Конспект урока физики 7 класс «Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты»
Конспект урока 7 класс
«Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты»
Цели урока:
Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.
Определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.
Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор. Познакомить с методами получения физических знаний. Показать связь физики с другими науками.
Оборудование: камертон, весы, барометр, секундомер, термометр, шарик, желоб, электрофорная машина, стеклянная и эбонитовая палочка, султаны, колба с водой и спиртовка, призма для получения дисперсионного спектра, маятник, линза, экран, компас, набор магнитов, портреты ученых.
Тип урока: лекция с элементами беседы.
Ход урока
I. Знакомство учеников с кабинетом физики и преподавателем.
Учитель: Кабинет физики – это своего рода для вас будет с этого урока уникальной лабораторией и в то же время здесь будут совершаться открытия новых фактов и законов. Обратите внимание на оформление кабинета, своеобразие кабинета по сравнению с другими кабинетами школы. (Это электрифицированные столы, наличие большого количества оборудования, множество фотографий ученых и астрономических объектов, своеобразие школьной мебели). И соответственно в этом кабинете нужно вести себя как в научной лаборатории, для этого существуют определенные правила поведения в кабинете физики. ( Знакомство с инструкцией по технике безопасности).
II. Изучение нового теоретического материала (лекция учителя)
Учитель. Сегодня мы с вами начинаем изучение нового предмета – физики. На сегодняшнем уроке вы узнаете, что изучает физика, как она возникла, какое большое значение она имеет для понимания явлений природы и трудовой деятельности человека.
С давних времен человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определенную систему. Попытки объяснить явления природы были в Китае, в Древней Греции и Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи. В IV веке до н.э. Аристотель ввел понятие “ФИЗИКА” ( от греческого слова “фюзис” - природа).
В русском языке слово “физика” появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике.
Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления. Главная задача физики – познать законы природы, свойства различных веществ и поставить их на службу человеку.
Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей деятельности. Трудно представить нашу жизнь без радио и телевидения, компьютеров и сотовых телефонов, изобретением которых мы также обязаны физике.
Подумайте, представителям каких профессий нужны знания по физике.(Ответы учащихся- строителям, космонавтам, металлургам, конструкторам, инженерам, военным и т.д.)
Учитель. Вы никогда не задумывались над такими вопросами:
Почему такой огромный и тяжелый океанский лайнер не тонет?
Почему такой же огромный и тяжелый самолет, летает по воздуху?
Как вода поступает на самую макушку дерева?
Как слово, сказанное в Москве, может услышать житель Владивостока?
Ответы на все эти вопросы дает именно физика.
Физика является интересной и, одновременно с этим, достаточно сложной наукой. Только постоянные усилия в изучении этой науки позволят вам глубоко понимать содержание и смысл законов, по которым развивается наш мир.
Запишем тему урока: “Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты”.
Физика - это наука о природе, о природных явлениях и законах.
Учитель. Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать специальные слова – термины.
Физические термины – это специальные слова, которыми пользуются в физике для краткости, определенности и удобства.
Все вокруг нас предметы, животные, люди, небесные тела называются в физике физическими телами.
(Показ физических тел: ручка, книга, парта)
Всякое тело имеет форму и объем.
Приведите примеры тел, которые имеют одинаковую форму (мыльный пузырь, мяч, капля)
Эксперимент: вот две ложки, они разного объема, но одинаковой формы.
Каждое тело изготовлено из какого-то материала.
Вещество - это всё то, из чего состоят физические тела.
(Показ физических тел, состоящих из разных веществ). Ложки бывают: стальные, алюминиевые, деревянные, керамические, пластмассовые. Из одного вещества может быть изготовлены разные тела, дерево – бумага, стол, стул, рамка, ложка.
Приведите примеры тел, которые изготовлены из стекла. (Лампа, посуда, телевизор, окна)
Приведите примеры веществ, из которых может быть изготовлен стол. (Стекло, дерево, железо, пластмасса).
Материя – это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.). Вокруг нас происходит очень много разных явлений, движений и т.д.
Подумайте, что происходит, когда мы включаем настольную лампу. Щелкнула кнопка, комната озарилась светом. И все? А на самом деле: под давлением пальца произошло механическое перемещение контакта, замкнулась цепь, по проводам потек электрический ток, под действием тока нагрелась спираль лампы и атомы металла, из которого она сделана, стали излучать частички света, а матовый шар, окружающий лампу, рассеял его по комнате. Разговор здесь идет о явлениях.
