Методическая разработка «Знатоки финансовой грамотности» (для учащихся 5-7 классов)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сельменьгская средняя школа» Виноградовский район Архангельская область
Название работы:
«Знатоки финансовой грамотности»
(для учащихся 5-7 классов)
Автор разработки:
Кузнецова Ироида Ивановна,
учитель географии, педагог-организатор
Сельменьга, 2021
Методическая разработка игры «Знатоки финансовой грамотности»
Общие сведения
Тема: «Знатоки финансовой грамотности».
Актуальность: Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с вопросами, связанными с деньгами, платежами, налогами, кредитами. Естественно, что даже школьнику необходимо иметь представление о финансовых операциях, чтобы не быть обманутым и не попасть в ситуации мошенничества. Как познакомить учеников с основными понятиями, навыками, которые в последующем позволят ему принимать правильные решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы?
Давно известно, что обучение в игре – один из самых эффективных методов получения знаний. В игре дети лучше концентрируются и легче усваивают информацию, сразу учатся применять новые навыки на практике.
Цель: развитие у учащихся интереса к изучению вопросов финансовой грамотности.
Задачи:
В результате игровой деятельности формировать у учащихся положительное отношение к финансовой грамотности, интереса к математике, экономике.
Совершенствование вычислительных навыков при решении финансовых задач.
Развивать коммуникативные навыке при работе в команде, уважать соперников по игре.
Участники: команды учащихся 5-7 классов
Правила игры: Играют две команды, у каждой кубик с разноцветными гранями, каждый цвет имеет вопросы по разным направлениям. Игроки по очереди кидают кубики и отвечают на вопросы, набирая баллы, соответствующие граням кубика. Черная грань переход хода, но этот цвет прибавляет команде один балл. Если какой-то цвет исчерпал вопросы, то задается вопрос грани, следующий по цифре возрастания, т. е. если, например, синий цвет не имеет больше вопросов, а он под номером 3, то задается вопрос из области «Доскажи пословицу, поговорку» белый цвет, цифра 4. На обдумывание ответа дается минута. Игра продолжается до установленного количества баллов (например, кто вперед наберет 50 баллов) или до исчерпания вопросов.
1-я грань цвет черный, 1 балл. Переход хода.
2-я грань цвет желтый, 2 балла. «Финансовые загадки»
3-я грань цвет синий, 3 балла. «Ребусы»
4-я грань цвет белый, 4 балла. «Доскажи пословицу, поговорку»
5-я грань цвет красный, 5 баллов. «Деньги-денежки»
6-я грань цвет зеленый, 6 баллов. «Финансовые задачи»
Определение победителей
Подведение итогов осуществляется жюри.
Команда, набравшая наибольшее количество баллов становится победителем игры.
Команды награждаются дипломами I, II, III степени.
Все участники игры получают сертификат победителя, участника.
Используемые источники:
https://allforchildren.ru/kidfun/riddles_economics.php
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog79098/zagadki-po-finansovoi-gramotnosti.html
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/znatoki_finansovoj_gramotnosti_metodicheskaya_raz_132643.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-finansovoj-gramotnosti-ekonomicheskie-rebusy-4134577.html
https://nukadeti.ru/poslovicy/o-dengakh
https://perm.hse.ru/data/2019/11/07/1531937790/Сборник%20%20задач%201-4%20класс.pdf
Приложение 1
2-я грань цвет желтый, 2 балла. «Финансовые загадки»
1) Чтоб хранить свои доходы,
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. (Копилка)
2) Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Все найдется на прилавке –
От одежды до булавки. (Супермаркет)
3) Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа. (Деньги)
4) Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни с чему сама не годна,
А всем нужна. (Монета)
5) В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи? (Банк.)
6) Та бумага не простая,
И владелец её знает,
Что она ему раз в год
Дивиденды принесёт (Акция.)
7) В наши дни не встретишь эту
Очень малую монету.
В сказках ты её найдёшь,
Денежка зовётся ... (Грош.)
8) Государственный денежный склад,
Если полон, народ очень рад.
