Изучение национальных традиций на уроках музыки
Шайгарданова Лейсан Зуфаровна
учитель музыки
МБОУ «Гимназия №2 имени Мулланура Вахитова»,
г. Набережные Челны
Изучение национальных традиций на уроках музыки
В основе методической системы современного обучения музыке лежит ознакомление учащихся с национальными, нравственно-эстетическими традициями, в то же время воспитание личности, умеющей выражать своё мнение, готовой постоянно самообразовываться. Новая методическая система обучения музыке нашла отражение в научных работах Ю. Б. Алиева, Л. В. Занкова, Г. Б. Голуб, В. К. Дьяченко, Н. И. Дереклеевой.
Целью новой методической системы является создание условий для развития нравственно-эстетических качеств у учащихся на основе национальных традиций.
Задачей новой методической системы обучения музыке является развитие подхода, основанного на формирующей нравственно-эстетические качества учащихся компетентности, с применением инновационной
деятельности в обучении.
Для достижения поставленной цели и задачи на современных уроках музыки применяются следующие образовательные технологии: развивающая, объединяющая технологии, коммуникативные и интерактивные обучающие технологии, информационные, компьютерные технологии, создание проектов и творческая деятельность.
На современных уроках музыки применяется творческий стиль обучения.
В толковом словаре Зубаира Мифтахова творчество определяется, как самостоятельная деятельность человека, направленная на создание духовных, материальных ценностей, культурных богатств. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целенаправленность, интуицию. Поэтому, в музыкальном воспитании учащегося развитие творческих способностей занимает особенное место.
Давайте рассмотрим некоторые музыкально-творческие способы, применяемые на современных уроках музыки.
1. Пластическая импровизация – воплощение музыкального образа посредством телодвижений, жестов, мимики.
2. Вокальная импровизация включает в себя написание и исполнение мелодии на заданный текст.
3. Иллюстрация музыкальных произведений – воплощение музыкальных образов в литературных образах.
4. Сочинение – миниатюра – написание сочинения после прослушивания музыки. Например, написание рассказа после просмотра отрывка из балета «Шурале», сочинение сказки о музыкальных инструментах после прослушивания их звучания.
5. Выражение музыки с помощью других видов искусства включает в себя постановку музыкального спектакля, оперы, мюзикла.
6. Урок-путешествие, урок-игра, викторины, музыкальные кроссворды также входят в виды музыкально-творческих способов.
На современных уроках музыки важную роль играет разнообразие форм деятельности. Более подробно остановимся на некоторых видах деятельности, которые активно применяются на уроках учителем музыки.
1) Ритмичное чтение стихотворений и прибауток. Стихотворение читается в определённом ритме, который поддерживается с помощью детских элементарных музыкальных инструментов. Учащиеся выбирают музыкальные инструменты в соответствии с содержанием стихотворения.
2) Выполнение игровых упражнений. Существуют такие игровые упражнения, как «Весенние звуки», «Зимние звуки». При выполнении данных упражнений учащиеся придумывают и изображают звуки, которые можно услышать весной или зимой. Учитель читает текст, учащиеся изображают звуки. На уроках музыки регулярно применяются детские элементарные музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубны, колокольчики, трещотки, металлофон, треугольник; сделанные руками учащихся музыкальные инструменты: банки, наполненные крупами, бусинами, варежки с пришитыми пуговицами, самодельные струнные щипковые инструменты.
3)Речевые игры в форме диалога. Например, речевая игра «Какое настроение?», развивающее у учащихся ритмическую и интонационную слуховую способность. Учащиеся определяют характер, настроение героев песни. Во время игры учащиеся исполняют песню с выразительной мимикой и жестами.
4) Изображение содержания музыки на рисунке. Учащиеся, прослушав музыкальные произведения, изображают на альбомном листе воображаемые образы. Этот способ можно применять при объяснении таких теоретических определений как ритм, тембр, регистр и другие.
