Технологическая карта урока музыки «Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока музыки
Предмет: музыка
Класс: 6 класс
Базовый учебник: программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.
Тема урока: «Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт».
Цель урока:
- Дать учащимся представление о жанре хорового концерта; выявить особенности русской духовной музыки на материале фрагмента концерта М.Березовского «Не отвержи меня во время старости».
- Знать особенности развития народной и духовной музыки в Древней Руси, знакомство с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения).
- Знать основные этапы жизни и творчества композитора М.Березовского.
- Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему строю (гомофонно-гармоническому, полифоническому) и жанру.
- Развивать музыкальное восприятие, интонационно-стилевые представления, вокально-хоровые навыки.
- Осознать значение духовной культуры в жизни человека.
- Воспитывать музыкальную культуру у шестиклассников, любовь к родному краю, к произведениям русского музыкального творчества
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, фортепиано или синтезатор.
Планируемый результат
Предметные умения:
1. Вести диалог по теме, соблюдая нормы речевого этикета.
2. Определять особенности русской духовной музыкальной культуры.
3. Уметь использовать понятия: знаменный распев, партесное пение, a capella, духовный концерт, полифония.
Личностные УУД: формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; ответственного отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока.
Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД: выражать и аргументировать свои предпочтения и отрицания, с уважением относиться к иным взглядам, учатся размышлять на глубокие темы.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1 |
Активизация внимания Слайды: 1,2 |
Видеоролик об участии иермонаха Фотия в проекте на ОРТ «Голос» Прием «мысли во времени» «Зачем монаху сцена? И что он будет делать, если победит?» |
Эмоционально-образный настрой к уроку. В течении 1 минуты отвечают на вопросы мыслями, которые «приходят в голову». Оставляем без обсуждения до конца урока. |
Личностные: развитие эмоционально-нравственной отзывчивости Регулятивные Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. |
2 |
Постановка проблемы. Слайд: 3
Слайд: 4
|
Обсуждение Эпиграфа: «Есть музыка, которая к нам идёт, и другая, которая требует чтобы мы шли к ней» Как вы считаете к носителю какой музыке относится иеромонах Фотий? Как вы считаете какая сегодня будет тема урока? Предлагаю нам сегодня отправится в экспедицию. Экспедиция – что это? Какую цель мы перед собой поставим? Артефакт (лат. artefactum от arte — искусственно + factus — сделанный) искусственно созданный носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений. Учитиель Представление о жанре хорового концерта; выявить особенности русской духовной музыки на материале фрагмента концерта М.Березовского «Не отвержи меня во время старости». |
«Музыка легкая, развлекательная легкодоступна, а к восприятию музыки, которая заставляет мыслить и умом и сердцем и душой, необходимо подготовиться, дорасти». «К духовной, для ее восприятия нужно многое узнать и подготовить душу и сердце». Тема урока: Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт». Путешествие с определенной начной целью Познакомиться с жанрами и стилями духовной музыки. |
Коммуникативные Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества |
3 |
Актуализация знаний Проверка домашнего задания Слайды 5
Слайд: 6-7
Слайды 8-9
Слайды 10 |
Итак, первые артефакты вы искали дома: это «знаменный распев» и «партесное пение», по этому принципу класс делить на 2 команды Прием: «Создай паспорт артефакту»: 1. Имя 2.Содатель 3.Прописка 4.Где служит 5. Особые приметы Звучит знаменный распев в исполнении мужской хор "Оптина пустынь" «Послан бысть Гавриил» Звучит Партесное пение «Воскресение» Духовная музыка – одна из важнейших частей церковной службы. Музыка соединяясь со словом Божьим выступает носителем духовности. В музыке первостепенное значение придается не слову и интонации, а тому внутреннему содержанию, которое скрыто за ними. |
Раздать детям приготовленные бланки паспорта, который они заполняют, обсуждая весь материал, который подготовили дома.
Торжественная «выдача паспортов» - представление друг другу.
