12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Попкова Людмила Владимировна89
Россия, Нижегородская обл., Кулебаки
4

Урок «Жизнь на разных материках: Северная и Южная Америка», 5 класс



Цель: познакомить учащихся с своеобразием растительного и животного мира материков Северная и Южная Америка, с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны континентов.

Задачи:

Обучающие: усвоить понятие «местный вид», научиться работать с дополнительными источниками информации и ориентироваться в учебном материале,

Развивающие: развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучении разнообразия животных и растений на материках Северная и Южная Америка

Воспитательные: содействовать формированию познаваемости мира и природы,воспитание бережного отношения ко всему живому, исходя из знаний об уникальности каждого вида на Земле

Форма урока: урок-путешествие, урок открытия новых знаний.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая

Результаты обучения:

личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; формирование личностных представлений о ценности природы,;

метапредметные: умение работать с различными источниками биологической информации: находить, находить, анализировать и оценивать информацию; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

предметные: усвоить понятия «природная зона», «материк», «местный вид»; осознать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

1.целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; 
планирование, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2.составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД:

1.поиск и выделение необходимой информации;

2.умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

3.определение основной и второстепенной  информации;

4.смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

5.рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные УУД:

1.умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,

2.интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

3.умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

4.владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование: географическая карта полушарий, энциклопедия "Животные", смайлики, кораблики с животными материков, мини-карты материков, ПК учителя, проектор, экран.

Ход урока:

                       

Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Кто не мечтал о дальних странствиях и путешествиях? "Познания и странствия неотделимы друг от друга”. Эти слова К.Паустовского стали жизненным кредо многих путешественников, а для нас станут эпиграфом нашего урока.

   Дорогие ребята! Любите ли вы путешествовать? Хотели бы вы посмотреть весь мир, побывать  на разных материках? А возможно ли такое? Оказывается, возможно, ребята! И для этого вам не придётся ждать слишком долго, потому что отправимся мы с вами в необыкновенное путешествие прямо сейчас. 

Ребята, посмотрите на карту, случайно ли она у нас сегодня на уроке?

(слайд: А какие материки вы знаете?)

А каких не хватает?(Сев. И Юж.Америка) Правильно.

А что вы знаете об эти материках?

Каждый путешественник, отправляясь в дорогу, должен знать цель своего путешествия. . Ребята, а для чего мы отправимся с вами в это плавание?

Послушаем стихотворения:

Стих зачитывает ребенок

Волшебная земля,
На много километров раскинулась она,
На востоке - равнины, на западе горы,
Есть там реки, озёра и море.
Равнины богаты рудою,
В горах залегает металл. 
Там реки богаты водою,
И гор ты таких не видал!
Есть золото, каменный уголь,
Есть туманы, дожди и снега.
И живут там отважные люди,
Победить их нельзя никогда.
Там пальмы в небо уходят,
Лианы бушуют в тени,
Индейцы какао разводят,
Бананы, табак и бобы.
Природа щедро одарила
Животным миром материк.
Живут там ламы и тапиры.
И слышен ягуара крик.

А если через океан
Плыть к другому берегу
Попадёшь на материк
Южная Америка.
А на том материке
Есть глубокая река,
Из известных в мире рек
Самая широкая.
Там – стеною на пути
Джунгли непролазные:
Ни индейцу не пройти,
Ни туристу праздному.
Там на водопой спешат
Звери утром ранним,
А в воде кишмя кишат
Страшные пираньи.
Там над Андами парит
Птица кондор,
В джунглях ползает змея –
Анаконда.
Если хвост зацепит свой
За большое дерево,
То достанет головой
До другого берега.
И по этому мосту
Можно будет запросто
Через реку перейти
Или бежать вперегонки.
«Как зовут тебя, река?» –
Крикнешь звонко,
А в ответ, издалека – «Амазонка!»

 

Ребята о чем говорилось в стихотворениях? О каких животных и растениях?

Растения: Пальмы, Лианы, какао, табак, бобы, бананы,

Животные: ламы и тапиры, ягуара ,пиранья. Кондор, анаконда,

Значит какая цель у нас сегодня?

