Технологическая карта урока музыки «Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт»

4
1
Материал опубликован 20 April 2016 в группе

Зачем иеромонаху Фотию сцена?

«Есть музыка, которая к нам идёт, и другая, которая требует чтобы мы шли к ней»

Тема урока: Образы русской духовной музыки. Духовный концерт».

«Знаменный распев» «Партесное пение» ПАСПОРТ АРТЕФАКТА РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ ИМЯ:___________________________________ СОЗДАТЕЛЬ____________________________ ПРОПИСКА____________________________ ГДЕ СЛУЖИТ_______________________________ ОСНОВНЫЕ ПРИМЕТЫ______________________________ СОСТАВИТЕЛИ_________________________

ПАСПОРТ АРТЕФАКТА РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ ИМЯ:______ «Знаменный распев» __ СОЗДАТЕЛЬ____________________________ ПРОПИСКА____________________________ ГДЕ СЛУЖИТ_______________________________ ОСНОВНЫЕ ПРИМЕТЫ______________________________ СОСТАВИТЕЛИ_________________________ «Послан бысть Гавриил» знаменный распев в исполнении мужского хора "Оптина пустынь"

Система записи церковной музыки Запись музыки велась с помощью специальных знаков (по-русски «знамя», «крюк»). Отсюда и название – знаменный распев, знаменная нотация. Одноголосное унисонное акапельное исполнение мужского хора. новгородцы братья Василий (в иночестве Варлаам) и Савва Роговы; Иван (в иночестве Исайя) Лукошко и Стефан Голыш с Урала; Иван Нос и Фёдор Крестьянин (т.е. Христианин), работавшие при дворе Иоанна Грозного.

Появление трёхголосия К 16 веку в церковной культуре усиливаются идеи Троицы. В музыке это выражается в постепенном отходе от одноголосного унисонного пения и появлении трёхголосия. Оно получило название «строчное трёхголосие»: три голоса – три строки, главный голос (путь) – средняя строка, крайние (верхники и нижники) – сопровождающие.

Партесное пение «Воскресение» ПАСПОРТ АРТЕФАКТА РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ ИМЯ:______ «Партесное пение»____ СОЗДАТЕЛЬ____________________________ ПРОПИСКА____________________________ ГДЕ СЛУЖИТ___________________________ ОСНОВНЫЕ ПРИМЕТЫ________________ СОСТАВИТЕЛИ_________________________

Духовная музыка – одна из важнейших частей церковной службы. Музыка соединяясь со словом Божьим выступает носителем духовности. В музыке первостепенное значение придается не слову и интонации, а тому внутреннему содержанию, которое скрыто за ними.

Духовный концерт Появился в XVIII веке. Создателем жанра был Максим Созонтович Березовский (1745 – 1777) – с детства отличался удивительной музыкальностью, владел игрой на разных инструментах, как талантливый композитор был отправлен на учёбу в Болонскую филармоническую Академию за государственный счёт, автор многих инструментальных, оперных произведений и многочисленных духовных концертов. Был незаслуженно забыт и, спустя много лет после своей смерти, вновь открыт новым поколениям слушателей.

Портретных изображений М.С.Березовского не сохранилось.

«Не отвержи мене во время старости» Считается одним из самых значительных произведений в этом жанре. Сочинён Березовским в возрасте 16-18 лет (!). Написан на слова 70-го псалма Давида из «Ветхого Завета». Вот его современный перевод: Не отвергни меня во время старости, когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня. Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собой, говоря: «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего». Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне.

Какой характер мелодии? Как она развивается? Что выражает? Духовный концерт М. Березовский

Духовный концерт М. Березовский

«Есть музыка, которая к нам идёт, и другая, которая требует чтобы мы шли к ней»

видеоролик

Домашнее задание: написать мини-сочинение по пониманию народной мудрости: «Дорога до кабака далека, да легка, дорога к храму близка, да идти склизко»

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за интересную разработку.

24 March 2017

Похожие публикации