Урок «Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты» (Вводный урок физики в 7 классе)
Знакомство с физикой.
Тема урока
«Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты».
Традиционный урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков в виде лекции в 7 классе общеобразовательной школы, обучающихся по программе А.В.Перышкина (45 минут).
Деятельностная цель:
Научить детей новым способам нахождения знаний, ввести новые понятия (физика, физические явления, физическое тело, вещество) термины (материя, опыт, гипотеза, наблюдения).
Содержательные цели:
Сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых имен (Э. Резерфорд, Г. Галилей), определений (физика – это наука), терминов (физические процессы), описаний научных знаний (анализ явлений природы).
Содействовать развитию познавательного интереса к физике как науке.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Использовать для познания окружающего мира естественнонаучные методы (наблюдения, описание, моделирование). Объяснить значение физики для жизнедеятельности человека. Найти отличие между такими понятиями как тело, вещество, материя.
Продемонстрировать визуальный ряд примеров физических явлений, физических тел и веществ.
Привести примеры физических явлений и сравнительных описаний.
Метапредметные
Регулятивные:
Совместно со школьниками поставить новые цели познания естественных наук, убедиться, что физические законы действуют на практике;
Научить детей самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе ориентиров, выделенных учителем; адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Познавательные:
Формировать общеучебные действия путем введения физических понятий; обобщение познавательного материала; объяснения явлений природы и процессов, которые происходят в окружающем мире; анализа полученной информации, представленной в разных знаковых системах (текст, аудиовизуальный ряд).
Устанавливать причинно-следственные связи; учить строить логические рассуждения.
Коммуникативные:
Задавать вопросы, развивающие внимание и память (через выполнение проблемного задания и работу с понятийным аппаратом); мышление (через решения качественных задач); речь и учение формулировать мысли (через включение в процесс обсуждения).
Личностные:
Способствовать принятию норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.
Выпускник получит возможность для развития выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации путем формирования представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы, готовности к самообразованию.
Оборудование урока: презентация «Знакомство с физикой», опорный конспект, приборы для демонстрации физических явлений.
Список использованной литературы:
Перышкин А.В. Физика 7кл.учебник. – 4-е изд.,стереотип. – М.:Дрофа, 2015. -224с.
Степанова Г.Н. Физика 7кл. учебник для общеобраз. Учреждений. – 3-е изд., перераб., доп. – Спб.: ООО «СТП Школа», 2003. – 256с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Интернет портал «Просто о сложном.ру» (Источник)
Интернет портал «Физика вокруг нас» (Источник)
Интернет портал «Questions-physics.ru» (Источник)
Интернет портал «Lessons Magic» (Источник)
Интернет портал «Интернет урок» (Источник)
Эпиграф (на доске):
«Все науки делятся на физику и коллекционирование марок».
Э. Резерфорд
Этап урока (целеполагание, время) |
Формы учебной деятельности / Содержание этапа урока |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
|||
Этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель: Создание условий для выявления настроения детей и их готовности к плодотворной деятельности. (3 мин) |
Вводные слова учителя: Ребята! Вы начинаете знакомство с одной из интереснейших наук «ФИЗИКОЙ». Мир физики охватывает многие области человеческих знаний. Посмотрите вокруг. Какое многообразие природных объектов! Возможно, вы никогда не задумывались, но природа живет по своим законам. И эти законы изучает и объясняет наука Физика. |
Эпиграф к уроку Интеллектуальная разминка. На визуальном ряде представлены фотографии одного места, но в условии разного сезона. Что объединяет все эти картинки? По каким признакам можно определить, что фотографии отличаются? |
Физика-наука о природе, физические явления. |
Личностные: принять правила поведения на уроке |
Этап актуализации знаний по теме и осуществление первого пробного действия Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. (5 мин) |
Введение определения/понятия Перед вами учебник физики. Если посмотреть на его форзац вы скорее всего мне скажите, что это математика. Рассмотрите картинки учебника, можно сказать, что это наука похожа на химию, астрономию, технологию, биологию…. Так что же такое физика? Слово «физика» произошло от греческого слова «physis», обозначающего «природа». В природе с физическими телами происходят изменения (см. фото). Все эти изменения называются физическими явлениями. Физика – это наука о физических явлениях природы. Вам уже знакомо множество наук о природе – биология, география, астрономия, химия…. Все эти науки по-разному изучают природу. Химия изучает из чего состоят тела, как происходят превращения веществ. Пример химического процесса мы можем наблюдать, когда бумага горит и превращается в пепел. Биология изучает, как растут живые организмы. География изучает местоположение и особенности местности. Астрономия изучает небесные тела. А что же изучает физика? Давайте разберемся. |
Запись определения в тетрадь |
Взаимосвязь предметов о природе |
Коммуникативные: умение задавать вопросы, формулирование собственного мнения, Познавательные: поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание, работа над осознанным запоминанием понятий Регулятивные: планирование своих действий. |
Этап выявления места и причин затруднения.
Цель: Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. (17 мин) |
Объяснение учащимся нового понятия. Фотограф, выбирая композицию, пытался передать нам свои впечатления от увиденных объектов. Физик изучает природу вне впечатлений. Он задает вопрос: «Если известно, что в природе существует только белый свет, как он образовывает такое разнообразие цветов?» Оказывается, белый свет содержит в себе все цвета. Мы видим, например желтый цвет, только потому, что из всего диапазона отражает свет только желтого оттенка. Физики называют это оптическими (или световыми) явлениями. |
Восполняющие вопросы для введения термина световые явления: Можно ли фотографа назвать художником? Как вы думаете можно ли рисовать светом? Знакома ли вам слово оптика? Что оно означает? Вопрос размышление с пояснение ответа учителем Как очки корректируют зрение? Дело в том, что при переходе из одной среды в другую, например, из воздуха в текло очков, луч света меняет направление – преломляется. На доске: оптические (световые) явления |
Оптические явления, раздел Оптика |
Личностные: развитие "Я-концепции" и самооценки личности. Коммуникативные: использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: структурирование знаний, установление причинно-следственных связей. |
Выявления места и причин затруднения |
Физика изучает множество разнообразных явлений, и, чтобы в них не запутаться, их можно условно разделить на несколько разделов. Посмотрите на слайд. На картинках изображены световые явления.
Раздел Оптика
Демонстрация световых явлений |
Вопрос на внимательность: Как называется раздел изучающие световые явления? Докажите мне, что перед вами представлены световые явления Начните предложение со слов: «На картине изображено….. - это световые явления потому, что…» Приведите примеры световых явлений. |
||
Выявления места и причин затруднения |
Перед вами представлены механические явления. В физике есть раздел Механика, который изучает движение и взаимодействие тел. Изучая его, вы узнаете, почему Луна не падает на Землю? На самом деле она все время падает, только при этом еще и движется в сторону. А так как Земля круглая, то поверхность Земли как бы уходит из-под Луны, и она никак не упадет. Вы сможете так же найти ответы на вопросы: Как кинуть баскетбольный мяч, чтобы он попал прямо в кольцо? Ведь важно не только то, как высоко подбросить мяч, но и то где ты стоишь, как сильно его бросить. Демонстрация механических явлений |
Вопрос – размышление. На визуальном ряде представлены примеры механических явлений. Какие физические явления представлены перед вами? Приведите примеры механических явлений. На доске: механические явления |
Механические явления, раздел механика |
|
Выявления места и причин затруднения |
Электрические явления тесно связаны со знакомым словом электричество. Электричество, которым человек научился управлять сравнительно недавно, можно наблюдать в природе. Например, молния – это мощный электрический заряд. Он возникает при постоянном соприкосновении туч между собой.
