученье – свет, а неученье – тьма.)
Терпеть, быть, казак, атаман. (Терпи,казак: атаманом будешь.)
Смотреть, конь, не, дарёный, в, зуб.(Дареному коню в зубы не смотрят.)
2) Найдите неправильное слово, исправьте ошибку.
Город не тётка.
Есть ещё горох в гороховнице.
Рысак русака видит издалека.
Уменье – свет, а неуменье – тьма.
Комар косу не подточит.
3) Закончите пословицу.
Не стыдно не знать, ... (стыдно не учиться).
На смелого собака лает, ... (а трусливого кусает).
Не мил и свет, ... (когда друга нет).
Не плюй в колодец - ... (пригодится воды напиться).
Не зная броду, ... (не лезь в воду).
4 этап: «Параллели»
Получив от аниматоров конверты с заданиями 4-го этапа, учащиеся в сопровождении тех же аниматоров возвращаются в класс для их выполнения.
В конвертах каждая группа находит фрагмент произведения русского УНТ. Дети должны догадаться, что фрагменты указывают на места, где им отдадут сережки.
Таким образом, данные отрывки являются своего рода символами, которые нужно преобразовать для решения познавательной задачи.
1 группа :фрагмент сказки «Каша из топора».
(Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
- Пустите отдохнуть дорожного человека!
Дверь отворила старуха.
- Заходи, служивый.
- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
- Ну, нет так нет, - солдат говорит.
Тут он приметил под лавкой топор.
- Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.
Хозяйка руками всплеснула:
- Как так из топора кашу сварить?
- А вот как, дай-ка котёл.
Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.)
2 группа : фрагмент из былины «О том, как Добрыня и Василий Казимирович выиграли дань у царя Бутеяна Батвесова».
( Приезжали Василий с Добрыней в землю Поленецкую, к царю Бутеяну на широкий двор. Скорым-скоро с коней они соскакивали, ни к чему коней не привязывали, не спрашивали у ворот привратников, не спрашивали у дверей придверников, отворяли они двери настежь…).
3 группа: славянский заговор от болезней.
(Стану я, раба Божья (имя), благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, в чистое поле. За воротами, в чистом поле стоит свят Окиян-камень, на святом Окиян-камне сидит красная девица с шелковой ниткой, рану зашивает, щипь унимает и кровь заговаривает у рабы Божьей (имя), и чтобы не было ни щипоты, ни ломоты, ни опухоли. Тем моим добрым словам ключ и замок отныне довеку. Аминь. Аминь. Аминь .)
Адреса:
1.группа: столовая.
2. группа: контрольно-пропускной пункт.
3. группа: медицинский кабинет.
На последнем этапе группы учащихся получают от персонала столовой, мед. кабинета и КПП последнее задание, после выполнения которого им вручают коробочки с сережками.
(Необходимо заранее снабдить персонал возможными ответами.)
1)Произнесите один из зачинов русской народной сказки.
2)Произнесите одну из концовок русской народной сказки.
3) вспомните не менее 4-х постоянных эпитетов.
ИТОГ: В каждой коробочке , помимо серёжки, лежит записка следующего содержания: «Уважаемый учитель, поставьте этим спасителям пятерки!»
Заключение
Из всего вышесказанного следует вывод о том, что квест-технология отвечает совре-
менным требованиям, предъявляемым к образованию, предполагает развитие кри-
тического мышления, повышает мотивацию к обучению, активизирует мыслитель-
ную деятельность.
Образовательные ресурсы:
1.ФГОС - http://минобрнауки.рф/documents/336 (Министерство образования и науки РФ)
3.https://e-koncept.ru/2013/53282.htm
5. https://infourok.ru/ispolzovanie-kvest-tehnologii-na-urokah-russkoy-literaturi-3349099.html
6. Быховский Я.С. Образовательные ВЕБ-КВЕСТЫ, М.: Из-во МГУ, 2000
7.Новикова А.А., Федоров А.В. Медиаобразовательные квесты // Инновации в образовании. 2008. № 10. С.71-93.
Никитина Людмила Анатолиевна
Лариса Леонтьева
Горбачёва Марина Юрьевна