Программа по профилактике суицидальных намерений у детей и подростков 12–15 лет «Жизнь одна»
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РБ
ГБУ РБ ЗАПАДНЫЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ЦЕНТР
СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
«Согласовано» Заместитель директора ГБУ РБ Западный МЦСПСД _____________Э.Р. Шангареева «____» __________2016г. | «Утверждаю» Директор ГБУ РБ Западный МЦСПСД ______________Р.Н. Ахметзянова «____»____________2016г. |
«Жизнь одна»
ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ
У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В ВОЗРАСТЕ 12-15 ЛЕТ
Автор-составитель:
Камалова А.Г.
Психолог ОППН
Руководитель:
Залютдинова Г.Г.
зав.отделением
социальной помощи семье и детям
ОКТЯБРЬСКИЙ
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы……………………………………………………………….3
Пояснительная записка……………………………………………………………6
2.1.Обоснование актуальности…………………………………………………….... 6
2.2.Целевая группа………………………………………………………………….....7
2.3.Цель программы…………………………………………………………………...7
2.4.Задачи программы…………………………………………………………………7
2.5. Ожидаемые результаты, целевые индикаторы и методы их оценки………….8
3. Механизм реализации программы «Жизнь одна»………………………………...9
3.1. Этап реализации программы……………………………………………………..9
3.2. Этапы и сроки реализации программы………………………………………….9
3.3. Формы и методы работы…………………………………………………………10
3.4. Ресурсы…………………………………………………………………………….10
3.5. Направление деятельности и их содержание…………………………………...12
3.6. План мероприятий………………………………………………………………..13
3.7. Контроль и управление………………………………………………………….14
3.8. Оценка результатов программы…………………………………………………15
3.9. Список литературы……………………………………………………………….16
1.Паспорт программы
Наименование программы | «Жизнь одна» |
Автор программы | Камалова А.Г. |
Территориальная реализация программы | г. Октябрьский РБ |
Учреждение, реализующее программу | ГБУ РБ Западный межрайонный центр социальной помощи семье и детям |
Руководитель программы | Залютдинова Г.Г. |
Актуальность проблемы | Актуальность изучения суицидального поведения возрастает в психологии, так как происходит существенное увеличение числа детей и подростков до 18 лет, совершивших суицидальные действия. По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 100 000 человек. В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры – считается, что ежегодно в мире кончают собой более 4 000 000 человек. По статистике ВОЗ по количеству подростковых суицидов среди детей в возрасте от 15 до 19 лет Россия занимает одно из первых мест. По этим же данным в России ежегодно добровольно расстаются с жизнью около 2,5 тысяч несовершеннолетних в год. Подросткам свойственна тенденция к повторным суицидальным действиям. По данным половина суицидентов детского и подросткового возраста совершали повторный суицид. Традиционно пограничные расстройства личности связывают с суицидными попытками без летального исхода, однако все более очевидными становятся факты, что для этих пациентов характерным является и самоубийство. Часто суицидальное поведение рассматривается как результат формирования и развития определенного «жизненного сценария», закладываемого еще в раннем детстве. В то же время проблема суицидального поведения остается недостаточно изученной, не смотря на большой интерес к ней со стороны разных специалистов и ее крайнюю важность, и актуальность в современном мире. |
Целевая группа | Дети в возрасте 12-15лет |
Цель программы | Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у подростков. |
Задачи программы | Обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов, конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций. Формирование адекватной самооценки и уверенности в себе. Развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме, позитивной моральной позиции. |
Ожидаемые результаты | 1.Снятие тревожности и напряжения у подростков. 2.Овладение способами самоконтроля и овладение механизмами сдерживания негативных эмоций. 3.Способность подростков к конструктивному общению и адекватной жизненной позиции. 4.Снижение числа подростков имеющие суицидальное поведение. 5. Увеличение числа детей и подростков с позитивной моральной позицией. 6.Увеличение числа родителей владеющих информацией о профилактике суицидальных намерений у подростков, первой помощи во время попытки самоубийства. |
Целевые индикаторы | Значение индикатора (показателя) в 2015 году посещение подростками занятий и тренингов – 40 человек (100%) из них 25 человек (75%) будут иметь положительный результат. в 2016 году посещение подростков занятий и тренингов – 60 человек (100%) из них 50 (90%) человек будут иметь положительный результат. |
