Значение воспитания терпимости, толерантности, уважения национальных культур и традиций в условиях многонационального государства
Лебедева Розалия Михайловна
Статья-исследование
Значение воспитания терпимости, толерантности, уважения национальных культур и традиций в условиях многонационального государства
Актуальность проблемы толерантности для современного общества
«Согласие между людьми, разными народами –
это самое драгоценное и сейчас самое
необходимое для человечества» -
С. Лихачёв, советский и российский филолог,
искусствовед, сценарист, академик РАН
Проблема толерантности занимает в современном мире особое место. Каждый человек в процессе жизни сталкивается с чем-то отличающимся от его мировоззрения: другими нравами, привычками, обычаями, поведением, которое не всегда согласуется с его взглядами на жизнь.
Россия – многонациональное государство. По данным переписи населения 2010 г. в ней проживает представители 194 национальности. Большая часть населения — русские (80,9%), на 2 месте татары- 3,87%, на третьем украинцы-1,4%, далее башкиры-1,15%, чуваши-1,05%, чеченцы-1,04%, остальные народности менее 1%.
Среди субъектов Российской Федерации 32 имеют статус национально-территориальных, для которых «коренными» являются более 40 этносов. Около 7% населения, включающих около 150 этносов и этнических групп, не имеют национально-территориальных образований в России.
Многонациональный состав населения России диктует необходимость продуманной национальной политики, направленной на урегулирование межэтнических отношений: национальное строительство, борьбу с крайними проявлениями национализма, разрешение межэтнических конфликтов мирным путем, развитие культурной самобытности народов при сохранении целостности государства.
Президент России В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно указывал на необходимость формирования в молодежной среде понимания того, что Россия – многонациональное и многоконфессиональная страна и призывал к воспитанию толерантности с раннего детства, чтобы ее принципы и нормы помогали преодолевать ксенофобию, экстремизм и межнациональные конфликты.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Ежедневно, каждый человек сталкивается с чем-то отличающимся от его мировоззрения: другими нравами, привычками, обычаями, поведением, которое не согласуется сего взглядами на жизнь. Ивкаждый из подобных моментов он делает выбор: как отнестись кподобной ситуации,проявить толерантность или нетерпимость.
Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.
Для современной России проблему толерантности делает актуальной многонациональный состав иполиконфессиональность,атакже количество локальных конфликтов, в современном мире. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
Последствия нетерпимости - нарушение прав человека. Поэтому возникла необходимость в формировании позитивного отношения личности к себе и к другим в условиях современного мира, часто конфликтного, нетерпимого, воинствующего.
Толерантность – это…
Толерантность – интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром1.
Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор.
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности(подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами–членами ЮНЕСКО, включая и Россию).
Согласно определению, данному в этой Декларации, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.
На русский язык с английского Декларация была переведена как «Декларация принципов терпимости». Но понятие «терпимость» не только не отражает полноты «толерантности», но и может быть прямо противоположно ему. Русский глагол «терпеть» имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения («я его еле терплю»), никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Напротив, «толерантность» толкуется в Декларации как «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».
В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе – в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.
Сама идея толерантности восходит к истории философской мысли. О толерантности в условиях сильной церковной цензуры писал Дж.Локк в «Очерках о терпимости» и «Письмах о терпимости», П.Бейль в нескольких своих философских сочинениях.
Толерантность и закон
Принципы толерантности как основные права и свободы закреплены в законных актах и провозглашены в международных декларациях. Базовый документ здесь – Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В рамках Совета Европы (СЕ) действует Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Недавно вступил в силу 12–й протокол конвенции, который обязывает ратифицировавшие его государства гарантировать любые права без какой–либо дискриминации и предусматривает механизм наказания в случае невыполнения обязательств.
Недопущение расизма и расовой дискриминации закреплены, прежде всего, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.
В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности – Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются статья 136 Уголовного кодекса «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» и статья 282 «Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности».
Важным фактом является то, что в паспорте убрали графу “Национальность”.В 2000 году Государственная Дума приняла новый образец паспортов, на который нужно было срочно поменять свой паспорт старого образца. Кроме того, что паспорта могли получить 14-летние граждане нашей страны, в этом документе было еще одно новшество, точнее, отсутствие графы “национальность”. Такой шаг российского государства в наше время является актуальным и понятным каждому человеку, хотя бы раз сталкивающимся с проявлением национальной дискриминации. Наличие этой графы в документе придавало особую значимость национальной принадлежности, и лишний раз заостряло внимание граждан на этой больной теме.
ООН по инициативе ЮНЕСКО объявила 1995 год (год 50–летия обеих организаций) Международным годом толерантности. На протяжении всего года вопросы терпимости, разнообразия культур, различия между людьми стали предметом обсуждения более чем на 50 региональных и международных конференциях. Итог года – принятие Декларации принципов толерантности. В 2001 году началось объявленное ЮНЕСКО Международное десятилетие культуры мира и ненасилия.
Воспитание толерантности и уважения национальных культур и традиций
Подростки не всегда терпимы, но хотят терпимого отношения к себе, понимают значимость толерантности, но не всегда действуют исходя их основ толерантности, не знают, как сформировать толерантные установки у себя.
