Урок биологии в 8-9 классе «Функция гормонов желез внутренней секреции в обмене веществ»
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Основные понятия
эндокринная система, ГЭП-система, болезнь Аддисона, или бронзовая болезнь, паратгормон, кальцитонин, тироксин.
Изучение нового материала
Функция гормонов желез внутренней секреций в обмене веществ
Слово «гормон» в переводе с греческого означает «двигаю, возбуждаю». Впервые в науку этот термин был введен в 1902 г. Гормоны — это химические вещества,, образуемые специальными (Органами —.железами внутренней секреции. Они выделяются в кровь, лимфу и тканевую жидкость (внутреннюю среду организма) и даже в малых количествах оказывают значительное влияние па функции его органов и систем, принимая активное участие в обмене веществ. Наука, изучающая строение и функцию желез внутренней секреции, называется эндокринологией (от греческих слов: эндо - внутри, крино — выделяют и логос — слово, наука). Железы внутренней секреции образуют эндокринную систему.
Если эндокринную систему можно сравнить с мощным химическим комбинатом, то гипофиз — это «центральная лаборатория», С которой строго согласуется вся работа «комбината».
Передняя доля гипофиза выделяет в кровь гормоны, регулирующие рост, размножение и обмен веществ (белковый, углеводный и жировой). Гормоны задней доли гипофиза влияют на кровяное давление, водный обмен и на деятельность гладкой мускулатуры. Так называемая промежуточная доля гипофиза выделяет гормон, регулирующий распределение пигмента в тканях.
Щитовидная железа — ее гормоны влияют на окислительные процессы, теплообмен, на рост организма и на деятельность центральной нервной системы. Околощитовидные железы регулируют обмен кальция и фосфора в организме.
Надпочечные железы — надпочечники у человека — это парный компактный орган, в котором мозговой слой расположен внутри, а корковый снаружи. Корковый слой вырабатывает жизненно необходимые гормоны — кортикостероиды, способствующие приспособлению организма к вредным воздействиям, влияющие на белковый, углеводный и минеральный обмен веществ. Мозговой слой вырабатывает гормоны адреналин и норадреналин, которые расширяют коронарные сосуды сердца и повышают кровяное давление. Гормоны мозгового слоя надпочечников повышают также уровень сахара в крови.
Поджелудочная железа выделяет в кровь гормон инсулин, недостаточность которого вызывает заболевание сахарной болезнью (диабетом).
Женские половые железы — яичники вырабатывают женские половые гормоны (эстрадиол и прогестерон).
Мужские половые железы - семенники выделяют мужской половой гормон (тестостерон). Половые гормоны необходимы для нормального развития женского и мужского организмов, проявления вторичных половых признаков.
До недавнего времени полагали, что эндокринная система включает только железы внутренней секреции. Однако в процессе дальнейших исследований эндокринные клетки были обнаружены и в тимусе, и в органах дыхательной и пищеварительной систем. Более того, функционируя в желудке, кишечнике и поджелудочной железе, эти клетки образуют как бы сообщество, именуемое, ныне гастроэнтеропанкреотической эндокринной системой, или ГЭП-системой.
ФУНКЦИЯ ГОРМОНОВ НАДПОЧЕЧНИКОВ
Надпочечники «работают» круглосуточно, правда, днем несколько интенсивнее, выделяя гормоны адреналин и норадреналин, поскольку это время суток сопряжено с наиболее активной деятельностью человека. А в период физического и особенно психического напряжения выделение гормонов в кровь резко возрастает: Это своеобразный способ защиты организма от вредных влияний. Например, при ряде заболеваний: ожогах, физических травмах, нервных потрясениях также значительно повышается выделение гормонов, так как работу надпочечников регулирует центральная нервная система и гипофиз.
ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИИ НАДПОЧЕЧНИКОВ
Так же как и любой орган, надпочечники подвержены различным заболеваниям. Это либо понижение их функций, либо усиление. Причем картина болезни в каждом из этих случаев различная: она зависит от того, какая часть органа вовлечена в болезненный процесс. Так, понижение функции коры надпочечника может быть связано с кровоизлиянием, которое возникает как следствие инфекционного процесса (это бывает в основном у новорожденных детей в первые дни жизни).
