Конспект коррекционного занятия по развитию речи на тему «Зимнее приключение»
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ.
ТЕМА "ЗИМНЕЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ"
Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях
Задачи:
Образовательные:
Расширять словарный запас по теме "Зима"
Учить образовывать единственное и множественное число имён существительных
Упражнять в употребление слов в форме родительного падежа множественного числа
Учить подбирать слова антонимы и синонимы
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Формировать звуковую культуру речи
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, любознательность
Развивать мышление, внимание, память, воображение
Развивать координацию движения, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Продолжать учить детей внимательно слушать педагога, отвечать полным предложением.
Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный, художественное слово, сказкотерапия, цветотерапия, обобщение, физкультминутка, упражнение Су-джок, показ и объяснение, наблюдение, анализ, поощрение.
Оборудование, наглядный материал: снежок для игры, снежинки, картинки с заданиями, мнемотаблица, массажные шарики Су-джок, аудиозапись для превращения, цветные карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Вводная часть.
Учитель-дефектолог: Здравствуйте ребята, давайте встанем в круг и друг другу улыбнемся.
«Возьмёмся за руки, друзья, друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем: «Здравствуй, зимушка-зима»
Мы с вами сегодня отправимся в увлекательное зимнее приключение. Но для этого нам надо стать волшебниками, чтобы каждый из вас превратился в снежинку. Ну что, вы готовы? Тогда закрывайте глаза и повторяйте за мной:
Мы вокруг себя кружимся
Мы в снежинки превратимся
1,2,3,4,5 время глазки открывать.
(превращение происходит по музыку)
Учитель-дефектолог: Молодцы ребята, все в снежинки превратились, а теперь проходите на свои места.
Кто мне скажет, какое время года сейчас на улице? (Зима)
- Какое время года было перед зимой? (Осень)
-Какое время года будет после зимы? (Весна)
Вы теперь волшебные снежинки, скажите, а почему вы не таете зимой? (холодно на улице)
Правильно, ребята, на улице холодно, земля покрыта снегом.
Давайте с вами еще назовем признаки зимы, и вам в этом помогут картинки.
- Как светит солнце зимой? (солнце светит, но не греет)
- Что происходит с деревьями зимой? (деревья стоят без листьев, только елки и сосны зеленые, потому что у них иголки)
- Что зимой происходит с животными и птицами? (перелетные птицы улетели на юг, медведь и ежик зимой спят, лиса и белка поменяли свои шубки: были летом рыжие, зимой стали серыми, а зайчик стал зимой белым)
- Как зимой одеваются люди? (надевают теплую одежду, зимнюю)
- Какие вы знаете зимние забавы детей? (лепить снеговика, кататься на лыжах и санках)
- Давайте с вами вспомним и назовем зимние месяцы.
Декабрь – землю снегом укрывает.
Январь – морозы приглашает
Февраль – метелями и вьюгами управляет.
Учитель-дефектолог: Ой, ребята-снежинки, вы слышите, к нам в гости кто-то пришел.
В дверь стучится Снеговик (игрушка) и говорит: Здравствуйте, сколько здесь снежинок, да таких красивых. Я пришел к вам и хочу с вами поиграть в зимние игры.
2. Основная часть
Учитель-дефектолог: Снеговик хочет с вами поиграть в игру
Д/и «Подбери слово»
(К существительному нужно подобрать прилагательное, например: снег - холодный, мокрый, теплый, волшебный и т.д.)
Снеговик по очереди будет вам давать снежинку, и у кого будет в руках снежинка, тот должен отвечать. Ну что, готовы?
- зима (какая?) (холодная, белая, снежная, теплая, морозная, добрая, красивая, мягкая)
- снежинки какие? (легкие, красивые, пушистые, разные, холодные, маленькие, лёгкие)
- лёд какой? (холодный, мокрый, толстый, красивый, скользкий, прозрачный, гладкий)
Учитель-дефектолог: Ну что, вам понравилось играть со снеговиком? Тогда продолжаем и следующая игра с комочком снега (из ваты сделан снежный ком).
