Библиотечный урок в 5–6 классе «Знакомьтесь: Жюль Верн!»
Тема: Знакомьтесь: Жюль Верн!
(библиотечный урок в 5-6 классе)
Цель: познакомить обучающихся с творчеством Жюля Верна, заинтересовать книгами писателя.
Задачи
Образовательные:
формировать навыки самостоятельного поиска необходимой информации, умения работать с различными источниками информации, выделять нужные материалы.
Развивающие:
формировать и развивать умение рассуждать логично, излагать свои мысли четко и исчерпывающе, уметь наблюдать и на основании наблюдения делать выводы и обобщения;
развивать эмоциональные чувства и качества у обучающихся.
Воспитательные:
воспитывать искренний интерес к получению новых знаний, расширению собственного кругозора, доброжелательное отношение с одноклассниками и педагогом.
Планируемые результаты
Совершенствование метапредметных результатов:
познавательных:
умения работать с разными источниками информации и делать выводы;
регулятивных:
умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
коммуникативных:
умения выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение;
умения строить монологические высказывания, вести диалог;
умения работать в группе;
личностных:
умения уважительно относиться к другому человеку и его мнению;
умения соблюдать правила поведения при работе в группе.
План урока
Приветствие. Разделение на группы.
Выполнение заданий.
Подведение итогов.
Сценарий урока
Учитель. Добрый день! Очень рада видеть вас на библиотечном уроке. Сегодня нам предстоит групповая работа, поэтому прошу разделиться на группы, вытянув жетончики из мешочка. Займите места и придумайте название своей команды.
(Обучающиеся вытягивают жетончики, обустраивают место для своей группы, придумывают название команды, записывают его на листочке, согнутом треугольником)
Учитель. Сегодня мы будем исследовать творчество французского писателя Жюля Верна. (Слайд 1) Цель нашего исследования - ответить на вопросы: кто такой Жюль Верн, чем прославился, чем интересно его творчество.
Итак, приступим к первому этапу исследования. Приглашаю по одному человеку от группы, чтобы получить задания.
Обучающиеся получают задание №1 (см.приложение 1), выполняют его в течение 5 минут. Через 5 минут раздается звук корабельного колокольчика. (Слайд 2) .Обучающиеся останавливают работу и представляют свой ответ.
Учитель. Молодцы! Мне остается только подвести итог и дополнить ваши исследования.
(Слайд 3)
С самого детства Жюль Верн мечтал бороздить моря и океаны, посещать разные страны. Он часами мог смотреть на отчаливающие корабли из порта родного города Нанта.
(Слайд 4)
Став взрослым, он не забыл детские мечты: он не только воплотил их в романах, но и в самом деле не раз путешествовал на своей яхте Сен-Мишель. Но чтобы написать столько книг, Жюлю Верну одного личного опыта было мало, ведь при такой напряженной работе – по 2 -3 романа в год –много стран писатель не мог посетить.
(Слайд 5)
Каждый день Жюль Верн много читал о путешествиях, научных открытиях в газетах и журналах, выписывал сведения из них. Сохранилось 20 тысяч тетрадей с записями, которые писатель использовал при создании романов.
Книги Жюля Верна не только рассказывали о том, что есть на самом деле, но и о том, чему еще предстояло появиться. Именно французский писатель смог предугадать технические изобретения: быстроходные подводные лодки, акваланги, вертолеты, космические корабли, искусственные спутники земли, видеосвязь, телевидение, компьютеры…. Многие люди стали изобретателями благодаря романам Ж.Верна: им захотелось воплотить фантазии писателя в жизнь.
Не менее привлекательны оказались герои историй французского писателя.
(Слайд 6)
Чтобы почувствовать, какие они, какие приключения они пережили, предлагаю послушать увертюру к фильму по книге Ж.Верна «Дети капитана Гранта», написанную замечательным русским композитором Исааком Осиповичем Дунаевским. Но сначала получите задание к музыкальному произведению. Прошу подойти посыльных от каждой группы.
(Обучающиеся получают задание №2 (см.приложение 1), знакомятся с ним в течение 2 минут.).
