12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена26
Учитель музыки
Россия, Архангельская обл., Северодвинск

Выполнила:

Кочемасова Елена Геннадьевна

учитель музыки МБОУ СОШ № 30

Г.Северодвинск

Материал из опыта работы на тему «Региональное содержание в преподавании музыки: конспект урока для 5 класса «Жанры русской народной музыки»





20t1643820477aa.png 20г

Урок «жанры русской народной музыки» - это урок в 5 классе комплексного применения знаний и умений (урок изучения и закрепления). обобщение по темам четвертей «Связь музыки, литературы и ИЗО», в рамках темы раздела: «Россия, родина моя» (УМК «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой).

Основная идея урока — формирование духовной культуры детей на традициях своего народа.

Педагогическая цель

- ознакомление с жанрами народной музыки

- формирование и закрепление навыков анализа музыкального произведения;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;

- выявление и осознания межпредметных связей в искусстве (Музыка, ИЗО, Движение)


Планируемые результаты:


Личностные:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и своего родного края, понимание ее значимости в современном музыкальном пространстве;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью; музыкой и другими искусствами

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении заданий;

Метапредметные результаты:


Познавательные:


научатся:

- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения на примерах народной музыки,

- обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся при работе в парах и группой;

- адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов на примере разножанровых произведений,

сравнивать и сопоставлять произведения разных жанров и искусств


Регулятивные:


научатся:

- принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему ( при работе над сообщением).


Коммуникативные:


научатся:

- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;


Предметные результаты:


У учащихся будут сформированы:

- первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа; о ценности традиций своего родного края

- основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

- представленя о связи и взаимопроникновении разных искусств между собой и жизнью.

- знания и представления о высоком профессиональном уровне коллектива Северный народный хор


научатся:

- активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

- характеризовать и различать жанры народной музыки между собой всвязи с жизненной ситуацией

- сопоставлять жанры в разных искусствах

- формулировать понятие жанр

Научно – методическое обеспечение: Учебник «Музыка» 5 класс Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина Москва «Просвещение» 2018;

рабочие программы ФГОС «Музыка 5 - 8 классы» Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина Москва «Просвещение» 2019г.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация, карточки-картины для работы в парах, карточки – лото, аудио-видео материалы.

Методы:

деятельностный подход,

метод эмоциональной драматургии;

метод размышлений о музыке.

сопоставления

объяснительно - иллюстративный;

наглядно-слуховой;

словесный.

информационно – коммуникативный

игровой

организации художественно-эстетической среды


Виды деятельности учащихся:

Музыкально – ритмическое движение

Коллективная работа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Фронтальная

Слушание

Творческая деятельность

Игровая

Основные понятия: жанры: колыбельные, былины, трудовые, свадебные, колядки, масленичные, хороводные, плясовые, Северный народный хор




Тема: жанры русской народной музыки

Ход урока:


Организационный этап.

Вход в класс под музыку «Красна девица вила кудерышки»


Актуализация знаний с целью подготовки к изучению новой темы

Учитель: Вы вошли в класс под музыку. Что вы можете о ней сказать? (народная, в исполнении нар. оркестра)


Это произведение звучало в исполнении Северного народного хора, музыку и танцы которого мы сегодня услышим и увидим в большинстве примеров.


Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Значит о какой музыке пойдет сегодня разговор? ( о русской народной)

А сейчас послушаем об этом коллективе сообщение:


На слайде фото Северного народного хора


Сообщение «Северный народный хор»

Первичное усвоение новых знаний


На слайде слова - виды народной песни: колыбельные, былины, трудовые, свадебные, хороводные, плясовые, колядки, масленичные. Учитель и дети в совместном обсуждении объясняют значение каждого жанра. Ответы: колыбельная, которой убаюкивают ребенка, былины-сказания о богатырях в сопровождении гуслей, трудовые песни сопровождали труд, свадебные звучали на свадьбах, хороводные спокойного характера, сопровождали хоровод, плясовые - веселого характера, колядки - обрядовая песни у славян; исполнялась в ночь под рождество (пожелания богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Мелодия много раз повторяется), масленичные исполняются на Масленицу.


Учитель: Вид произведения называется словом жанр. Произведения могут быть в каких искусствах? (поэзия, архитектура, живопись, скульптура). В каждом искусстве их виды будут называться словом жанр.



(раздаются комплекты карточек – картин на каждый стол)

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Перед вами картины русских художников с изображениями этих музыкальных жанров. Работать будем в парах. Соотнесите жанры живописи с жанрами народной песни

t1643820477ab.jpgt1643820477ac.jpgt1643820477ad.jpgt1643820477ae.jpg

t1643820477af.jpgt1643820477ag.jpgt1643820477ah.jpgt1643820477ai.jpg



Применение знаний и умений в новой ситуации

Учитель: А сейчас мы будем определять жанр народной песни самостоятельно. Слушаем муз. произведение и поднимаем карточку с картинко .


Музыкальная викторина (6 примеров)

Учитель: Последний муз. пример мы посмотрим в хореографии Северного народного хора.


Видео пример «Хоровод»


Учитель: Мы тоже себя попробуем в хореографии русского танца


Физкультминутка «Русское»



Учитель: А сейчас мы будем работать в группах по 4 человека (по 2 стола), и я проверю ваши знания с прошлых уроков




Контроль усвоения


(Раздаются карточки – домино «Русское искусство». В правильной последовательности карточки складываются: слово на картинку и объединяются в кольцо.)

Карточки находятся в приложении «Лото»


Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.




Учитель: Музыкальная культура и другие искусства не существуют отдельно друг от друга. Они связаны между собой и наполняют всю нашу жизнь сегодня так же как это было и в древности.


Рефлексия (подведение итогов занятия)

 


Понятие русской народной культуры касается как творчества русских композиторов, русского музыкального фольклора и даже творчества современных авторов-исполнителей. И мы посмотрим видео – клип современной группы «Алиса», который посвящен теме Родины, истории нашей страны. Вы переживете большую гордость за наше отечество и победы.


Клип «небо славян»


Так древнее могучее наследие русской культуры очень связано с современной жизнью и очень интересно нам сегодня.


Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Учитель: Дома подберите современные песни, в которых отражается тема русской народной культуры, тема Родины или истории России. Принесите их клипы ил МП3 на следующий урок.





















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.