Конспект урока физики 7 класс «Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты»

3
0
Материал опубликован 6 January 2016

Конспект урока 7 класс

«Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты»

Цели урока:

Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.

Определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.

Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор. Познакомить с методами получения физических знаний. Показать связь физики с другими науками.

Оборудование: камертон, весы, барометр, секундомер, термометр, шарик, желоб, электрофорная машина, стеклянная и эбонитовая палочка, султаны, колба с водой и спиртовка, призма для получения дисперсионного спектра, маятник, линза, экран, компас, набор магнитов, портреты ученых.

Тип урока: лекция с элементами беседы.

Ход урока

I. Знакомство учеников с кабинетом физики и преподавателем.

Учитель: Кабинет физики – это своего рода для вас будет с этого урока уникальной лабораторией и в то же время здесь будут совершаться открытия новых фактов и законов. Обратите внимание на оформление кабинета, своеобразие кабинета по сравнению с другими кабинетами школы. (Это электрифицированные столы, наличие большого количества оборудования, множество фотографий ученых и астрономических объектов, своеобразие школьной мебели). И соответственно в этом кабинете нужно вести себя как в научной лаборатории, для этого существуют определенные правила поведения в кабинете физики. ( Знакомство с инструкцией по технике безопасности).

II. Изучение нового теоретического материала (лекция учителя)

Учитель. Сегодня мы с вами начинаем изучение нового предмета – физики. На сегодняшнем уроке вы узнаете, что изучает физика, как она возникла, какое большое значение она имеет для понимания явлений природы и трудовой деятельности человека.

С давних времен человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определенную систему. Попытки объяснить явления природы были в Китае, в Древней Греции и Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи. В IV веке до н.э. Аристотель ввел понятие “ФИЗИКА” ( от греческого слова “фюзис” - природа).

В русском языке слово “физика” появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике.

Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления. Главная задача физики – познать законы природы, свойства различных веществ и поставить их на службу человеку.

Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей деятельности. Трудно представить нашу жизнь без радио и телевидения, компьютеров и сотовых телефонов, изобретением которых мы также обязаны физике.

Подумайте, представителям каких профессий нужны знания по физике.(Ответы учащихся- строителям, космонавтам, металлургам, конструкторам, инженерам, военным и т.д.)

Учитель. Вы никогда не задумывались над такими вопросами:

Почему такой огромный и тяжелый океанский лайнер не тонет?

Почему такой же огромный и тяжелый самолет, летает по воздуху?

Как вода поступает на самую макушку дерева?

Как слово, сказанное в Москве, может услышать житель Владивостока?

Ответы на все эти вопросы дает именно физика.

Физика является интересной и, одновременно с этим, достаточно сложной наукой. Только постоянные усилия в изучении этой науки позволят вам глубоко понимать содержание и смысл законов, по которым развивается наш мир.

Запишем тему урока: “Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты”.

Физика - это наука о природе, о природных явлениях и законах.

Учитель. Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать специальные слова – термины.

Физические термины – это специальные слова, которыми пользуются в физике для краткости, определенности и удобства.

Все вокруг нас предметы, животные, люди, небесные тела называются в физике физическими телами.

(Показ физических тел: ручка, книга, парта)

Всякое тело имеет форму и объем.

Приведите примеры тел, которые имеют одинаковую форму (мыльный пузырь, мяч, капля)

Эксперимент: вот две ложки, они разного объема, но одинаковой формы.

Каждое тело изготовлено из какого-то материала.

Вещество - это всё то, из чего состоят физические тела.

(Показ физических тел, состоящих из разных веществ). Ложки бывают: стальные, алюминиевые, деревянные, керамические, пластмассовые. Из одного вещества может быть изготовлены разные тела, дерево – бумага, стол, стул, рамка, ложка.

Приведите примеры тел, которые изготовлены из стекла. (Лампа, посуда, телевизор, окна)

Приведите примеры веществ, из которых может быть изготовлен стол. (Стекло, дерево, железо, пластмасса).

Материя – это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.). Вокруг нас происходит очень много разных явлений, движений и т.д.

Подумайте, что происходит, когда мы включаем настольную лампу. Щелкнула кнопка, комната озарилась светом. И все? А на самом деле: под давлением пальца произошло механическое перемещение контакта, замкнулась цепь, по проводам потек электрический ток, под действием тока нагрелась спираль лампы и атомы металла, из которого она сделана, стали излучать частички света, а матовый шар, окружающий лампу, рассеял его по комнате. Разговор здесь идет о явлениях.

