Родительское собрание «Злой Волшебник Алкоголь»

7
0
Материал опубликован 26 November 2016 в группе

С  первым бокалом человек пьёт вино,   со вторым – вино пьёт вино, с третьим-   вино пьёт человека.     Японская пословица.

 Ни один человек, глядя на алкоголика, не хочет повторить его путь, не хочет стать таким. Он думает, что с ним такого не случится. Но страшная статистика говорит об обратном. Начиная с 1992 г. количество алкоголиков в России выросло вдвое. И сейчас, по оценке Всемирной организации здравоохранения число алко­голиков составляет почти треть населения! Социальный ущерб от алкоголизма огромен: распадаются семьи, растет преступность, сокращается продолжительность жизни, снижается интеллекту­альный уровень общества. Если в советское время были распро­странены такие семьи, где муж пьянствует, а жена везет на себе все хозяйство, то теперь нормой становятся семьи, где оба супруга алкоголики, а дети предоставлены самим себе. В последнее время наркологи все чаще говорят о новой разновидности - подростко­вом алкоголизме.

По международной шкале, употребление 8 л спирта в год на душу населения обозначает физическую деградацию. А в России это количество уже превышено в 2 раза.

-   Число больных алкоголизмом составляет несколько миллио­нов человек.

-    За последние 30 лет доля женского алкоголизма возросла вдвое.

-    Подростки стали приобщаться к алкоголю уже с 14 лет.

-    Каждая 3-я смерть у нас в стране так или иначе связана с ал­коголем.

-    Каждое 5-е преступление совершается на почве пьянства.

-    Алкоголь усугубляет проблему социального сиротства. Еже­годно более 600 тыс. детей остаются без одного из родителей, 60 тыс. детей уходят из дома и бродяжничают.

-    90% воспитанников детских домов - это дети пьющих роди­телей.

Россия вплотную подошла к вырождению: смертность населения превышает рождаемость.

 Одним из распространенных мифов об алкоголе является миф о том, что алкоголь способствует творчеству, повы­шает творческую активность человека. Но это не так. Алкоголь убийственно действует на творческие способности человека. Великий философ и врач Авиценна (Ибн Сина), тысячу лет назад утверждал, что «немного вина - лекарст­во, много - смертельный яд». И все свои сочинения и трактаты он писал, выпивая большой кувшин вина. Именно от вина он и погиб в 58 лет. Врачи поставили диагноз: «Алкоголь прожег толстый ки­шечник».

   Многие великие умы, яркие таланты были ал­коголиками: Юлий Цезарь, Петр Первый, Сократ, Декарт, Сенека, Гегель, Рабле, Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй, Тарас Шевченко, Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Бетховен, Рембрандт, Гендель, Мусоргский. А сколько было алкоголиков в спорте! Все начинали пить понемногу, но потом уже не могли остановиться. Зна­менитые и великие люди очень часто становились алкоголиками, ни один из алкоголиков не стал еще знаменитым и великим.

    У большинства людей, больных алкоголизмом, более трети родственников по отцу тоже были пьяницами. Специалисты доказали, если первое поколение алкоголиков спи­вается за 10-25 лет, то второе и третье - примерно за 3-5. Причем дети алкоголиков в 7 раз чаще склонны к алкоголизму, чем дети не алкоголиков. 

   Алкоголь поражает клетки различных органов. Но когда поражены клетки печени, сердца, это может быть и не заметно окружающим, а вот действие алкоголя на клетки мозга и на половые клетки скрыть невозможно.

   Ученые экспериментально доказали, что алко­голь вызывает необратимые изменения в коре головного мозга. Признаками этого становятся рассеянность, забывчивость, раз­дражительность, внезапные приступы гнева. Постоянное упот­ребление пива, вина, водки, шампанского, других алкогольных напитков даже самого большого интеллектуала превращают в при­митивное существо, способное выполнять лишь самые простые функции. Механизм его действия заключается в том, что алкоголь перекрывает кислород для клеток мозга, и они отмирают. Человек начинает терять контроль над своим поведением: нарушается па­мять, координация движений, нравственный центр. После каждой попойки в мозгу остаются рубцы и шрамы. А у алкоголиков мозг вообще похож на выеденный молью войлок. Любая доза алкоголя приводит к поражению клеток мозга.

Как  же  происходит  развитие   алкоголизма?   Если в семье принято застолье с вином, то к спиртному ребенок приобщается уже с довольно раннего возраста — сначала наблюдая за взрослыми, затем допивая из рюмок. В некоторых случаях родители сами дают детям вино — то ли из любопытства, то ли по собственной инициативе —«для аппетита»: для не­которых родителей самое   страшное — недостаточный,   по их мнению, аппетит ребенка.

Пример1. В клинику поступила девочка пяти лет с подозрением на цирроз печени. Врачи с недоверием восприняли сначала имевшиеся у нее признаки алкогольного цирроза — никто не мог себе представить возможность этого заболе­вания в таком возрасте. Однако результаты исследования не оставляли места сомнениям. При дополнительных расспросах родителей выяснилось следующее. Мать ребенка поручала  отцу-строителю  присматривать  за    дочерью.  Он брал ее с собой на работу. Девочка ела неохотно.  Его товарищ посоветовал  дать ей «для аппетита» немного спиртного, которое они во время еды регулярно употребляли сами.  Он стал так делать, и девочка действительно ела охотнее. Так продолжалось около полутора лет, пока резкое ухудшение здоровья не привело ее в клинику.

Пример 2. Отец в кругу знакомых хвалится   пятилетним   сыном:   «Он,   как  выпьет  немного водки, становится такой весёлый, танцует, поёт» Отцу, видите ли приятно, что у него такой «развитой» сын.

Когда ребёнок становится постарше, родители нередко сажают его с собой за стол, сначала наливая в его рюмку подкрашенную воду, сок, а затем и вино: как признание его взрослости и «права» на спиртное. Иногда пьющие родители, запрещают спиртное ребёнку, говоря ,что он маленький или просто заявляя: « Мне можно, тебе нельзя». Во всех таких случаях у ребёнка вырабатывается положительное отношение к спиртному, отношение как к ценности, доступной только взрослым.

      В ходе развития общества не произошло достаточного развития   правильных   навыков   и   обычаев   употребления спиртного, а, напротив, выработались весьма  устойчивые «питейные» традиции.

     С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Бёрнс. Его слова сохраняют актуальность и в наше время:

Для пьянства есть такие поводы:

поминки, праздник, встреча, проводы,

крестины, свадьба и развод,

мороз, охота, Новый год,

выздоровленье, новоселье,

печаль, раскаянье, веселье,

успех, награда, новый чин,

и просто пьянство - без причин.

     Ведь именно с 14 -15 лет появляются такие поводы, как « неудобно было отстать от ребят»,  «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости».

                  Мы пьём за здоровье друг друга и портим собственное здоровье.

                                                                                     Д. Джером.

     Не случайно в Древнем Риме мужчин: до 30 лет вино пить не разрешали  (женщинам запрещали вообще, и муж имел право убить жену за   пьянство). В Спарте по закону Ликурга было положено раз в год вс­паивать допьяна рабов и показывать их в состоянии опьянения юношам, для того чтобы внушить им отвращение к пьянству.

К сожалению, в настоящее время вид отдельных граждан, лежащих в состоянии опьянения под забором, не всегда оказывает должное воздействие на юношей. В Древнем Египте существовал обычай во время пирушки ставить на угол праздничного стола скелет, увенчанный погребальными украшениями — в напоминание присутствующим  соблюдать меру в употреблении спиртного.

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга?

В моём классе много несчастных детей, т.к. не всё у детей дома благополучно. Иногда ребёнку не хочется идти домой, где ждёт его пьяный, буйный отец. Порой причиной непосещения школы, по словам ученика, является поздняя «гулянка» родителей накануне. Делясь впечатлениями о самых интересных событиях, происходящих в праздничные дни, дети называют застолье в гостях.

Поэтому рассказываю детям о влиянии спиртного на детский организм, о том, что нельзя сидеть за столом, где идёт взрослый разговор и о многом другом.

       Воспитание должно быть ни потакаю­щим, ни подавляющим. Еще И. Кант утверждал, что «при уступчивости дети получают распущенное, при постоянном противодействии — ложное воспитание».

Противоалкогольное воспитание  должно основы­ваться на трех принципах. Во-первых, оно должно быть направлено не просто на алкоголизм в целом, как на некое нерасчлененное явление, а на каждый из его структурных элементов, на каждое его проявление: алкоголизм — слож­ное заболевание, имеющее целый ряд фаз, отражающих как степень развития наркотической зависимости челове­ка, так и степень нарастания его антисоциальности, а так­же и увеличение сложности борьбы с ним.

Во-вторых, антиалкогольная пропаганда до настоя­щего времени направляется на последствия злоупот­ребления алкоголем. Однако устрашение, пусть и самыми грозными его последствиями, не имеет для многих людей никакого значения. Подростки  не склонны (да часто и не способны по возрасту) задумываться над тем, что будет с ними через  10—15 и более   лет.   И   многие взрослые к этому также не способны. Какой же смысл говорить о последствиях, если на данный момент — момент начала употребления алкоголя — они еще только предполагаются, да и то в довольно отдаленном будущем. Не обходимо разъяснять, что именно употребляющий алкоголь теряет уже в данный конкретный период жизни.

В-третьих, необходимо вырабатывать в сознании подрастающего поколения отрицательное отношение к ал­коголю на основе не столько разъяснения негативных его последствий, сколько на основе отрицательной оценки всех отдельных моментов поведения пьющего. Необходимо дискредитировать все те моменты употребления ал­коголя, которые алкоголиками и пьяницами используются.

Например, пьяница заявляет подростку : «Пью и не пьянею, а тебя тошнит, значит, ты еще слаб». Разъясняю детям, что нормальный здоровый человек и должен реагировать на алкоголь отрицательно. Рвота на спиртное — не признак слабости организма, а защитная. его реакция на яд, признак здоровья.

Пьяница хвастается: «Могу выпить много и пьянею медленно». Объясняю детям, что этот человек уже глубоко болен и его болезнь достигла стадии, когда переносимость алкоголя возросла. И чем резче возрастает переносимость алкоголя сейчас, тем резче она упадет в по­следствии, когда наш «герой» будет падать под стол от одной рюмки.

Пьяница заявляет: «После первой — не закусываю. Разъясняю детям, что этот человек уже настолько «впился», что ищет наркотический эффект, «ловит» его, и без этого уже не может, что он уже попал в алкогольное рабство.

Начинающий пьяница заявляет товарищу: «Я пью, а ты боишься». Разъясняю детям, что, действи­тельно, здесь есть чего бояться, ведь употребление алкоголя приводит к тяжелой болезни. Тот же, кто с гор­достью заявляет, что он ничего не боится и пьет, когда за­хочет, уже прочно встал на путь, ведущий к деградации личности, и, возможно, уже в недалеком будущем он бу­дет мало отличаться от тех, которых можно увидеть ле­жащими под забором.

Одно из родительских собраний я начала с отрывка из стихотворения средневекового поэта Себастьяна Брандта:

Ребёнок учится тому,                                            Не волк воспитывал овец,

Что видит у себя в дому,                                       Походку раку дал отец.

Родители пример ему.                                           Коль видят нас и слышат дети,

Кто при жене и детях груб,                                  Мы за дела свои в ответе.

Кому язык распутства люб,                                  И за слова: легко толкнуть

Пусть помнит, что с лихвой получит                  Детей на нехороший путь.

От них всё то, чему их учит.                                Держи в приличии свой дом,

Там, где аббат не враг вина,                                 Чтобы не каяться потом.

Вся братия пьяным – пьяна.

Дети многого ждут от родителей: защищённости, любви, и ласки, примера и опыта, глубокого взаимопонимания. Получают ли они это от родителей? Пусть об этом скажут сами дети. Среди опрошенных были учащиеся 3 класса.

Какие слова папы тебе больше всего запомнились?  Я люблю тебя дочка, ещё научишься,  какая ты красивая, молодец сын, ты моя любимая, я люблю тебя, учись хорошо, молодец, ты хороший сын, пока, сделай мне массаж.

Какие слова мамы тебе больше всего запомнились?   Учись хорошо (2), сходи, пожалуйста, в магазин, какая ты красавица, умница (2) , прости меня, пока сынок.

Чему тебя научил папа?  Ничему, ездить на машине ( велосипеде), ремонтировать его,рисовать, защищаться, решать задание по мат-ке, есть, пилить, рыбачить, копать грядки.

Чему тебя научила мама?  Ничему, ходить (3), есть (2), посуду мыть, варить, делить числа.

Ты когда-нибудь обманывал своего отца?   Да – 4, нет – 8.

Ты когда –нибудь обманывал свою маму?    Да – 4, нет – 8.

Бывает ли папа к тебе несправедлив?   Да  -1,   нет – 11.

Бывает ли мама к тебе несправедлива?  Да – 3,  нет – 9.

Что тебе нравиться в папе? Доброта ( 6), забота  (3), сила (2), зарабатывает деньги и несёт их в дом.

Что тебе нравиться в маме?  Доброта (6), ласка (3), забота, жалость, убирается в доме и варит.

Любишь ли ты ходить в гости с родителями? Почему? Нет – 1, потому что они разговаривают.

Да – 10, можно с друзьями поиграть, поговорить, потому что интересно.

Пили ли вы пиво, вино? С кем?      Нет – 2, да – 10.( вино, пиво, самогон, шампанское, дет. шампанское,

водку. ) С родителями, с мамой, с друзьями.

         Предупреждение злоупотребления алкоголем родителям надо начинать с раннего возраста. Дети должны как можно реже видеть бутылки с вином на столе у родителей, даже в празднич­ные дни. Следует всячески препятствовать тому, чтобы в сознании ребенка бутылка вина заняла место в ряду жиз­ненных ценностей, чтобы с вином были связаны хоть какие-нибудь положительные эмоции.

Родителям  следует во время прогулки специально обращать внимание ребенка на неопрятный вид встретившегося пьяного, подчеркнуть, как сильно он отли­чается от большинства других людей — подтянутых, бод­рых, спешащих по своим делам; подчеркнуть его беспо­лезность для общества, заставить ребенка задуматься, а каково детям этого пьяницы, его жене, мате­ри, родственникам; рассказать о том, какие опасности и сложности ждут его в жизни. Следует использовать любую возможность для выработки у ребенка крити­ческого отношения к пьяницам и к спиртному, подчерки­вать положительные качества людей, не злоупотребляющих алкоголем. Юношам следует разъяснять все те моменты, связанные с употреблением алкоголя, которые отражают развитие алкоголизма, научить их правильно оценивать каждый характерный момент поведения пьяницы на раз­личных стадиях алкоголизма. Все это возможно лишь в том случае, если сами родители, во-первых, настроены от­рицательно по отношению к алкоголю, а во-вторых, пра­вильно понимают сущность этой болезни, порабощающей человека, лишающей его воли и отнимающей способности, лишающей человека его будущего.

Комментарии
Комментариев пока нет.