Хроническая недостаточность гормонов коры надпочечников, которая может возникнуть в связи с туберкулезным или иным поражением, сопровождается общей слабостью, потерей аппетита, похуданием, Снижением мышечной силы и значительным понижением артериального давления. При этом может нарушаться пигментный обмен (кожа в местах трений одеждой, а также в области шеи и локтей темнеет). При резких формах хронической недостаточности гормонов надпочечников развивается так называемая Аддисонова, или бронзовая, болезнь. При этом заболевании кожные покровы принимают бронзовый оттенок.
Бывают случаи, когда равномерное образование различных гормонов нарушается, то есть происходит преимущественное образование каких-то одних гормонов за счет резкого нарушения образования других. Если1 такое заболевание возникает у детей, оно может резко влиять на процессы роста и полового развития. Болезнь приводит также к нарушению обмена веществ, развивается резкое ожирение или уменьшение массы тела. Картина болезни зависит и от того, в каком объеме нарушен биосинтез гормонов. Так, если в организм девочки, в результате измененного биологического синтеза гормонов коры надпочечников, в избыточном количестве поступают мужские половые гормоны — андрогены (в небольшом количестве они образуются и в здоровом женском организме), то это приводит к появлению у женщин некоторых мужских черт (грубеет голос, на лице растут волосы, могут появиться и другие мужские вторичные половые признаки).
Долгое время причины этих заболеваний были неясны, не знали, как их лечить, пока процесс биологического синтеза гормонов не был разгадан учеными. Теперь дефекты, возникающие в биологических процессах, исправимы.
ФУНКЦИИ ГОРМОНОВ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
В начале нашего века ученые открыли новый гормон парат-гормон, который участвует в обмене кальция в организме.
Этот гормон играет большую роль в системе свертывания крови, в регуляции проницаемости клеточных мембран, в процессах регуляции и передачи и нервных сигналов, в молекулярном механизме мышечного сокращения, в том числе мышцы сердца. Недостаток или избыток кальция, обусловленный гормоном щитовидной железы, может быть причиной ряда патологических состояний организма.
Выяснилось, что уровень кальция в крови повышает выделение паратгормона. Вырабатывается он паращитовидными железами (2). Эти маленькие железки располагаются вблизи щитовидной железы и даже могут находиться внутри ее. Было установлено, что между секрецией парагормона и содержанием ионов кальция в крови существует тесная связь. Как только содержание ионов кальция уменьшается, пара щитовидные железы увеличивают секрецию гормона и под его влиянием концентрация ионов кальция в крови достигает необходимого уровня.
Строение щитовидной железы довольно простое. В основном она состоит из фолликулов. Вспомните, как выглядят ягоды малины или ежевики, и вы легко поймете, что представляет собой фолликул. Дольками фолликулярной «ягоды» являются клетки, а полость ее заполнена вязким веществом — коллоидом. Фолликулярные клетки производят два. Очень важных для жизнедеятельности организма гормона: тироксин и трииодтиронин. Помимо фолликулярных клеток, в щитовидной железе имеются еще пара- фолликулярные, которые продуцируют кальцитонин.
Подумайте и ответьте. 1. Какое влияние оказывают гормоны на обмен веществ? 2. Какие железы внутренней секреции вам известны и какая из них выполняет роль «центральной лаборатории»? 3. Какую функцию в обменных процессах выполняет ГЭП-система? 4. Какие патологические изменения в организме вызываются нарушениями функции надпочечников? 5. Какую функ- . цйю выполняют гормоны щитовидной и паращитовидной желез?
Объясните значение терминов: эндокринная система, ГЭП-система, болезнь Аддисона, или бронзовая болезнь, паратгормон, кальцитонин, тироксин
Эндокринная система человека
Роль гормонов в обмене веществ, росте, развитии
Эндокринная (гуморальная) регуляция организма. Железы.
Щитовидная железа - батарейка нашего организма
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html