Конспект урока географии в 5 классе «Гидросфера - кровеносная система Земли»
Предмет – география, 5 класс.
Тема: Гидросфера- кровеносная система Земли.
Базовый учебник: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. География. Землеведение.
Цель: Сформировать понятия Гидросфера- кровеносная система Земли.( Вода- как кровеносная система у человека переносит по организму кислород и питательные вещества -выполняет важную работу в природе. Без неё не было бы жизни на планете Земля.)
Задачи:
1. Сформировать понятие:
1) .Гидросфера, 2).воды суши: реки, озёра, подземные воды, ледники. 3). их части: русло ,дно, исток, устье , дельта, приток, правы берег, левый берег , речная система, бассейн реки
2. Развивать умение работать с картой, книгой, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.
3. Прививать любовь к Родине, бережное отношение к воде, окружающей среде.
Планируемый результат:
Личностные: осознание ценности гидросферы, как важнейшего компонента природы.
Метапредметные:
1. Развивать умение организовать свою практическую деятельность на уроке и дома, умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
2. Развивать умение взаимодействовать с одноклассниками работая в группах.
3. Закреплять умение ориентироваться в окружающем мире.
Предметные: овладевать элементарными практическими умениями и знаниями о речных системах края, России, Мира.
Использовать на уроке, атласы, карты, книгу, ЭОР дополнительную литературу.
Формировать представление об особенностях экологических проблем рек России и рек Мира.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознание единство и целостность окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию о гидросфере, реках, озерах, ледниках. Делать анализ и отбор информации, добывать интересные факты.
Коммуникативные: учить общаться и взаимодействовать друг с другом работая в группе.
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся: индивидуальная и коллективная.
Техническое оборудование: Интерактивная доска, интернет, компьютер, слайд фильмы.
Структура и ход урока:
№ |
Название урока |
Название используемого ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
||||||||||||
1 |
Органи- зационный |
Слайд фильм о Море, Океане ,реке( песня о реке) |
Добрый день. Давайте полюбуемся картинами природы. |
Дети смотрят фильм |
2 мин |
||||||||||||
2 |
Актуали-зация |
|
Как Вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? |
Наверное о красоте моря, реки. О воде |
1м |
||||||||||||
3 |
Опрос Д.З |
|
Ответы на вопросы кратко:1 Почему планету Земля называют « Голубой красавицей? 2.К аквода размещается на поверхности планеты 3.Почему и как меняется вода в океане? 4.Каким прибором измеряется температура воды? 5.Почему образуются приливы и отливы? 6.Почему вода в океане солёная. 7.Какие бывают течения? |
На поверхности планеты много воды Вода есть в океанах и на суше. Чем дальше от экватора тем вода холоднее и чем глубже тем вода тоже холоднее (освещенность планеты) _-градусником. -Вращение Земли. Лунное притяжение и действие ветра. - Зависит от испарения, от количества выпавших осадков и от количества впадающих рек и воды в них.
Тёплые и холодные. |
5 |
||||||||||||
4 5 |
Изучение нового материала практикум |
Слайд фильм о реке или воде. |
Планета Земля –«Голубая красавица» 70%-площади покрыто водой, человек на 70% состоит из воды и организм человека состоит из клеток ,которые тоже 70% составляет вода. Почему это происходит? Кто вспомнит как он происходит? Сегодня мы познакомимся с греческим вода словом Гидросфера. шар - Водная оболочка земли.(записываю на доске слово разным цветом) А что вы знаете о реках? Как устроены реки, Какое её значение.? Вода бывает не только в океане но и на суше .Кто знает что такое река? Давайте найдём ответы на вопросы: Как устроена река?. Откуда берётся вода в реках? По каким правилам живёт река. Как река работает. Какова роль рек в жизни людей. Посмотрите на карту- каким знаком показаны реки? Как вы думаете где реки начинаются? Молодцы, как много мы знаем о реках. Давайте откроем учебник на ст. 108, прочтём параграф и поработаем с текстом: Девочки выпишут выделенные слова запишут их на доске в столбик, мальчики их расшифрует. Значит у реки есть начало( изображаю точку и линию подписываю , у неё есть маленькие реки- притоки, иногда при впадении русло разбивается на несколько рукавов и это место называют –дельта. Давайте посмотрим на карту. Как реки изображают на картах ? Читаю стихотворение: У тебя, краса- река женское обличие, даже имя у тебя нежное, девичье. Ласковым тебя не зря окрестили словом, несмотря, что родилась ты в краю суровом. Река Лена начинается в12 км от озера Байкал и впадает в море Лаптевых( показываю на карте)Найдите реки с женскими именами . Самые длинные реки на земле- Амазонка, Нил, Миссисипи, в России Лена, Обь, Енисей- (слайд на доске) |
Ученик читает слайд фильм , остальные слушают, смотрят: Спросил малыш у струйки, льющейся из крана- Откуда ты? Вода в ответ- Издалека из океана. Потом малыш гулял в лесу- росой искрится вся поляна. Откуда ты?- спросил малыш росу- .Поверь из океана! На поле лег туман – седой. Малыш спросил и у тумана -Откуда ты? Ты кто такой? - И Я ДРУЖОК ИЗ ОКЕАНА. Удивительно. Не так ли? В супе, в чае, в каждой капле В звонкой льдинке и в слезинке и в дождике и в и росинке откликается всегда океаническая вода. -Круговорот воды в природе. Вода бывает в 3-х состояниях. Она хороший растворитель. В реках живут рыбы и водоросли, по ним плавают люди на лодках и ловят рыбу. В них купаются летом люди. Как голубые ленточки. Их очень много. Высоко в горах ,вытекают из озёр, с голубого ручейка начинается река. Дети работают на доске и в тетрадях. Река, русло, исток, устье, приток, речная система -Дети дают определение словам повторяя их. Рисуют в тетради русло реки . Рассматриваем название рек. Яна, Индигирка, Волга, Кубань, Москва ,река Сестра, Мама . Дети записывают в тетрадь |
|||||||||||||
6 |
Итог урока |
Что вы нового сегодня узнали, чем мы сегодня занимались. Давайте запишем тему нашего урока- Гидросфера- кровеносная система Земли. Как вы думаете почему воду сравнивают с кровеносной системой? |
Дети повторяют Потому что она выполняет важную работу в жизни природы. И поэтому ее надо беречь! |
||||||||||||||
7 |
Д.З |
Давайте откроем дневники и запишем Домашнее задание( показываю запись на слайде) Ст.108-читать. Таблица-10 рек.
|
Дети записывают в дневник. |
||||||||||||||
Поставьте оценку соседу и себе через запятую. Урок окончен . Спасибо. Все свободны. |
Дети подают дневники. |