Занятие ознакомления с окружающим миром «Золотая осень» для детей 5-7 лет
МДОУ Детский сад комбинированного вида №45 «Березка»
Конспект организованной образовательной деятельности
Ознакомление с окружающим миром
«Золотая осень»
Составил(а): Туркина Юлиана Михайловна, учитель - дефектолог
07.10.2021г.
Петрозаводск.
Уровень общего образования: дошкольное образование
Тема ООД: «Золотая осень»
Дата проведения: 07.10.2021
Время проведения: 9:00
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие
Классификация (Тип) ООД: интегрированная, традиционная, закрепление раннее полученных знаний
Формы ООД: совместная деятельность взрослого и детей
Форма организации ООД: подгрупповая
Организованная образовательная деятельность в соответствии с базовым видом деятельности: Познавательное развитие
Цель: Формирование целостной картины представлений об осени и ее признаках
Задачи: 1. Образовательные
Актуализировать знания детей об осени и осенних признаках
Способствовать развитию умения составлять описательные рассказы с опорой на универсальные таблицы (схема рассказа)
Продолжать формировать способность к словообразованию и словоизменению при помощи уменишительно – ласкательных суффиксов
2.Развивающие.
Развивать способность классифицировать и группировать картинки по заданному признаку
Продолжать формировать умение вставать из-за своих столов, подходить к доске отвечать, затем садиться на свои места
Продолжать формировать графо-моторные навыки, умение закрашивать объекты в цвете, соответствующем действительности, не заходя за пределы контура, не оставляя белых пятен
3. Воспитательные.
Воспитывать умение слушать взрослого, вслушиваться в текст, определять его содержание
Продолжать формировать умение слушать ответы сверстников, выступающих у доски
Продолжать учить детей формулировать свои мысли и подводить итоги собственной деятельности
Предварительная работа: Ознакомление с темой, сбор копилки признаков осени, зарисовка предложений в схему, в индивидуальных блокнотах, наблюдения на прогулке, рассматривание картинок, беседы, чтение художественной литературы
Словарь новых слов: Лужа, лужица, облачко, облако, капля, капелька, листопад, урожай, дует.
Образовательные технологии: здоровье сберегающая, игровая, ТРИЗ, предметно – развивающей среды
Методы обучения: практические упражнения, наблюдения наглядных пособий, словесные рассказы, беседа, дидактическая игра
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, изобразительная
Оборудование и материалы: Картинки формата А4 с изображением признаков времен года, обруч гимнастический, дерево нарисованное на ватмане, деревце маленькое игрушка, мольберт – магнитная доска, засушенные листочки березы, блокноты индивидуальные, раскраски – листочки (подарок от осени) в коробочке украшенной листочками
Демонстрационный материал: картинки с признаками осени, картинки с признаками иных времен года, картина с изображением девушки с улыбкой на лице «Осени»
Раздаточный материал: Засушенные березовые листики, раскраски - листья Длительность: 25-30 мин Структура ООД:
I. Вводная часть - 5 минут.
а) Приветствие – концентрация внимания
б) Игра – ТРИЗ – «Я возьму тебя с собой»
в) Чтение отрывка стихотворения «Осень» Ивенсен М.;
II. Основная часть – 15 минут.
а) беседа об изменениях природы осенью, осенние признаки;
б) игра на классификацию «Найди осень на картинках»;
в) дыхательная гимнастика «Сдуй листочек»;
г) игра «Большой - маленький»;
д) физкультминутка «Мы дорожки подметали»;
е) чтение рассказов об осени по предложению по своим схемам.
III. Заключительная часть - 5 минуты.
а) обобщение педагога, подарок от «Осени»;
б) рефлексия (Что делали? Что получилось? Что понравилось?)
Ход ООД:
1. Приветствие
Дети стоят в ряд, напротив педагога, повторяют движения за педагогом, с каждым движением проговаривают «Здра – вствуй - те»
- здра – вствуй – те (кивают головой на каждый слог)
- здра – вствуй – те (хлопают на каждый слог)
- здра – вствуй – те (топают на месте на каждый слог)
- здра – вствуй – те (поднимают носки вверх на каждый слог)
Затем повторяют все движения заново, но молча.
2. Игра ТРИЗ – «Я возьму тебя с собой»
Педагог: «Ребята, встанем в круг, возьмемся за руки. Я возьму с собой только признаки осени» (напоминает о том, что на доске висят картинки с подсказкой)
Ребенок: «Люди собирают урожай»
Педагог: «Я возьму тебя с собой»
Ребенок: «Дует сильный ветер»
Педагог: «Я возьму тебя с собой» (Дети продолжают перечислять признаки осени, педагог каждому ребенку говорит, что он берет его с собой)
Дети садятся за столы, на свои стулья, педагог садится напротив детей, возле доски.
3. Чтение отрывка стихотворения «Осень» Ивенсен М.
Педагог: «Сейчас я прочту строки стихотворения, а вы послушайте внимательно и скажите, о каком времени года в нем говорится»
***
Падают, падают листья
В нашем саду листопад
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Педагог: «О каком времени года я прочитала? Когда это бывает?»
Дети: «Осенью, об осени»
Педагог: «Совершенно верно!»
4. Беседа об изменениях природы осенью, осенние признаки
Педагог: «Осень к нам пришла веселая, потому что она не одна, а со своими друзьями – признаками, которые мы с вами помогли для нее найти» (на доску вывешиваю картинку с изображением улыбчивой девушки - Осени). Педагог, вкратце, перечисляет все признаки осени, которые называли дети и те, которые пропустили дети.
5. Игра на классификацию «Найди осень на картинках»
Педагог: «Для того, чтобы осени было с вами еще веселее, и она увидела, что вы действительно запомнили все осенние признаки, мы поиграем в игру «Найди осень на картинках». Сложите в обруч только осенние картинки. Раз- два – три – картинки собери».
(На полу разложены, вразнобой, картинки с изображением разных признаков всех времен года, рядом лежит гимнастический обруч. Дети собирают картинки с признаками осени, и складывают их в центр обруча. )
Педагог: «А теперь проверим, все ли правильно вы нашли?»
(Берет картинки из обруча и по одной показывает детям, они хором отвечают, что изображено на них и подтверждают или опровергают данный признак)
Педагог: «Что на этой картинке изображено?»
Дети: «Мальчик катается на лыжах»
Педагог: «Это признак осени?»
Дети: «Нет»
Педагог: «Льют дожди, это признак осени?»
Дети: «Да»
(После игры дети садятся за столы)
6. Дыхательная гимнастика «Сдуй листочек»
На столе перед детьми педагог кладет ватман с изображением большого дерева, с голыми ветками, на них разложены сухие листочки, в соответствии с количеством детей.
Педагог: «Посмотрите на это дерево, на нем почти не осталось листочков, но ветерок не смог сдуть последние листья, они крепко держатся, вы сможете помочь ветру сдуть оставшиеся листочки?»
Дети: «Да»
(Дуют на листочки)
Педагог: «А теперь положите каждый листочек себе на ладонь и сдуйте еще раз, только уже с ладони»
Педагог: «Дерево говорит вам, спасибо! Теперь оно готово одеваться в зимние снежные одежды»
7. Игра: «Большой - маленький»
Педагог: «Это дерево, по размеру, какое?» (Показывает на ватман)
Дети: «Большое»
Педагог: «А у меня в руках деревце какое, по размеру?»
Дети: «Маленькое»
Педагог: «Я буду передавать вам деревце маленькое, буду называть большое слово, а вы мне маленькое, поиграем в игру «Большой - маленький»»
Педагог: «Лужа большая»
Ребенок: «Маленькая лужица»
Педагог: «Облако большое»
Ребенок: «Маленькое облачко»
Слова: Лужа, облако, туча, капля, дерево, лист, птица, ветер, дождь, ветка.
(Деревце передают по кругу друг другу).
8. Физкультминутка «Мы дорожки подметаем»
***
Мы дорожки подметаем (имитация подметания)
Листья в кучу собираем (руками гребем к себе)
Чтоб гуляя, малыши (шагаем на месте)
Веселились от души!
Ох, устали! Отдохнем! (присаживаемся на корточки)
И домой скорей пойдем. (шаг на месте)
9. Чтение рассказов об осени по предложению по своим схемам
Педагог: «Ну а сейчас мы с вами, для осени подарим свои рассказы. Откроем свои блокноты. Каждый прочитает по одному предложению, и у нас получится один общий рассказ об осени. Я начну, а вы продолжите»
Педагог: «Наступила осень»
Ребенок 1: «Листья осыпаются»
Ребенок 2: «Солнце светит, но не греет»
Ребенок 3: «Птицы улетают на юг»
Ребенок 4: «Идут дожди»
Ребенок 1: «Дует сильный ветер»
Ребенок 2: «Люди одеваются теплее»
Ребенок 3: «Мне нравится осень, потому что она красивая»
Педагог: «Какой красивый и полный рассказ у нас с вами получился!»
10. Обобщение педагога. Подарок от Осени
Педагог: «Вы сегодня очень хорошо поработали, поиграли, все признаки осени запомнили, а самое главное у вас получились такие прекрасные рассказы об осени! Осень очень счастлива, что нашла таких друзей, как вы, а вы еще и помогли найти для нее друзей – признаков»
(От лица Осени горит педагог)
Осень: «Спасибо вам мои дорогие друзья, мне с вами было очень приятно проводить время, скоро на мою смену придет зима, надеюсь вы с ней так же подружитесь, как со мной, а я от себя на память хочу подарить вам по наклеечке (в форме листочка) и по раскраске «листочки», вы дома разукрасите эти листочки так, как вам захочется. До свидания! Увидимся через год!»
11. Рефлексия
Педагог: «Ну что ребята, вам понравилось сегодня играть с осенью? Что вы сегодня делали на занятии? Что вам больше всего понравилось?
Ребенок: «Сегодня на занятии мы играли в игру «Найди осень на картинках»»
Педагог: «Отлично, а что еще вам запомнилось?»
Ребенок: «На занятии мы играли в игру «Большой - маленький»»
Ребенок: «Мне понравились подарки от Осени»
Ребенок: «Мне понравилась Осень на картинке»
Педагог: «Спасибо ребята, что потрудились и рассказали такой хороший рассказ об осени»