Учитель. Вовремя прослушивания увертюры вы можете смотреть видеоролик или лечь на парту и закрыть глаза, чтобы лучше почувствовать музыку композитора.
Обучающиеся просматривают видеоклип (Слайд 7).
По истечении 2 минут после прослушивания увертюры (Слайд 8) группы вывешивают свои листы на доску, все вместе анализируют записанное, подводят итоги.
Учитель. Герои Жюля Верна, отважные, благородные, готовые прийти на выручку друг к другу, они смело отправляются в кругосветные путешествия, в глубь материков, ими движет страсть первооткрывателей. Не раз персонажи писателя с честью выходят из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
(Слайд 9)
В «Таинственном острове», одном из самых популярных романов Жюля Верна, пятеро человек оказались на необитаемом острове. Они вынуждены были бороться за существование. Герои сталкиваются с различными трудностями, но знания и жизненный опыт подсказывали верные решения. Давайте попробуем угадать, как они справились в ситуациях, которые будут представлены на слайдах.
Итак, задание № 3. Вам будет предложена одна из проблемных ситуаций, в которой оказались герои романа «Таинственный остров». Ваша задача, обсудив с группой в течение 2 минут, предложить решение проблемы, исходя из вашего жизненного опыта. Ваш ответ должен быть четким и кратким. Оцениваться будет оригинальность решения и реальность воплощения.
(Слайд10)
Обучающиеся размышляют над ситуацией "Нужен нож? Пожалуйста!"
корабельного колокольчика для презентации
MP3 / 67.1 Кб
звуки моря и чаек для презентации
MP3 / 475.3 Кб
Увертюра Дунаевского И.О.
MP4 / 16.26 Мб
Знакомьтесь: Жюль Верн! - задания для групповой работы
DOCX / 51.81 Кб
Знакомьтесь: Жюль Верн!
PPT / 3.47 Мб
/data/files/g1595354585.ppt (Знакомьтесь: Жюль Верн!) .
( «Нужен нож? Пожалуйста!»
— Эх, если б хоть самый обыкновенный ножик был! — вздохнул моряк.
— Что тогда? — спросил Сайрес Смит.
— Как что? Да я бы живо сделал лук и стрелы. И было бы у нас к столу сколько угодно дичи!
— Да… нож, какое-нибудь лезвие, — задумчиво произнес инженер, будто разговаривая сам с собой.)
По истечении 2 минут звучит звук корабельного колокольчика (Слайд 11), группы высказывают свое мнение по очереди. Каждое новое решение учитель записывает на доске , и все группы вместе оценивают его с точки зрения оригинальности, реальности воплощения. После обсуждения предложений обучающихся учитель зачитывает ответ из романа.
Ответ из романа:
«- Эй, Топ, сюда!- крикнул он.
Собака быстро подбежала к хозяину. Сайрес Смит обнял руками голову Топа и, расстегнув ошейник, сломал его пополам. (Слайд 12)
- Вот вам два ножа, Пенкроф,- сказал он.
Ответом было двукратное "ура" моряка Ошейник Топа был сделан из тонкой полоски закаленной стали. Оставалось только поточить лезвия на куске песчаника, чтобы заострить края, и затем снять "бородку" на более тонком камне. Песчаниковых скал было на берегу сколько угодно, и два часа спустя инвентарь колонистов состоял уже из двух острых лезвий, которые без труда
удалось насадить на крепкие деревянные ручки.
Приобретение этого первого инструмента было встречено криками торжества».
Учитель. Молодцы! Вы великолепно справились с задачей. Давайте подведем итог нашему исследованию. Я предлагаю каждой группе по очереди ответить на вопрос: кто такой Жюль Верн. (Слайд 13)
(Выслушиваем ответы групп)
Понравился ли вам урок? Если да, то нарисуйте улыбающегося смайлика рядом с портретом Жюля Верна. Если нет, то нарисуйте грустного.
Наше знакомство с этим писателем на этом не заканчивается. Ровно через месяц мы встретимся с командой параллельного класса на викторине по книге Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан.» (Слайд 14) Чтобы достойно сразиться за звание лучшего знатока этого произведения, прошу вас прочитать роман. До встречи через месяц!
Соколова Елена Борисовна