И налоги растут неспроста,
Если вдруг она стала пуста. (Казна)
9) Есть он в банке, ресторане,
И на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведёт учёт:
Где расход, а где приход.
Математику он знает,
Цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход –
Ничего не пропадёт! (Бухгалтер)
10) Если банк попросим мы,
Денег нам он даст взаймы.
Ну а в древности, веками,
Кто ссужал людей деньгами? (РОСТОВЩИК)
11) Фирмой крупной управляет
И разумно, и умело.
Деньги так распределяет,
Чтоб росло и крепло дело.
Порученья он даёт
Всем сотрудникам своим,
Чтобы фирма шла вперёд,
Приносила прибыль им. (Менеджер)
12) Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? (Банкомат)
3-я грань цвет синий, 3 балла. «Ребусы»
1 .(Деньги) 2. (Валюта)
3 .(Кредит) 4. (Вклад)
5 .(Махинация) 6. (Банкрот)
7 .(Долг) 8.(Капитал)
9. (Стоимость) 10.(Бюджет)
11.(Банк) 12.(Страховка)
4-я грань цвет белый, 4 балла. «Доскажи пословицу, поговорку»
Не имей сто рублей, ………… (а имей сто друзей).
Мал золотник,………………… (да дорог).
Скупой платит………………… (дважды).
Нелегко деньги нажить, …………… (но легко деньги прожить).
Хуже всех бед,……………. (когда денег нет).
Копейка …………. (рубль бережёт).
Был бы ум – ……………. (будет и рубль).
Уговор……………. (дороже денег).
У Вас рубли плачут,…………………. (у нас и копейки пляшут).
Денежки в кармане —……………………. (все друзья с нами).
Денежка без ног,………………. (а весь свет обойдёт).
Денежки — что воробушки: …………………… (прилетят да опять улетят).
5-я грань цвет красный, 5 баллов. «Деньги-денежки»
Есть пословица «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Чему равнялись грош и алтын? (Алтын — три копейки, грош — полкопейки)
Сколько денег заплатил Буратино за посещение театра Карабаса Барабаса? (Четыре сольдо)
Еще в десятом веке в Киевской Руси бытовала золотая монета весом 4,26 грамма. Ее название сохранилось в пословице. Вспомните его. (Золотник. «Мал золотник, да дорог»)
В какой стране появились первые бумажные деньги? (В Китае)
Достопримечательности какого города изображены на российской купюре (образца 1997 года) достоинством пятьсот рублей? (Архангельск)
В Западной Европе, в частности в Германии, так называли золотые и серебряные монеты большей, чем обычно, величины. В России это слово тоже обозначало монету, но маленькую. Какую? (Грош. От немецкого «gross» — большой)
Как называлась монета, которая сначала чеканилась из серебра, в 1700-1828 годах чеканилась из меди, и равнялась полкопейке? (Деньга или денежка)
Как называется украшение, сделанное из денег? (Монисто)
Какой американский президент изображен на однодолларовой купюре? (Джордж Вашингтон)
Какое слово обозначало первые русские деньги? (Куны. То есть шкуры пушных зверей)
Сколько стоил проезд в метро в советские времена? (Пять копеек)
Как называется денежная единица России. (Рубль)
6-я грань цвет зеленый, 6 баллов. «Финансовые задачи»
В июле коммунальные услуги стоили 1200 руб., что на 200 руб. дороже, чем в июне и на 100 руб. дешевле, чем в августе. Сколько стоили коммунальные услуги в июне и в августе? (1000 руб., 1300 руб.)
У Сергея на счету было 600 рублей. Он потратил в столовой 120 рублей. На телефон пришло СМС-сообщение: «Отправь на номер 8919999-9999 в течение 10 минут 250 руб. и эта сумма тебе вернётся удвоенной». СМС-сообщение оказалось мошенничеством. Сколько на счету у Сергея останется денег, если он отправил указанную в СМС сумму? Сколько, если не отправил? (230 руб., 480 руб.)