Отряд «Знаменный распев» Таможенная проверка. Слушаем и сравниваем с паспортом. Отряд «Партесное пение» Таможенная проверка. Слушаем и сравниваем с паспортом. Нахождение общего. Вывод. |
Различать особенности русской музыкальной культуры Познавательные: Учатся выделять специальную информацию из текста учатся размышлять над содержанием музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности высказывать суждения о музыке Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию |
4 |
Совместное открытие новых знаний
Слайды 11-12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15 |
Что такое «Концерт»? Что объединяет эти понятия? А что такое «Духовный концерт»? История создания духовного концерта, биография М.Березовского. Анализ текста 70-го псалма Давида из «Ветхого Завета» (учебник стр. 56-57) Не отвергни меня во время старости, когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня. Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собой, говоря: «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего». Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне На странице 55 нотная запись главной темы 1-й части концерта М.С.Березовского. Какой характер мелодии? Как она развивается? Что выражает?
Предлагаю прослушать духовный концерт М.Березовского и проследить по нотам. - Как взаимодействуют голоса в хоровом звучании? Полифония- что такое? Полифонический склад пришел с Европы и закрепился в духовной музыке Руси на все последующее время. |
Обсуждение термина концерта как музыкальноего события и как музыкального жанра. Объединяет – публичность, соревновательность, массовость, амбициозность. Прилагательное «духовный» говорит о том, что этот концерт имеет отношение к духовной музыке, к душе, к православию. Не должно быть амбициозности, массовости, соревновательности… Делают записи в тетради составляют Паспорт
исповедь человека, для которого одиночество — непосильное, неизъяснимое бремя, а старость, угасание творческих возможностей, прекращение насыщенной событиями и борениями жизни — ужасная мука, как бы прижизненная смерть... просьба, даже мольба Богу прохлопывание ритма с текстом пропевание по методу «Эха» Мелодия развивается неспешно, как строгое простое высказываение. Тема пропевается говорком, тяжело, человека тревожит глубоко личная мысль. Восходящее движение мелодии в начале и нисходящее в конце уравновешивает мольбу к Богу. Концерт разворачивается от низкого регистра к высокому. Голоса вступают по очереди, а потом поют вместе. Появляется полифония. Поли- много, фоно – голоса. Многоголосие, где каждый голос самостостоятелен. |
Коммуникативные Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества
Познавательные: Учатся слушать и производить анализ музыкального произведения; учатся размышлять над содержанием музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности высказывать суждения о музыке. Формирование исполнительских навыков
Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию Интонационный-слуховой анализ |
5 |
Подведение итогов Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18 Домашнее здание Слайд 19 |
Итак, вернемся к началу урока. На слайде эпиграф. Какие знания мы получили? - что такое знаменный распев - что такое партесное пение - один из жанров многоголосного пения – это (духовный концерт) С каким композитором, автором Духовного концерта мы сегодня познакомились? Какой тип фактуры полифонический или гомофонный использовал автор Концерта? Молодцы, сегодня все хорошо потрудились, Интересно вам узнать, как ответил иеромонах Фотий на вопросы, которые задавались в самом начале урока? Просмотр ролика. 1.Анализ своих ответов. Почему я написал эти слова? О чем я думал, когда писал эти слова? Чтобы я хотел изменить в записи?
Написанное мной имеет для меня значение? |
Да. Это было сложно. Но мы приобрели новые знания и понимание того, как развивалась русская духовная музыка. Ответы детей.
Эмоционально-образный итог урока.
|
Регулятивные: Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать. |
6 |
Рефлексия Слайд 20 |
Исполнение песни Б.Окуджавы «Молитва» |
Познавательные: Формирование исполнительских навыков Регулятивные Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке |
Здесь будет файл: /data/edu/files/j1461175572.ppt (презентация)
Здесь будет файл: /data/edu/files/x1461175743.docx (паспорт)
Здесь будет файл: /data/edu/files/l1461175780.mp3 (партесное пение Воскресение)
Здесь будет файл: /data/edu/files/i1461175808.mp3 (знаменный распев)
Здесь будет файл: /data/edu/files/q1461175854.mp4 (Березовский Духовный концерт 1 часть)
Елена Владимировна