Программа предметного кружка по истории «Жизнь и быт русской деревни» (обычаи и традиции казачества)

2
0
Материал опубликован 29 September 2016 в группе

Программа предметного кружка по истории

«Жизнь и быт русской деревни»

(обычаи и традиции казачества)

 

Твердова Светлана Николаевна,

учитель истории МБОУ СОШ №8 п.Комсомольский

2016 год

п. Комсомольский

Пояснительная записка

Программа кружка предназначена для учащихся 7 класса, интересующихся отечественной историей и культурой. Вопросы изучения культуры в школьных курсах истории имеют давние традиции, но, к сожалению, еще не заняли должного места в преподавании истории. К сожалению, еще нередко в практике преподавания материал по истории культуры и быта является механическим привеском к тому или иному курсу истории. Между тем без его глубокого усвоения невозможно создать у учащихся полноценный образ эпохи, ее культурно-бытовой срез.

В любом обществе существуют правила, формально нигде не закрепленные. Это нормы морали, обычаев, традиций. Они связаны с господствующим в обществе представлением о добре и зле, складываются в результате их многократного повторения, используются в силу привычки. Эти поведенческие стереотипы личности в значительной мере формируются под влиянием быта, повседневности. Данная программа предлагает учащимся ознакомиться с историей повседневности, то есть с близкой им российской историей, обычному ежедневному существованию во всем, что их окружает: быт, среда, культурный фон. В историю повседневности входит многое: детские игры, песни, одежда. Всем этим наполняется повседневность, и это играет огромную роль в формировании характера человека. Но при этом необходимо помнить, что и у повседневности есть своя история, уходящая своими корнями в русскую деревню. Изучая повседневную жизнь русского крестьянства, учащиеся смогут увидеть, из чего складывалась ежедневная жизнь людей и почувствовать в ней то, что выражало дух времени.

Таким образом, программа кружка по истории поможет расширить знания учащихся по истории, усвоить события и явления через близкую и понятную детям сферу. Эти познания играют более важное значение, нежели это может показаться на первый взгляд.

Целью программы предметного кружка по истории «Жизнь и быт русской деревни» является подготовка учащихся к занятиям самостоятельной исследовательской деятельностью и создание проектов.

Задачи :

  • Углубленное изучение культурно-исторических традиций русского крестьянства.
  • Знакомство с экспонатами выставки «Кубанский быт», «Жизнь и быт крестьян в России» в Кубанском, Армавирском историко-краеведческом музее.
  • Приобретение навыков самостоятельной работы с историческими источниками для создания проектов.

Программа кружка предусматривает организацию проектной деятельности учащихся, так как она позволяет реализовать следующие ключевые компетентности: умение извлекать пользу из опыта; умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; умение сотрудничать и работать в группе; умение ставить и решать задачи; умение нести ответственность.

В ходе занятий учащимся предлагается разработать три проекта:

1) ролевой проект «Посиделки»;

2) информационный проект «Какова еда да питье таково и жилье»;

3) творческий проект «Играть играй, да дело знай».

Эти проекты различаются по продолжительности и числу участников (одни реализуются в течение урока, другие рассчитаны на самостоятельную внеурочную групповую деятельность учащихся).

Таким образом, использование проектной технологии поможет расширить и углубить знания учащихся по народным основам русской культуры. Необходимость в таком расширении есть, так как в существующем в настоящее время Обязательном минимуме содержания исторического образования в основной школе история повседневности русского крестьянства отражена лишь однажды в разделе «Россия во второй половине XVIII в.» словосочетанием «жизнь крестьян. За рамками программы и учебников остаются вопросы повседневности, так как за отведенный 1 час учитель должен выдать информацию о фольклоре, живописи, литературе, архитектуре, музыке и, соответственно, лимит времени заставляет его только упоминать (в лучшем случае) о бытовой стороне минувших эпох.

Программа кружка предусматривает использование межпредметных связей (литература – вопросы фольклора; русский язык – происхождение имен; технология – навыки приготовления блюд русской национальной кухни, изготовление одежды, работа с деревом; обществознание – семейное право) и внутрипредметные связи (история края). Программа рассчитана на учащихся IX класса, изучается в объеме 17 часов.

Программа

Введение (1 час).

Цели и задачи программы кружка. Проект и правила его создания. Критерии оцениваются проектно-исследовательской деятельности.

