Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Изменение по падежам»
МОУ OOШ № 6 г. Алексеевка Белгородская область
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Учитель Шеншина Татьяна Ивановна
Тема урока: ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ
Тип урока |
Освоение нового материала |
Педагогические задачи |
Создать условия для формирования умения изменять имена существительные по падежам, познакомить учащихся с понятием «падеж», названиями падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении; уточнить представление о начальной форме имени существительного – и. п. ед. ч.; способствовать развитию умения правильно определять падеж имен существительных в единственном числе; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные |
Познакомятся с понятием «падеж», названиями падежей, шестью парами падежных вопросов; научатся изменять имена существительные по падежам; определять падеж имени существительного в предложении по алгоритму; различать падежные формы имени существительного по ударным окончаниям |
Метапредметные УУД |
Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений |
Личностные |
Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; формировать уважение к своему народу, другим народам, принятие ценностей других народов; осознавать личностный смысл учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося |
Формируемые способы учащегося |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация начала урока |
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку. А теперь проверь, дружок, Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт Всем радость общения друг с другом. |
Сообщают о готовности к уроку. |
Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь). |
Проверяется домашнее задание. Проводится беседа о проделанной работе. – Прочитайте отрывок стихотворения М. Лермонтова в задании 118. – Назовите части речи. – Выберите любое правило в упражнении 4. Подготовьте сообщение о том, как применить это правило на письме. Назовите слова, в которых есть орфограмма на это правило. |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают выполненное задание. В (предл.) небесах (сущ.) торжественно (нареч.) и чудно (нареч.)! Спит (гл.) земля (сущ.) в (предл.) сиянье (сущ.) голубом (прил.). Выступают с сообщением о том, как применить орфографическое правило на письме. Приводят примеры слов. |
Выделять существенную информацию |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Минутка чистописания. |
Проводится минутка чистописания. – Запишите буквосочетания. – Спишите предложение и разберите его по членам предложения. |
Выполняют чистописание. Осень предстала во всей своей нежной, притихшей красе. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа над словами с непроверяемым написанием |
Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку. Посадили вдоль дорожки Всех деревьев понемножку: Липы там и клены есть, Назови дорожку здесь. (Аллея.) (См. РМ, Приложение 2.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. – Подберите однокоренные слова к слову «аллея» |
Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Составляют предложения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Задаю вопросы. Комментируем ответы, предлагаю сформулировать цель урока. – Вы уже много знаете об имени существительном, и я предлагаю вам задать вопросы друг другу об этой части речи. Если ваш собеседник затрудняется, помогите ему. (См. РМ, Приложение 3.) – Прочитайте тему урока. – Сегодня на уроке будем изменять имена существительные по падежам |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока |
Принимать и сохранять учебную цель |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Объяснение нового материала. |
Организуется работа по теме урока. Объясняю новый материал, отвечаю на вопросы учеников. – Сегодня мы с вами дополним имеющиеся знания об имени существительном, познакомимся с очень |
Выводят языковые закономерности, лежащие в ос- нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Заранее подготовленные ученики читают стихотворение «Падежи» Фриды Полак. Именительный. Он – начинающий падеж, Вопросы – «кто?» и «что?». В нем – мама, папа, слон, манеж, И школа, и пальто. Родительный. Вопросы: Нет «кого?», «чего?». Вот у меня нет брата И хомяков – ни одного… Всё мама виновата! Дательный. Это яблоко, скажите, Я отдам кому? чему? Может, Лене? Или Вите? Нет, пожалуй, никому… Винительный. Ой! В игрушках – кавардак! Не пойму сама никак: Обвинить кого? и что? Куклу? Кубики? Лото? Творительный. Хочу я песни сочинять. С кем? с чем мне ноты изучать? Писать мне ручкой иль пером, Или цветным карандашом? Предложный. Я думаю о ком? о чем? О школе, о глаголах. Верней, я думаю о том, Как надоела школа… Зато теперь все падежи Я твердо заучила. Попробуй тоже так учи, Ведь знанья – это сила!!! |
Понимать |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наблюдение над языковым материалом |
