Жизнь и быт декабристов в Сибири
Декабристы и род их деятельности
Декабристы были компанией молодых дворян, мечтавших изменить положение дел в России. На ранних этапах в декабристских тайных обществах участвовало довольно много людей, и позже следствию приходилось думать, кого считать заговорщиком, а кого — нет. Все потому, что деятельность этих обществ ограничивалась исключительно разговорами. Были ли готовы члены Союза благоденствия и Союза спасения перейти к каким-либо активным действиям — вопрос спорный.
В общества входили люди разной степени знатности, достатка и положения, однако есть несколько вещей, которые их объединяли.
Все они были дворяне бедные или зажиточные, родовитые или не очень, но все они относились к дворянству, то есть к элите, что предполагает некоторый уровень жизни, образование и статус. Это, в частности, означало, что многое в их поведении определял кодекс дворянской чести. Впоследствии это поставило их перед сложной моральной дилеммой: кодекс дворянина и кодекс заговорщика очевидно противоречат друг другу. Дворянин, будучи пойманным на неудачном восстании, должен явиться к государю и повиниться, заговорщик должен молчать и никого не выдавать. Дворянин не может и не должен лгать, заговорщик — делает все, что требуется для достижения его целей. Представить себе декабриста живущим на нелегальном положении по подложным документам — то есть обычной жизнью подпольщика второй половины XIX века — невозможно.
Декабристы — это люди армии, профессиональные военные с соответствующим образованием; многие прошли через сражения и были героями войн, имели боевые награды.
Они не были революционерами в классическом смысле. Все они искренне полагали главной своей целью службу на благо отечества и, сложись обстоятельства по-другому, почли бы за честь служить государю в качестве государственных сановников. Свержение государя вовсе не было главной идеей декабристов, они пришли к ней, глядя на текущее положение вещей и логически изучая опыт революций в Европе (и далеко не всем им эта идея была по душе).
1.2. Литературные источники о быте декабристов, сосланных в Сибирь
Мемуары, важный исторический источник и ценный литературный памятник - воспоминания самих декабристов и их современников, открывают новую сторону в проблеме «декабристы и народ».
Рассмотрение проблемы «декабристы и народ» в нравственном аспекте показало, насколько эти люди - дворяне, аристократы были близки с простым народом в Сибири. Люди на поселении, знавшие старика Волконского, - свидетельствует современник декабристов Н.А. Белоголовый, - немало шокировались, когда, проходя в воскресенье от обедни по базару, видели, как князь, примостившись на облучке мужицкой телеги с наваленными мешками, ведет живой разговор с обступившими его мужиками, завтракая тут же вместе с ними краюхой серой пшеничной булки. В салоне жены Волконский появлялся, запачканный дегтем или с клочками сена на платье или своей окладистой бороде, надушенный ароматами скотного двора или тому подобными ароматами. В обществе он представлял оригинальное явление, говорил по-французски как француз, и был очень добр.
О жизни декабристов в ссылке писали их современники - жены и дети, ученики - многие из декабристов, как уже отмечалось выше, занимались просветительской деятельностью.
Ученик декабристов Н.А. Белоголовый в своих воспоминаниях описывает период жизни, который был неразрывно связан с пребыванием декабристов в Сибири. Он был тесно знаком с А.П. Юшневским, в семье которого жил и воспитывался в 1842 г. Кроме того, в его воспоминаниях рассказывается о жизни и быте других ссыльных декабристов: А.З. Муравьева, А.И. Якубовича, Н.А. Панова, А.В. Поджио, братьев Н.А. и М.А. Бестужевых.
О своем воспитателе А.П. Юшневском он с благоговением пишет: «… Он выделялся необыкновенно светлым умом и образованностью и пользовался общим уважением за благородство характера и непоколебимость убеждений»
О А.З. Муравьеве Н.А. Белоголовый в отрывках «Из воспоминаний сибиряка», напечатанных в «Русских Ведомостях» 1896 г., пишет, что «это был необыкновенно веселый и добродушный человек; смеющиеся глазки его так и прыгали, а раскатистый, заразительный хохот постоянно наполнял его небольшой домик» в деревне Малой Разводной, близ Иркутска, где он жил после освобождения из каторги. В Сибири его «все любили за беззаветную и деятельную доброту: он не только платонически сочувствовал всякой чужой беде, а делал все возможное, чтобы помочь: в деревушке он скоро сделался общим благодетелем; претендуя на знание медицины, он разыскивал сам больных мужиков и лечил их, помогая им не только лекарствами, но и пищей, деньгами, - всем, чем только мог».
