Урок биологии в 8-9 классе «Регуляция функций организма. Нервная система и железы внутренней секреции»
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Основные понятия
эндокринная система, гуморальная регуляция, нервно-гуморальная регуляция
Изучение нового материала
Регуляция и согласование функций всех систем органов человека осуществляется с помощью нервной системы и желез внутренней секреции.
Нервная система состоит из вегетативного отдела, который подразделяется на симпатический и парасимпатический, и соматического, который подразделяется на периферический (нервные рецепторы и нервы) и центральный (головной и спинной мозг). Нервы подходят ко всем органам нашего тела и разветвляются в них. Благодаря им мы ощущаем боль, прикосновение, тепло, холод. Нервная система осуществляет связь нашего организма с внешней средой.
Высший отдел нервной системы большие полушария головного мозга с покрывающей их корой. В коре находятся центры зрения, слуха, обоняния, вкуса. При возбуждении органов чувств сигналы поступают в кору больших полушарий и вызывают ту или иную ответную реакцию организма. В коре находятся и многие другие центры, регулирующие деятельность различных органов и организм а в целом. При нарушении коры больших полушарий головного мозга происходят глубокие, часто необратимые изменения деятельности организма. Человек становится инвалидом. От повреждающих 'Внешних воздействий головной мозг хорошо защищен черепом.
Спинной мозг расположен в канале позвоночника и также хорошо защищен от внешних механических воздействий.
Согласование функций органов, происходящее с помощью нервной системы, называют нервной регуляцией
Осмысление и понимание полученных знаний
Задание.
Рассмотрите схему нервной системы человека . Найдите на ней отделы центральной нервной системы и отходящие от них нервы. Обратите внимание на то, что нервы густой сетью охватывают все участки тела человека.
Железы внутренне й с е к р е ц и и составляют эндокринную систему. Они вырабатывают биологически активные вещества — гормоны. Гормоны поступают в кровь и разносятся ею по всем органам, активизируя их работу. В случае нарушения функций какой-либо железы — уменьшения или увеличения выработки гормона происходят изменения в работе определенных органов, что приводит к заболеваниям. Например, при нарушении работы гипофиза наблюдается изменение роста человека; Гормоны играют важную роль в гуморальной регуляции — механизме координации процессов жизнедеятельности, осуществляемом с помощью биологически активных веществ, через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость).
Задание.
Укажите положение каждой железы в организме человека. Названия желез внутренней секреции, показанных на рисунке, перепишите в тетрадь под заголовком «Железы внутренней секреций».
Помимо желез внутренней секреции в организме человека есть железы внешней секреции. Они вырабатывают вещества, которые по специальным протокам попадают в определенные органы и обеспечивают выполнение ими функций. Например, слюнные железы выделяют слюну, под влиянием которой пища размягчается, а крахмал превращается в сахар. Печень вырабатывает желчь, способствующую расщеплению жира. Все железы, секрет которых влияет на переваривание пищи, относятся к пищеварительной системе.
Итак, организм человека состоит из функционально взаимосвязанных органов. Каждый орган выполняет свою особую функцию в системе, а система органов - свою функцию в организме.
Нервная и гуморальная регуляция функций органов в организме осуществляется в единстве. Нервы подходят к железам. внутренней секреции, регулируя их работу, а-гормоны с кровью попадают в центры головного мозга. Поэтому более правильно говорить о нервно-гуморальной регуляции.
Задание. Заполните таблицу
Название систем органов |
Органы составляющие систему |
Расположение органов в организме |
Функции системы в организме |
Опорно-двигательная Покровная Пищеварительная Дыхательная Выделительная Половая Кровеносная Нервная Эндокринная |
Самостоятельное применение знаний
Подумайте и ответьте.
1. Какую роль в организме человека играет Нервная система? 2. Назовите главные отделы нервной системы. 3. Какие функции в организме выполняют железы внутренней секреций?
Объясните значение терминов: эндокринная система, гуморальная регуляция, нервно-гуморальная регуляция.
Вопросы для самоконтроля. 1. Объясните название системы — опорно- двигательНая. 2. Какие органы особенно хорошо защищены от неблагоприятных внешних воздействий? Чем и как они защищены? 3. К какой сиетё- мам относятся печень, сердце, кишечник, почки, бронхи, кожа, желудок, лёгкие, мочевой пузырь, трахея, гипофиз, головной мозг?
4. Какие функции в организме выполняют пищеварительная и дыхательная системы?
5. Какие. зависимости существуют между пищеварительной, дыхательной и мочевыделительной системами? 6. В чем заключается взаимосвязь опорно-двигательной и кровеносной систем? 7.. Какие .системы выполняют функции регуляции деятельности органов? .
Вопросы для размышления. 1. Кто прав? На одном из уроков возник спор: какой орган в организме самый главный? Одни считали, что сердце, и приводили доказательства в пользу своего выбора. Другие называли легкие и обосновывали свой выбор. Третьи считали самым главным, органом мозг. Четвертые, называли органы пищеварительной системы. А как думаете вы? Приведите доказательства в пользу своего ответа. 2. Как связано строение кровеносной системы с выполняемыми ею функциями? 3. В чем заключается взаимосвязь строения и функций нервной системы? 4. Почему, происходит; самоотравление организма,; если . перестают выполнять . свои функции почки? 5. Почему происходит нарушение деятельности Отдельных органов, иногда очень серьезные, при заболевании желез внутренней секреции? Какая связь существует между эндокринной системой и другими органами человеческого тела?
Нейрогуморальная регуляция
Координация и регуляция. Гуморальная регуляция
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html