С первым бокалом человек пьёт вино, со вторым – вино пьёт вино, с третьим- вино пьёт человека. Японская пословица.
Ни один человек, глядя на алкоголика, не хочет повторить его путь, не хочет стать таким. Он думает, что с ним такого не случится. Но страшная статистика говорит об обратном. Начиная с 1992 г. количество алкоголиков в России выросло вдвое. И сейчас, по оценке Всемирной организации здравоохранения число алкоголиков составляет почти треть населения! Социальный ущерб от алкоголизма огромен: распадаются семьи, растет преступность, сокращается продолжительность жизни, снижается интеллектуальный уровень общества. Если в советское время были распространены такие семьи, где муж пьянствует, а жена везет на себе все хозяйство, то теперь нормой становятся семьи, где оба супруга алкоголики, а дети предоставлены самим себе. В последнее время наркологи все чаще говорят о новой разновидности - подростковом алкоголизме.
По международной шкале, употребление 8 л спирта в год на душу населения обозначает физическую деградацию. А в России это количество уже превышено в 2 раза.
- Число больных алкоголизмом составляет несколько миллионов человек.
- За последние 30 лет доля женского алкоголизма возросла вдвое.
- Подростки стали приобщаться к алкоголю уже с 14 лет.
- Каждая 3-я смерть у нас в стране так или иначе связана с алкоголем.
- Каждое 5-е преступление совершается на почве пьянства.
- Алкоголь усугубляет проблему социального сиротства. Ежегодно более 600 тыс. детей остаются без одного из родителей, 60 тыс. детей уходят из дома и бродяжничают.
- 90% воспитанников детских домов - это дети пьющих родителей.
Россия вплотную подошла к вырождению: смертность населения превышает рождаемость.
Одним из распространенных мифов об алкоголе является миф о том, что алкоголь способствует творчеству, повышает творческую активность человека. Но это не так. Алкоголь убийственно действует на творческие способности человека. Великий философ и врач Авиценна (Ибн Сина), тысячу лет назад утверждал, что «немного вина - лекарство, много - смертельный яд». И все свои сочинения и трактаты он писал, выпивая большой кувшин вина. Именно от вина он и погиб в 58 лет. Врачи поставили диагноз: «Алкоголь прожег толстый кишечник».
Многие великие умы, яркие таланты были алкоголиками: Юлий Цезарь, Петр Первый, Сократ, Декарт, Сенека, Гегель, Рабле, Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй, Тарас Шевченко, Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Бетховен, Рембрандт, Гендель, Мусоргский. А сколько было алкоголиков в спорте! Все начинали пить понемногу, но потом уже не могли остановиться. Знаменитые и великие люди очень часто становились алкоголиками, ни один из алкоголиков не стал еще знаменитым и великим.
У большинства людей, больных алкоголизмом, более трети родственников по отцу тоже были пьяницами. Специалисты доказали, если первое поколение алкоголиков спивается за 10-25 лет, то второе и третье - примерно за 3-5. Причем дети алкоголиков в 7 раз чаще склонны к алкоголизму, чем дети не алкоголиков.
Алкоголь поражает клетки различных органов. Но когда поражены клетки печени, сердца, это может быть и не заметно окружающим, а вот действие алкоголя на клетки мозга и на половые клетки скрыть невозможно.
Ученые экспериментально доказали, что алкоголь вызывает необратимые изменения в коре головного мозга. Признаками этого становятся рассеянность, забывчивость, раздражительность, внезапные приступы гнева. Постоянное употребление пива, вина, водки, шампанского, других алкогольных напитков даже самого большого интеллектуала превращают в примитивное существо, способное выполнять лишь самые простые функции. Механизм его действия заключается в том, что алкоголь перекрывает кислород для клеток мозга, и они отмирают. Человек начинает терять контроль над своим поведением: нарушается память, координация движений, нравственный центр. После каждой попойки в мозгу остаются рубцы и шрамы. А у алкоголиков мозг вообще похож на выеденный молью войлок. Любая доза алкоголя приводит к поражению клеток мозга.
Как же происходит развитие алкоголизма? Если в семье принято застолье с вином, то к спиртному ребенок приобщается уже с довольно раннего возраста — сначала наблюдая за взрослыми, затем допивая из рюмок. В некоторых случаях родители сами дают детям вино — то ли из любопытства, то ли по собственной инициативе —«для аппетита»: для некоторых родителей самое страшное — недостаточный, по их мнению, аппетит ребенка.
Пример1. В клинику поступила девочка пяти лет с подозрением на цирроз печени. Врачи с недоверием восприняли сначала имевшиеся у нее признаки алкогольного цирроза — никто не мог себе представить возможность этого заболевания в таком возрасте. Однако результаты исследования не оставляли места сомнениям. При дополнительных расспросах родителей выяснилось следующее. Мать ребенка поручала отцу-строителю присматривать за дочерью. Он брал ее с собой на работу. Девочка ела неохотно. Его товарищ посоветовал дать ей «для аппетита» немного спиртного, которое они во время еды регулярно употребляли сами. Он стал так делать, и девочка действительно ела охотнее. Так продолжалось около полутора лет, пока резкое ухудшение здоровья не привело ее в клинику.
