Презентация «Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты. Связь физики с другими науками»
Пояснительная записка к презентации
УРОК ФИЗИКИ ПО ТЕМЕ:
«Что изучает физика.Физические явления.Наблюдения и опыты.Связь физики с другими науками»
7 класс
Алтухова Валентина Николаевна
учитель физики ОШ№3
г.Кировское, 2017
Урок 1 / 1 Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты. Связь физики с другими науками. |
|||||
Обучающая цель: заинтересоватиь ребят новой для них наукой – физикой; рассказать о ее возникновении и развитии; в общих чертах ознакомить учащихся с тем, что изучает физика и с некоторыми физическими понятиями: физическое тело, вещество, явление, начать формирование умения проводить физические эксперименты. Развивающая цель: создать условия для развития познавательного интереса к предмету, умений анализировать учебный материал, формировать умения учащихся работать в малых группах, Воспитательная цель: познакомить учащихся со структурой учебника физики; провести беседу о бережном отношении к книге, обратить внимание учащихся на строгое соблюдение правил ТБ в кабинете физики для сохранения как собственного здоровья так здоровья окружающихзики. |
|||||
Технические средства обучения, наглядные пособия |
Новые понятия |
||||
1. Компьютер, проектор, экран, презентация «Физика – наука о природе», . |
Учащиеся должны приводить примеры: физических явлений и процессов Учащиеся должны формулировать: определения физики, материи, физического тела Учащиеся должны придерживаться: правил ТБ в физическом кабинете Новые понятия: физическое тело, вещество, физическое явление |
||||
Межпредметные связи |
Учебная литература |
||||
Природоведение, география, зоология, математика, история |
|||||
|
|||||
Задания для самостоятельной работы |
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|
||||
Примеры физических явлений: скатывание шарика с наклонной плоскости, электрическая искра Притяжение магнитом железных опилок Притяжение и отталкивание магнитов Демонстрация петли гистерезиса Электризация тел трением, бумажных султанчиков. Вращение бумажной змейки в потоках горячего воздуха
|
Компьютер Проэктор Электрофорная машина Презентация «Физика – наука о природе» 2 магнита, лист картона, клей, бумажная фигурка. Компас, 2 круговых магнита, бумажные султанчики. Штатив, желоб, шарик. Духи, вода,
|
||||
План занятия |
|||||
Время |
Метод обучения |
Содержание работы |
Наглядные пособия, ТСО |
||
1 мин
2 мин
7 мин
15 мин
8 мин
7 мин
3 мин
2 мин |
Беседа
Беседа
Лекция
Работа в микрогруппах
Фронтальный опрос
Беседа
Резерв |
Организационный момент. - приветствие учащихся
Ознакомление учащихся с требованиями при изучении физики
Мотивация на изучение нового материала. Изучение нового материала Краткая история становления физики как науки. Физика – наука о природе. Физические тела, явления, понятие вещества.
Закрепление нового материала
Решение качественных задач, тестов и т.д.
Подведение итогов урока
Домашнее задание.
|
|
||
Домашнее задание |
Примечания |
||||
Выучить § 1,2 , ответить на вопросы в конце параграфов, написать стихотворение или сказку о физике
|
|
№ |
Время |
Структурный элемент урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Критерии личностно-ориентированного подхода каждого этапа |
1 |
Организационный момент |
1. Стимулирование деятельности учащихся, обеспечение общей готовности класса, обеспечение своевременного начала урока. 2. Учитель формулирует требования к уроку, кол-ву тетрадей, кол-во ТО, т.д. |
1. Концентрация внимания на учебной деятельности 2. Учащиеся по указанию учителя знакомятся со структурой учебника |
Создание положительного эмоционального настроя на работу учащихся во время урока. |
|
2 |
Ознакомление учащихся с учебниками и учебными пособиями, которыми они будут пользоваться при изучении физики, а также структурой этих учебных пособий. Ознакомление учащихся с научно-популярной литературой. |
Учитель руководит познавательной деятельностью учащихся, обращая внимание на структуру учебных пособий и дополнительной литературы |
Учащиеся знакомятся со структурой учебника, с научно-популярной литературой по предмету |
Развитие познавательного интереса к предмету, мотивация на чтение научно-популярной литературы по предмету. |
|
3 |
Объяснение нового материала 1) Краткая история становления физики как науки 2) Физика – наука о природе |
Учитель представляет учебный материал в виде эвристической беседы лекции, сопровождая лекцию демонстрацией опытов, |
Учащиеся конспектируют материал объяснения в рабочих тетрадях, принимают участие в обсуждении |
Развитие умений кратко излагать услышанное в виде конспекта |
|
4 |
Первичное закрепление нового матриала |
Учитель предлагает учащимся различные интерактивные задания |
Учащиеся выполняют экспериментальные и интерактивные задания |
Происходит формирование экспериментальных умений учащихся |
|
3 |
Объяснение нового материала Физические тела, явления, понятие о веществе |
Учитель вводит новые для учащихся понятия: физическое тело, вещество, физическое явление |
Учащиеся усваивают новую для них информацию, делают необходимые записи в тетрадях |
Развивается способность анализировать учебную информацию |
|
4 |
Проверка знаний учащихся |
Учитель организует работу учащихся по решению качественных задач, с помощью наводящих вопросов подводит учащихся к верному ответу, показывает каким образом нужно анализировать учебную задачу и находить верный ответ |
Учащиеся учатся анализировать условие задачи и находить нужный ответ, используя знания теории. |
Стимулирование учащихся к высказываниям, отсутствие у них страха ошибиться или дать неправильный ответ, самооценивание своих знаний |
|
5 |
Организация работы дома |
Учитель выделяет для изучения и отработки дома тот материал, который разбирался на уроке, определяет известные приемы работы учащихся, которыми они будут пользоваться, выделяет объем работы, обязательный для каждого учащегося. |
Учащиеся получают инструктаж по выполнению домашнего задания, осознают цель выполненной домашней работы, производят запись в дневник. |
В д.з. называется не только тема и объем домашнего задания, но и разъясняется как рационально организовать свою учебную деятельность во время выполнения домашнего задания. |
Цели урока:
познакомить учащихся с новым предметом школьного курса,
пояснить связь физики с другими науками,
ввести физические термины: физические явления, физическое тело, материя, вещество, поле,
выявить источники физических знаний,
пробудить у учащихся интерес к изучению физики.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Что изучает физика»,приборы для проведения опытов.
Ход урока
1. Организационный момент.
На доске написана тема урока в виде: «Что изучает …….?»
Ученикам предлагается восстановить пропущенное слово и узнать его правильное написание, отгадав следующие загадки (Слайды 1 и 2) (ответы учитель заносит в кроссворд на доске):
1. Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
2. Кудри в речку опустила
1 |
Ф |
о |
т |
о |
а |
п |
п |
а |
р |
а |
т |
2 |
И |
в |
а |
||||||||
3 |
З |
о |
н |
т |
|||||||
4 |
И |
и |
г |
л |
а |
||||||
5 |
К |
н |
и |
г |
а |
||||||
6 |
А |
н |
т |
е |
н |
н |
а |
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
3. Свернешь - клин,
Развернешь - блин.
4. Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
5. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
6. День и ночь стою на крыше,
Нет ушей, но все я слышу,
Вдаль гляжу, хотя без глаз,
На экране мой рассказ.
Таким образом формулируется тема урока и затем сообщаются его цели.
2. Изучение нового теоретического материала. (Объяснения учителя, сопровождаемое презентацией)
Природа это – всё то, что нас окружает; это – земля и вода, воздух и растения, животные и люди, и все предметы вокруг нас. Именно природу, ее законы и изучает физика.
Так эту науку назвал еще в IV в. до н.э. древнегреческий учёный Аристотель. Представляете, какая это древняя наука. Слово «физика» в переводе с греческого означает «природа». (Слайд 5)
В русский язык слово «физика» ввёл в XVIII веке русский учёный М.В.Ломоносов. (Слайд 6)
Но не только физика является наукой, изучающей природу. География, биология, астрономия, химия и другие науки тоже изучают природу.
Науки о природе зародились очень давно. Первые познания люди получали благодаря своим наблюдениям: ежедневный рассвет и закат, течение рек, дождь, ветер, звездное небо. В Древней Греции людей, занимающихся наукой, называли философами. Затем постепенно произошло разделение наук.
Примеры (Слайд 6):
География изучает климат, а физика объясняет причину возникновения именно таких климатических условий, зарождение циклонов и т.д.
Биология изучает растения и животный мир, физика объясняет, к примеру, как вода из почвы поступает к веткам, листьям деревьев (капилляры), и почему окунь и камбала имеют разное строение скелета.
Астрономия изучает звезды, Солнце, планеты, а физика объясняет, почему планеты движутся вокруг Солнца, а не улетают от него и т. д.
Но самая главная наука о неживой природе-физика (Слайд7)
На нашей планете часто случаются природные катастрофы, которые называют катаклизмами. Они приносят разрушения и человеческие жертвы, влияют на формирование рельефа планеты. Раньше эти явления вызывали у людей суеверный страх. Сейчас во многих случаях научились предсказывать грозные явления природы, этим занимаются геодезия, метеорология, сейсмология. Но лишь физика может описать и объяснить причину их возникновения.
Физика является одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше. Физика - это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят.
Изменения, которые происходят в природе, называют физическими явлениями. (Слайд 7)
Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. К ним относятся:механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые. (Слайды 8-10)
Физика позволяет выводить общие законы на основании изучения простых явлений. Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей жизнедеятельности. В этом и состоит основная задача физики: открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений. (Слайд 11)
Любая наука использует специальные слова – научные термины. И вам необходимо понять и усвоить основные физические термины. А начнем с таких терминов как материя и физическое тело. (Слайд 12)
Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, книги, карандаши. В физике всякий предмет называют физическим телом. На экране вы видите примеры физических тел. (Слайд 13)
Все объекты и физические тела являются материей.
Весь мир – материя, мой друг,
Не та, что для штанов иль платья,
А всё, что только есть вокруг
Материально. Должен знать я.
И ты запомни.
Но мир материи, так жаль,
Иллюзий нас лишает скоро.
Есть вещество и есть поля.
Поля, конечно, не с картошкой:
Магнитное несет Земля
И гравитации немножко.
А из веществ – и ты, и я,
Автомобиль, и дом, и кошка.
Все, что нас окружает материально. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность данная нам в ощущении. Материя в нашем мире существует виде вещества и поля. То, из чего состоят физические тела, называют веществом
Гвоздь – физическое тело, железо – вещество.
Стол – физическое тело, дерево – вещество.
Капля воды– физическое тело, вода – вещество.
Другой вид материи – поле – существует не зависимо от нас. Поле не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какие-нибудь физические тела.
Релаксация (Слайд15)
Подумайте, как можно изучать физику, откуда появляются у человека знания? (Слайд 16)
Ответы учеников: из наблюдений, экспериментов.
Действительно, многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции – Аристотель, Герон, Архимед, Птолемей – в основном вели наблюдения.
Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Эванжелиста Торричелли, Блез Паскаль и другие стали ставить опыты – специальные эксперименты, проводимые с определенной целью
А теперь давайте обобщим всю полученную информацию и ответим на вопрос: «Что изучает физика?» (Ученики с помощью наводящих вопросов учителя составляют схему и зарисовывают её в тетради
Так в чем же состоит особенность физики? (Слайд19)
Физика изучает и объясняет все явления, происходящие в природе: грозу, ветер, замерзание и таяние рек, северное сияние, магнитные бури, солнечное и лунное затмения. Как образуются снег и лед? Почему осадки выпадают то в виде дождя, то в виде снега, то в виде града?
Физика объясняет многие явления в нашей жизни:
Почему мы скользим на льду, а машину заносит на скользкой или мокрой дороге.
Почему бутерброд всегда падает маслом вниз.
Почему масло в воде всплывает.
Что нужно сделать, чтобы стакан не лопнул от кипятка.
Почему окна зимой замерзают.
Почему нельзя работать со сваркой под дождем.
Почему в деревянном доме теплее, чем в каменном.
Сколько весит тело, когда оно падает?
Особенностью физики является то, что она изучает все!
Закрепление материала.
Установите соответствие (Слайд21)
Заполните таблицу (Слайд22)
Игра « Кто я»
1. Что из перечисленного является физическим телом?
Тетрадь
Воздух
Бумага
Вода
2. Какое из слов обозначает вещество?
Капля воды
Земля
Железо
Айсберг
3. Разделите на три группы понятий следующие слова: стул, древесина, дождь, железо, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас
Физические тела |
Вещества |
Явления |
Ответ:
Физические тела |
Вещества |
Явления |
Стул |
Древесина |
Дождь |
Звезда |
Железо |
Ветер |
Компас |
Масло |
Молния |
Воздух |
Кислород |
Землетрясение |
Интересно знать…
- Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Да)
- Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Нет.)
- Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девочки. Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики (И физики и другие ученые назовут действия хулиганством.Но с точки зрения науки Толя проводил наблюдения, а Коля ставил опыты).
4. Домашнее задание. (Слайд 23)
§ 1,2 ответить на вопросы в конце параграфов написать стихотворение или сказку о физике
Спасби за урок(Слайд 24)
5. Демонстрация опытов: «Фокусы, которые вы легко сможете объяснить, изучая физику».
1. «Неразваливающаяся картошка». На столе перед учащимися разрезать картофелину, затем соединить обе половинки, они будут держаться. – Почему они “слипаются”, вы сможете объяснить с точки зрения физики уже в 3 четверти.
2. «Невесомая вода». Стакан с водой плотно накрыть листом бумаги и быстро перевернуть его дном вверх. Вода не выльется из стакана.
3. У меня в руках 2 яйца. Одно уже сварено, другое – нет. Как определить, где какое яйцо? Конечно, можно их разбить и проверить! А если не разбивая?(Нужно их вращать.Вареное яйцо будет вращаться быстрее.Провести проверку, очистив вареное яйцо.)
4.«Удивительное яйцо». У меня пустая бутылка. Можно ли в эту бутылку поместить очищенное сваренное вкрутую куриное яйцо, чтобы оно осталось целым? (Зажечь бумагу и бросить её в бутылку.Поставить на горлышко яйцо. Огонь погаснет, яйцо провалится в бутылку.)