Физические явления – это изменения, происходящие с физическими телами.
(Учитель показывает картины природных явлений ( картины художников), а ученики отвечают – какое природное явление изображено на них).
Механические (скатывание шарика по желобу, колебание математического маятника)
Электрические (действие электрофорной машины , электризация султанов)
Тепловые ( кипение воды и конденсация на стекле)
Звуковые (звучание камертона)
Магнитные( действие магнитов на железные опилки и получение магнитных спектров разных видов магнитов)
Световые (получение изображения свечи на экране при помощи линзы, демонстрация дисперсионного спектра)
Физические величины - это объем, температура, время, площадь, скорость, масса. Физическую величину можно измерить, т.е. сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу этой величины. Каждая физическая величина измеряется в своих единицах. Например, единицей времени считается секунда, единицей длины – метр.
Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов.
Какие приборы вы знаете? Учащиеся приводят примеры: линейка, секундомер, термометр, барометр, весы (учитель показывает демонстрационные приборы, которыми оснащен кабинет физики).
Учитель. Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются у человека знания? ( Ответы учащихся- многие знания появляются из собственных повседневных наблюдений). Источники физических знаний – наблюдения.
Учитель. Именно с наблюдений и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как Аристотель, Архимед, Демокрит, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.
В начале XVII века итальянец Галилео Галилей ввел в практику опытный метод.
Опыт -- обдумывание его результатов-- рождение гипотезы-- вновь проверка опытом -- создание теории -- применение на практике.
Учитель. Изучение явлений – это достаточно долгий и тернистый путь – от гипотез, догадок, интуиции, наблюдений, через опыты к выводам. То есть источником физических знаний являются наблюдения и опыты.
Иногда звенья этой цепочки могут меняться местами.
Методы изучения физики:
Наблюдения
Опыты, эксперименты
Опыты в отличие от наблюдений проводят с какой-то целью. На природные наблюдения человек влиять не может.
III. Проверка усвоения изученного материала
(Фронтальный опрос учащихся; предварительно учитель сообщает о разной степени сложности заданий и желает учащимся успехов в выполнении более высокого уровня сложности ; количество заданий можно сократить).
Начальный уровень
1. Приведите примеры тел, изготовленных из следующих веществ: дерева, бумаги, пластмассы.
2. Из каких веществ состоят следующие физические тела: книга, линейка, парта.
3. Назовите, какие физические тела могут быть сделаны из стекла, из резины, из пластмассы.
4. Какие из приведенных явлений являются механическими: движется автобус, плывет лодка, кипит вода.
5. Какие из приведенных явлений являются тепловыми: ученики греются у костра, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч.
Средний уровень
1. Укажите, что относится к понятию “физическое тело”, а что к понятию “вещество”: автобус, трамвай, медь, мел, мед, очки.
2. Какое из приведенных ниже слов обозначает физическую величину: алюминий, длина, килограмм, термометр, Земля.
3. Какое из приведенных ниже слов обозначает единицу физической величины: объем, температура, плавление, метр, скорость.
4. Назовите из приведенных ниже явлений только физические: таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, выпадение снега, почернение серебряной монеты.
5. Какими основными физическими явлениями сопровождается выстрел из пушки?
Достаточный уровень
1. В двух бидонах находилось молоко. В одном из них молоко скисло, а в другом отстоялись сливки. В каком из бидонов произошло физическое явление? Какое?
2. Мальчики во время похода попали в грозу. Они обратили внимание на то, что гром слышен всегда после удара молнии. Какое предположение можно сделать на основе этих наблюдений?
3. Какие наблюдения вы проводили в природе? Какие физические явления наблюдали? Приходилось ли вам ставить опыты? Какие? Каков главный признак, отличающий опыт от наблюдения?
Высокий уровень
1. Молоко продают в различной упаковке: бутылках, полиэтиленовых пакетах и бумажных коробках. Назовите достоинства и недостатки каждого из видов упаковки.
2. Влияет ли, по-вашему, функциональное назначение предмета(тела) на выбор вещества, из которого этот предмет (тело) изготовлен?
3. Обувь изготавливают из кожи, кожезаменителя, резины и специальных пластиков. Какие достоинства и недостатки имеет обувь каждого вида?
IV. Домашнее задание
Д/з: § 1-3 № 5, 12, 13 (задачник Лукашик)