Интегрированное занятие в старшей группе «Зимующие птицы»
«Зимующие птицы»
Интегрированное занятие в старшей группе
Программные задачи:
Обучающие:
• Формировать умение различать и называть зимующих птиц
• образовывать сложные прилагательные
• расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание)
Развивающие:
• развивать связную речь: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью – как доказательством;
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе, доброжелательность.
• воспитывать коммуникативные качества, партнёрские отношения между детьми;
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно эстетическое»
Оборудование:
Ноутбук, дерево, макеты птиц, шапочки птиц, мяч, обруч, макет кормушки, маленькие картинки птиц, клей, клейстер, семена и корм для птиц, кисточки, заготовки из картона для пряников, салфетки.
Видеоролик «Лес поздней осенью», «Зимующие птицы», звуки птиц.
Ход занятия.
Дети проходят в группу и становятся в круг
Воспитатель: Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне и друг другу и нашим гостям (садятся на стульчики).
Воспитатель: ребята давайте с вами вспомним, какое время года (поздняя осень), назовите приметы поздней осени. Я хочу предложить вам прогуляться по осеннему лесу (виртуальная прогулка по осеннему лесу). Включаю видео ролик «Прогулка по осеннему лесу».
Воспитатель: Как красиво в осеннем лесу, какой чистый воздух, давайте подышим свежим, лесным, чистым воздухом (дыхательная гимнастика). Как тихо в лесу не слышно пение птиц. Почему? (Птицы улетели в теплые края). Все ли птицы улетели? Какие птицы остались, как они называются? (Зимующие). Почему они так называются? (остаются с нами зимовать) А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой?
Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается. И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Так, почему же все- таки многие птицы улетают в теплые края? Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод? (холод ) Почему?
Воспитатель: Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм? (птицам зимой тяжело найти себе корм, и поэтому они прилетают ближе к людям за помощью) Включаю голоса птиц, сороки.
Воспитатель: Что за шум, что за птичьи голоса? А вот посмотрите, дерево, а на дереве стайка птиц, давайте посмотрим, что же это за птицы (подходят к дереву, на котором развешаны картинки зимующих птиц)
Воспитатель: Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадываете, и ищите такую птичку на дереве.
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут. (Снегирь).
У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Но такими щеголями выглядят только папы – снегири. Снегири – мамы гораздо скромнее. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена т. д. Чуть подкрепились, передохнули и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.
Итак, чем питается снегирь? (Ягодами калины, семенами клена)
Отгадайте следующую загадку и найдите птицу на дереве.
Непоседа невеличка.
Желтая почти вся птичка
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее... (Синичка)
Ребята, посмотрите какая необыкновенная окраска перьев у синицы. Кажется, что птичка надела желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Это оседлая птица. Синицы строят гнёзда в дуплах деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. Живут они стайками по 10 – 15 шт.
Гнездо синички состоит из тонких сухих стебельков трав, веточек, мха, лишайников. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько насекомых, сколько весят сами.
Ребята, существует даже праздник в честь синички, он отмечается 12 ноября. В этот день зимующие птицы прилетают поближе к жилью человека.
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)
Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это - большеголовая птица с красно- коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек - их основная пища, но достать семечко из закрытой шишки не так - то просто. Как же быть?
Рассмотрите эту птицу. Обратите внимание на клюв. На что он похож? Клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки, после того как над ними потрудился клест, кажутся растрепанными. Клест сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клест отрывает ее вместе с веткой. И что еще интересно: клест вьет гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы - в феврале. Это - единственная птица, которая выводит птенцов зимой.
Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им доставать семена из шишки? Что особенного в поведении птиц зимой?
Продолжаем отгадывать загадки:
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово- дрозд, приятель!»
И ставит подпись…(дятел).
Ребята, познакомьтесь с необыкновенно красивой птицей - дятлом. Крылья, брюшко и крылья у него черные. На голове красное пятнышко словно шапочка. У него крепкий клюв и длинный язычок. Дятел извлекает из под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором. С наступлением весны у дятла в дупле появляется потомство: крошечные слепые птенцы.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)
По – разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. Как она выглядит? Голова, хвост, крылья – черные, а бока белые. Отсюда и прозвище белобока. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой.
Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.
С наступлением осени сороки собираются в стаи.
Ягоды рябины, облепихи – излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются поближе к людям.
Молодцы, всех птиц отгадали, рассмотрели и запомнили.
А сейчас я узнаю, какие вы были внимательные и все ли про птиц вы запомнили. Игра с мячом.
- Если у сороки белый бок, то она какая?
Белобокая.
- Если у синицы желтая грудка, то она какая?
Желтогрудая.
- Если у снегиря красная грудь, он какой?
Красногрудый.
- Если у сороки длинный хвост, то она какая?
Длиннохвостая.
- Если у вороны черное крыло, то она какая?
Чернокрылая.
- Если у голубя сизое крыло, то он какой?
Сизокрылый.
- Чем питается снегирь?
Семенами, ягодами
-Чем питается клест?
Семенами шишек сосны и ели
-О каких птицах мы с вами говорили?
О зимующих
А сейчас давайте не много отдохнем и поиграем.
Игра «Птицы в кормушке»
Представьте, что вы птицы. Возьмите шапочки понравившейся птицы. Я читаю стихотворение та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» («Летят» по кругу и останавливаются рядом с обручем «кормушкой», выполняют действия)
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Поклевали зернышки
Песенки попели
Кыш…улетели. (Снимают шапочки)
Воспитатель: Для птиц зимой самое страшное - это голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
Чем человек может помочь зимующим птицам? (сделать кормушку и правильно подкармливать птиц)
Мы тоже с вами постараемся помочь птицам и сделаем для них вкусные птичьи пряники (дети проходят за столы)
Перед вами шаблоны пряников. Мы их намажем клейстером и выложим на них различные семечки и семена. Тоже самое сделаем и с другой стороны. Привяжем ленточку, чтобы повесить на веточку. Дадим высохнуть нашим пряникам, а затем мы их с вами развешаем на нашем участке и понаблюдаем, какие птицы прилетят и полакомятся нашими угощениями.
(Готовые пряники кладем на разнос, даем им высохнуть)
Воспитатель: А вот и птички прилетели на нашу кормушку (подводит детей к макету кормушки)
Давайте мы с вами приклеим птичек на кормушку, но будьте внимательны всех ли птичек можно увидеть на кормушке (дети приклеивают птичек на кормушку)
Воспитатель: Почему вы не приклеили, петуха, курицу и лебедя? (курица и петух, домашние птицы, а лебедь перелетная птица)
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю посмотреть фильм о зимующих птицах (видеоролик «Зимующие птицы)
Воспитатель: А наше с вами занятие подошло к концу, что вам больше всего понравилось на занятии? О каких птицах мы говорили? Как будем помогать нашим зимующим птицам?