12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Алексеевна Хорошева74

Знакомим дошколят с календарем.

Заучивание детьми последовательности временных промежутков (времен года, месяцев, дней недели) не принесет плодов, из-за возрастных особенностей ребенок не может усвоить понятия: длительность; емкость мер времени; периодичность, необратимость и текучесть времени. Знакомиться с календарем ребенок начинает в детском саду. Посещая ДОУ, дети осознают, что в саду есть определенный план, связанный с днями недели, запоминают, что для каждого занятия есть свой день. Эти знания психологически подготавливают ребенка к занятиям. С помощью календаря дети знают, когда наступят праздники, чему очень радуются.

Формирование умений использования календаря происходит постепенно. Если ребенок измеряет время, пользуясь часами, воспринимает правильно продолжительность времени; осознает зависимость между ними, говорит об усвоении знаний об календарных эталонах.

Для усвоения системы взаимосвязанных единиц времени можно использовать модель календаря.

t1647604641aa.jpg

Сделать основу с кармашками из прозрачного материала. Подготовить красные и зеленые карточки, которые будут обозначать выходные и рабочие дни недели. Также сделать карточки меньшего размера с цифрами. Дети сами могут отличать здесь выходные и будни, ставить числа. Для более взрослых деток дни недели можно обозначить своим цветом. Дети смогут наглядно понять, что такое неделя и месяц.




Бt1647604641ab.jpg олее трудоемкий вариант.

Дополнить календарь названием дня недели и месяца (рис. 6).
Изготовить 18 ячейковый шкафчик, как на рис. 7. В нижний ряд складываем последовательно листки — дни недели. Тем самым у детей формируется понятие «неделя». После эти листки собираем вместе – это будет месяц, помечаем название, положить в первую ячейку. Таким образом заполняем 12 ячеек. Теперь можно отследить последовательность месяцев и их количество, а в нижнем ряду - дней недели и количество недель в месяце.

Дети самостоятельно могут определить, какой сегодня день по счету с начала недели, сколько недель текущего месяца уже прошло и сколько впереди. Аналогичная работа с месяцами.


Закрепление полученных знаний нужно поддерживать в повседневной жизни и самостоятельной деятельности ребенка:

хорошим помощником дома будет отрывной календарь, особенно если он изготовлен при участии детей. Принцип изготовления описан выше. Каждый сезон можно выделить цветом: зима – голубой, весна – зеленый, лето – красный, осень – желтый. Можно дополнить календарь названием дня по народному календарю, на обратной стороне можно добавить загадки, пословицы, народный фольклор или сделать заметку об этом дне. Благодаря использованию отрывного календаря как наглядного пособия измерения времени, дети легко усваивают, что «дни уходят», «события приближаются», о чем и писала Ф. Н. Блехер.

проводим беседы по вопросам: «Какой праздник был 23 февраля? На какой день недели выпал праздник 8 марта? Какое сегодня (вчера, завтра) число и день недели? Для чего мы используем календарь?»;

дидактические игры: «Назови соседа» (нужно назвать дни недели, стоящие рядом с заданным днем); «Чья неделька быстрее соберется» (выкладываем карточки по порядку дней в неделе, начиная с любого из дней);

Чтение литературных произведений («Двенадцать месяцев», «Четыре художника», стихи С.Я. Маршака «Круглый год», И.Бунина «Листопад», С.А. Есенина «Поет зима - аукает» и т.д.);

загадки, пословицы, поговорки о временах года;

наблюдение за явлениями природы на прогулках и их обсуждение;

составление с помощью родителей альбомов по временам года.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.