Урок ИЗО в 6 классе «Жанр натюрморт. Аппликация. Мастер-класс»
Автор: учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №38» г. Курска Садварий Жанна Владиславовна
Предмет: изобразительное искусство
Тема: «Изображение предметного мира. Натюрморт в технике аппликации». Мастер-класс
Аудитория: 6 класс
Цель: формировать представления о разнообразии техник при создании работ жанре натюрморт и формировать умения работать в технике аппликации.
Задачи:
Образовательная:
- формировать представления о разнообразии работы в технике аппликации;
- Формировать представления школьников о правилах построения композиции;
- Актуализировать знания об истории развития жанра натюрморт;
- Актуализировать правила техники безопасности при работе с ножницами;
Воспитательная: воспитывать эстетический вкус.
Развивающая: развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук.
Методы: словесный (рассказ, беседа)
Наглядный (демонстрация, иллюстрация)
Практический
Материалы и оборудование для школьников: цветной картон, прозрачная цветная бумага, ножницы, клей, гуашевые краски, маркеры, глитерный фоамиран, сетка для букетов.
Содержание мастер-класса:
1.Организационный момент и мотивация учебной деятельности
Учитель приветствует школьников, проверяет готовность, создает мотивационный настрой.
2.Актуализация знаний и постановка целей и задач деятельности.
Учитель. Мы продолжаем сегодня работу в жанре натюрморт. Прежде чем мы перейдём к основной работе на уроке, давайте повторим информацию о жанре натюрморт.
(Школьники решают тест по командам)
Ссылка: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/interaktivnij_trenazhyor_na_temu_zhanr_natyurmort_6_132229.html
3.Введение в тему. Усвоение новых знаний
Учитель. Рассмотрите картины, что их объединяет?
Школьники. Все картины выполнены в жанре натюрморт.
Учитель. Давайте назовём материалы и виды изобразительного искусства, к которым относится каждое произведение.
Школьники. Первый натюрморт написан масляными красками это живопись, второй натюрморт тушью и пером, это графика, третий создан при помощи аппликации из цветной бумаги, это декоративно-прикладное искусство.
Учитель Вы, наверняка увидели, что натюрморт, выполненный в технике аппликации по-своему выразителен, а давайте попробуем дать определение, что такое аппликация?
(Школьники пытаются дать свои определения)
Учитель. Чтобы дать более грамотное определение, давайте обратимся к словарю.
(Школьники зачитывают определение аппликации)
Учитель. Мы выяснили, что аппликация обычно выполняется на плотной основе, но материалов, из которых можно создать аппликацию множество давайте поиграем по командам и попробуем определить из чего создана аппликация.
(Школьники определяют материал натюрморта)
Сегодня на уроке нам предстоит самостоятельно придумать композицию натюрморта и выполнить работу в технике аппликации. Для этого давайте вспомним некоторые композиционные правила.
Учитель. Прежде чем приступить к работе, давайте представим себе внешний облик ваших натюрмортов. Что может стать доминантой вашего натюрморта?
(ответы школьников)
Какие предметы могут стать яркими акцентами в вашем натюрморте?
(ответы школьников)
Представьте себе натюрморты, относящиеся к различным профессиям людей, какие предметы войдут в композиции подобных натюрмортов?
(ответы школьников)
Теперь давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами. Какие правила вы знаете?
(ответы школьников)
4.Знакомство с этапами практической работы.
Прежде чем приступать к работе над натюрмортом, давайте познакомимся с этапами работы.
Подготовим цветную бумагу, ножницы и карандаш для создания аппликации. Обдумаем композицию. Выберем светлый, тонально контрастный цвет для доминирующего изображения.
Доминантой натюрморта будет подсвечник.Сворачиваем лист на ширину предмета.
Вырезаем и примеряем бумагу к размеру фона.
Рисуем половину подсвечника, расположив его к сгибу.Помним, что выразительность силуэта зависит от пластичности линий.
Вырезаем силуэт подсвечника.
Выбираем цветную бумагу для свечей.
Рисуем форму свечей на листах свернутых пополам.
Готовим бумагу золотистых цветов для огня.
Рисуем с обратной стороны бумаги очертание пламени разного размера.
Вырезаем и соединяем детали.
Маркерами нарисуем тени. Поскольку аппликация предполагает условный объём, тени рисуем без тональных переходов.
Из обрезков белой бумаги вырежем блики.
Выберем из картона или бумаги цвета для фона натюрморта и для стола. Вырежем полосу для обозначения плоскости стола.
Склеим между собой детали подсвечника, а также части фона. Выберем лист цветной бумаги для книги.
Нарисуем на листе книгу и вырежем её.
Нарисуем маркером странички книги.
Выберем ещё один лист бумаги, свернём его пополам и нарисуем у сгиба половинку вазы. Поскольку ваза будет расположена дальше, по размеру она будет меньше подсвечника.
Развернём вазу, нарисуем тени и приклеим блики.
Из обрезков разноцветной бумаги попробуем сделать фрукты, нарисуем их карандашом.
Вырежем фрукты, приклеим блики и нарисуем тени.
Располагая фрукты в вазе, используем приём загораживания. Из чёрной бархатной бумаги вырежем форму окна.
Из остатков жёлтой бумаги вырежем месяц.
Из светлой бумаги сделаем раму, для этого вырежем на светлой бумаге форму окна, свернём деталь пополам и нарисуем форму рамы.
Аккуратно вырежем раму, чтобы вырезать было удобно, сделаем надрезы в местах соприкосновения центрального элемента рамы. Развернём раму и совместим с фоном окна и месяцем.
Расположим все предметы композиции, используя приём загораживания. Из сетки от оформления цветов вырежем штору.
При помощи маркера нарисуем падающие тени, сгустим тон вокруг свечей и немного поработаем точками для передачи эффекта освещённости.
Для передачи эффекта освещённости проработаем свет вокруг свечей белой и жёлтой гуашью.
5. Практическая работа.
Школьники создают свои натюрморты. Учитель проводит индивидуальные консультации и следит за этапами работы.
6.Подведение итогов.
Подведение итогов проходит в виде игры "Художники и искусствоведы"
7. Рефлексия.
Продолжите предложение:
На занятии я узнал...
На занятии мне удалось...
На занятии мне было трудно...
На занятии я научился...
Пролубщикова Наталья Владимировна
Садварий Жанна Владиславовна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Садварий Жанна Владиславовна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Кияйкина Наталья Федоровна
Садварий Жанна Владиславовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Петренко Наталья Борисовна
Садварий Жанна Владиславовна
Панов Егор Игоревич
Садварий Жанна Владиславовна
Янова Татьяна Викторовна
Садварий Жанна Владиславовна
Антропова Мария Александровна
Садварий Жанна Владиславовна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Садварий Жанна Владиславовна