  (Ответы ребят: Чтобы увидеть животных, которые  обитают на этих материках, узнать о растениях которые произрастают там, узнать что – то новое)

(учащиеся самостоятельно формулируют общую цель )

Слайд : разные животные и растения.

Ребята, посмотрите на слайд и скажите, а всех ли животных и растений вы знаете?А хотели ли вы узнать о них побольше? Конечно мы не сможем изучить все растения и животные , обитающие на материках, но можем познакомится наиболее интересными представителей растительного и животного мира материков .

Итак, открываем тетради , записывает тему нашего путешествия: «Жизнь на материках. Северная и Южная Америка.»

Знакомясь с растениями и животными , в конце нашего путешествия , вы должны будете ответить на вопрос: Кто живет на разных материках? Какие условия их жизни?

Отправляясь в дорогу, путешественник берет маршрутный лист, ручку, карандаш и, конечно же, справочник..

Сегодня мы с вами побывает в роли юных натуралистов , Но во время нашей экспедиции мы не будем отдыхать, нам придётся работать, ведь нам необходимо изучить жизнь на этих материках, провести исследование и сделать выводы. Поэтому на нашем корабле во время экспедиции у нас будут работать будут работать две исследовательско – творческие группы биологов-корреспондентов по Северной и Южной Америке.которые :Они будут рассказывать об удивительных растениях материков.

    

Ребята, нас уже ждёт корабль. (На слайде появляется корабль)

        Итак, отплываем!

       (На экране корабль, карта материков; звучит всплеск волн, крик чаек)

1 эта п Разминка

викторина «Самый, самая, самое...». Ребята, давайте вспомним с уроков географии , а что вы знаете о материках?. Вопросы ( фронтальная проверка)

1) Какой материк самый крупный на нашей планете? Евразия.

2) Австралия. –это какой материк ( самый маленький?)

3) Какой материк самый жаркий? Африка.

4) Антарктида.( самый холодный?)

5) Южная Америка. (самый влажный)

6) Какой материк занимает третье место по площади? Северная Америка

Молодцы!

 1 остановка. Северная Америка

   Ребята! Вот показалась Земля.

Учитель : Сев. И Южная Америка-это уникальный по природному составу материк, многие виды растений и животных типичны только для этой части планеты, т. е. являются эндемиками.(дети записывают это слово в тетрадь)

Эндемики- животные и растения, обитающие на ограниченной территории.

Давайте послушаем наших биологов –корреспондентов, а вы, юные натуралисты , в свою очередь, будете фиксировать в маршрутном листе все то, что услышите)

Выходит 2 ребенка и рассказывают об удивительных растениях С.и Ю. Америки.

Дети:

Растительный мир Северной Америки очень разнообразный, на севере – мхи и лишайники. В лесах растут дубы, березы, ели, пихты. Растения составляют около 30 тысяч видов. Мы собрали информацию об удивительных растениях и сейчас расскажем о них:

Секвойя – это самое высокое вечнозелёное хвойное дерево. В высоту секвойя достигает 140 метров, а в толщину - 40 метров. Живут секвойи до 5 тысяч лет. Кора дерева, как губка, впитывает воду. Благодаря этому качеству секвойя совсем не боится пожаров. Древесина секвойи очень прочная, не загнивает и используется в судостроении. А в дупле секвойи можно разместить ресторан на 50 мест.

Сосна́ Бальфура- довольно редкий экземпляр . Можно встретить только а штате Калифорния.

Дерево до 22 м высотой. Ветви искривлённые, маленькие веточки красно-коричневые, гладкие и покрыты лёгким пушком, в молодом возрасте напоминают лесной хвощ.

Сахарный клён произрастает только в Северной Америке. Это красивое дерево — одно из самых высоких широколиственных деревьев в мире (до 40 м в высоту). Лист сахарного клёна стал национальной эмблемой Канады. Клен был единственным источником сахара для местных жителей, а потом и для первых переселенцев из Европы. Его делали из кленового сока, который выделялся весной до появления листьев. Сейчас кленовый сахар делают только для туристов .

