12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Садварий Жанна Владиславовна18464
Образование высшее. Окончила КГПУ, художественно- графический факультет. Работаю в школе с 1995 г.
Россия, Курская обл., Курск

О жизни и творчестве курского художника Константина Александровича Трутовского (1826-1893 г.)

Работа на Всероссийский конкурс «Обучение в стихах»

Автор: Садварий Жанна Владиславовна, учитель изобразительного искусства МБОУ « Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 38»г. Курска

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 3 класс

Цели применения разработки:

Образовательная: формировать представления школьников о творчестве художников Курского края.

Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к творческому наследию мастеров малой родины.

Развивающая: развивать умения воспринимать и любоваться произведениями искусства.

Пояснительная записка

Написать небольшое стихотворение, загадку или облечь изучаемое правило в стихотворную форму дело несложное. Создавая данную разработку, мне пришлось столкнуться с трудностями. Материалом, который необходимо было преподнести школьникам, были биографические данные и обзор известных картин живописца. Выбирая форму рассказа, хотелось избежать традиционного монолога и сухой энциклопедической информации. Данная разработка представляет собой небольшой сценарий, где действующими лицами являются дети и еще один необычный герой - домовенок. Куклу домовенка сшили сами, и он стал любимцем школы и помощником в разнообразных школьных мероприятиях. Сценарий можно использовать на уроках изоискусства при изучении бытового жанра в 3 классе и во внеурочной деятельности.

 


 

Сценарий, посвященный жизни и творчеству К. А. Трутовского.

Появляется домовенок фоном на слайде фото Курской картинной галереи.

Домовенок:

Хотите знать кто я такой?

Не догадались? – Домовой!

Свой дом привычный и кирпичный

Сменил давно уж на приличный.

Себе я выбрал галерею,

О чем, признаюсь, не жалею.

Сто лет я здесь живу спокойно,

Искусство изучил невольно,

На протяжении долгих лет

Экскурсоводам- конкурент.

Красиво здесь! Картин не счесть!

И Айвазовский даже есть!

А, кто из наших, из курян?

Увы, в познаниях изъян.

А вот, идут из школы дети.

Их любопытнее на свете,

Поверьте, я и не встречал

Я интервью у них бы взял.

( Домовенок обращаясь к детям)

Домовенок:

Приветствую, мои друзья,

За помощью спешу к вам я.

Куряне, что своим искусством

Будили трепетные чувства,

Случайно, не знакомы ль вам?

Увы, никак не вспомню сам.

Школьница (достает гаджет):

Все есть в компьютере моем!

Пойдем, посмотрите?

Домовенок: Пойдем

Школьник:

Ну, вот - Трутовский Константин,

Прекрасный Курска гражданин.

В его картинах не природа,

Он в жизни русского народа

Все вдохновение черпал

И в Яковлевке проживал.

Домовенок:

Должно быть, в Курске он родился?

Школьница:

Нет. Он здесь позже поселился

Под Харьковом родился он,

В искусство с детства был влюблен,

Но его папа – строгий дядя,

Раздумывал, на сына глядя.

Манил отца столичный круг

Ждал Константина Петербург.

Домовенок:

Учился он на офицера?

Школьник:

Да, но военная карьера

Его не длительной была,

А живопись его влекла.

В училище, сомнений нет,

Изо - любимый был предмет.

Школьница:

И он так много рисовал,

Что вскоре уж преподавал.

Рисунка и архитектуры

Им класс серьезный был открыт,

Но Академия манит.

Школьник:

В искусстве он умом пытливым

Во все премудрости проник,

И в Академии художеств

Был не последний ученик.

Школьница:

Студенчества лихие годы,

Так быстро, скоро протекли.

Ну, а Трутовского влекли

Давно уже места родные.

Вновь в Обоянь вернулся он.

Здесь он женат, здесь он влюблен.

Школьник:

Для творческого впечатленья

Здесь жизнь сюжетами полна.

