Урок-игра по географии «Знатоки Антарктиды» (8 класс)
УРОК – ИГРА «ЗНАТОКИ АНТАРКТИДЫ»
Цель урока: обобщить и закрепить ЗУН по разделу «Антарктида».
Задачи урока.
Воспитательные:
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
- формировать знания правил культуры общения;
- формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей;
Развивающие:
- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: умение систематизировать изученный материал; развивать память
- продолжить развитие учебно-познавательных умений: пользоваться языком предмета, грамотно выражать свои мысли;
- продолжить развитие учебно-организационных умений: учить делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, оценивать свой уровень знаний.
Обучающие:
- закрепить знания по материку Антарктида, обобщить изученный материал.
Тип урока: урок обобщения и повторения знаний.
Оборудование: карта полушарий, карточки с заданиями, иллюстрации, приложение к учебнику, учебник, 2 корабля из картона, жетоны.
Ход урока
1. Организационный момент.
Класс делится на команды (принципы деления возможны любые: по рядам и т.д). Каждая команда выбирает себе название. Выбираются капитаны.
2. Вступительное слово учителя.
Весь континент –
Сплошная льдина,
Зимой и летом – холодина!
Закалка здесь необходима!
Бери, мой друг, пример с пингвина.
- Ребята, сегодня урок пройдет в форме игры « Знатоки Антарктиды». Мы еще раз совершим путешествие по самому холодному материку Земли.
3. Работа по группам
Итак, начинаем игру ( командам предлагаются одинаковые задания ).
За правильный ответ присуждается 1 балл (жетон).
Задание №1. «Ассоциации»
Учащиеся называют слова, термины, связанные с Антарктидой. Побеждает команда, назвавшая больше слов.
Задание №2. Работа с раздаточным материалом
- Перед вами карточки с высказыванием английского исследователя, А.Ричард Бэре. Выделите слова, описывающие характерные особенности Антарктиды.
«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса,
земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и зелеными тонами…»
(заслушиваются ответы команд)
Задание №3.
Команды выбирают тему, по которой она хочет ответить.
Следующий набор тем:
*Географическое положение.
*История открытия и исследований.
*Климат.
*Внутренние воды (ледниковый покров).
*Растительный и животный и мир.
Вопросы:
Географическое положение.
1. Какова площадь Антарктиды? (14 млн. км 2).
2. Какой материк расположен ближе всего к Антарктиде? (Южная Америка).
3. Самый широкий и глубокий пролив, отделяющий Антарктиду от Южной Америки (пролив Дрейка).
4. Какие океаны омывают Антарктиду?
История открытия и исследований.
1. Кто открыл Антарктиду? (Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев).
2. Кто впервые высадился на берег Антарктиды? (Руал Амундсен).
3. Как называли корабли русских мореплавателей, на которых они плыли, когда открыли Антарктиду? («Восток» и «Мирный»).
4. Чья экспедиция погибла, не дойдя 20 км до склада с продуктами и топливом? (Р.Скотта)
Климат.
1. Какой климатический пояс преобладает в Антарктиде? (Антарктический).
2. Какая самая низкая температура на Земле, которая была зафиксирована в Антарктиде? (-89.2 градуса).
Внутренние воды (Ледниковый покров).
1. Сколько процентов пресной воды Земли содержится в ледяном покрове Антарктиды? (80%-90%).
2. В каком направлении движется материковый лед в Антарктиде? (От центра к периферии).
3. Какова средняя толщина ледникового покрова? (2000м).
4. Есть ли реки в Антарктиде? Почему?
Растительный и животный мир.
1. Назовите растения Антарктиды? (Мхи, лишайники, водоросли).
2. Какое животное может быть символом Антарктиды? (Пингвин).
3. Самые крупные животные нашей планеты, обитающие в водах Антарктики. (Синие киты).
4. Какой вид пингвинов является самым распространенным в Антарктиде? (Адели).
5. Какой вид пингвинов имеет массу до 50 кг и высоту более метра? (Императорский).
Физ. минутка
Антарктида – белый край!
Всё за мною повторяй!
Руки вверх, теперь стряхни,
Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой!
Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах!
О путешествиях, морях, быстроходных судах!
А теперь глаза открой, нам пора домой!
Задание № 4. «Реши географические задачи»
* Средняя температура в Антарктиде летом – 60 С – 30 С = - _____ ,а зимой - 80 С – 10 С = - _____.
* 50% + 48% = _____% поверхности Антарктиды покрыто льдом.
Толщина ледяного пласта на Южном полюсе 2000 м + 800 м = _____ м.
Задание № 5. «Покажи без слов животное Антарктиды».
Задание № 6. «Найди половинки слов».
ПИН |
ОХ |
КАШ |
Т |
М |
ГВИН |
КИ |
АЛОТ |
Задание № 7. Упражнение «Составление слов».
Составить как можно больше слов из букв слова
С А М О С Т О Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь
( мост, сом, нос, сон, лось, тост, тема, соль, нота, лето, тело, село, мел, тесто )
4. Оценки. Подсчитывание баллов.
Наше путешествие подходит к концу. Давайте посчитаем, сколько баллов набрала каждая команда. Победила команда «……….».
5. Итог урока.
- Понравился вам сегодняшний урок?
- Какие виды работ понравились?
Дементьева Ирина Михайловна