Тюльпановое дерево - свое название дерево получило за схожесть своих цветов с тюльпанами. Это одно из самых крупных цветущих деревьев в мире – они достигают 25-60 м в высоту, а диаметр ствола – до 3 м. Если надломить ветви , можно почувствовать приятный пряный аромат. Тюльпановое дерево по праву считается одним из самых медоносных растений. Древесина у дерева легкая, прочная и легко поддается обработке.

2 группа биологов-корреспондентов по Южной америке.

Виктория Регия (сл.) – самое большое водное растение, диаметр листьев достигает 2 м. По плавающему листу ребенок 3-5 лет может ходить совершенно безбоязненно – он даже не прогнется.

Бальза (сл.) – самое легкое дерево. Древесина почти в два раза легче пробки, в 7 раз легче древесины обычных деревьев и в 9 раз легче воды. Известный норвежский исследователь Тур Хейердал изготовил свой плот «Кон-Тики» из 9 бревен бальзы, скрепленных веревкой, и переплыл на нем Тихий океан.

Сорвейра – молочное дерево. Стоит чуть надрезать кору этого удивительного дерева, как из него потечет молоко. Сок сорвейры и по виду и по вкусу сходен с коровьим молоком.

Кебрачо – дерево, имеющее самую твердую древесину

Гевея бразильская--Это ценнейшее дерево растет в Бразилии. . Оно дает млечный сок – латекс, из которого получают каучук, т.е. натуральную резину.

Хи́нное дерево- Вечнозелёное дерево , которое знаменито благодаря своей коре — южноамериканские туземцы издавна лечили ею малярию..  Отвар из коры улучшает пищеварение и повышает аппетит.

Учитель Спасибо биологи. Южная Америка - материк многих рекордов и родина многих культурных растений. Выдающийся биолог Николай Иванович Вавилов. Всю свою жизнь собирал растения. Во время экспедиций в Южную Америку он установил , что он аявляется родиной культурных растений, таких как: картофель ,томат , перец ,кукуруза ,, баклажан, табак, шоколадное дерево,петуния ( показ слайдов)

Еще раз на слайде все растения Северной и Южной Америки, а дети проверяют правильно ли они отметили в своих маршрутных листах.(можно взаимопроверкой).

Продолжим дальше наше плавание. Настало время отдохнуть.(физкультминутка для глаз с рыбками «Морское дно»)

Итак, ребята, продолжаем наше исследование.

Звуки животных на фоне выплывающих картинок животных. Включается запись голосов животных, которые просят о помощи – они заблудились и не могут найти свой дом.

Для того, чтобы помочь животным нам надо создать группы для нашего научно- исследовательского путешествия .

(Дети работают в группах, у каждой группы свой материк, работа с книгой, литературой. Атласом)

Потом обсуждение, на слайде показываю животного , а дети должны ответить ;

Что это за животное

На каком материке обитает

Какие его особенности.

Учитель: А каких животных вы еще знаете, которых мы не назвали.?

Учитель: ну вот и подходит к концу наше путешествие. Теперь мы плывем домой. Посмотрите на небо, солнце совсем скрылось за тучи, как-бы нам не сбиться с пути. Давайте разгоним тучи, проверим как вы запомнили растения и животных Америки.( на доске рисунок солнца,закрытое тучками, на котором написаны разные вопросы-загадки_)

Задания –загадки.

1. Это животное всю жизнь проводит на деревьях в подвешенном состоянии, спиной вниз. Спит по 15 часов в сутки. Очень медлительное. Имеет зеленоватый окрас шерсти, что делает его практически незаметным в лесу. Питается листьями, побегами, цветками, плодами деревьев. На земле совершенно беспомощен, с трудом передвигается, ищет, за что можно зацепиться когтями. Животное очень устойчиво к голоду, переносит такие травмы, от которых другие звери погибают. Легко переносит сильные отравления.(Ленивец)

Вес этих птиц 1,5-2 г., клюв тонкий и длинный (по длине превосходит голову, шею, туловище). Ножки слабые. Оперение разнообразное. Сердце занимает почти половину полости тела, частота его сокращений 1000 ударов в минуту! Может двигаться вперед, назад, в стороны, лететь задним ходом, делает до 50 взмахов крыльями в секунду. Птицы очень много едят (нектар цветов, насекомых, паучков). В неволе не живут.(Колибри)