В душе рождается идея

Для жанрового полотна.

Школьница:

Пред ним здесь пестрыми коврами

Кругом раскинулись луга,

И сена пышные стога

Настоем трав благоухают.

Вот вечер - люди отдыхают.

К. А. Трутовский «На сеновале»

Школьник:

Иначе здесь, не как в столице:

Простых людей родные лица,

А в них сквозит порой печаль,

Кого дорога манит вдаль,

Иль у плетня за косогором,

Кто занят важным разговором.

Школьница:

Холодный фона колорит,

Но нам художник говорит,

Что здесь веселье, здесь колядки:

Любимые в народе Святки.

Со щедростью растворено

В ночи горящее окно.

К. А. Трутовский «Святки»

Школьник:

А это курский хоровод,

Здесь каждый пляшет и поет.

А знаете, картина эта,

Быть может, знаковой была.

Она художнику несла

Академическое званье-

Таланта верное признанье.

И вскоре уж её готов

Купить известный Третьяков.

К. А. Трутовский «Хоровод в Курской губернии» Государственная Третьяковская галерея 1860г.

Домовой:

Так в Обояни наш художник

И прожил до преклонных лет?

Школьница:

Ему в деревне не сидится,

Ему опять покоя нет.

В Москву он приглашен опять,

Чтоб место важное занять.

Так 10 лет в трудах упорных,

Чтоб умным, дерзким и задорным-

Студентам знанья преподать,

И дарованья раскрывать.

Школьник:

Но вновь манят места родные:

Холмы и рощицы густые,

Крестьянской жизни тихий лад.

В деревню он вернуться рад.

Школьница:

Он иллюстрирует Крылова

И пишет множество картин.

Здесь вдохновению один

Он предается беспрестанно.

Искусством занят постоянно

Он до своих преклонных лет.

Потомкам, оставляя след,

В своих творениях прекрасных.

В музеях и собраньях частных

Трутовского увидим мы

Вновь восхищения полны.

Домовенок:

Такого чудного рассказа,

Друзья, я и не ожидал.

Достойны множества похвал

Ваши глубокие познанья.

Школьник:

Благодарим Вас за вниманье!

Надеемся, что, может быть,

Вы для себя смогли открыть

Художника талант огромный?

Домовенок (кланяется):

Вас всех благодарю покорно!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Ватолина Светлана Анатольевна, 06.08.18 в 15:34 6Ответить Пожаловаться
Отличное занятие!!! Знакомство с художником, описание картин, от поэтического комментария становится очень живым и доступным. ЗДОРОВО!!! С Вашего позволения, Жанна Владиславовна, беру разработку себе в копилочку.
Садварий Жанна Владиславовна, 06.08.18 в 20:57 5Ответить Пожаловаться
Очень рада, что разработка понравилась. Надеюсь материал расширит кругозор учеников.А за добрые слова, Светлана Анатольевна, большое спасибо.
Дёмшина Ирина Петровна, 14.08.18 в 15:19 4Ответить Пожаловаться
Очень креативное занятие!!! Здорово! Идею возьму на заметку, спасибо!
Садварий Жанна Владиславовна, 14.08.18 в 15:32 5Ответить Пожаловаться
Очень приятно, когда твой труд полезен. Спасибо Ирина Петровна.
Горбачёва Марина Юрьевна, 15.08.18 в 05:40 4Ответить Пожаловаться
Интересно! Полезно! Увлекательно! Благодарю за работу,Жанна Владиславовна! Домовёнок покорил!!!
Садварий Жанна Владиславовна, 16.08.18 в 16:28 5Ответить Пожаловаться
Домовенок- любимец школы. Это почти ростовая, мимирующая кукла (т.е. он может открывать рот и "говорить") Используем его по полной программе. То он у нас семинар открывает, то директора с 50-летием поздравляет. Для него много сценариев написано.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.