Игровое мероприятие в формате путешествия по станциями «Знатоки–эрудиты воды»
Цель: формирование экологических знаний о значении воды, воспитание ответственного потребителя воды.
Задачи: учить использовать имеющие знания в игре, расширять кругозор; повышать эрудицию; воспитывать стремление познавать новое; воспитывать чувство товарищества, дух соревнования; развивать творческие способности учащихся; развивать смекалку, быстроту реакции.
Вступительное слово
Вода – основа жизни. Ещё в глубокой древности люди научились с уважением относиться к воде. Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое?». Масштабы загрязнения подземных источников, рек, морей, озёр и океанов хозяйственно-бытовыми и промышленными стоками столь велики, что это привело к тому, что запасы воды, пригодной для питья, постоянно снижаются. Следовательно, мы делаем вывод, что воду нужно беречь. Путешествуя по станциям, мы ещё раз убеждаемся, как всё тесно связано с водой.
I. Станция «Музыкальная»
Спеть по одному куплету из песен о воде, реках, морях, осадках и т.д.
II. Станция «Сказочная»
1. «Ты лети-ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка». Из какой сказки взяты эти строки?
Ответ: Из сказки « Иван – царевич и серый волк»
2. Назовите имя богатыря, который стал самым сильным благодаря воде?
Ответ: Илья Муромец
3. В названии какой сказки встречается выражение «живая вода»?
Ответ: «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
4. В сказках вода играет важную роль – она убивает и оживляет, предсказывает и укрывает, превращает человека в животное. Назовите эти сказки.
Например: «Конёк – горбунок», «Иван – царевич и серый волк», «Золотые водопады», «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
III. Станция «Объясняйка»
Объясните значения выражений:
- «Мутить воду»;
- «Как в воду глядел»;
- «Как с гуся вода»;
- «Где вода - там беда».
Ответы:
- «Мутить воду» – быть причиною раздора, несогласия, ссор, беспорядка, хитрить, сбивать с толку.
- «Как в воду глядел» – знать заранее, предвидеть что-нибудь.
- «Как с гуся вода» – болезнь, напасть прошла так же быстро, как вода с гусиного пера.
- «Где вода – там беда» – вода наносит вред вещам сделанным из металла (оставляет ржавчину).
IV. Станция «Туристическая»
Назвать и показать на картах крупные реки России, перечислить основные водно-экологические проблемы. Предложить свои пути решения этих проблем.
Возможные варианты ответов:
Экологические проблемы водных ресурсов России:
- загрязнение промышленными стоками
- загрязнение от водного транспорта
- загрязнение при аварии нефтеналивных танкеров
- браконьерство
- неразумная добыча полезных ископаемых (гравий, песок - обмеление)
- сплав древесины
- отвод воды для нужд городов, сельского хозяйства (каналы)
VI. Станция «Загадочная»
Отгадайте загадки.
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки)
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнце свет –
Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)
Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий (Иней)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно … (Лёд)
Детки сели на карниз
И растут всё время вниз. (Сосульки)
В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде. (Волны)
День и ночь кричит,
А голос не устаёт? (Водопад)
Кругом вода,
А с питьём беда. (Море)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём. (Роса)
В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено. (Прорубь)
Дождь прошёл, а я остался
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня. (Лужа)
Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь. (Болото)
Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)
VII. Станция «Лечебная»
Рассказать, как человек использует воду в лечебных целях.
Возможные варианты ответов. Как человек использует воду в лечебных целях:
- минеральная вода
- радоновые и солевые ванны
- настои трав
- баня
- закаливание
-фиточай
- морская вода
- утренняя роса
VIII. Станция «Абракадабра»
В этой игре в словах переставлены местами буквы. Игрокам необходимо расставить буквы на свои места и угадать загаданное слово.
1. одав (вода)
2. манту (туман)
3. додавоп (водопад)
4. умварика (аквариум)
5. орме (море)
6. сроа (роса)
7. касульсо (сосулька)
8. дагр (град)
9. розео (озеро)
10. дупр (пруд)
IX. Станция «Продолжайка»
Продолжите пословицы и поговорки о воде:
Под лежачий камень … (и вода не течёт)
Много воды -… (много травы)
Апрель с водой… (май с травой)
Вода с гор потекла- … (весну принесла)
Капля мала, а по капле…(море)
Не зная броду, …( не суйся в воду)
Что в воду упало, …(то пропало)
X. Станция «Поэтическая»
Сочинить четверостишие из предложенных слов по теме охраны воды и нарисовать плакат на экологическую тему.
Слова для четверостиший: река, вода, охрана, природа, человек, загрязнение, жизнь, красота, радость, океан, любовь, заводы, люди, отходы.
XI. Станция «Умники и умницы»
1. Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд).
2. Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки).
3. Чем объяснить богатство растительного и животного мира по берегам рек и озер? (Хорошие условия для жизни: достаточно тепла, света, кислорода, пищи).
4. Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения).
5. Почему вода горных рек очень холодная? (Влияние горных родников).
6. За счет чего в реках пополняются запасы воды? (Осадков, таяния снега и ледников).
7. Какая рыба крякает? (Морской карась).
8. Какой злак растет под слоем воды? (Рис).
9. Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк).
10. У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки).
11. Какие две рыбы, «обитающие» в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука).
12.Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и тир года).
13. Назовите любителя зимнего плавания. (Морж).
14. Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождем летают низко над землей, так как насекомые тоже опускаются вниз).
15. Как, наблюдая за муравьями, предсказать погоду? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы).
16. Эти водные млекопитающие двигаются при помощи хвоста, который в отличие от рыб совершает движения вверх-вниз? (Киты).
17. В своем длинном клюве эта птица приносит младенцев. А от радости она клювом трещит. (Аист).
XII. Станция «Творческая»
1. Придумать призыв для плаката, который можно повесить в школе, чтоб ученики экономили воду.
2. Придумать текст-обращение к отдыхающим у воды туристам, с просьбой о бережном отношении к воде.
Заключение
Вода – это основа жизни. Берегите воду! Это жизненно необходимо. Расходуйте воду экономно. Не засоряйте водоёмы.