Эта рыба, имея небольшие размеры, красивую золотисто-черную окраску, наводит ужас на любого, кто ее увидит в Амазонке и ее притоках. Имеет тяжеловесную нижнюю челюсть, на которой 77 острых зубов. На верхней челюсти 66 зубов. Охотится за всем, что движется в воде, со дна ничего не берет. Очень агрессивна, нападает стаей, атака молниеносна. В считанные секунды от жертвы остается скелет.(Пиранья)

У древних народов Америки это растение было в особом почете. Ему посвящались стихи, песни, легенды, религиозные обряды. Бога дождя изображали с этим растением. В Европе впервые узнали об этом растении от Христофора Колумба, сейчас его можно встретить во многих местах земного шара, много его на Кавказе. Плоды вкусные, из них делают муку, крахмал, масло, сироп, консервы. Индейцы готовят из плодов мамалыгу (что-то среднее между кашей и хлебом). Индейское название этого растения – маис. А как его называем мы? (Кукуруза)

Из плодов этого дерева индейцы готовили напиток, который называли «тео брома», т.е. напиток богов, дающий силу, смелость, энергию. Европейцы добавили к этому напитку сливки и сахар, получив при этом вкусное лакомство.(Какао или шоколадное дерево.)

Пожалуй, нет на Земле человека, который не знал бы этого растения, часто называемого вторым хлебом. В России до второй половины XVIII в.его не знали. В Европе растение впервые появилось в Испании и Англии, благодаря Христофору Колумбу и Френсису Дрейку. В Испании его называли по-индийски «папа», в Италии – «трюфель», во Франции – «земляное яблоко». На других языках название растения звучало так: «потатес», «потейтос», «путатис». В Россию мешок с плодами растения прислал из Голландии Петр I. При царском дворе его называли «тартуфель» и подавали только на банкетах. В наши дни это растение растет чуть ли не на каждом огороде. Как же его называют?(Картофель

У этого растения два имени. В научных книгах дается его индейское название. У первых растений, привезенных из Америки, плоды были желтого цвета и мелкие, как райские яблоки, из которых варили варенье. На солнце эти плоды так светились, что итальянцы ахнули: «Помо доро!» Золотое Яблоко! Сначала их сажали на клумбах для красоты, пробовать плоды не разрешалось, ходили слухи, что они вредны для здоровья. Самыми смелыми оказались португальцы, потом немцы, французы, итальянцы. Растение переселилось из клумбы в огород.(Помидор)

Рефлексия

Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. Мы совершили интереснейшее путешествие и теперь понимаем насколько многообразен и неповторим мир живых организмов .

Игра «Каждому свой дом».

У вас на столах ( у каждой группы) лежат кораблики с животными и растениями Южной и Северной Америки. Отразите свое впечатление от урока, прикрепив на парусах смайлик (образцы на парте) , обсудите в группе , с помощью записей, учебника и правильно прикрепите свой кораблик на карте материков

Проверка правильности .

Подведение итогов урока.

Спасибо. А вы помните, какой вопрос был поставлен в начале урока? Кто живет на разных материках? Какие условия их жизни?

Самооценка В маршрутных листах оцените .

( Ребята, поднимите руки у кого сегодня пятерки за работу на уроке)

Задание на самооценку. Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..

Я не доволен(льна) тем, что сегодня

Хочу отметить выступления самых активных натуралистов.

Закончить наше необыкновенное путешествие я хочу словами Лапласа : «То что мы знаем,-ограничено, а то, что мы не знаем- бесконечно»

Спасибо всем за урок.

Д.З составить кроссворд по теме «Животные и растения Северной и Южной Америки.    
Жизнь на материках: Северная и Южная Америка.
PPT / 25.78 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Медведева Татьяна Александровна, 08.12.17 в 18:19 0Ответить Пожаловаться
Людмила Владимировна, очень интересный урок, удачно использованы методы работы на уроке в соответствии с возрастом учащихся.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.