Методическая разработка мероприятия «Знатоки русского языка»
ДЕНЬ РОДНОГО (РУССКОГО) ЯЗЫКА
ТЕМА: Международный день родного русского языка
Цель: познакомить обучающихся первых курсов с праздником – международный день родного русского языка.
Задачи:
Познакомить студентов с литературными произведениями, русских классиков.
Развить любовь и интерес к родному русскому языку у обучающихся первых курсов.
Воспитать культуру речи, поспособствовать повышению грамотности студентов.
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие ребята! С 2000 года ежегодно 21 февраля отмечается малоизвестный праздник - Международный день родного языка! Сегодня мы с вами будем говорить о родном языке, как о средстве общения, повторять и закреплять полученные знания.
Ведущий 2: как говорил Тургенев – «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».
Ведущий 1: А знаете ли вы приветствия на разных языках? Например, на русском – здравствуйте! А на других языках? (ведущие ждут ответа, если никто не знает, то рассказывают сами)
Ведущий 2: адыгейском языке – Сэлам!
Ведущий 1: памирском – Здравствуйте! - Царанг
Ведущий 2: мордовском языке – Здравствуйте! – Шумбратада!
Ведущий 1: армянском языке – Здравствуйте! - Барев дзез!
Ведущий 2: македонском языке – Здравствуйте! - Здраво, чао!
Ведущий 1: вьетнамском языке – Здравствуйте! - Син тяо!
Ведущий 2: Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный, /То нежно певучий.
Ведущий 1: А знаете ли вы, что в русском языке есть несколько слов с тремя буквами «е» подряд — это длинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и слово змееед. Также есть одно слово с тремя «о» подряд — зоообъединение.
Ведущий 2: А знаете ли вы, что в русском языке есть недостаточные глаголы? Классический пример: "победить". Он победит, ты победишь, я... победю? побежу? побежду? Так не говорят! Нет такой формы! Приходится пользоваться заменяющей конструкцией "я одержу победу" или "стану победителем". Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол является недостаточным.
Ведущий 1: Много интересного вы узнаете о языке, если будете внимательны к словам, к речи, если будете вдумчивыми читателями и слушателями. Дорогие ребята! Любите и берегите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.
Ведущий 2: Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
Ведущий 1: А сейчас капитаны команд согласно жеребьевке представят свои команды (название и девиз).
Объявляем Конкурс «Приветствие».
Жюри оценивает владение литературной речью, оригинальность, лаконичность – каждый конкурс оценивается по 5-балльной системе, результаты объявляются в конце викторины.
Ведущий 2: команды представили себя, и мы начинаем наши испытания. И первая наша игра – «Игру-кричалка «Мы тебя знаем». Мы кричим начало пословицы, а вы ее продолжаете. Какая команда первой поднимет руку, тот и станет отвечать, при незнании ответа-переход права ответа команде, первой поднявшей руку. Ответ без поднятой руки не засчитывается. Один ответ = 1 балл.
Ведущий 2: Поспешишь — …людей насмешишь.
Ведущий 1: Что посеешь, … то и пожнешь.
Ведущий 2: Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.
Ведущий 1: Семь раз отмерь, … один отрежь.
Ведущий 2: Глаза боятся, … а руки делают.
Ведущий 1: С кем поведешься … от того и наберешься.
Ведущий 2: Какие вы все молодцы! Все справились с этим заданием! И команда… набрала … баллов, а команда … … б.
Ведущий 1: а теперь следующая игра «игра слов»
Ведущий 2: Как одним словом называется терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению? (отв: Толерантность)
Ведущий 1: Слово «вермишель» пришло к нам из Италии. Что оно означает в итальянском языке? (отв: Вермичелло значит «червячок»)
Ведущий 2: Каким одним глаголом можно заменить все эти фразеологические обороты: «бить баклуши», «гонять лодыря», «сидеть сложа руки»? (отв: Бездельничать)
Ведущий 1: В латинском языке это слово обозначало «сидение». Сейчас-время сдачи экзаменов у студентов. (отв: Сессия)
Ведущий 2: Латинское восклицание «пусть живет!» — сейчас мы употребляем в значении «да здравствует!». (отв: Виват)
Ведущий 1: Это французское слово означает «сорок дней». Мы так называем санитарные мероприятия для предупреждения распространения заразных болезней. (Карантин).
Ведущий 2: после второго конкурса у команды … …б., а у команды … …б.
А теперь предлагаю ещё один интеллектуальный конкурс Конкурс: «Блиц-опрос»
Сейчас я буду задавать вопросы, связанные с языком (не обязательно русским) и литературой. Какая команда первой поднимет руку, тот и станет отвечать, при незнании ответа-переход права ответа команде, первой поднявшей руку. Ответ без поднятой руки не засчитывается. Один ответ = 1 балл.
Вопросы:
Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
В каждом из приведенных ниже слов переставьте буквы так, чтобы из нарицательных существительных получились собственные – географические названия (например: весна – Севан).
игра, остров, дно.
Ответы: Рига, Ростов, Дон.
Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)
Сколько падежей в русском языке? (6)
На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)
Сколько спряжений у глагола? (2)
Что, по мнению Достоевского, спасет мир? (красота)
Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком).
Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
Кто изобрел русский алфавит? (Кирилл и Мефодий)
Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» (да ест)
Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)
Назовите три рода литературы? (эпос, лирика, драма)
Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем Египте? (папирус)
Кто автор произведения «Отцы и дети»? (И.С.Тургенев)
Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер)
Какой литературный прием использован Пушкиным в строках «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»? (сравнение)
Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …? (ни одного не поймаешь)
Печь – это глагол или существительное? (то и другое)
От какого суффикса зависит написание корней – мир - - мер-, -тир- -тер-, -бир- -бер-? (-â-)
Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)
Сколько -н- пишется в слове серебряный? (одна)
Закончите пословицу: «терпение и труд …? (всё перетрут)
К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род)
Ведущий 2: Мой верный друг!
Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!
Ведущий 1: Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
Ведущий 2: а теперь предлагаю вам новые конкурсы, обратимся к презентации.
Ведущий 1: Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
Ведущий 1:Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала Мама,
На нем клялась в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Ведущий 2: Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота! И чтобы не потерять эти крупицы золота давайте постараемся любить и уважать свой язык.
Конкурс капитанов.
Передайте значение фразеологических оборотов при помощи жестов.
1 команда
Водить за нос Льёт как из ведра
2 команда
Дело в шляпе Намылить шею
3 команда
Делу время, а потехе час Сидеть сложа руки
Объявляем конкурс газет «Великое русское слово». Жюри оценивает их оригинальность, логичность. (по 5-балльной системе).
Заключение, итоги:
Подведение тогов. Награждение победителей.