«Работай до поту, поешь хлеба в охоту» (2 часа).

Земледелие: способы обработки земли, орудие труда.

Скотоводство: домашние животные, условия их содержания. Огородничество. Разделение труда в крестьянском хозяйстве. Крестьянские ремесла. Крестьянский, казачий двор.

«Дом построить – не шапку на голову надеть» (2 часа)

Строительство крестьянской, казачьей избы: выбор дерева, его подготовка, определение планировки. Русская печь, ее функции в доме. Части избы: бабий и мужской кут, красный угол. Домашняя утварь.

«Щи да каша – пища наша» (1 час).

Крестьянская трапеза. «Хлеб всему голова». «Кипите, щи, чтоб гости шли». «Закуси, молодец. Вот тебе холодец». «Сладости для нашей радости». Правила поведения за столом.

Проект «Какова еда да питье, таково и житье» (1 час)

Цель: знакомство с кулинарными традициями крестьян как частью русской культуры, приобретение практических навыков приготовления блюд русской национальной кухни.

Экскурсии в историко-краеведческий музей г.Краснодар, г.Армавир (2 часа).

Цель: знакомство с экспозицией музея, отражающей быт кубанской крестьянской семьи XIX - нач. XX в.; составление письменного отчета об экскурсии в произвольной форме («В гостях у прадеда»).

«Платье красно , за реку видно» ( 1 час)

Мужская одежда: рубаха, кафтан, сермяга, кушак. Женская одежда: рубаха, сарафан, понева. Роль вышивки на крестьянской одежде. Способы стирки. Изготовление ткани.

 

«Кто умеет веселиться, того горе боится» ( 2 часа)

Православные и народные праздники. Святки, Масленица, Пасха, Иван Купала, Ильин день. Связь праздников с земледельческим календарем. Свадебный обряд.

Ролевой проект «Посиделки» ( 2 часа)

Цель: знакомство с одной из форм общения в русской деревне – посиделками; уметь принять устное народное творчество (песни, потешки, пляски) в общении; воспитание уважительного отношения к национальному художественному наследию.

Проект «Играть играй, да дело знай» ( 1 час)

Цель: подготовка связного текста творческого характера, сочетающего информацию о детских играх крестьян и работу воображения.

«Аринушка Маринушки не хуже» ( 1 час)

Из истории русских имен. Официальные и неофициальные, полные и сокращенные формы имен, варианты имен.

Итоговое занятие ( 1 час)

Цель: зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение и выбор профессии.

Список рекомендуемой литературы:

Игры и занимательные задания по истории / Авт. – сост. М.А. Субботина, И.Б. Горячева и др. – М.; Дрофа, 2003. – 336 с.

Короткова М.В. Путешествия в историю русского быта. М., Дрофа, 2003. – 256 с.

Листова Т. Благословение на брак // Родина. 1994. №8, с. 100-104.

Миненко И. «Все прелюбезная наша сожительница…» // Родина. 1994. №7, с. 104-110.

Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. М., Просвещение, 1987. – 240 с.

Рябцев Ю.С. Мир русского крестьянства // Преподавание истории в школе. 1995. №1, с. 28-33; 1995. №7, с. 32-35.

Календарно-тематическое планирование

исторического кружка «Жизнь и быт русской деревни»

п/п

Тема урока

Планируемый результат обучения

Литература для учителя

Сроки

1.

Вводный урок.

Знать цели и задачи кружка, выбор темы проекта и определение его ведущих проблем.

 

I неделя обучения

2-3.

«Работай до поту, поешь хлеба в охоту».

Знать: хозяйственную деятельность крестьян; уметь: сравнительно описывать природные условия, орудия труда крестьян.

Рябцев Ю.С. Мир русского крестьянства. – «Преподавание истории в школе», 1995. №1, с. 28-33.

II-III неделя

         

4-5.

«Дом построить – не шапку на голову надеть».

Знать: способы строительства дома, планировку крестьянской избы; уметь: раскрывать характерные черты быта крестьян в Сибири.

Рябцев Ю.С. Мир русского крестьянства. – «Преподавание истории в школе», 1995. №7, с. 32-35.

IV-V неделя

         

6.

«Щи да каша – пища наша».

Знать: структуру питания русского крестьянства;

Старинная кухня.

VI неделя

   

уметь: анализировать исторические факты. формулировать выводы.

   

7.

