Жанры русской народной музыки
Выполнила:
Кочемасова Елена Геннадьевна
учитель музыки МБОУ СОШ № 30
Г.Северодвинск
Материал из опыта работы на тему «Региональное содержание в преподавании музыки: конспект урока для 5 класса «Жанры русской народной музыки»
20 20г
Урок «жанры русской народной музыки» - это урок в 5 классе комплексного применения знаний и умений (урок изучения и закрепления). обобщение по темам четвертей «Связь музыки, литературы и ИЗО», в рамках темы раздела: «Россия, родина моя» (УМК «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой).
Основная идея урока — формирование духовной культуры детей на традициях своего народа.
Педагогическая цель
- ознакомление с жанрами народной музыки
- формирование и закрепление навыков анализа музыкального произведения;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;
- выявление и осознания межпредметных связей в искусстве (Музыка, ИЗО, Движение)
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и своего родного края, понимание ее значимости в современном музыкальном пространстве;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью; музыкой и другими искусствами
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении заданий;
Метапредметные результаты:
Познавательные:
научатся:
- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения на примерах народной музыки,
- обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся при работе в парах и группой;
- адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов на примере разножанровых произведений,
сравнивать и сопоставлять произведения разных жанров и искусств
Регулятивные:
научатся:
- принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему ( при работе над сообщением).
Коммуникативные:
научатся:
- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа; о ценности традиций своего родного края
- основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
- представленя о связи и взаимопроникновении разных искусств между собой и жизнью.
- знания и представления о высоком профессиональном уровне коллектива Северный народный хор
научатся:
- активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
- характеризовать и различать жанры народной музыки между собой всвязи с жизненной ситуацией
- сопоставлять жанры в разных искусствах
- формулировать понятие жанр
Научно – методическое обеспечение: Учебник «Музыка» 5 класс Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина Москва «Просвещение» 2018;
рабочие программы ФГОС «Музыка 5 - 8 классы» Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина Москва «Просвещение» 2019г.
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация, карточки-картины для работы в парах, карточки – лото, аудио-видео материалы.
Методы:
деятельностный подход,
метод эмоциональной драматургии;
метод размышлений о музыке.
сопоставления
объяснительно - иллюстративный;
наглядно-слуховой;
словесный.
информационно – коммуникативный
игровой
организации художественно-эстетической среды
Виды деятельности учащихся:
Музыкально – ритмическое движение
Коллективная работа
Индивидуальная работа
Работа в парах
Фронтальная
Слушание
Творческая деятельность
Игровая
Основные понятия: жанры: колыбельные, былины, трудовые, свадебные, колядки, масленичные, хороводные, плясовые, Северный народный хор
Тема: жанры русской народной музыки
Ход урока:
Организационный этап.
Вход в класс под музыку «Красна девица вила кудерышки»
Актуализация знаний с целью подготовки к изучению новой темы
Учитель: Вы вошли в класс под музыку. Что вы можете о ней сказать? (народная, в исполнении нар. оркестра)
Это произведение звучало в исполнении Северного народного хора, музыку и танцы которого мы сегодня услышим и увидим в большинстве примеров.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Значит о какой музыке пойдет сегодня разговор? ( о русской народной)
А сейчас послушаем об этом коллективе сообщение:
На слайде фото Северного народного хора
Сообщение «Северный народный хор»
Первичное усвоение новых знаний
На слайде слова - виды народной песни: колыбельные, былины, трудовые, свадебные, хороводные, плясовые, колядки, масленичные. Учитель и дети в совместном обсуждении объясняют значение каждого жанра. Ответы: колыбельная, которой убаюкивают ребенка, былины-сказания о богатырях в сопровождении гуслей, трудовые песни сопровождали труд, свадебные звучали на свадьбах, хороводные спокойного характера, сопровождали хоровод, плясовые - веселого характера, колядки - обрядовая песни у славян; исполнялась в ночь под рождество (пожелания богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Мелодия много раз повторяется), масленичные исполняются на Масленицу.
Учитель: Вид произведения называется словом жанр. Произведения могут быть в каких искусствах? (поэзия, архитектура, живопись, скульптура). В каждом искусстве их виды будут называться словом жанр.
(раздаются комплекты карточек – картин на каждый стол)
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Перед вами картины русских художников с изображениями этих музыкальных жанров. Работать будем в парах. Соотнесите жанры живописи с жанрами народной песни
Применение знаний и умений в новой ситуации
Учитель: А сейчас мы будем определять жанр народной песни самостоятельно. Слушаем муз. произведение и поднимаем карточку с картинко .
Музыкальная викторина (6 примеров)
Учитель: Последний муз. пример мы посмотрим в хореографии Северного народного хора.
Видео пример «Хоровод»
Учитель: Мы тоже себя попробуем в хореографии русского танца
Физкультминутка «Русское»
Учитель: А сейчас мы будем работать в группах по 4 человека (по 2 стола), и я проверю ваши знания с прошлых уроков
Контроль усвоения
(Раздаются карточки – домино «Русское искусство». В правильной последовательности карточки складываются: слово на картинку и объединяются в кольцо.)
Карточки находятся в приложении «Лото»
Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Учитель: Музыкальная культура и другие искусства не существуют отдельно друг от друга. Они связаны между собой и наполняют всю нашу жизнь сегодня так же как это было и в древности.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Понятие русской народной культуры касается как творчества русских композиторов, русского музыкального фольклора и даже творчества современных авторов-исполнителей. И мы посмотрим видео – клип современной группы «Алиса», который посвящен теме Родины, истории нашей страны. Вы переживете большую гордость за наше отечество и победы.
Клип «небо славян»
Так древнее могучее наследие русской культуры очень связано с современной жизнью и очень интересно нам сегодня.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Учитель: Дома подберите современные песни, в которых отражается тема русской народной культуры, тема Родины или истории России. Принесите их клипы ил МП3 на следующий урок.