Технологическая карта урока музыки во 2 классе «Музыка в народном стиле»
УРОКА МУЗЫКИ
во 2 классе
Автор – учитель музыки
Бабешко Эллина Валерьевна
2 класс |
III триместр |
19 урок |
стр. учебника 62-63 |
стр. тетради 2 кл.- 19 |
||||
Раздел |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! |
|||||||
Тема |
Музыка в народном стиле |
|||||||
Цель |
углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле. |
|||||||
Задачи
|
1) Знакомство с музыкой в народном стиле, созданной П.И. Чайковским и С.С. Прокофьева 2) Вспомнить характерные черты народной музыки; 3) Научиться находить сходства и различия между музыкой народной и композиторской; 4) Приобрести навык сочинения песенок на заданный текст (в команде, индивидуально). 5) Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной и композиторской музыки; 6) Воспитание исполнительской и слушательской культуры. |
|||||||
Планируемые результаты: |
||||||||
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
||||||
ü Продолжение формирования основ гражданской идентичности; ü Формирование уважения к национальным особенностям музыкальной культуры |
ü Закрепление знаний об особенностях русской народной музыки; ü Умение находить сходства и различия между музыкой народной и композиторской |
ü Формирование навыка анализа и обработки информации; ü Освоение основ координированной работы в целом коллективе, в парах и в малых группах; ü готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач |
||||||
Понятийный аппарат |
Музыка народная и профессиональная, народный стиль, народные инструменты, запев, припев, куплетная форма |
|||||||
Эмоциональный словарь |
нежная, спокойная, стремительная, энергичная, плясовая, напевная, задорная |
|||||||
Произведения искусства
|
1.С.С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами» 2.П.И. Чайковский «Камаринская», «Вальс», «Мужик на гармонике играет» 3.Плясовой наигрыш «Камаринская» 4. Русская народная песня «Во поле береза стояла» |
|||||||
Зрительный ряд |
Демонстрационная презентация, портретов композиторов |
|||||||
Раздаточный материал |
1) Шумовые инструменты
|
|||||||
Время |
Слайды или ссылки |
Содержание урока |
Ключевые вопросы или проблемы |
5 мин. |
Слайд 1-3 |
Мотивация к учебной деятельности |
Послушать и определить музыкальные фрагменты, сравнительный анализ, выявление характерных черт народной песни |
3 мин. |
Слайд 4 |
Формирование темы урока |
Сочинение произведений в народном стиле на примере музыки русских композиторов |
8 мин. |
Учебник 2 кл. с. 63 Слайд 5-6 |
Актуализация темы урока |
Сравнение музыки народной и профессиональной
|
9 мин. |
Учебник 2 кл. с.62 Слайд 7-8 |
Освоение особенностей музыки в народном стиле в процессе художественно-творческой деятельности. |
Сравнение музыки народной и профессиональной. Музыкальный жанр
|
7 мин. |
Слайд 9
|
Освоение особенностей музыки в народном стиле в процессе художественно-творческой деятельности. |
Музыка в народном стиле в собственном исполнении (досочинение).
|
5 мин. |
Слайд 10 |
Освоение особенностей музыки в народном стиле в процессе художественно-творческой деятельности. |
Музыкально-ритмические упражнения на шумовых инструментах |
5 мин. |
Слайд 11 |
Освоение особенностей музыки в народном стиле в процессе художественно-творческой деятельности. |
Мелодическая импровизация на тексты народных песенок |
3 мин. |
|
Рефлексия. |
Вывод урока (с оценкой работы класса)
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя |
Слушание муз фрагмента русской народной песни «Во поле береза стояла», «Светит месяц». Анализ характерных черт русской народной музыки. Проигрывание отрывка песен на свирели
Слушание муз фрагмента «Вальс» П.И. Чайковского |
Организационно-направляющая. Акцентирование внимания учащихся на повторы фраз, распевание слогов, куплетную форму в русских народных песнях через работу над чистотой интонирования Отличить музыку народной от профессиональной (композиторской) |
«Мужик на гармонике играет» Ответы на вопросы, формулировка темы урока
|
Кто написал эту музыку композитор или народ? Сформулируйте тему урока. |
Работа с учебником и нотной записью Сравнение плясового наигрыша и «Камаринской» П.И. Чайковского», ответы на вопросы, проигрывание отрывков на свирели, а так же с добавлением ритмического аккомпанемента на ложках и бубнах. |
Одинаковые ли мелодии у плясового наигрыша и у Чайковского? Чем отличаются и что общего? Какая из этих двух мелодий звучит в «Детском альбоме» П.И. Чайковского? |
Слушание муз фрагмента «Ходит месяц над лугами» С.С. Прокофьева. Ответы на вопросы учителя. Работа с учебником и нотной записью, вокализация мелодии со словами, музицирование на свирели. |
Черты, какого жанра народной музыки проявляются в сочинении Прокофьева: песня или плясовой наигрыш? Почему песня? Какие характерные черты русской песни вы услышали в этой музыке? |
Работа в группах по 5-6 человек (выбор музыкального окончания для песни «Ходит месяц над лугами»), исполнение в ансамбле и на свирели. Сочинение своего окончания, подбор и исполнение на свирели. |
Учитель демонстрирует шаблоны с подходящим и неподходящим окончанием |
Работа учащихся в группах, исполнение ритмического аккомпанемента на музыкальных шумовых инструментах
|
Учитель контролирует и корректирует правильность исполнения ритмического рисунка |
Индивидуальная работа учащихся, сочинение мелодии в народном стиле на тексты народных песенок. |
Учитель помогает правильно определить ритмическую структуру народных песен
|
Ответы на вопросы учителя. |
Контроль освоения материала Какую музыку мы называем «музыка в народном стиле»? С музыкой какого композитора мы встретились на уроке? Чем она похожа на музыку народную? Объяснение домашнего задания |