|
На визуальном ряде представлены примеры электрических явлений. Пользуясь вашими знаниями, назовите представленные физические явления. Моделирование природы молнии. Чтобы лучше понять природу молнии – смоделируйте ее. Возьмите два воздушных шарика, надуйте их. Затем, следя, чтобы они не соприкасались, одновременно натрем их шерстяной тряпочкой. Если шарики сблизить, оставив между ними минимальный зазор, то от одного к другому через тонкий слой воздуха начнут проскакивать искры, создавая световые вспышки. Одновременно мы услышим слабое потрескивание — миниатюрную копию грома при грозе. На доске: электрические явления |
Электрические явления |
|
Выявления места и причин затруднения |
Откуда берется электричество в наших домах? Чтобы ответить на этот вопрос нам понадобится познакомиться подробно и с магнитными явлениями. Дело в том, что электричество, поступающее к нам по проводам, вырабатывается на электростанциях с помощью специальной машины - электрогенератор. Конструкция его довольно проста между полюсами магнитов вращается катушка с медным проводом. По законам физики в проводе, движущемся в магнитном поле, появляется (индуцируется) электрический ток. Как не странно, но магнитные и электрические явления тесно связаны между собой. В физике этот раздел называется Электродинамика. Демонстрация электромагнитных явлений. |
Приведите примеры магнитных явлений. На доске: магнитные явления |
Магнитные явления, раздел Электродинамика |
|
Выявления места и причин затруднения |
В физике есть раздел Термодинамика.
Изучая раздел «Термодинамика» вы подробно узнаете о физической природе тепловых явлений. Например, найдете ответ на вопрос: «Как можно заставить едва теплую воду закипеть?» Оказывается, при пониженном давлении вода закипает при температурах ниже ста градусов, поэтому в горах у альпинистов возникают проблемы с приготовлением еды. Демонстрация тепловых явлений. |
Как вы думаете, какие явления изучает данный (термодинамика) раздел? Приведите примеры тепловых явлений. На доске: тепловые явления |
Тепловые явления, раздел Термодинамика |
|
Выявления места и причин затруднения |
Мы с вами общаемся и не замечаем, как вокруг нас происходит еще одно физическое явление. Кто догадался, о каком явлении идет речь?
Демонстрация звуковых явлений. Звуковые явления физика подробно изучает в разделе Акустика. Так почему же мы слышим? Оказывается звук – это колебания. Когда мы с вами разговариваем, то внутри нашего тела колеблются голосовые связки. Они создают волну. Она распространяется по воздуху и «долетает» до уха другого человека. Так мы обмениваемся информацией. |
Наблюдение за окружающим миром. На доске: звуковые явления |
Звуковые явления, раздел Акустика |
|
Этап построение проекта выхода из затруднения. Цель: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. (2 мин) |
Мы назвали лишь основные разделы физики. Но помните, деление физики на разделы условно, как и деление процессов на физические, химические или биологические. Горение газа в плите – это химический процесс, газ реагирует с кислородом, при этом получается и вода. При этом выделяется энергия, с помощью которой на плите можно вскипятить воду, а это уже изучают физики. Но вода обогащена микроорганизмами. Что будет с ними происходить при повышении температуры – это уже биологические процессы. Один и тот же процесс изучается с разных сторон, поэтому границы между науками размыты. |
Процессы (физические, биологические, химические) |
Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. Познавательные: выделение существенной информации, структурирование знания. |
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. (6 мин) |
Сформулируем выводы. |
Закончите фразы: Физика – это наука о природе. Физика изучает физические явления и физические свойства тел. К физическим явлениям можно отнести механические, звуковые, электрические, магнитные, тепловые и световые явления. Запись в тетрадь (в виде таблицы): физические явления/примеры |
||
Этап реализации построенного проекта. Цель: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при употреблении физических терминов. (5 мин) |
Когда мы рассматриваем некоторый физический процесс, мы отбрасываем все, что не важно. Например, автомобиль, который едет по дороге. Это легковой автомобиль, красного цвета, с дизельным двигателем, но для нас, рассматривающих его движение, это просто объект. Физики говорят: «Это физическое тело» или просто тело. Тела имеют форму и объем. Все то, из чего состоят тела, называются веществом. Часто тела состоят из нескольких веществ, например, автомобиль железо (корпус), резина (шины)….Вещество имеет разные свойства: одни твердые и прочные, другие мягкие и легко разрушаются и т.д. Вещество – это один из основных видов материи. Материя – это все то, что существует во Вселенной (растения, животные, небесные тела…) |