Этапы и сроки реализации | Организационный (подготовительный) – 2 недели; практический (основной) – 2 года; итоговый (аналитический) – 2 месяца. |
Формы и методы работы | Формы работы (групповые, подгрупповые). Методы работы: организационные, практические, исследовательские, аналитические. |
Ресурсы | Кадровые, материально-технические, нормативно-правовые документы, методические пособия при разработке программы, наглядный и раздаточный материал подготовленный для деятельности в рамках программных мероприятий, диагностический инструментарий. |
Направления и их содержание | Для достижения поставленной цели данная программа направлена на профилактику суицидального поведения подростков. Данная программа также включает в себя работу психолога с родителями, которая состоит из следующих направлений: 1.Психологическое просвещение-приобщение родителей подростков к психологическим знаниям. Информирование подростков о смысле жизни, формирование понимания смерти, как бесповоротное прекращение жизни. Просвещение родителей проводится на лекциях, беседах и занятиях с сообщениями о возрастных особенностях подросткового возраста, о психолого- педагогических особенностях подростков, склонных к суицидальному поведению, о результатах психологической работы с подростками и др. Информирование детей проходит на занятиях, игровых тренингах, консультациях в виде разрешения какой либо ситуации, незаконченного предложения, рисуночного теста, просмотра видеосюжета и обсуждения, арттерапии и др. 2.Психологическое консультирование родителей подростков, обратившихся к психологу с различными проблемами. Индивидуальные, подгрупповые и групповые встречи, занятия с элементами тренинга, лекции, консультации с подростками по психологической коррекции конфликтного и агрессивного поведения, смысла жизни. 3.Психологическая диагностика подростков, семьи и семейных отношений с целью изучения психологической атмосферы семейных отношений и семьи подростков, склонных к суицидальному поведению. |
Мероприятия программы | Программа по профилактике суицидальных намерений «Жизнь одна» с участием родителей и подростков проводятся в соответствии с планом мероприятий Встречи проводятся ежеквартально по намеченному плану и разработанным конспекту. |
Пояснительная записка.
Суицид (самоубийство) — это смерть, наступившая по неестественным причинам в результате повреждений, нанесенных добровольно самому себе. Суициду подвержены в равной степени люди различных социальных слоев, культур, вероисповеданий и возрастов. Профилактика суицида в этом отношении имеет огромное значение.
Это крайне опасное поведение, к которому приводит невозможность разрешения сложных жизненных ситуаций. Чаще проявлениям суицидального поведения подвержены молодые люди от 14 и до 16 лет, а также мужчины среднего возраста (40–50 лет). Среди женщин и студентов суицид встречается реже, но он чаще ведет к смерти. При этом только каждый пятый высказывает свои мысли вслух, что затрудняет предотвращение трагедии.
Суицид среди детей в последнее время участился, что сопряжено с конфликтами в неблагополучных семьях, неурядицами с педагогами и одноклассниками в школе.
По статистике, в год кончают жизнь самоубийством около 3 тысяч человек, из них большая часть несовершеннолетних, и это, не считая попыток. Изучением проблемы и профилактикой суицида среди молодежи и студентов занимаются медицинские и социальные работники, психологи, педагоги.
Вполне излечимой и контролируемой предпосылкой суицидального действия является депрессия. Другие причины заключаются в следующем:
социальная незащищенность, финансовый крах, разочарования в жизни, потеря близких людей;
особенности нервной системы (агрессия, повышенная импульсивность);
физическое насилие в детском возрасте, стрессы (алкоголизм или развод родителей, телесные наказания);
наличие неизлечимой болезни, сопровождающейся болью;
перепады настроения и поведения, связанные с приемом алкогольных напитков и психотропных препаратов;
психическая неустойчивость, расстройства личности;
психотравмирующие поведение, отсутствие понимания близких людей, неприятности в школе у подростков;
заниженная самооценка, трудности в общении, безответная любовь у школьников и студентов.
У подростков страх перед смертью и восприятие ее формируется ближе к 18 годам. Поэтому суицид для детей не означает конец. Молодые люди не в состоянии оценивать жизнь. Неустойчивая психика, депрессивное поведение, чувство ненужности, ранняя половая жизнь, разочарование в семейных отношениях, отсутствие идеологии и цели зачастую приводят к непоправимым последствиям.
Различают несколько типов суицидального поведения. Демонстративный суицид больше характерен для подростков и студентов. Это театрализованное представление, шантаж с целью добиться сочувствия, избежать наказания, разжалобить кого-либо. Обычно сцена разыгрывается в том месте, где находится человек, которому она адресована. Опасно, если такое поведение может привести к плачевным последствиям. Количество попыток демонстративного суицида в 15 раз больше, чем исполненных.
При аффективном типе суицидального поведения попытка совершается под действием обиды или гнева. Возможна демонстрация, длящаяся от нескольких минут до суток.
Истинный суицид обычно обдумывается и подготавливается заранее. Человек задумывается о смысле жизни, замыкается в себе, ведет дневник. Он планирует предстоящие действия до мелочей, оставляет прощальную записку для родных или друзей. Так как разрабатывается план действий, попытка часто приводит к смерти.
Причины суицидального настроения кроются в отсутствии теплых эмоциональных связей детей и родителей. Ложное поведение более характерно для детей и подростков, алкоголиков и наркоманов. Основная цель – шантаж, добыча денег или материальных ценностей любым способом. Человек пытается порезать вены, принять неядовитые препараты или повеситься, но так, чтобы не нанести себе вред.
Чаще всего самоубийцы выбирают отравление медикаментами, токсичными и сильнодействующими веществами. Истинное суицидальное поведение подростков заканчивается повешением или прыжком с высоты.
Странное поведение, использование необычных способов говорит о наличии у человека психоза.
Суицидальное поведение может продолжаться от нескольких минут до нескольких месяцев, чаще встречается у детей подросткового возраста и студентов. Особенно подвержены ему брошенные дети, живущие в интернатах, или «приемыши».
По статистике, большая часть самоубийств регистрируется весной и летом. Из-за депрессий суицидальное поведение встречается у 70%, а 15% из них совершают задуманное.
Отдельное место в группе риска занимают дети подросткового возраста:
отличники, испытывающие неудовлетворение собой и вину за несоответствие стандартам;
замкнувшиеся в себе дети, дети в депрессии из-за снижения показателей в учебе;
ребята, которые не могут выполнить завышенные требования взрослых;
подростки, склонные к тревожно-депрессивным состояниям, особенно если в семье были попытки суицидального характера;
дети из проблемных семей, испытывающие физическое насилие.
Особенности подросткового суицида. Переходный возраст – сложный этап формирования личности, который мало у кого проходит гладко. Часто непростая жизненная ситуация толкает подростков на отчаянный шаг. Необходимо как можно раньше объяснить подросткам, что такое суицид и как избежать проблемы.
2.2. Целевая группа.
Подростки в возрасте 12-15 лет (школьный возраст).
2.3.Цель программы.
Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у подростков.
2.4.Задачи программы.
1.Обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов, конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
2.Формирование адекватной самооценки и уверенности в себе.
3.Развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме, позитивной моральной позиции.
4.Информирование родителей о
2.5.Ожидаемые результаты,
целевые индикаторы и методы их оценки.
1.Снятие тревожности и напряжения у подростков.
2.Овладение способами самоконтроля и овладение механизмами сдерживания негативных эмоций.
3.Способность подростков к конструктивному общению и адекватной жизненной позиции.
4.Снижение числа подростков имеющие суицидальное поведение.
5.Увеличение числа детей и подростков с позитивной моральной позицией.
6.Увеличение числа родителей владеющих информацией о профилактике суицидальных намерений у подростков, первой помощи во время попытки самоубийства.
Таблица 1
Целевые индикаторы
№ п/п | Значение индикатора (показателя) | 2015 год | 2016 год 1 квартал |
1. | численность несовершеннолетних состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства | 257 чел. | 210 чел. |
2. | численность семей состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства | 121 семья | 96 семей |
3. | общая численность детей, участвующих в мероприятиях программы | 40 чел. | 60 чел. |
4. | общая численность взрослых (родители, опекуны, попечители и другие лица, непосредственно связанные с несовершеннолетними), принимающих участие в программе | 70 чел. | 90 чел. |
5. | численность добровольцев, спонсоров принимающих участие в программе | 9 чел. | 5 чел. |
6. | число специалистов, заинтересованных организаций | 9 чел. | 5 чел. |
7. | количество мероприятий | 4 шт. | 4 шт. |
8. | количество изданных материалов (буклеты, брошюры, рекомендаций, пособий) | 3 буклетов | 4 буклета |
9. | число публикаций в печатных средствах массовой информации о ходе и результатах реализации программы | | |
10. | число публикаций по тематике программы, размещенных на Интернет-ресурсах | 5 шт. | 7 шт. |
3.Механизм реализации программы «Жизнь одна»
3.1.Этапы и сроки реализации программы.
Процесс реализации программы состоит из трех этапов представленных в Таблице 2.
Таблица 2
Этапы реализации программы
№ Мероприятия Направление деятельности | Сроки. Ответственные исполнители | Форма отчетности/срок ее предоставления |
Организационный (подготовительный) | 2 недели; Заведующий отделением, специалисты отделения. | Предупредительный контроль. В течении 10 дней. |
Практический (основной) – | 2 года; Специалисты отделения | Текущий контроль. В течении всего периода программы. |
Итоговый (аналитический) – | 2 месяца. Заведующий отделением, специалисты отделения. | По завершению деятельности. В течении 10 дней. |
Организационный (подготовительный) – 2 недель. На организационном этапе определяется состав участников занятий, тренингов, консультаций.
В нашем случае это: семьи, состоящие на учете межведомственного совета по вопросам материнства, отцовства и детства; семьи, оказавшие в трудной жизненной ситуации; специалисты (педагог – психолог, специалист по социальной работе).
1. Заседания со специалистами ОСПСД, о ходе проведении мероприятий по плану.
2. Диагностика, анкетирование, опрос родителей и детей.
3. Подбор материала по результатам диагностических данных, анкет и опросников к выбору темы занятий. Разработка и конспект занятий, памяток для родителей и детей.
3. Привлечение спонсоров к участию данного мероприятия и оказанию благотворительности в виде подарков, призов для детей и др.
4. Привлечение городских средств массовой информации.
5. Информирование родителей и участников о встрече через приглашения и объявления, информационный стенд «Все для родителей и детей».
6. Подготовка помещения, рабочих мест, оборудования, материалов (по количеству детей, участвующих в мероприятии).
Практический (основной) – 2 года. Проведения занятий, тренингов, консультаций, встреч с подростками и детьми.
Итоговый (аналитический) – 2 месяца. Подведение итогов работы программы «Жизнь одна»: оценка эффективности на формирование оптимальной родительской позиции, которая основывается: на реальной оценке особенностей каждого ребенка; анкетирование, опрос, тестирование родителей и детей по результатам работы программы.
3.2.Формы и методы работы.
Формы работы (групповые и индивидуальные)
Групповые: | Подгрупповые |
Тренинги Лекции Консультации Встречи со специалистами | Занятия с элементами тренинга Беседы Коррекционные занятия Деловые игры |
Методы работы:
Организационные: | Исследовательские: | Практические: |
регламентирование инструктирование планирование нормирование оформление | тестирование анкетирование опрос исследование наблюдение | дискуссия просвещение консультирование информирование беседа арт терапия |
3.3.Ресурсы.
Кадровые:
специалисты по социальной работе организуют и проводят анкетирование, опрос, обследование жилищно-бытовых условий (по необходимости) участников программы.
педагог-психолог высшей категории проводит и организует психолого-педагогические встречи, консультации, мероприятия, обследования, диагностику, анкетирование, опрос, тестирование, индивидуальные и групповые занятия с родителями и детьми, вовлекает спонсоров, аниматоров и волонтеров.
Материально-технические:
Цветная бумага, 50 шт.1600 руб.
Цветной картон, 50 шт.1850 руб.
Пластилин, 15 шт.750 руб.
Цветные карандаши, 15 шт.400 руб.
Акварельные краски, 15 шт.900 руб.
Гуашь, 5 шт.750 руб.
Фломастеры, 5 шт.350 руб.
Клей-карандаш, 10 шт.450 руб.
Белый картон, 10 шт.450 руб.
Скотч, 2 шт.60 руб.
Ножницы, 10 шт.300 руб.
Бумага «Снегнурочка»А4, 1 уп.250 руб.
Аппаратно-программный психодиагностический комплекс
«Мультипсихометр» 139 626.67 руб.
Проектор EPSON EB-S04 29 490. 00 руб.
Экран на штативе 4 490.00 руб.
Стол прямоугольный 2 шт. 3 624.64 руб.
Полка настенная 2 шт. 2 056.72 руб.
Стул детский 6 шт. 4 756.92 руб.
Шкаф-стеллаж 2 шт. 8 765.00 руб.
Нормативно-правовые документы:
Данная программа направлена на работу с несовершеннолетними, разработана на основе Международной Конвенции ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.), Гражданского кодекса (1994г.), Семейного кодекса Российской Федерации 29.12.1995 г. №223 - ФЗ, Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании".
Основными актами признания государством своих обязательств перед детьми стали Федеральные законы: Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» устанавливающие основные гарантии прав и законные интересы ребенка, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, 1993г., Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)
Методические пособия при разработке программы:
Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2003. – 288 с.
Воспитание и ндивидуальности: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005г. -224с.
Суицидальное поведение детей и подростков. Меры профилактики: информационно-методические рекомендации / Сост.: В.Л. Юлдашев, И.Ф. Тимербулатов, Е.М. Евтушенко, г. Уфа, 2014г. -32с.
Наглядный и раздаточный материал подготовленный для деятельности а рамках программных мероприятий:
1.Информационный стенд «Все для родителей и детей».
2.Буклеты: «Суицидальное поведение детей и подростков», «Родители меня не понимают или как услышать подростка», «Умеешь ли ты решать свои проблемы?»
3.Памятки «Алгоритм работы с ребенком с суицидальными мыслями»; «Планирование конструктивных мыслей с ребенком».
Информация в СМИ:
1.Сайт учреждения: праздник для детей в антикафе «Город»; тренинг с подростками «В кругу друзей»; всеобуч для родителей «На пути к взаимопониманию»; встреча с родителями и детьми «Я и мой ребенок»; встреча с многодетными мамами в «Клубе заботливых родителей»; праздник для пап и детей «Мой папа самый лучший»; совместное мероприятие для детей и мам «Весна талантами красна»; арт терапия «Игры с песком»; игровой тренинг с подростками «Как уберечь своего ребенка от употребления ПАВ»; выездное мероприятие с семьями для детей с ограниченными возможностями здоровья в оздоровительный комплекс Уязы-Тау «Конные прогулки»; выезд для малообеспеченных семей в Драмтеатр г. Туймазы на представления «Кот в сапогах», «Теремок»; выезд на природу с неполными и многодетными семьями «Отдыхаем всей семьей»; выездное мероприятие для семей с неблагоприятным микроклиматом в спортивную базу Спартак «Зимние забавы»
2.Публикации в периодических изданиях: Газета «Октябрьский нефтяник» тренинг с подростками «В кругу друзей»; выездное мероприятие с семьями в спортивную базу Спартак «Зима прощай»;
Газета «Туган як»: статья «Минем атием – ин айбате!»; «Яз-талантлар белэн бойек»
Публикации в журналах, сборниках:
1.Публикация статьи в сборнике «Алгоритм взаимодействия доверенных лиц с детьми по профилактике жестокого обращения и сексуального насилия» (в рамках реализации республиканской подпрограммы «Мы защитить сумеем детство!»)
2.Публикация статьи в сборник материалов интернет-конференции «Детство без насилия» Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания» -«Эмоциональное насилие в неблагополучных семьях»;
Телевидение:
Телеканал Utv, «В отделение социальной помощи семье и детям прошел праздник «Мой папа самый лучший»; Телеканал «Студия -1» «Конные прогулки»;
Радио:
«Милицейская волна», выступление психолога на тему: «Профилактика жестокого обращения в семье».
Диагностический инструментарий:
1.Методики оценки свойств личности: 16-факторный личностный опросник Р. Кэттела; личностный опросник г. Айзенка; методика диагностики темперамента Я. Стреляу.
2.Методики оценки психического состояния: тест цветовых выборов; методики самооценки психического состояния; методики определения актуального психического состояния; состояния стресса.
Методические разработки:
Черникова Т.В. Старшеклассник без стрессов и тревоги. Программы учебно- тренировочных и клубных занятий :метод. Пособие-М.: Глобус, 2006г.
Вагин Ю.Р. Авитальная активность. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001г.
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект, Гаудеамус, 2007. – 336 с.