«Какова еда да питье, таково и жилье».

Знать: кулинарные традиции русского крестьянства;

уметь: разрабатывать и защищать проект.

Игры и занимательные задания по истории. М., Дрофа, 2003, с. 292-295.

VII неделя

8-9.

Экскурсии в музей.

уметь: уметь извлекать из материальных исторических источников новые знания, в том числе путем сопоставления информации.

 

VIII-IX неделя

10.

«Платье красно, за реку видно».

Знать: особенности ткани и изготовления мужской и женской одежды в русских деревнях;

Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М., Дрофа, 2003., с. 19-23.

X неделя

   

уметь: сравнительно описывать крестьянскую одежду как предмет материальной и духовной культуры.

   

11-12.

«Кто умеет веселиться, того горе боится».

Знать: православные и народные праздники, их связь с земледельческим календарем;

уметь: раскрывать характерные особенности обычаев и нравов крестьян в XVIII-XIX в.

Агапкина Т. Иван Купала. – «Родина», 1994.

 

13-14.

«Посиделки».

Знать: одну из форм общения в русской деревне – посиделки;

уметь: защищать проект, выступать перед аудиторией и применять русское народное творчество в общении.

Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. М., Просвещение, 1999 г.

XIII-XIV неделя

15.

«Играть играй, да дело знай».

Знать: описание детских игр крестьян, казачьи посиделки;

уметь: самостоятельно подбирать литературу, готовить творческую работу по теме.

 

XV неделя

16.

«Аринушка Маринушки не хуже».

Знать: формы и варианты имен, используемых русскими крестьянами;

уметь: анализировать исторические факты.

Русские имена: народный календарь.

XVI неделя

17.

Итоговое занятие.

Определиться с выбором профиля.

   

ТЕСТИРОВАНИЕ

Жизнь и быт русской деревни”

(обычаи и традиции казачества)

Задание 1. Выберите тему проекта, над которой вы будете работать:

a) ролевой проект “Посиделки”;

б) информационный проект “Какова еда да питьё, таково и житьё”;

в) творческий проект “Играть играй, да дело знай”.

Попытайтесь аргументировать свой выбор _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Ознакомьтесь с алгоритмом работы над проектом и старайтесь следовать ему.

1. Выбор проблемы, обоснование практической значимости её результата.

2. Определение цели и поэтапных задач.

3. Определение масштабов работы, средств и лидеров достижения цели, предполагаемые сложности, сроки, разделение всей работы на этапы.

4. Распределение обязанностей членов команды на каждом из этапов проекта при всеобщем равноправии участников.

5. Защита проекта.

 

Задание 3 :Какие работы выполняли русские крестьяне в поле? Когда?

Задание 4 :Какие орудия труда использовали крестьяне? Сделайте подписи к рисункам. Объясните, как пользоваться этими орудиями

Задание 5 : Отгадайте загадки о крестьянском труде.

*По полю лопочет, *Чёрная корова

В болото не хочет. Всё поле перепорола

(_________) (_____________)

*Временем рассеиваю, *На поле ногайском,

Временем собираю; На рубеже татарском

Сам сыт бываю Лежат люди побиты,

И других кормлю. У них головы обриты

(________) (______________)

*Баба-Яга, *Зубы точу-

Вилами нога, Есть хочу;

Весь мир кормит - Песку хвачу-

Сама голодна. Зубы наточу.

(________) (_______________)

Задание 6 : Подберите пословицы, поговорки, прибаутки о хлебе. Чем можно объяснить их широкое распространение в крестьянской среде?____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7 : Заполните кроссворд и объясните значение выделенного слова.

1.Орудие труда, с помощью которого убирали высокую и пустую рожь. 2.Цеп. 3.Изогнутая коса на коротком черенке. 4.Раздавленные колосья. 5.Большая площадка, на которой молотили зерно. 6.Место для хранения зерна.

 

1

                   

2

                   

3

                   

4

                   

5

                   

6

                   
 

 

Задание 8. Перед вами изображение русской избы. Надпишите название её частей и способы соединения брёвен.

Задание 9. Отгадайте загадки о русском доме и его внутреннем убранстве.

*Одна коптится, *Ниже верху,

Другая топчется. Выше печи,

(___________) Греет плечи

(____________)

*По сеням и так и сяк, *Четыре ноги, да не дверь,

А в избу – никак. Душа и тело, да не человек,

(_____________) Есть перья, да не птица.