интересным явлением в русском языке. А поможет нам следующее упражнение. Прочитайте запись на доске: «Друг – это человек, который все поймет и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге». – Что объединяет эти записи? Выпишите из каждого предложения слово «друг» с вопросом, на который оно отвечает. Выделите окончания в его формах. (кто?) друг (кого?) друга (кому?) другу (кого?) друга (кем?) другом (о ком?) о друге – Скажите, что менялось в существительном «друг»? Почему изменялась форма слова, его окончание? Как называется такое изменение формы имени существительного? Для чего же существительные в тексте изменяют свою падежную форму? – В русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Слово «падеж» пришло к нам из греческого языка и переводится «выпадение». Еще древние ученые заметили, что слова в речи «падают», то есть изменяют форму. – Ребята, как вы думаете, а есть ли в других языках падежи? Да, в других языках мира тоже есть падежи: например, в немецком – 4, а в финском – 15. Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. И ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить и писать легко, грамотно, красиво. В этом вам может помочь стихотворение о падежах. Послушайте |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 135). |
Задаю вопросы. Комментирую и корректирую ответы. Наблюдаю за работой учащихся. Помогаю, при необходимости проверяю ответы. Комментирую ход решения. – Прочитайте. Что обозначает выражение «склоняется “весна”»? – Какая часть в слове «весна» при склонении изменяется? (Изменяется окончание.) – Спишите последнее предложение. Определите падеж имени существительного «весна» по вопросам. |
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Записывают предложение, указывают падеж слова «весна». Выделяют окончание. |
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа по учебнику (упражне- ние 136). |
– Прочитайте названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы. – Почему у каждого падежа два падежных вопроса, а не один? Объясните ответ. – Начальная форма имени существительного – это форма именительного падежа единственного числа. |
Уточняют, что имена существительные неодушевленные отвечают на вопрос «что?», а одушевленные – на вопрос «кто?». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа по учебнику (упражне- ние 137) |
– Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами. Имена существительные склоняются не только в единственном числе, но и во множественном. – Устно просклоняйте вместе со вспомогательными словами имена существительные «лиса», «окно», «ежи». Просклоняйте эти существительные письменно без вспомогательных слов. – Выделите окончания имен существительных |
Склоняют имена существительные. Выделяют окончания. (См. РМ, Приложение 4.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Итог урока. Рефлексия |
Организация подведения итогов урока учащимися. Предлагаю детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Провожу беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Сколько падежей в русском языке? (6 падежей.) – Давайте назовем их с вопросами и со словами-помощниками. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение. У слова есть шесть падежей, Шесть верных маленьких пажей, Они проходят чередой, За слово в бой готов любой! Вверяют окончаниям Судьбу и жизнь свою! И про свое призвание На ушко им поют |
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Проговариваю и объясняю домашнее задание. Формулирую задачи выполнения упражнения, даю сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 119 в рабочей тетради; выучить названия и вопросы падежей |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
Приложение 1
Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Давайте улыбнёмся друг другу.
Пусть сегодняшний урок принесёт
Всем радость общения друг с другом.
Сообщают о готовности к уроку.
Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).
Приложение 2
Работа над словами с непроверяемым написанием
АЛЛЕЯ – дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями, кустарниками, или дорожка в саду, в парке.
Выполняют рисунок к словарному слову.
Однокоренное слово: аллейка.
Предложения:
Мы шли по тенистой аллее парка.
После уроков ученики гуляли по липовой аллее.
В парке много тенистых аллей.
Приложение 3
Кроссворд
– Решите кроссворд. Прочитайте ключевое слово.
– Что обозначает слово «падеж»?
Читают вопросы к кроссворду.
1. Картина или рисунок, изображающие природу. (Пейзаж.)
2. Дорога или дорожка (обычно в саду, в парке), по обеим сторонам обсаженная рядами деревьев или кустарников. (Аллея.)
3. Руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения. (Директор.)
4. Местожительство определённого лица или местонахождение учреждения, предприятия, организации. (Адрес.)
5. Твёрдый ковкий металл серебристого цвета. (Железо.)
Решают кроссворд. Читают ключевое слово «падеж».
1 |
П |
е |
й |
з |
а |
ж |
|||||
2 |
А |
л |
л |
е |
я |
||||||
3 |
Д |
и |
р |
е |
к |
т |
о |
р |
|||
4 |
б |
и |
л |
Е |
т |
||||||
5 |
Ж |
е |
л |
е |
з |
о |
Приложение 4
Работа по учебнику (упражнение 137)
– Падежные формы имён существительных образуются с помощью окончаний. У каждой падежной формы своё окончание.
9