3.4.Направления деятельности и их содержание.
Программа раскрывает организацию и содержание работы специалистов с несовершеннолетними из разных семей, в том числе из семей, находящихся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.
Данная программа по своей направленности является комплексным (включает в себя разноплановую деятельность).
По продолжительности проект является долгосрочный (реализуется в течение года).
Программа «Жизнь одна» осуществляется в соответствии положением.
Практика показала, что наибольшая посещаемость мероприятий по программе «Жизнь одна» зафиксирована во второй половине дня.
Разработка конспекта занятий требует тщательности в подготовке и профессионального подхода психолога в области профилактики суицидальных намерений подростков, в работе с неблагополучными семьями т.к. необходимо дать теоретическую и практическую информацию подросткам и родителям и одновременно консультировать и проводить диагностику семей. Оказать помощь родителям и детям в кризисных ситуациях.
Многообразие методов работы с участниками программы позволяет родителям и детям не только пополнить свои знания в той или иной области, но и вооружить новыми знаниями и приемами грамотного общения с подростками, а детей обучать приемами конструктивного общения со сверстниками.
Алгоритм подготовки и проведения встречи в клубе выглядит следующим образом:
Заседания со специалистами ОСПСД о проведениимероприятия
Диагностика, анкетирование, опрос родителей и детей.
Подбор материала по результатам диагностических данных, анкет и опросников к выбору темы занятий. Разработка и конспект занятий, памяток для родителей и детей.
Привлечение спонсоров к участию данного мероприятия и оказанию
благотворительности в виде подарков, призов для детей и др.
Привлечение городских средств массовой информации.
Информирование родителей и участников о занятиях через приглашения и объявления, информационный стенд «Все для родителей и детей».
Подготовка помещения, рабочих мест, оборудования, материалов (по количеству детей, участвующих в мероприятии).
Основные акценты подготовки мероприятия можно определять по следующим позициям:
- название мероприятия
- на какую аудиторию он рассчитан (возраст, количество участников)
- цель его проведения
- продолжительность
- чьими силами готовится
- как мы представляем оргкомитет (инициативную группу, благотворительные организации) и ход его (ее) работы
- какие виды и формы деятельности включает
- краткое описание содержания
- условия успешности проведения.
Мероприятия проводятся 1 раз в квартал, время проведения: в учреждении от 1 ч. до 1 ч. 20 минут.
3.5.План мероприятий
План работы программы «Жизнь одна»
№ п/п | Тема | Срок |
1 | Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков. | в течение всего периода |
2 | Проведение анкетирования для подростков и родителей | январь |
3 | Индивидуальная работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации | в течение всего периода |
4 | Изготовление информационных буклетов для родителей и подростков. | февраль. |
5 | Консультация для родителей «Причины и мотивы суицидального поведения детей и подростков». Выступление на совещании директоров школ «Суицид, причины возникновения суицидальных намерений у подростков» | март |
6 | День телефона Доверия «Я хочу рассказать….» Консультация для родителей «Как предотвратить суицид у детей». Просмотр видео фильма Р. Быкова «Я больше сюда никогда не вернусь» | март |
7 | Тренинг с подростками «Жизнь, как высочайшая ценность» | май |
8 | Деловая игра с подростками «В чем смысл жизни?» | сентябрь |
9 | Коллективная работа подростков «Открытка от одиночества» | октябрь |
10 | Беседы с детьми: «Умеешь ли ты решать свои проблемы?» «Научись говорить «нет» | ноябрь-декабрь |
11 | Выступление на совещаниях учителей СОШ № 8, 13, 17 «Профилактика суицидальных намерений у детей и подростков» | март-апрель |
12 | Проведение групповой лекции для детей и подростков СОШ №8 «Жить среди людей» | апрель |
13 | Выступление на родительском собрании СОШ № 13 «Причины и мотивы суицидального поведения детей и подростков» | апрель |
14 | Проведение занятия с элементами тренинга «Океан человеческих чувств» | август |
3.6.Контроль и управление
Технологии контроля основаны на сравнении того, что есть, с тем, что должно быть, и используют три аксиомы:
1)непрерывное отслеживание точности плана и его «привязка» к текущим условиям – обязательное условие эффективного гибкого планирования;
2)предусмотренные систем экстренных мер, которые при необходимости могут быть быстро применены.