Ольга и Светлана пошли в кино. Билет стоит 150 рублей. Оля расплатилась двумя 100-рублевыми банкнотами, Светлана – одной номиналом в 500 рублей. Какую сумму каждая из них получила на сдачу? (50 руб.; 350 руб.)
У Иры было 80 рублей. Она купила шоколадку за 44 руб. и ей выдали сдачу 26 рублей. Правильно ли ей выдали сдачу? (сдачу выдали неправильно)
Папа получил СМС-сообщение: «Стою на кассе в магазине, срочно положи 49 руб. на этот номер. Мама». На сколько мошенники обогатятся, если им доверились 400 пап? (19 600 руб.)
Кирилл хотел удивить маму и подарить ей на день рождения красивую вазу для цветов. Каждый день мама давала ему 120 руб. на карманные расходы, из которых он откладывал на подарок по 40 рублей. За сколько дней Кирилл сможет накопить на вазу, если ваза стоит 1000 рублей? (за 25 дней.)
Семья Марины поставила цель купить машину. Папа зарабатывал 30 000 руб. в мес., мама зарабатывала 20 000 руб. в месяц. На нужды семьи они тратили 40 000 руб. в месяц. Сколько времени им потребуется копить на покупку машины, если необходимая для покупки сумма – 600 000 рублей? (60 месяцев или 5 лет.)
Света и Наташа делают красивые украшения и выставляют на продажу в интернете. За неделю они продают 2 браслета по 300 руб. и одну брошь за 500 рублей. Сколько девочки зарабатывают денег за неделю? (1100 руб.)
Два бизнесмена поспорили: кто получит больше прибыли? В итоге Иванов выручил от продажи своих товаров 5000 рублей, а расходы его составили ЗОО рублей. А Сидоров наторговал на 1000 рублей меньше, но и затратил своих денег 1500 рублей. Кто выиграл спор? (прибыль Иванова 5000-3000=2000 рублей, прибыль Сидорова 4000-1500=2500, Сидоров выиграл спор)
Представьте, что вы с мамой пришли в магазин купить новые кроссовки, но те, что понравились, стоили 3 тыс. р. Мама сказала, что это дорого и предложила подождать скидки «хотя бы 20 %». Сколько должны стоить кроссовки со скидкой в 20 %? (3000 : 5 = 600 (р) – скидка 3000 – 600 = 2400 (р) – цена со скидкой или 3000 : 100 * (100 -20) = 30 * 80 = 2400(р))
Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят, одного котёнка на 50 рыбок, а одного щенка — на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка? (80 рыбок)
В комнате светлой четыре окошка,
На каждом окошке сидело по кошке.
У каждой напротив сидели три кошки
И жадно лакали сметану из плошки.
Так сколько же кошек всего собралось?
Надеюсь ответить тебе удалось? (4 кошки)
13.Два бизнесмена поспорили: кто получил больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 5000 р., а его расходы составили 3000 р. Другой наторговал на 1000 р. меньше, но и затратил своих денег всего 2000 р. Кто выиграл спор? (Никто)
14.Крестьянин менял зайцев на кур: брал за двух зайцев три курицы. Сколько зайцев нужно поймать крестьянину, если ему нужны 24 курицы? (16 зайцев)
15.В одной деревне за 6 куриц можно было получить один топор, или 3 метра холста, или 12 глиняных мисок. Сколько метров холста можно обменять на 3 топора; на сколько глиняных мисок можно обменять 1 метр холста? (9 метров холста, 4 глиняные миски.)
Используемые источники:
https://allforchildren.ru/kidfun/riddles_economics.php
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog79098/zagadki-po-finansovoi-gramotnosti.html
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/znatoki_finansovoj_gramotnosti_metodicheskaya_raz_132643.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-finansovoj-gramotnosti-ekonomicheskie-rebusy-4134577.html
https://nukadeti.ru/poslovicy/o-dengakh
https://perm.hse.ru/data/2019/11/07/1531937790/Сборник%20%20задач%201-4%20класс.pdf