Пример 2. Отец в кругу знакомых хвалится пятилетним сыном: «Он, как выпьет немного водки, становится такой весёлый, танцует, поёт» Отцу, видите ли приятно, что у него такой «развитой» сын.
Когда ребёнок становится постарше, родители нередко сажают его с собой за стол, сначала наливая в его рюмку подкрашенную воду, сок, а затем и вино: как признание его взрослости и «права» на спиртное. Иногда пьющие родители, запрещают спиртное ребёнку, говоря ,что он маленький или просто заявляя: « Мне можно, тебе нельзя». Во всех таких случаях у ребёнка вырабатывается положительное отношение к спиртному, отношение как к ценности, доступной только взрослым.
В ходе развития общества не произошло достаточного развития правильных навыков и обычаев употребления спиртного, а, напротив, выработались весьма устойчивые «питейные» традиции.
С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Бёрнс. Его слова сохраняют актуальность и в наше время:
Для пьянства есть такие поводы:
поминки, праздник, встреча, проводы,
крестины, свадьба и развод,
мороз, охота, Новый год,
выздоровленье, новоселье,
печаль, раскаянье, веселье,
успех, награда, новый чин,
и просто пьянство - без причин.
Ведь именно с 14 -15 лет появляются такие поводы, как « неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости».
Мы пьём за здоровье друг друга и портим собственное здоровье.
Д. Джером.
Не случайно в Древнем Риме мужчин: до 30 лет вино пить не разрешали (женщинам запрещали вообще, и муж имел право убить жену за пьянство). В Спарте по закону Ликурга было положено раз в год вспаивать допьяна рабов и показывать их в состоянии опьянения юношам, для того чтобы внушить им отвращение к пьянству.
К сожалению, в настоящее время вид отдельных граждан, лежащих в состоянии опьянения под забором, не всегда оказывает должное воздействие на юношей. В Древнем Египте существовал обычай во время пирушки ставить на угол праздничного стола скелет, увенчанный погребальными украшениями — в напоминание присутствующим соблюдать меру в употреблении спиртного.
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга?
В моём классе много несчастных детей, т.к. не всё у детей дома благополучно. Иногда ребёнку не хочется идти домой, где ждёт его пьяный, буйный отец. Порой причиной непосещения школы, по словам ученика, является поздняя «гулянка» родителей накануне. Делясь впечатлениями о самых интересных событиях, происходящих в праздничные дни, дети называют застолье в гостях.
Поэтому рассказываю детям о влиянии спиртного на детский организм, о том, что нельзя сидеть за столом, где идёт взрослый разговор и о многом другом.
Воспитание должно быть ни потакающим, ни подавляющим. Еще И. Кант утверждал, что «при уступчивости дети получают распущенное, при постоянном противодействии — ложное воспитание».
Противоалкогольное воспитание должно основываться на трех принципах. Во-первых, оно должно быть направлено не просто на алкоголизм в целом, как на некое нерасчлененное явление, а на каждый из его структурных элементов, на каждое его проявление: алкоголизм — сложное заболевание, имеющее целый ряд фаз, отражающих как степень развития наркотической зависимости человека, так и степень нарастания его антисоциальности, а также и увеличение сложности борьбы с ним.
Во-вторых, антиалкогольная пропаганда до настоящего времени направляется на последствия злоупотребления алкоголем. Однако устрашение, пусть и самыми грозными его последствиями, не имеет для многих людей никакого значения. Подростки не склонны (да часто и не способны по возрасту) задумываться над тем, что будет с ними через 10—15 и более лет. И многие взрослые к этому также не способны. Какой же смысл говорить о последствиях, если на данный момент — момент начала употребления алкоголя — они еще только предполагаются, да и то в довольно отдаленном будущем. Не обходимо разъяснять, что именно употребляющий алкоголь теряет уже в данный конкретный период жизни.
В-третьих, необходимо вырабатывать в сознании подрастающего поколения отрицательное отношение к алкоголю на основе не столько разъяснения негативных его последствий, сколько на основе отрицательной оценки всех отдельных моментов поведения пьющего. Необходимо дискредитировать все те моменты употребления алкоголя, которые алкоголиками и пьяницами используются.
Например, пьяница заявляет подростку : «Пью и не пьянею, а тебя тошнит, значит, ты еще слаб». Разъясняю детям, что нормальный здоровый человек и должен реагировать на алкоголь отрицательно. Рвота на спиртное — не признак слабости организма, а защитная. его реакция на яд, признак здоровья.