3)отметка первых проявлений успеха и воздать должное тем, кто способствовал успеху.
Имеются три вида контроля.
1.Предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работы по программе. Его назначение – заранее проверить план, конспект, содержание мероприятия, встреч. Проанализировать насколько имеется материально - техническое обеспечение, подготовка к мероприятиям кадрового состава, привлечение спонсоров, волонтеров, наглядное и практическое оснащение.
2.Текущий контроль. Оценка эффективности проведенных мероприятий, встреч, занятий в соответствии с планом программы, в срок исполнения. Разработка рекомендации, пожелания для дальнейшей успешной работы по программе.
3.Заключительный контроль. Он проводится при завершении реализации программы. Дается оценка достигнутого результата в ходе реализации программы. Разрабатываются рекомендации для распространения и обобщения опыта работы через СМИ, публикации в журналах, методических пособий.
3.7.Оценка результатов программы.
Таблица 3
Оценка результатов программы
№ п/п | Ожидаемые результаты | Целевые индикаторы | Методы оценки | |
До реализации программы (2015 г.) | После реализации программы | |||
1 | Увеличение числа семей, снятых с учета как находящихся с неблагоприятным психологическим микроклиматам в связи с улучшением ситуации в семье. | 23 (снятых с учета с улучшением ситуации в семье) | | Анализ документов |
2 | Сформированность навыков ответственного родительства и нетерпимого отношения общественности к различным проявлениям, самостоятельности | 91 (участие детей на занятиях) | | Анкетирование, опрос |
3 | Повышение резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия с семьями, включение их в воспитательный процесс через кружковые занятия с детьми и родителями. | 23 (снятых с учета с улучшением ситуации в семье) | | Тестирование |
4 | Вовлечение общественности города в работе с детьми из семей, состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны материнства, отцовства и детства. | 5 (учреждения, организации, волонтеры города) | | Анализ документов |
5 | Сокращение численности несовершеннолетних, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ним | 35 | | Тестирование, опрос, анализ документов |
Список литературы:
1. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2003. – 288 с.
2. Каубиш В.К. Клинико-психологические особенности подростков с многократными суицидными попытками / Министерство здравоохранения и социального развития РФ; Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева.
3. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс, 2001. – 432 с.
4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект, Гаудеамус, 2007. – 336 с.
5. Черникова Т.В. Старшеклассник без стрессов и тревоги. Программы учебно- тренировочных и клубных занятий :метод. Пособие-М.: Глобус, 2006г.
6.Вагин Ю.Р. Авитальная активность. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001г.
7. Воспитание и ндивидуальности: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005г. -224с.
8.Суицидальное поведение детей и подростков. Меры профилактики: информационно-методические рекомендации / Сост.: В.Л. Юлдашев, И.Ф. Тимербулатов, Е.М. Евтушенко, г. Уфа, 2014г. -32с.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА
«ОКЕАН ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ.
Перед началом тренинга дети оформляют бейджики и занимают удобные места. Стулья стоят друг против друга, типа коридора.
Ведущий. Добрый день дорогие дети. Рада вас видеть на нашей встречи. Каждый участник нашего тренинга представиться всем назвав свое имя и чем он увлекается.
(дети выполняют упражнение)
Ведущий. Молодцы, очень хорошо. Теперь мы познакомились и можем проводить нашу встречу. Всех приглашаю встать в круг и будем по очереди заводить машину со звуком «тр-тр», и звук, с которым она тормозит «стоп». Первый начинает, а стоящий с право продолжает заводить машину. Будьте внимательными, когда я скажу стоп, то движение начнется в противоположном направлении.
(дети выполняют упражнение)
Ведущий: Спасибо всем, молодцы. Все на свои места, следующее упражнение называется «Коридор безопасности». Как вы думаете, о чём оно будет? Какие у вас возникают ассоциации?
(участники высказываются).
Ведущий. Сегодня мы будем говорить о жизненных трудностях и способах их решения. А ещё о том, как помочь другу, если он оказался в трудной жизненной ситуации.
Я не случайно посадила вас таким образом. Представьте себе, что это «жизненный коридор», по которому должен пройти человек определённый отрезок своей жизни. Например, период школьной жизни с 1 по 11 классы, т. е. с 7 до 18 лет.
Мне нужен помощник.