Назовите физические тела. Демонстрация физического тела. Из какого вещества состоит тело? На доске запись: тело-вещество-материя |
Тело, вещество, материя |
Личностные: формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные: построение монологического высказывания. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. Познавательные: установление причинно-следственных связей. |
Реализации построенного проекта |
Человек быстро осваивает свойства физических тел. С первых дней жизни он начинает познавать мир. Сначала человек делает это интуитивно, неосознанно, но потом, приспосабливаясь к миру, его действия и мысли становятся более осмысленными. В познании мира человеку помогают органы чувств. Учеными установлено, что через механизм зрения человек получает 90% информации об окружающем мире. Именно поэтому одним из методов изучения физики является наблюдение. Например, чтобы изучить такое механическое явление как падение тела на Землю нам надо несколько раз понаблюдать за этим движением. Наблюдая, мы будем сравнивать, как падают легкие и тяжелые тела, какая разница между падениями с большой и низкой высоты и т.д. Но согласитесь, можно ждать очень долго, когда очередное тело упадет на Землю. Намного проще самому взять разные тела и заставить их падать с разной высоты. Ученые говорят, провести опыт. Поставить опыт – значит научиться задавать природе вопросы на языке науки и попытаться предположить результат исследования (выдвинуть гипотезу). На основании многочисленных наблюдений и опытов ученые открывают законы, действующие в природе.
Опыт (научный эксперимент) позволяет получить ответы на многие вопросы и получить новое знание, которое в дальнейшем может превратиться в научную теорию. |
Посмотрите на изображение Пизанской башни, построенной в Италии 14 веке н.э. По легенде, роняя с наклонной башни разные шары, Г. Галилей открыл закона падения тел. Известный ученый наблюдая за падением тел, решил провести опыт, чтобы доказал что тяжелые предметы достигают земли с той же скоростью что и легкие. И ему это удалось. На доске: |
Наблюдение, опыт, гипотеза, теория, закон |
|
Включение в систему знаний и повторения. Цель: Выявление границы применимости нового знания и использование его в жизни. (2 мин) |
Давайте вместе научимся наблюдать и описывать явления, высказывать догадки и ставить простейшие эксперименты, отыскивать закономерности и получать новые знания. Многие закономерности, выявленные физиками, вы давно знаете: вода при испарении остывает, поэтому так холодно, если ты только что вылез из воды и не вытерся. Волосы от пластмассовой расчески электризуются и разлетаются. Изучая физику, вы взглянете на эти и многие другие явления другими глазами, понимая причины и точнее зная закономерности происходящего. |
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, различение способа и результата действия. Познавательные: построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
||
Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. (2 мин) |
Домашнее задание: §1-3 + доп. задание (см. приложение). |
Запись домашнего задания. |
Личностные: принять правила выполнения д/з |
|
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: Соотнести цель урока и результат учебной деятельности (3 мин) |
Закончите фразы Сегодня на уроке я узнал(а)…. Было интересно узнать, что…. Спасибо за урок. |
Регулятивные.: учатся адекватно проводить самооценку Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
Приложение 1
Домашнее задание по теме
«Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты»
(7 класс).
-
Выбери из списка соответствующие примеры и запиши их в таблицу.
Стекло, бумага, стол, радиоволна, лампа, магнитное поле, пластмасса, часы, Млечный путь, карандаш, вода, Вселенная, книга, атмосфера, резина.
Тело |
Вещество |
Материя |
-
Капните несколько (2-3) капель кипяченой воды в бутылку с растительным маслом (масло от этого не испортится). Сравните движение капель воды в масле с падением капель воды в воздухе (# дождь). Какие вы замечаете отличия? С чем они, по вашему мнению, связаны?
Результаты наблюдений и опыта запишите в тетрадь, вставляя пропущенные слова и дополняя предложения.
В домашних условиях я наблюдал за ____________________
По результатам наблюдений обнаружил, что _______________
Медведева Татьяна Петровна
Мельникова Светлана Федоровна