Вместе с педагогом-психологом я провела диагностику отношения к своей стране у обучающихся 5-11 классов (141 человек): Ценность страныв иерархии ценностей в среднем на 1 месте у 23 % обучающихся, отношение к стране связано также с положительными эмоциями и чувствами такими как счастье, дружба, восхищение.
После проведения диагностики «Отношение к своей стране» Совет старшеклассников с учителем истории, заместителем директора по воспитательной работе и социальным педагогом организовалис 14 по 18 ноября Неделю «Сила страны в единстве народа».
В ходе недели были запланированы и проведены следующие мероприятия:
Беседы с обучающимися «История формирования национального состава Российской Федерации»;
Беседы о толерантности, интолерантности и патриотизме.
В ходе этих бесед мы старались выяснить: Почему люди разных национальностей в большинстве своем испытывают взаимную неприязнь друг к другу? И пришли к выводу, что каждая этническая община оригинальна, имеет особенности, отличающие её от другой, но именно это отличие и вызывает чаще всего у других людей неприязнь, создает четкое, порой, очень твердо зафиксированное мышление: “Они не такие как мы. Значит, они живут неправильно”.
Предпосылки развития национальной проблемы начались еще давно. Во времена СССР был интернационализм, т.е. сплоченность всех многочисленных наций в одно целое, в одну общность, имя которой “Советский народ”. При распаде СССР это обстоятельство исчезло, и появились законы, направленные на самоопределение национальностей. И это вызвало отрицательную реакцию. Естественно, напряженность межнациональных отношений чревата тяжелыми последствиями: это всякого рода конфликты, стычки, войны и т.д;
Одним из важных мероприятий недели стал круглый стол для обучающихся 9,10 и 11 классов «Национализм и патриотизм: как различить?». Вывод был однозначен: патриотизм – это любовь к Родине, своему Отечеству, к своему народу. Ребята подчеркивали, что в данном определении нет и намека на дискриминацию других народов. Полной противоположностью является шовинизм – крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть. Чаще всего это происходит не между суверенными государствами, а путем ущемления прав и достоинств нации, проживающей рядом.
Анкетирование, которое помогло определить уровень толерантности наших товарищей (Приложение1);
Совет старшеклассников принял активное участие в проведении классных часов для обучающихся 5, 6 и 7 классов: «Толерантность – путь к миру», «Что такое толерантность?», «Все люди на большой планете» (данный классный час подготовила президент школьного землячества «Улыбка» Сергеева Анастасия и социальный педагог(Приложение2)).
Ежегодно Совет старшеклассников организует акцию «Дети - детям».
Цель акции — подарить праздник детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и научить детей и взрослых добру, отзывчивости и милосердию. Эта акция — напоминание всем нам о том, что рядом с нами есть дети, которым нужна помощь, и что каждый из нас в силах эту помощь оказать. Наши ребята очень отзывчивы к чужой беде, и как всегда, все классы приняли активное участие в данной акции. Я считаю, что такие акции помогают ребятам еще раз обратить внимание на то, что все люди разные, что нужно терпимо относится к тем, кто непохож на тебя не только внешне, но и по материальному достатку (Приложение 3).
Заключение
Стремление сохранить оригинальность, народность той или иной нацией характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти проявления заметны в современном мире. Оттенки этого опасения различны: от полного принятия до агрессии, от холодного безразличия до проявлений страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации.
Так или иначе, каждый гражданин забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная “забывчивость” ведёт среди людей – к усилению агрессивности, распространению в обществе шовинистических и фашистских идей.
Выводы:
Каждая нация уникальна в своем роде и имеет право на самоопределение
Своей национальной принадлежностью нужно гордиться
Национальные вопросы должны решаться законным путем с помощью переговоров;
Шовинизм, как форма национализма, ни разу не привел к улучшению жизни граждан, а почти всегда приводил к конфликтам;
Компромисс – самый эффективный способ решения национальных проблем;
Я попыталась разобраться в очень сложной и серьезной проблеме, весьма актуальной в нашем мире, проблеме значения толерантного воспитания и уважения национальных культур. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас. Приглядитесь друг к другу повнимательнее: я уверена, что вы найдете много общего, и подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям. Может быть, в вашем поведении тоже стоит кое-что подкорректировать.
Список использованных источников и литературы:
Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001.
Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.
Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. – 168 с.
Губогло М.Н. Толерантность сознания молодежи: состояние и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 106-133.
Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Том VIII, Выпуск XIII / Под ред. В.С. Собкина. – М: Центр социологии образования РАО, 2003 – 391 с.
Пчелинцева И. Толерантность и школьник. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2003
Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.
Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1.
Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. – М, 2004. – 80 с.
Интернет ресурсы
http://ulyanovbib.blogspot.ru/2016/09/blog-post_22.html?m=1
http://www.twirpx.com/file/416088/
1 Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности / под ред. А.Г. Асмолова,
Г.У. Солдатовой. - М., 2009 – С. 10