Железы внутренней секреции. Функции желез

0
0
Материал опубликован 12 August

ХIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»

МБОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 4»


Урок химии в 8 классе по теме: «Железы внутренней секреции. Функции желез»

Учебник: Биология 8 класс. Базовый уровень: учебник/А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш,

Автор: Гасанова Айгюль Фараиль кызы, учитель биологии

Тип урока: урок введения нового знания

Технология урока: Создание и решение проблемной ситуации.

Информационно-компьютерные технологии.

Опережающие задания, с использованием дополнительной литературы.

Цель урока: Образовательная – активизировать учебный процесс в направлении повышения его эффективности, придать уроку современных динамичных форм, раскрыть основные свойства гормонов.

Развивающая ­– расширить кругозор учащихся, научить работать детей с учебной и научно-популярной литературой, научить сравнивать и делать выводы.

Воспитательная ­– совершенствовать умение и навыки самостоятельной работы, сформировать представление о значении эндокринной системы в жизни человека. Пропагандировать здоровый образ жизни.

Задачи: Взаимодействовать в группах, развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)

Развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке, развивать способности к самоанализу, развивать умение сравнивать разные точки зрения (регулятивные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, (познавательные УУД)

Планируемые результаты: раскрывают понятия «железа внутренней секреции», «железа внешней секреции», «железа смешанной секреции», «гормон». Называют примеры желёз разных типов.

Раскрывают связь между неправильной функции же лёз внутренней секреции и нарушениями ростовых процессов и полового созревания.

Формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания; формировать умение работать в коллективе; развивать у учащихся кругозор.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедиа, презентация, карточки с вопросами, таблица для опроса, электронный учебник «Биология 8 класс» под ред. В.В. Пасечника.

План урока:

1.Организационный момент ( постановка цели)

2. Повтор пройденного материала

3.Изучение нового материала. Осознание и осмысление учебной информации. Первичное закрепление нового материала.

4.Проверка уровня усвоения знаний и умений.

5. Информация о домашнем задании.

6. Подведение итогов урока.

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие, подготовка к уроку


2. Повтор пройденного материала

1




2

3

4




5

6

7




8

9


Учитель: Ребята на повторение темы на экране проектора будет таблица., которая состоит из 9 ячеек с вопросами разных цветов.

Цвета ячеек говорит об уровне сложности;

- желтая (не сложное задание)- 1 бал

-синее (средней сложности)- 2 бала

-красная (сложная)-3 бала

Участвовать могут все. Ученик набравший больший бал победил. И соответственно все будет оцениваться.

Также в ячейках три вопроса по каждому цвету содержит творческое задание.

Соляная кислота входит в состав (желудочного сока).

Раскрасить на карточке где находится отдел промежуточного мозга , место взаимодействия нервной и эндокринной системы (гипоталамус)

t1723452537aa.png

Сколько слюны выделяется у человека за сутки?  (больше 1 литра).

Выполняет барьерную, защитную функцию. (печень)

Нарисовать схему сердца и указать все части.

На столе крахмал и йод, показать для чего они нужны.(Опыт )

Клетки крови периодически обновляются. Сколько времени живут эритроциты?(3-4 месяца)

Какие клетки играют главную роль в защите от инфекций?(лейкоциты)

Что было первым веществом, которое стали использовать для восстановления объема крови?(физиологические растворы).


2.Изучение нового материала.

Учитель: А сейчас ребята новая тема (слайд 1)

1. Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрет, если удалить маленькую железу – гипофиз, который весит всего 0,5 г. Всего желез внутренней секреции около десяти, их масса около 100г. (слайд 2)

2. Железы внутренней секреции вырабатывают особые вещества – гормоны (от греч. «гармао» – привожу в движение, пробуждаю) в ничтожно малом количестве, например, в сутки человеку требуется 0,000003 г витамина В, а гормона адреналина – в 1000 раз меньше.

3. Гормоны очень активны. Они сильно изменяют рост и развитие всего организма, регулируют обмен веществ; нехватка или избыток гормонов вызывают болезненные изменения, изменения массы тела. (слайд 3)

Почему ЖВС называют маленькими органами большого значения?

Какова их функция в организме?

Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?


В процессе эволюции образовалась особая система органов, специализирующихся на выработке очень активных химических веществ, регулирующих важные процессы. Это железы внутренней секреции.

- Какие железы называют железами внутренней секреции?

Предположение учеников:­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________

Учитель: Это органы, в которых образующиеся секреты выделяются прямо в кровь. Обратите внимания на схему (слайд 4)

Специализированной системой, обеспечивающей регуляцию практически всех функций организма является эндокринная система, или система желез внутренней секреции. Продукты жизнедеятельности желез внутренней секреции называют гормонами. (слайд 5)

Гормоны – внеклеточные гуморальные (химические) регуляторы, которые действуют на клетки-мишени, содержащие рецепторы к конкретным гормонам.

Регуляцию активности многих эндокринных желез осуществляют гипофиз и гипоталамус.

t1723452537ab.jpg

К органам классической эндокринной системы относят гипофиз, эпифиз, щитовидную и паращитовидные железы, надпочечники, островки Лангерганса поджелудочной железы, половые железы. (слайд 6)

Диффузная эндокринная система – это совокупность отдельных клеток, расположенных одиночно или мелкими скоплениями в слизистой и подслизистой оболочках трубчатых органов (преимущественно пищеварительной и дыхательной систем). Гормоны диффузной эндокринной системы часто называют местными, или тканевыми, гормонами.

Органы классической эндокринной системы.