(Из желающих выбирается один участник; он становится в начале «коридора»).
Какие трудности могут встретиться на этом отрезке жизненного пути?
Примечание! Это могут быть не только школьные трудности.
(Участники записывают трудности на стикерах и приклеивают их на пол по всему «коридору»).
Ведущий: (зачитывает вслух). Ну, что, Маша, страшно? Как ты будешь преодолевать эти препятствия?
(Маша пытается найти решение каждой трудности).
Ведущий: Итак, мы видим, что все эти проблемы вполне решаемы. Тогда почему же некоторые ваши сверстники-мальчики и девочки - не видят выхода из трудной ситуации и решаются даже на самоубийство? Как вы думаете?
(Учащиеся высказываются).
Психотерапевтическая сказка «Коряга».
Задание: С закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свой конец.
Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей. Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая - ни красоты, ни проку… Как ей было обидно!
Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику. «Счастливчики... », - думала Коряга, завидуя этим деревьям, - «Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании...».
Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут... Но, не смотря на это, она была счастлива!
В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств.
В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась! О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю..., но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза).
Она упала в море. «Что это? Куда я попала? Что со мной будет?» - думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью... Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец... Но вот шторм начал потихоньку стихать… на небе показалось солнышко... Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны... Теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу… Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого, с кем можно было бы ее сравнивать... Здесь она была одна такая..., единственная... И на душе у нее стало радостно и спокойно (Пауза)
Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность - так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики…
Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: «Это просто чудо! Настоящее чудо!». На нее никто не смотрел с такой любовью..., (Пауза)...и никогда она не слыхала такой похвалы в свой адрес..., (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза). Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком.
Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью... (Долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью «Дар моря» и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушиваясь в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы.
«Сколько бедствий я перенесла, - думала Коряга, - и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно». (Метафора: торжество)
Анализ впечатлений подростков. Комментарии психолога относительно метафоричного смысла сказки.
Обсуждение в круге: Какой сюжет вызвал наибольший отклик в вашей душе? Какую вы придумали концовку? Почему именно такую?
Ведущий: «Это история про открытие уникальности Коряги. Она учит нас самопринятию. А, что такое самопринятие, по вашему мнению? (Ответы подростков с последующим обобщением психолога).
Ведущий. Сегодня мы постараемся поближе узнать друг друга. Встаньте, пожалуйста, и выберите того участника, которого вы хуже всего знаете... Выберите себе место, где вы спокойно можете поговорить друг с другом. Один из вас начинает и проводит пятиминутное интервью. Постарайтесь выяснить, как живет ваш собеседник, сколько у него братьев или сестер, с кем он дружит, какой у него характер... Выслушайте очень внимательно все, что он расскажет о
себе. Через пять минут я подам вам сигнал того, что время прошло. После этого вы поменяетесь ролями... (10 минут.)
А теперь все вернитесь и сядьте в один большой круг. Пусть каждый представит для нас своего партнера. Встаньте позади него, положите руки ему на плечи и расскажите все, что смогли запомнить.
В конце каждого рассказа спрашивайте у представляемого, достаточно ли корректен был рассказ, и хочет ли он что-нибудь добавить к сказанному.
Анализ упражнения:
— Понравились ли тебе вопросы твоего партнера?
— Твой партнер на самом деле испытывал любопытство и с интересом расспрашивал тебя?
— Что тебе было приятнее: спрашивать или отвечать?
— Кто из вас двоих сам выбирал себе партнера, а кто был выбран?
— О ком из остальных детей ты узнал что-то интересное для тебя?
— Как ты теперь чувствуешь себя в классе?
Ведущий. Молодцы, очень хорошо. Игра «Вырвись из круга».
Ведущий. В конце нашей встречи каждый выберет высказывания о смысли жизни и зачитывает для всех.
(дети выполняют упражнения)
Рефлексия.
Ведущий. Рада была встречи с вами. Большое спасибо. Давайте все вместе встанем в большой круг, поднимите руки вверх и произнесем у-у-у- и резко опустим руки вниз, чтобы плохая энергия и плохое настроение покинуло нас. Спасибо всем большое.
(дети выполняют упражнение)
В конце встречи всем вручаются букеты «Умеешь ли ты решать свои проблемы?
Кияйкина Наталья Федоровна