Кому Снеговик даёт снежный ком, тот и отвечает.
Д/и «Скажи наоборот»
Летом жарко, а зимой - (холодно)
Летом день длинный, а зимой - (короткий)
Снежинка легкая, а сосулька – (тяжелая)
Снег мягкий, а лёд - (твердый)
Учитель-дефектолог: Молодцы, а сейчас Снеговик хочет узнать, умеете ли вы договаривать слова в предложениях. Ну что, попробуем поиграть в игру «Доскажи словечко»
Д/и «Доскажи словечко»
На деревья, на лужок – тихо падает….(снежок)
Вот веселье для ребят – все сильнее…. (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в …. (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился…. (снеговик)
Молодцы, ребята. А не пора ли нам отдохнуть? давайте встанем и немного отдохнем.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять – мы во двор пошли гулять. (шаги на месте)
Бабу снежную лепили (имитируем руками лепку снежков)
Птичек крошками кормили. (показываем, как кормим птиц)
А потом с горы катались, ( кружимся вокруг себя)
И еще в снегу валялись. (присесть на корточки)
Отдохнули от души, вы ребята молодцы! (пройти на свои места)
Учитель-дефектолог: Ребята, Снеговик хочет с вами поиграть в игру «Назови ласково» Посмотрите, какую картинку он принес с собой. Давайте мы с вами скажем, что на картинке изображено.
Д/и «Назови ласково»
( образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Учитель-дефектолог: А теперь следующая игра от нашего Снеговика.
Д/и «Один - много»
( упражнять в употребление слов в форме родительного падежа множественного числа)
Вы по очереди подходите, и картинки назовите, сначала один, потом много.
Учитель-дефектолог: А сейчас давайте с вами сделаем подарок Снеговику. У вас на столе лежат снежинки из точек, вы должны обвести ее аккуратно, чтобы получилась красивая снежинка и подарит ее Снеговику. Цвет снежинки вы выбираете сами, какой нравится цвет, таким и обводите. У нас волшебные снежинки, они могут быть разного цвета. Но перед тем как мы с вами начнем складывать, давайте возьмем волшебный шарик «Су-джок» и разомнем наши ручки.
Игра с массажным шариком Су-джок
Ветер во дворе гулял, и снежинки он считал:
(круговые движения шариком между ладонями)
Раз – снежинка как пушинка,
(прокатываем шарик по мизинцу)
Два снежинка – паутинка,
(прокатываем шарик по безымянному пальцу)
Три снежинка – холодинка,
(прокатываем шарик по среднему пальцу)
А четыре просто льдинка.
(прокатываем шарик по указательному пальцу)
Пять – снежинка прилетела,
(прокатываем шарик по большому пальцу)
На ладошку тихо села.
(сжать шарик в ладошку)
(сначала с правой рукой, затем с левой рукой)
Выполнение задания «Обведи снежинку по точкам"
Снеговик очень рад вашему подарку, он заберет все снежинки и подарит своим друзьям.
3. Заключительная часть
Учитель-дефектолог: Теперь мои снежинки, пора превращаться обратно. Встаем, закрываем глаза и произносим волшебные слова.
«Мы на месте покружимся и в ребяток превратимся,
1,2,3,4,5 глазки можно открывать».
(превращение происходит под музыку)
А теперь мы улыбнемся, дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда - Умным станешь ты тогда!»
Вы ребята молодцы, сегодня хорошо все отвечали. О чем мы с вами говорили? Давайте вспомним, в какие игры с вами играл снеговик? (дети называют).
Что вам понравилось? А теперь пора прощаться с нашим Снеговиком. Спасибо всем. До свидания.
Список литературы:
1. Развитие речи. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Волчкова В.Н. 2004г.
2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для педагогов ДОУ 2007г.
3. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение 1983г.