Физические явления – это изменения, происходящие с физическими телами.

(Учитель показывает картины природных явлений ( картины художников), а ученики отвечают – какое природное явление изображено на них).

   

Механические (скатывание шарика по желобу, колебание математического маятника)

Электрические (действие электрофорной машины , электризация султанов)

Тепловые ( кипение воды и конденсация на стекле)

Звуковые (звучание камертона)

Магнитные( действие магнитов на железные опилки и получение магнитных спектров разных видов магнитов)

Световые (получение изображения свечи на экране при помощи линзы, демонстрация дисперсионного спектра)

Физические величины - это объем, температура, время, площадь, скорость, масса. Физическую величину можно измерить, т.е. сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу этой величины. Каждая физическая величина измеряется в своих единицах. Например, единицей времени считается секунда, единицей длины – метр.

Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов.

Какие приборы вы знаете? Учащиеся приводят примеры: линейка, секундомер, термометр, барометр, весы (учитель показывает демонстрационные приборы, которыми оснащен кабинет физики).

Учитель. Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются у человека знания? ( Ответы учащихся- многие знания появляются из собственных повседневных наблюдений). Источники физических знаний – наблюдения.

Учитель. Именно с наблюдений и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как Аристотель, Архимед, Демокрит, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.

В начале XVII века итальянец Галилео Галилей ввел в практику опытный метод.

 Опыт -- обдумывание его результатов-- рождение гипотезы-- вновь проверка опытом -- создание теории -- применение на практике.

Учитель. Изучение явлений – это достаточно долгий и тернистый путь – от гипотез, догадок, интуиции, наблюдений, через опыты к выводам. То есть источником физических знаний являются наблюдения и опыты.

Иногда звенья этой цепочки могут меняться местами.

Методы изучения физики:

Наблюдения

Опыты, эксперименты

Опыты в отличие от наблюдений проводят с какой-то целью. На природные наблюдения человек влиять не может.

III. Проверка усвоения изученного материала

(Фронтальный опрос учащихся; предварительно учитель сообщает о разной степени сложности заданий и желает учащимся успехов в выполнении более высокого уровня сложности ; количество заданий можно сократить).

Начальный уровень

1. Приведите примеры тел, изготовленных из следующих веществ: дерева, бумаги, пластмассы.

2. Из каких веществ состоят следующие физические тела: книга, линейка, парта.

3. Назовите, какие физические тела могут быть сделаны из стекла, из резины, из пластмассы.

4. Какие из приведенных явлений являются механическими: движется автобус, плывет лодка, кипит вода.

5. Какие из приведенных явлений являются тепловыми: ученики греются у костра, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч.

Средний уровень

1. Укажите, что относится к понятию “физическое тело”, а что к понятию “вещество”: автобус, трамвай, медь, мел, мед, очки.

2. Какое из приведенных ниже слов обозначает физическую величину: алюминий, длина, килограмм, термометр, Земля.

3. Какое из приведенных ниже слов обозначает единицу физической величины: объем, температура, плавление, метр, скорость.

4. Назовите из приведенных ниже явлений только физические: таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, выпадение снега, почернение серебряной монеты.

5. Какими основными физическими явлениями сопровождается выстрел из пушки?

Достаточный уровень

1. В двух бидонах находилось молоко. В одном из них молоко скисло, а в другом отстоялись сливки. В каком из бидонов произошло физическое явление? Какое?

2. Мальчики во время похода попали в грозу. Они обратили внимание на то, что гром слышен всегда после удара молнии. Какое предположение можно сделать на основе этих наблюдений?

3. Какие наблюдения вы проводили в природе? Какие физические явления наблюдали? Приходилось ли вам ставить опыты? Какие? Каков главный признак, отличающий опыт от наблюдения?

Высокий уровень

1. Молоко продают в различной упаковке: бутылках, полиэтиленовых пакетах и бумажных коробках. Назовите достоинства и недостатки каждого из видов упаковки.

2. Влияет ли, по-вашему, функциональное назначение предмета(тела) на выбор вещества, из которого этот предмет (тело) изготовлен?

3. Обувь изготавливают из кожи, кожезаменителя, резины и специальных пластиков. Какие достоинства и недостатки имеет обувь каждого вида?

IV. Домашнее задание

Д/з: § 1-3 № 5, 12, 13 (задачник Лукашик)

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации