Урок русского языка «Знакомство с изменением по падежам» (3 класс)
Знакомство с изменением по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений.
- Откройте тетради, запишите «Девятое ноября», «Классная работа».
Каллиграфическая минутка
- Пропишите в тетрадях заглавную букву А и слово арбуз.
Словарная работа
Картофель, огурец, помидор, овощ, морковь, огород.
- Какой темой объединены слова, которые мы записали?
Блиц-опрос
- Что такое имя существительное?
- Что такое имя прилагательное?
- Что такое глагол?
- Приведите примеры местоимений.
Упражнение на повторение.
- На доске записаны слова в два столбика. Первый столбик – для первого варианта, второй – для второго. Посмотрите, слова какого рода представлены? (На доске записаны слова мужского рода)
- Как вы это определили? (С помощью вопроса)
- Ваше задание записать рядом такое слово, которое обозначало бы человека или животного женского рода. Работаем самостоятельно. (После выполнения работа проводится проверка)
Актуализация раннее изученного.
- Посмотрите на доску. (На доске изображены имя существительное и имя прилагательное)
- Как вы думаете, что значит эта схема? (Эта схема обозначает, что имя прилагательное должно подчиняться имени существительному)
- На примере записей на доске, скажите, как изменить имя прилагательное, чтобы получилась верная фраза? (Кошка белая – изменяем род имени прилагательного с мужского на женский)
- А в следующем случае? (Изменяем число имени прилагательного с единственного на множественное – цветы красивые)
- Молодцы!
Изучение нового материала
- Сегодня мы с вами дополним знания об имени существительном, познакомимся с очень интересным явлением в русском языке. А поможет нам такое упражнение. Прочитайте запись на доске:
Друг - это человек, который всё поймёт и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге.
- Что объединяет эти записи? Выпишите из каждого предложения слово «друг» с вопросом, на который оно отвечает. Выделите окончания в его формах.
Запись на доске: кто? друг кого? Друга
кого? друга кем? Другом
кому? другу о ком? о друге
- Скажите, что менялось в существительном «друг»? Почему изменялась форма слова и его окончание?
- В русском языке 6 падежей (показ по таблице): именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Слово «падеж» пришло к нам из латинского языка и переводится как «падение».
Историческая справка.
- Ребята, как вы думаете, а есть ли в других языках падежи? Сколько падежей в нашем языке? В других языках мира иначе: в немецком-4, а у финнов-15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. И ваша задача - выучить и понять свои 6, чтобы говорить и писать легко, грамотно, красиво.
Физминутка: Именительный подпрыгнул,
А родительный – летал.
Дательный полез на горку,
А винительный – устал.
Наш творительный поплавал,
А предложный – убежал.
Падежи нам все нужны
И при этом все важны!
Работа с учебником
- Откройте учебники на странице 77-ой. Прочитаем правило, которое дано в рамке.
- О чём вы узнали? (ответы учащихся)
- Выполним упражнение 189-ое. Составьте предложения используя данные слова. Напоминаю, слова вы можете изменять. Сначала работаем устно, а затем записываем.
- Выделите в словах, которые образованы от слов «ученик» и «учитель» окончания.
- Ваше домашнее задание – стр. 50 №190, 191.
Урок дан: Власовой А.А. __________________ 09.11.2016г.