1.3. Сравнительный анализ быта декабристов и крестьян в Сибири середины XIX века
После отправления в ссылку в Сибирь декабристы столкнулись с трудными условиями жизни. Они были разделены на несколько групп и размещены в различных местах Сибири, таких как Иркутск, Красноярск и Чита.
Одной из основных проблем, с которыми столкнулись декабристы, было отсутствие свободы передвижения. Они были под строгим наблюдением и контролем властей, и им было запрещено покидать места своего проживания без разрешения. Это ограничение свободы передвижения сильно ограничивало их возможности общения и взаимодействия друг с другом.
Условия проживания декабристов в Сибири были довольно суровыми. Они были размещены в небольших деревянных домиках или казармах, которые не всегда обеспечивали комфортные условия. В зимнее время, когда температура в Сибири может опускаться до очень низких значений, декабристы сталкивались с холодом и нехваткой тепла.
Однако, несмотря на трудности, декабристы старались создать для себя условия, приближенные к нормальной жизни. Они организовывали культурные мероприятия, такие как театральные постановки и музыкальные концерты, чтобы разнообразить свою повседневную жизнь. Они также занимались образованием и наукой, создавали библиотеки и организовывали лекции и дискуссии.
Кроме того, декабристы занимались сельским хозяйством и ремеслами, чтобы обеспечить себя и свои семьи продуктами питания и необходимыми предметами. Они создавали сады и огороды, разводили скот и занимались рыболовством.
Таким образом, условия жизни декабристов в Сибири были трудными, но они старались адаптироваться и создавать для себя нормальные условия жизни, несмотря на ограничения и трудности.
После отправления в ссылку декабристы не прекращали свою общественную и политическую деятельность. Они продолжали бороться за свои идеалы и стремились к изменениям в России.
Во-первых, декабристы активно обсуждали и анализировали причины поражения восстания, и пытались извлечь уроки из своих ошибок. Они проводили дискуссии и дебаты, чтобы понять, каким образом можно было бы более успешно осуществить перемену в стране.
Во-вторых, декабристы продолжали писать и публиковать свои идеи и мнения. Они создавали литературные произведения, статьи и письма, в которых выражали свои политические и социальные взгляды. Эти материалы распространялись среди других ссыльных и даже за пределами ссылки, что помогало сохранить и распространить идеи декабристов.
В-третьих, декабристы организовывали образовательные мероприятия и кружки. Они создавали библиотеки, где собирали и изучали книги по различным научным и литературным направлениям. Они организовывали лекции и дискуссии, где обсуждались актуальные вопросы идеологии и политики.
Кроме того, декабристы занимались сельским хозяйством и ремеслами, чтобы обеспечить себя и своих семьи продуктами питания и необходимыми предметами. Они создавали сады и огороды, разводили скот и занимались рыболовством.
Таким образом, декабристы в ссылке не прекращали свою общественную и политическую деятельность. Они продолжали бороться за свои идеалы, писали и публиковали свои идеи, организовывали образовательные мероприятия и занимались сельским хозяйством и ремеслами.
Крестьяне обрабатывали землю, собирали урожай, ткали полотно, шили одежду, плели лапти. Работа на земле, требовавшая больших физических затрат и опыта, считалась мужской обязанностью. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, гречиху. Крестьяне держали лошадей, коров, овец, реже свиней, а также птицу — кур, уток, гусей.
Обычной пищей крестьянской семьи была каша, хлеб, овощи, сыр и бобы. Реже ели рыбу, а мясо на столе появлялось только по праздникам. Пили виноградное вино собственного изготовления и домашнее пиво.
Крестьяне не имели свободного времени даже в религиозные праздники и в воскресные дни. Когда оно появлялось –ходили в церковь, на ярмарки. В Рождество колядовали. Плясали. Веселились на Масленицу. Собирались в избе зимними вечерами.