(____________)

*Сквозь потолок *Чего из избы не выгонишь?

Мужик бабу проволок (____________)

(_____________)

Задание 10.Нарисуйте предметы крестьянской утвари:

А) печную утварь; б) кухонную утварь; в)мебель; г)инструменты для работы.

Задание 11. Найдя буквы с одинаковыми значками и составив из них слова, вы прочтёте русскую пословицу.

 

 

 

 

 

 

 

Задание 12. Разгадайте криптограмму и вы прочтёте крестьянскую поговорку.

 

Задание 13. Перед вами меню XV-XVI в.в.:

Хлеб пшеничный

Щи с грибами

Пюре картофельное

Чай с сахаром.

Чего не могло быть на русском столе в то время? Почему?

 

Задание 14. Представьте, что вы оказались в доме русского крестьянина. Что вас удивило?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 15. Отгадайте загадки о русской еде и питье:

*Меня одну не едят, *Бежали овцы

А без меня мало едят. По калиновому мосту,

(__________) Увидали зорю –

Покупались в воду.

(______________)

*Что на сковороду наливают

Да вчетверо сгибают?

(_________)

Задание 16. Рассмотрите изображение русского национального костюма и назовите его основные элементы.

Задание 17. Объясните смысл следующих крылатых выражений: “Подоплёка дела”, “Не всякое лыко в строку”, “Не мытьём, так катаньем”, “Попасть впросак”:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание18. Приведите в соответствии начало и окончание пословиц и поговорок, связанных с женским рукоделием:

а)”Не учи безделью… а)… после не распорешь”

б) ”Не знаешь шить золотом… б)… а мы в холсту – по тому же мосту

в) ”Кроить не шить… в)… учи рукоделью”.

г) ”Кто в калеке, кто в парче… г)… так быть молотом”.

Задание 19. Перед вами отрывки из календарных русских песен. В какие праздники могли исполнять такие песни?

1.Коляда, коляда! 2.Ой,овсень,ой коляда!

Ты подай пирога, -Дома ли хозяин?

Или хлеба ломтину, -Его дома нету,

Или денег полтину, Он уехал в поле

Или курочку с хохлом, Пшеницу сеять.

Петушка с гребешком! -Сейся пшеница,

Или сена клок, Колос колосистый,

Или вилы в бок. Колос колосистый

(__________) Зерно зернисто!

(________________)

3.На поляне, на лугу 4.Весна, весна красная,

Гнулася берёзонька. Приди, весна, с радостью,

Завивали девушки, С радостью, с радостью,

Лентой украшали, С великого милостью:

Берёзку прославляли: Со льном высоким,

-Белая берёзонька, С корнем глубоким,

Ходи с нами гулять. С хлебами обильными

(_______________) (______________)

Задание 20. Выберите правильный ответ:

1.Русский писатель XIX в., отразивший в своём творчестве быт и нравы русской деревни:

а) Г.И.Успенский;

б) Ф.М.Достоевский;

в) Л.Н.Толстой.

2.В какой день героиня русской народной сказки “Снегурочка” превратилась в облако?

а) в Ильин день;

б) в Иванов день;

в) в Троицын день.

3.На какой праздник приходился обряд колядования?

а) на Святки;

б) на Пасху;

в) на Троицын день.

4.В какой религиозный праздник в русской деревне устраивалось сжигание чучела и взятие снежного городка?

а) на Крещение;

б) на Рождество;

в) на Масленицу.

5.В какой религиозный праздник русские женщины, в нарушение православной веры, устраивали гадания?

а)в Ильин день;

б)на Пасху;

в)на Рождество.

6.Что символизировали хороводы, которые водили на праздник деревенские девушки?

а) жизнь;

б) хлеб;

в) весну.

Задание 21.

Почему крестьяне воздерживались давать своим сыновья имена Ильи, Николая, Марии?__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 22. Церковь создала святцы, расписав по дням года имена христианских святых. Крестьяне наблюдали за природой и выводы из этих наблюдений передавали потомкам в виде примет и пословиц. Они стали своего рода директивами для крестьян, особенно молодых, начинающих хозяйствовать самостоятельно, или не очень приметливых. Запишите пословицы и поговорки, связанные с сегодняшним днём, а также биографические сюжеты святых, имеющих отношение к этой дате.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комментарии
Комментариев пока нет.