План-конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР
План-конспект непосредственно образовательной деятельности
для детей с ОНР.
Квест «Путешествие в лес».
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Этап обучения по данной теме: завершающий.
Цель – совершенствовать знания детей о диких животных.
Программно-образовательные задачи
Коррекционные задачи |
Образовательные задачи |
Воспитательные задачи |
|
Речевое развитие |
Развитие связной речи (умения составлять описательный рассказ с опорой на схему; отвечать на вопрос взрослого развернутым предложением) |
- актуализация словаря по теме «Дикие животные» - закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний; |
|
Социально-коммуникативное развитие |
- развитие диалогической и монологической форм речи; - развитие социального и эмоционального интеллекта, - саморегуляция собственных действий. |
- развитие свободного общения логопеда и детей; - развитие умения понимать эмоции и воспроизводить их. |
- воспитывать умение работать в группе, способность выслушивать друг друга. |
Познавательное развитие |
- развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия; - развитие мыслительных процессов: отождествление, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование; |
- закрепление умения создавать конструкцию по готовой схеме; |
- воспитывать любознательность; -развивать воображение |
Физическое развитие |
- развитие зрительно-моторной координации; - развитие общей и мелкой моторики, координации движений, темпа и ритма движений и речи. |
- способствовать гармоничному физическому развитию детей. |
Методические приемы:
Наглядные:
схема описательного рассказа, схема для конструирования корабля, картинки с изображение животных, следы животных, тарелочка с изображение животных силуэтные и предметные картинки.
Словесные:
речевые ситуации во время выполнения заданий в квесте «Путешествие в лес»
описательный рассказ;
организация направленного диалога между педагогом и детьми;
создание возможности ребенку высказать собственное, отличающееся от других мнение.
Практические:
собирание корабля из большого конструктора ;
подбор предметных картинок к силуэтным.
Педагогические технологии:
здоровьесберегающие технологии (физминутка «Рыбы» с использованием шарика Су-джок);
технологии личностно-ориентированного обучения (задания и варианты ответов разные по степени сложности, в зависимости от уровня развития каждого ребёнка);
технологии развивающего обучения (составление рассказа-описания);
технология проблемного обучения;
игровая технология.
технология коллективного обучения;
Используемые формы познавательной деятельности детей:
составление рассказов-описаний о животных;
беседа;
рассматривание картин.
Оборудование: карта, песочница, детская палатка, схема для составления описательного рассказа, конверты с заданиями, шесть ключиков, сюжетные картинки, мягкий большой конструктор, игрушки животных, предметные картинки, шарики су-джок.
Предварительная работа. Разучивание упражнения «Рыбы». Уточнение и расширение словаря по лексическим темам «Дикие животные», «Лес», «Грибы», «Ягоды».
Индивидуальная работа в зависимости от уровня речевого развития детей:
подсказывание вариантов произнесения слов;
подсказывание слова или фразы для достижения связности и плавности речи.
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):
Информационные: умение делать выводы из полученной информации, умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.
Технологическая компетентность:
1. Понимание задания и предложения взрослого.
2. Планирование этапов своей деятельности.
3. Понимание и выполнение алгоритма действий.
4. Устанавливать причинно-следственные связи.
5. Ориентация в новой, нестандартной для ребенка ситуации.
7. Доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
Социально-коммуникативная компетентность
1.Уметь выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
2.Уметь вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
3.Уметь уважительно относиться к окружающим людям.
4.Уметь понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого.
5.Уметь принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.)
6. Уметь принимать и оказывать помощь.
Литература:
1. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.html
3. Шушарина Л. Г. Сценарий игры «Форд Боярд» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-poznavatelnomu-razvitiyu-igra-fort-bojard.html
Формы организации самостоятельной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Коммуникативная |
Речевая ситуация: путешествие в лес |
Игровая |
«Волшебная песочница», туннель «Волшебный лес», «Домик лесника», «Кто, чем питается», «Скала теней» |
Двигательная |
развитие общей моторики, ритма и темпа движений «Ежик» |
Познавательно-исследовательская |
«Найди, что спрятано», «Подбери картинку к силуэту» |
Конструктивная |
«Собрать корабль» |
Логика образовательной деятельности
Этапы НОД |
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
Ожидаемый результат |
||
I. Орг. момент |
Логопед: Ребята, мы с Мишуткой нашли в логопедическом кабинете конверт, которого раньше там не было. Вы не знаете, что в нем? Я желаю вам удачи! Пока дети и логопед читают послание, на доске появляется большая карта. |
Изучают карту. Определяют направление. Ответы и размышления детей. |
Повышается мотивация к содержанию НОД. |
||
II. Основная часть 1. «Волшебная песочница» |
Логопед: Вот и первый пункт назначения. Это «Волшебный песок». Здесь есть конверт с заданием. Вам нужно найти предметы, которые спрятаны в песочнице и составить о них рассказ вот по этой схеме. |
Дети достают из песочницы с кинетическим песком животных и составляют описательный рассказ с опорой на предложенную схему: - кто это, - части тела, - чем питается, - где живет, - как зовут детенышей. (После выполнения задания за схемой находят 1-й ключ) |
Развитие связной речи (умения составлять описательный рассказ) Развитие тонких тактильных ощущений. |
||
2. Туннель «заколдованный лес» |
Логопед: Дети называют следы животных и движутся к следующему пункту. Впереди туннель. Перед туннелем две картинки с изображением животного. Какие животные здесь изображены? С другой стороны туннеля картинки с изображением жилищ или места обитания диких животных. |
Логопед: Чьи это следы ведут нас дольше? (лисьи, заячьи, медвежьи, кабаньи и т.д.) Дети проползают по туннелю, выбирают нужные картинки, возвращаются и называют то, что подобрали. Н-р: Волк живет в логове. Лиса живет в норе и т.п. (Находят второй ключ в конверте) |
Развитие зрительного и слухового восприятия. Развитие общей моторики. Развитие связной речи. |
||
3. Домик лесника. |
Логопед: Давайте зайдем в домик и выполним следующее задание «Кто чем питается». |
Перед детьми находится тарелочка с изображение диких животных, а рядом прищепки с изображением того, чем питаются животные. Дети по очереди берут прищепку, называют, что на ней изображено и цепляют к нужному животному, проговаривая полное предложение: «Лиса питается мышами» или «Лиса любит кушать мышей». |
Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. |
||
4. «Причал» |
Логопед: Впереди река, чтобы нам дальше продолжить свой путь необходимо построить кораблик. Вот схема и детали. |
Дети собирают корабль по схеме из большого конструктора. К одной из деталей прикреплён следующий ключ. |
Развитие двигательных, мыслительных навыков. |
||
5. «Корабль» |
«Рыбы Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде, (катаем шарик между руками) То сожмутся, (обхватить шарик всей ладонью) Разожмутся, (разжать ладонь, пальчики сильно раскрываются стороны). То зароются в песке, (обхватить шарик ладонью) |
Развитие мелкой моторики, слухового внимания. |
|||
6. «Пират» |
Логопед: Ребята, посмотрите кто нас встречает. Он не даст нам пройти дальше пока вы не ответите на его вопросы: Назови 3 дерева. Назови 3 насекомых. Назови 3 диких животных. Назови 3 гриба. Назови 3 ягоды. Назови, какие листочки на берёзе, осине, клёне. Скажи наоборот: Летом бывает жарко, а осенью… Летом ясно, а осенью… Летом сухо, а осенью… Закончи предложение Дети грибы в лесу (что делали?)… Потом дома грибы… И в холодильник их … Собери разрезную картинку. (забирают ключ) |
Ответы детей: сосна, ель, береза. Жук, стрекоза, муравей. Медведь, лиса, заяц Подосиновик, подберёзовик, лисички. Земляника, черника, б брусника. Берёзовые, осиновые, кленовые. …жарко…пасмурно…сыро. Собирали, перебирали, убирали. Дети собирают разрезные картинки с изображением животных и описывают их. |
Расширить словарь по темам: «лес. Дикие животные", «Деревья», «Грибы», «Ягоды». |
||
7. «Скала теней» |
Логопед: У каждого из вас четыре картинки. Вам нужно выбрать одну, которая будет подходить к силуэту. |
Дети подбирают предметные картинки к силуэтному изображению. |
Развитие наглядно-образного мышления, зрительного восприятия,. |
||
III. Заключительная часть. |
Логопед: Мы собрали все ключи. Вы справились со всеми заданиями. Открывают сундук и находят раскраски «дикие животные». Теперь можно возвращаться обратно. Становитесь в круг. Скажем волшебные слова: Кручу, верчу, лечу, в детском саду оказаться хочу. Вам понравилось наше приключение? Что запомнилось больше всего? |
Дети слушают педагога и помогают вспоминать то, о чем говорили и что выполняли сегодня. |
Развитие операций мышления (обобщение, анализ), внимания, памяти. Развитие свободного общения педагога и детей. Развитие диалогической и монологической форм речи. |