В современной системе обучения музыке анализ результатов работы помогает выяснить положительные показатели в обучении предмета. Портфолио учащихся постоянно пополняется достижениями учеников: победами, призовыми местами и дипломами участников в различных конкурсах всероссийского, республиканского, муниципального уровней.
Новыми средствами обучения музыке являются электронные обучающие ресурсы, электронные учебники, электронные энциклопедии. Для достижения желаемых результатов, важно создать благоприятные условия для обучения, в том числе применять на уроках качественные технические средства обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и др.). На современных уроках музыки значительное место занимают информационно-коммуникативные технологии. К ним относятся показ презентаций на пройденные темы, знакомство с лучшими образцами классической музыки, оперой, балетом, музыкальными спектаклями, мюзиклами, рок-операми посредством аудио- и видеозаписей.
Применение на уроках музыки современных информационных технологий помогает сформировать у учащихся разных возрастов интерес, положительное отношение к предмету, мотивацию для занятий музыкой вне уроков, в школьном кружке.
Важную роль на уроках музыки играет наглядность, такая как:
- изобразительные средства (рисунки, портреты, фоторисунки, репродукции). На уроках учащихся первых классов при обучении нотам применяются рисунки героев из мульфильма «Смешарики». Данное средство содействует быстрому запоминанию учащимися названий нот, их порядок расположения на линейках нотного стана.
- условная графика (таблицы, схемы, блок-схемы). Разработанные учителем музыки схемы применяются для исследования творчества музыкантов, композиторов.
Наглядность не только активизирует умственную деятельность учащихся, а также развивает самостоятельную творческую музыкальную деятельность. Учащиеся создают и представляют презентации, электронные кроссворды на разные темы, пройденные на уроках музыки.
Для проверки знаний учащихся применяются как традиционные викторины, так и разные тесты, составленные учителем музыки.
В основе современных уроков музыки лежит системно-деятельностный подход. Театрализация является важным видом этого подхода и включает постановку небольших по объёму музыкальных сказок, песен. Рассмотрим применение способа театрализации на основе музыкальной сказки композитора Луизы Батыр-Болгари «Җырлап узган җәй» (“Пропетое лето”), написанную по пьесе Наби Даули.
Применение способа театрализации можно разделить на следующие этапы:
1. Ознакомление с музыкальной сказкой.
Знакомство с главными героями пьесы Муравьями и Стрекозой и определение главных качеств героев.
2. Беседа о средствах, применяемых для воплощения литературных образов в музыкальных произведениях, таких как:
1) музыкальная интонация;
2) ритмико-пластические движения;
3) мимика.
3. Театрализация музыкальной сказки. Исполнение песен Муравьёв и Стрекозы с выразительными телодвижениями, жестами и мимикой.
Для того чтобы более полно раскрыть образы, необходимо заранее подготовить костюмы, маски и реквизиты. Учащиеся продумывают и создают реквизиты дома.
Таким образом, применение основанных на системно-деятельностном подходе музыкально-творческих способов, наглядности, технических средств обучения, информационных технологий на современных уроках музыки:
содействует активизации учащихся и накоплению их личного опыта;
способствует формированию и развитию у учащихся разговорной речи, воображения, фантазии, мышления;
содействует усвоению учащимися полученных знаний и стремлению к самостоятельному познанию окружающего мира;
способствует формированию у учащихся потребности приобщения к искусству.
Список литературы:
1. Крам В. В., Методическая система учителя музыки [Режим ограниченной функциональности] / В. В. Крам. – Режим доступа: http://soulme.org.ru/metodicheskaya-sistema-uchitelya-muzyki
2. Мифтахов З., Татар теленең аңлатмалы сүзлеге [Электронный ресурс] / З. Мифтахов. – Режим доступа: http://watan.su/suzleklar/302-anlat
Волкова Светлана Ивановна