Конспект образовательной деятельности для детей 6-7 лет «Знакомство с окружающим миром»
Конспект
образовательной деятельности
для детей 6-7 лет
«Знакомство с окружающим миром»
Цель: Расширять представления детей о многообразии насекомых в родном крае.
Задачи: учить выделять общие существенные признаки насекомых, подвести к пониманию взаимосвязи насекомых с условиями обитания (маскировочная окраска, приспособления к неблагоприятным изменениям), уточнить представления о пользе насекомых, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Организация развивающей среды: насекомые-игрушки, картон зеленого и черного цвета, кора деревьев, лупы, презентация « Природа», цветы, магнитная доска, карточки на магнитную доску: медуница-муравей-птица, запись со звуками леса, блюдца с водой и листьями пекинской капусты, альбомные листы, краски, кисти, баночки с водой.
Ход ОД
Воспитатель: Ребята, нам в детский сад сегодня на электронную почту пришло письмо из волшебной страны…, чтобы узнать и назвать страну, нужно отгадать загадки :
1. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел (Бабочка.)
2. Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Без работы, хоть убей,
Жить не может ….(муравей)
3. Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык.
С крыльями, а не птица.(жук)
4. С ветки -на тропинку,
С травки- на былинку.
Прыгает пружинка,
Зеленая спинка. (кузнечик)
5. Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой…
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.(пчела)
6. Наткет, наплетет,
Сядет и добычу ждет. (паук)
7. Не зверь, не птица,
Носок, как спица.
Летит- кричит,
Сядет- молчит. (комар)
Давайте, отправимся с вами на поляну и найдем ответы на наши загадки… Предлагаю детям пройтись по «лесу» (имитация) и постарайтесь отыскать, спрятавшихся маленьких существ (в траве – кузнечика, комара, паука, на цветке – бабочку, пчелу, жука, в муравейнике – муравья).
Что это за обитатели леса?
- Как можно назвать их одним словом?
А фантастическую страну? (насекомия)
Да, мы с вами оказались в удивительной стране- «Насекомия»… Присаживайтесь на полянке и послушайте стихотворение…
Под музыкальное сопровождение (звуки леса) воспитатель читает стихи:
Воспитатель: Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок.
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
Воспитатель: Что общего у всех насекомых?
(У всех есть голова, брюшко, ( 4 крылышка), шесть лапок, усики. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками тело разделено на несколько частей.)
Рассмотрите своих насекомых…
А кто, по-вашему мнению, здесь лишний? И почему? (паук. Относится к паукообразным, у него 8 ног.)
Насекомые живые существа. А все живое растет, питается, дышит, двигается.
Как же передвигается насекомые? (ползают, ходят, летают, плавают, прыгают, бегают).
Некоторые из них способны ползать вниз головой («Кто над нами вверх ногами?»)
-
Способны ли насекомые издавать звуки? Какие?
А знаете ли вы, почему о кузнечике говорят: пиликает на скрипке?
Воспитатель: Зазубринки на ножках цепляются за пластинки на брюшке- получается скрип, стрекот. А давайте немножко отдохнем…
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
( Показываю изображения насекомых, а дети имитируют их движения и звуки).
Воспитатель: Когда, в какое время года мы можем увидеть насекомых? (весной, летом, осенью)
- Как вы думаете, куда исчезают насекомые поздней осенью, зимой? (прячутся, зарываются в землю, некоторые погибают).
- Где могут прятаться насекомые? (под корой деревьев, в мхе, в пнях, различных щелях).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть кору деревьев через лупу ,что в коре имеются щели, трещинки, в которых насекомые могут спрятаться от морозов, а также от своих врагов.
- Кто же враг насекомых? (птицы)
- Как насекомые могут защищаться от врагов? Ответы летей.
Воспитатель: Верно, насекомые таким образом маскируются, прячутся от птиц, и такая окраска называется защитной. А у некоторых насекомых отпугивающая окраска.
Подумайте и назовите насекомых с подобной окраской (божья коровка, пчела, шмель). Окраска этих насекомых как бы предупреждает, что это насекомое ядовито, несъедобно. П очему божьих коровок так называю? Ответы детей
Воспитатель: Коровками, так называют потому, что они умеют выделять «молочко», правда, не белое, а оранжевое. Конечно, на самом деле это ни какое ни «молочко», а кровь, едкая и неприятно пахнущая. Из-за нее божьих коровок ни едят ни птицы, ни ящерицы.Какую пользу приносят божии коровки? (поедают тлю). Ответы детей.
Воспитатель: В стране «Насекомия», тоже существует дружба… Хотите узнать с кем дружит муравей?
Экологическая игра «С кем дружит муравей»
Презентация « Природа»
(Вывод: Больше муравьев- больше травянистых растений)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кто питается муравьями? (дятел). А есть зеленые дятлы… Они ловят муравьев не только на деревьях, но и на земле.
Еще большинство птиц прилетают на муравьиные кучи совсем по другой причине. Оказывается, что на муравьиных кучах птицы освобождаются от паразитов. Муравьи быстро «вычесывают» все, что скопилось под крыльями, и попутно опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой. Натуралисты подметили, едва ли не половина всех лесных птиц принимает муравьиные ванны.
(Вывод: Больше муравьев, больше питания птицам… Больше птиц - меньше короедов)
1 ребенок:
Все-все,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!
2-й ребенок: Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
3-й ребенок: И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все дети вместе: Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны
Сказка-игра «Небылица»
Воспитатель: Показывает детям гусеницу-игрушку.
Что это за живое существо? (ответы детей)
И бабочка, и муха, жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, из них-то и выйдут гусеницы.
Пройдет время, и превратиться гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появиться бабочка. .. Ребята, хотите превратиться в гусениц?…
( надеваем на руку гольфы)..
Под музыку дети выполняют движения…..затем из гусениц превращаются в бабочек ( Снимают гольфы, берут платки)
Воспитатель: Вот ребята вы и побывали гусеницами и бабочками!А сейчас предлагаю нарисовать бабочек способом монотипия и украсить нашу группу..
Рисование «Бабочка»
Сюрпризный момент: после рисования детям «Бабушка пчела» передала баночку меда и пригласила всех на чай.