Пьяница хвастается: «Могу выпить много и пьянею медленно». Объясняю детям, что этот человек уже глубоко болен и его болезнь достигла стадии, когда переносимость алкоголя возросла. И чем резче возрастает переносимость алкоголя сейчас, тем резче она упадет в последствии, когда наш «герой» будет падать под стол от одной рюмки.
Пьяница заявляет: «После первой — не закусываю. Разъясняю детям, что этот человек уже настолько «впился», что ищет наркотический эффект, «ловит» его, и без этого уже не может, что он уже попал в алкогольное рабство.
Начинающий пьяница заявляет товарищу: «Я пью, а ты боишься». Разъясняю детям, что, действительно, здесь есть чего бояться, ведь употребление алкоголя приводит к тяжелой болезни. Тот же, кто с гордостью заявляет, что он ничего не боится и пьет, когда захочет, уже прочно встал на путь, ведущий к деградации личности, и, возможно, уже в недалеком будущем он будет мало отличаться от тех, которых можно увидеть лежащими под забором.
Одно из родительских собраний я начала с отрывка из стихотворения средневекового поэта Себастьяна Брандта:
Ребёнок учится тому, Не волк воспитывал овец,
Что видит у себя в дому, Походку раку дал отец.
Родители пример ему. Коль видят нас и слышат дети,
Кто при жене и детях груб, Мы за дела свои в ответе.
Кому язык распутства люб, И за слова: легко толкнуть
Пусть помнит, что с лихвой получит Детей на нехороший путь.
От них всё то, чему их учит. Держи в приличии свой дом,
Там, где аббат не враг вина, Чтобы не каяться потом.
Вся братия пьяным – пьяна.
Дети многого ждут от родителей: защищённости, любви, и ласки, примера и опыта, глубокого взаимопонимания. Получают ли они это от родителей? Пусть об этом скажут сами дети. Среди опрошенных были учащиеся 3 класса.
Какие слова папы тебе больше всего запомнились? Я люблю тебя дочка, ещё научишься, какая ты красивая, молодец сын, ты моя любимая, я люблю тебя, учись хорошо, молодец, ты хороший сын, пока, сделай мне массаж.
Какие слова мамы тебе больше всего запомнились? Учись хорошо (2), сходи, пожалуйста, в магазин, какая ты красавица, умница (2) , прости меня, пока сынок.
Чему тебя научил папа? Ничему, ездить на машине ( велосипеде), ремонтировать его,рисовать, защищаться, решать задание по мат-ке, есть, пилить, рыбачить, копать грядки.
Чему тебя научила мама? Ничему, ходить (3), есть (2), посуду мыть, варить, делить числа.
Ты когда-нибудь обманывал своего отца? Да – 4, нет – 8.
Ты когда –нибудь обманывал свою маму? Да – 4, нет – 8.
Бывает ли папа к тебе несправедлив? Да -1, нет – 11.
Бывает ли мама к тебе несправедлива? Да – 3, нет – 9.
Что тебе нравиться в папе? Доброта ( 6), забота (3), сила (2), зарабатывает деньги и несёт их в дом.
Что тебе нравиться в маме? Доброта (6), ласка (3), забота, жалость, убирается в доме и варит.
Любишь ли ты ходить в гости с родителями? Почему? Нет – 1, потому что они разговаривают.
Да – 10, можно с друзьями поиграть, поговорить, потому что интересно.
Пили ли вы пиво, вино? С кем? Нет – 2, да – 10.( вино, пиво, самогон, шампанское, дет. шампанское,
водку. ) С родителями, с мамой, с друзьями.
Предупреждение злоупотребления алкоголем родителям надо начинать с раннего возраста. Дети должны как можно реже видеть бутылки с вином на столе у родителей, даже в праздничные дни. Следует всячески препятствовать тому, чтобы в сознании ребенка бутылка вина заняла место в ряду жизненных ценностей, чтобы с вином были связаны хоть какие-нибудь положительные эмоции.
Родителям следует во время прогулки специально обращать внимание ребенка на неопрятный вид встретившегося пьяного, подчеркнуть, как сильно он отличается от большинства других людей — подтянутых, бодрых, спешащих по своим делам; подчеркнуть его бесполезность для общества, заставить ребенка задуматься, а каково детям этого пьяницы, его жене, матери, родственникам; рассказать о том, какие опасности и сложности ждут его в жизни. Следует использовать любую возможность для выработки у ребенка критического отношения к пьяницам и к спиртному, подчеркивать положительные качества людей, не злоупотребляющих алкоголем. Юношам следует разъяснять все те моменты, связанные с употреблением алкоголя, которые отражают развитие алкоголизма, научить их правильно оценивать каждый характерный момент поведения пьяницы на различных стадиях алкоголизма. Все это возможно лишь в том случае, если сами родители, во-первых, настроены отрицательно по отношению к алкоголю, а во-вторых, правильно понимают сущность этой болезни, порабощающей человека, лишающей его воли и отнимающей способности, лишающей человека его будущего.