Статья на тему «Диалог культур в многонациональной России»
«Диалог культур в многонациональной России»
Гусева Т.В. преподаватель спецдисциплин
БПОУ РК «Торгово-технологический колледж», г. Элиста, Республика Калмыкия
Диалог культур - совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также их результатов, изменений, возникающих в ходе этих отношений.
Без культуры ничто в человеческом мире не может существовать, в том числе и сам диалог культур.
Определение Диалог культур — означает такое взаимодействие между носителями разных ценностей, при котором одни ценности становятся достоянием представителей другой культуры. При этом носителем обычно является человек, личность, выросшая в рамках данной системы ценностей. Межкультурное взаимодействие может происходить на разных уровнях, с помощью разного инструментария. Самый простой такой диалог — это когда мы, россияне, общаемся с человеком, выросшим в Германии, Англии, США или Японии. Если у нас есть общий язык общения, то мы, осознавая или нет, будем транслировать ценности той культуры, в которой выросли сами. К примеру, задав вопрос иностранцу, есть ли у них в стране уличный жаргон, мы можем узнать много нового об уличной культуре другой страны, и сравнить ее с нашей.
Другим интересным каналом межкультурной коммуникации может служить искусство. Например, когда мы смотрим любое голливудское семейное или вообще любое другое кино, то нам может показаться странным (даже в дубляже), когда, к примеру, мать семейства говорит отцу: “Майк! Ты почему не свозил сына в выходные на бейсбол?! Ты же обещал!”. При этом отец семейства, краснеет, бледнеет и вообще ведет себя с нашей точки зрения весьма странно. Ведь российский отец просто скажет: “Не срослось!” или “Не мы такие, жизнь — такая” — и уйдет восвояси по своим делам. Эта, вроде бы мелкая ситуация, показывает, насколько серьезно относятся к обещаниям (читай к своим словам) в заграничной стране и в нашей. Также любые формы массового взаимодействия будут являться примерами такого диалога.
Существует всего три уровня такого взаимодействия.
Первый уровень этнический, который происходит на уровне этносов, народов. Как раз пример, когда мы общаемся с иностранцем, будет пример такого взаимодействия.
Второй уровень национальный. По правде, выделять его особо не очень верно, потому как нация тоже является этносом. Лучше говорить — государственный уровень. Такой диалог происходит, когда на государственном уровне выстраивается какой-то культурный диалог. К примеру, в Россию приезжают студенты по обмену из стран ближнего и дальнего зарубежья. В то время как российские студенты отправляются на учебу за границу.
Третий уровень — цивилизационный. Такое взаимодействие возможно вследствие цивилизационных процессов. Например, вследствие распада СССР многие государства сделали свой цивилизационный выбор. Многие интегрировались в западноевропейскую цивилизацию. Другие стали развиваться самобытно. Кроме этого, можно выделить следующие формы культурного диалога, которые могут проявляться на его уровнях. Культурная ассимиляция — это такая форма взаимодействия, при которой одни ценности уничтожаются, а на смену им приходят другие. К примеру, в СССР были человеческие ценности: дружба, уважение и пр., что транслировалось в фильмах, мультфильмах (“Ребята! Давайте жить дружно!”). С распадом Союза на смену советским ценностям пришли другие — капиталистические: деньги, карьера, и все в таком духе. Плюс компьютерные игры, в которых жестокость порой выше, чем на улице, в самом криминальном районе города. Интеграция — это такая форма, при которой одна система ценностей становится частью другой системы ценностей, возникает как бы взаимопроникновение культур.
К примеру, современная Россия страна — многонациональная, поликультурная, и поликонфессиональная. В такой стране, как Россия, не может быть доминирующей культуры, поскольку все они объединены одним государством. Дивергенция — очень упрощенно, когда одна система ценностей растворяется в другой, и влияет на нее. Например, сквозь территорию нашей страны прокладывали себе путь многие кочевые орды: хазары, печенеги, половцы, и все они живут здесь, и в конце концов растворились в местной системе ценностей, оставив в ней свой вклад. К примеру, словом “диван” изначально назывался малый совет ханов в империи Чингиз Хана, а теперь это просто предмет мебели. Но слово-то сохранилось!
Что такое культура?
«Что такое культура?» — крайне абстрактный и непонятный вопрос, как и понятие. Оно по существу непонятно ни студентам, ни учащимся. А, все потому, что в науке существует около двухсот дефиниций (определений) этого термина. Для ответа на вопрос, что такое культура (?) требуется понять, с какими другими понятиями оно связано. Безусловно, можно сказать следующее: ценности, образование, наука, искусство. Является оно родовым понятием? Согласно точке зрения большинства ученых, безусловно. Так, например, в учебнике обществознания следующее определение: это все, что создано людьми (совокупность вещей материальной и нематериальной природы, созданных человеком). В очень широком смысле это безусловно так. Но эта дефиниция вообще не вносит упорядоченность в головы учащихся. Словосочетание-определитель «все что создано» крайне непонятно и абстрактно.
Именно поэтому я, как преподаватель, придерживаюсь абсолютно другого определения этого понятия. Культура — это система ценностей (духовных и материальных), которые подчиняют себе жизнь людей. Когда мы попытаемся объяснить, что такое ценности — это будет проще и доступнее, чем объяснять «все что создано людьми». Ценности — это идеальные типы, идеалы, которые созданы людьми. Например, семья — безусловная ценность. Дружба, любовь, самопожертвование. Монументы, памятники, да даже любые здания являются таковыми. Просто одни — нематериальные (слово «духовные» обычно ставит в тупик всех), другие материальные. И вот каверзный вопрос может прозвучать из аудитории учащихся: «А Iphone 7 является ли предметом культуры?». При ответе на этот вопрос, надо апеллировать к рекламе продукта. Как apple позиционирует свой продукт? Его долго и упорно шлифуют, потом собирают, разве не поэтому люди ценят такие вещи — безусловно. В завершении можно сказать, что и впрямь — все, что создано человеком, составляют значение этого термина. Понятно, что затем надо объяснить, почему наука, образование и искусство являются составными ее компонентами. Теории, как правило, всем кажется с колокольни обыденного мировоззрения, что культура это нечто далекое, которое вообще слабо применимо к реальности. Но, если объяснить, что понимается под ним — все становится на свои места. И все-таки, если понимать под этим термином сугубо нематериальные ценности, полезно ли для общества это знание?
Примеров того, что это так — масса. Думаю, вам стало понятно значение рассматриваемого понятия. Его понимание, имеет в том числе и прикладное значение. Конечно, диалог может быть различным. Идеалом диалога является не только общение, но и дружба. В дружбе диалог достигает цели. Поэтому когда диалог, начинающийся обычно формальным общением, возвышается до уровня дружеского общения, можно говорить о полноценном взаимодействии культур. В диалоге культур важен не столько диалог, сколько культура диалога. Ибо диалог – взаимодействие – происходит всегда. Различные культуры, так или иначе, взаимодействуют и проникают друг в друга. Это естественный исторический процесс, который может протекать и без воли человека. Однако высшее проявление культуры – это отношение к другой культуре. И именно оно развивает и одухотворяет саму культуру, возвышает и облагораживает человека как носителя культуры. Отношение к чужой культуре – это показатель развития самой культуры. В этом нуждается не столько чужая культура, сколько своя. Культура отношения к чужой культуре – это есть часть самой культуры.
4