Гипофиз. (слайд 7-8)

Гипофиз – это небольшое образование овальной формы, расположенное в полости черепа под промежуточным мозгом. Синтезирует несколько гормонов:

гормон роста. При его недостатке развивается карликовость. При избытке – гигантизм;

гормон, стимулирующий работу щитовидной железы;

гормон, который обеспечивает проявление реакций проявления родительских инстинктов;

гормон, стимулирующий образование пигмента меланина;

гормон (окситоцин), регулирующий у женщин маточную активность и образование молока.

Эпифиз. (слайд 9-10)

Эпифиз, или шишковидная железа. Расположен над среднем мозгом. Играет роль «биологических часов» в организме. Регулирует процессы полового созревания человека. При гипофункции эпифиза происходит преждевременное половое и физическое созревание, а при гиперфункции – недоразвитие половых желез, признаков пола и ожирение.

Щитовидная железа. (слайд 11-12)

Щитовидная железа – самая крупная железа внутренней секреции. Прилегает к хрящам гортани и закрыта сверху мышцами шеи. Вырабатывает несколько йодосодержащих гормонов, которые усиливают обмен веществ, ускоряют катаболизм белков, жиров и углеводов, повышают температуру тела, увеличивают частоту сокращений сердца, регулируют процессы роста, физического и умственного развития. Одним из гормонов является тироксин.

При недостатке гормонов развивается заболевание кретинизм (задержка роста, нарушение умственного и физического развития). Может развиться миксидема (слизистый отек).

Надпочечники. (слайд 13-14)

Надпочечники – это парные железы, каждая из которых имеет массу около 4г. Располагаются на верхних полюсах почек. Наиболее известными гормонами надпочечников являются адреналин и норадреналин. Адреналин повышает частоту и силу сокращений сердца; сужает кровеносные сосуды, кроме сосудов сердца, мозга и работающих скелетных мышц, ускоряет обмен веществ и замедляет процессы пищеварения.

Поджелудочная железа. (слайд 15-16)

Располагается в изгибе 12-ти перстной кишки. Является железой смешанной секреции. Как железа внешней секреции вырабатывает пищеварительный сок. Часть клеток поджелудочной железы образуют небольшое скопление островки Лангерганса. В этих клетках синтезируется инсулин. При гипофункции поджелудочной железы развивается заболевание сахарный диабет.

Половые железы. (слайд 17-18)

Половые железы относятся к железам смешанной секреции. В этих железах образуются мужские и женские половые клетки – сперматозоиды и яйцеклетки (внешнесекреторная функция). Внутрисекреторная функция половых желез появляется в образовании и секреции мужских и женских половых гормонов, которые поступают в кровь.

Наиболее активный мужской гормон – тестостерон.

Половые гормоны определяют половое развитие и созревание. Они регулируют обмен веществ и оказывают влияние на функции нервной системы и регулируют половое поведение организма.


4.Проверка уровня усвоения знаний и умений

С целью закрепления изученного материала содержание опорного конспекта проговаривается дважды – сначала учителем, а затем учащимися.

t1723452537ac.jpg

Работа с тестом по вариантам, с последующей взаимопроверкой.

Вариант 1.

1. Регуляция функций в организме осуществляется:
А. Только нервной системой.
Б. Нервно-гуморальным способом.
В. Только эндокринной системой.
Г. С помощью безусловных рефлексов.

2. Слюнные железы относятся к железам:
А. Внешней секреции.
Б. Смешанной секреции.
В. Внутренней секреции.
Г. Пищеварительной системы.

3. Какой гормон продуцирует поджелудочная железа?
А. Адреналин.
Б. Тироксин.
В. Инсулин.
Г. Окситоцин.

4. Укажите гормоны, обладающие противоположным действием и обеспечивающие постоянный уровень содержания глюкозы в крови:
А. Адреналин.
Б. Гормон роста.
В. Инсулин.
Г. Тироксин.

5. Какая из перечисленных функций не свойственна гормонам?
А. Обеспечение механической защиты организма.
Б. Обеспечение роста и развития организма.
В. Контроль процессов обмена веществ.
Г. Обеспечение адаптации организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

Ответы: 1 – А; 2 – А, Г; 3 – В; 4 – А, В; 5 – А.

Вариант 2.

1. Эндокринные железы отличаются от других желез тем, что:
А. Выделяют секреты на поверхность тела.
Б. Имеют выводные протоки.
В. Выделяют секреты, непосредственно в кровь или лимфу.
Г. Выделяют секреты в полости тела.

2. Какой отдел мозга осуществляет нервно-гуморальную регуляцию секреции гипофизарных гормонов?
А. Гипоталамус.
Б. Мозжечок.
В. Таламус.
Г. Продолговатый мозг.

3. Какой химический элемент является действующим началом в тироксине – гормоне щитовидной железы:
А. Бром.
Б. Калий.
В. Йод.
Г. Железо.

4. Фактор, не оказывающий заметного влияния на активность эндокринных желез:
А. Водно-солевой состав крови.
Б. Относительная влажность воздуха.
В. Механическое и химическое воздействие на железы.
Г. Беременность.

5. Какой гормон продуцируют надпочечники?
А. Инсулин.
Б. Адреналин.
В. Нейрогормоны.
Г. Тироксин.

Ответы:1 – В; 2 – А; 3 – В; 4 – Б; 5 – Б.

5.Домашнее задание.

Работа с учебником и с опорным конспектом в домашних условиях.

§58, 59, термины, вопросы после параграфа.

Задание «!» на стр. 301 письменно.

Прочитать рассказ И.С. Тургенева «Живые мощи» из «Записок охотника», подготовиться к последующему обсуждению.

6.Используемая литература:

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа. 2007.

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Дрофа. 2007.

О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии. Москва. 2007.

М.З. Федорова, Г.А. Воронина. Наиболее сложные вопросы преподавания раздела «Человек и его здоровье» (Лекция 6 «Гуморальная регуляция функций в организме»).



8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.