12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шакирова Инзиля Расиловна9 |
«Звонкие и глухие согласные. Звуки [п] — [п`], буква Пп.», литературное чтение, 1 класс; «Главные члены предложения», русский язык, 3 класс.
Технологическая карта урока 1,3 класс
УМК «Перспектива»
Класс: 1,3
Учебники: 1 класс 1 часть «Азбука» Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева, 3 класс 1 часть «Русский язык» Л.Ф. Климанова и Т.В. Бабушкина
Регламент: 45 минут
Тема | 3 класс: «Главные члены предложения». | 1 класс «Звонкие и глухие согласные. Звуки [п] — [п`], буква Пп.». |
Цель: | Создать условия для закрепления знаний о главных членах предложения, отработать умения находить и обозначать их графически. | Создать условия для формирования у учащихся умений реализации новых способов действий по выделению звуков [ п], [ п,] и нахождению слов с новой согласной буквой. |
Задачи: | образовательные: продолжение работы по развитию орфографической зоркости, обобщение и закрепление умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении; расширение словарного запаса учащихся. развивающие: развитие интеллекта, памяти, эмоций... воспитательные: воспитание в детях любви и интереса к родной речи, русскому языку, ответственное отношение к учебному труду, воспитание учеников деятельной личностью, овладевающих продуктивной деятельностью. | образовательные: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов, формирование умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки, развивающие: развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся, воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к окружающей природе. |
Основное содержание темы: | Актуализация знаний о предложении. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Распространенное, нераспространенное предложение. | Звуковые схемы, глухой, звонкий звук, твердый и мягкий; слоги. |
Планируемые результаты
1 класс | ||
Личностные: *формировать умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции; *прививать интерес к чтению; *проявлять интерес к изучаемому предмету; *развивать мотивы учебной деятельности. | Метапредметные: Регулятивные: *принимать и сохранить учебную задачу; *формировать умение оценивать уровень овладения тем или иным учебным действием; *осуществлять контроль за действиями и результатами. Коммуникативные: *развивать умение грамотно строить устный ответ в соответствии с поставленными задачами; *развивать умение слушать собеседника и вести диалог | Предметные: *формировать умение выделять звуки [п], [п'], находить слова с заданными звуками; *развивать фонематический слух, умение делать звуко-буквенный анализ слов; развивать умение строить причинно-следственные связи. . |
3 класс | ||
Личностные умения: Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Развивать умение работать с разными источниками информации. Развивать интеллектуальные способности детей. | Метапредметные умения: Познавательные умения: Раскрывать значение понятий «главные члены предложения». Разбирать предложения по членам. Использовать приобретенные знания для составления предложении. Регулятивные умения: Выполнять учебное задание в соответствии с целью и алгоритмом. Соотносить учебные действия. Формировать умение планировать, применять, контролировать и оценивать учебные действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные умения: Формулировать высказывание, используя термины и понятия в рамках учебного диалога. Формировать умение работать в паре, умение ставить грамотные речевые высказывания. Формировать умение контактировать с незнакомыми людьми. | Предметные умения: Составлять и записывать предложения. Закрепить умения определять главные члены предложения. Развивать интеллектуальные умения. Формировать навыки самостоятельной работы и работы в парах. |
№ | Этап урока | Деятельность 3 класса | Деятельность 1 класса | Формирование УУД |
1. | Мотивация к учебной деятельности. (1-2 мин) | - Доброе утро! Сегодня у вас будет необычный урок. Посмотрите на слайд, кого вы видите? (Журналиста) Верно, вы тоже сегодня будете в роли журналистов. - Для этого ответьте, кто такой журналист? Чем он занимается? Где вы видели его? (Журналист – человек, который собирает информацию, готовит сообщения и материалы для газеты, журнала, радио или телевидения.) - Иногда их работа очень похожа на работу следователей и детективов. У вас, как у журналистов, будет особое задание, которое вы должны выполнить, работая по теме урока и собирая для этого информацию. - Вы готовы к работе? Что необходимо журналисту для работы? (блокнот и ручка) - Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями, которые будут встречаться у нас в работе. - Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. - Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке? - Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить. - Задание заключается в следующем – вы должны в течение нашей работы-исследования собрать буквы, из которых затем составите очень важное слово. - За работу! | Л:самоопределение; П: целеполагание; К: планирование учебного сотрудничества с учителями сверстниками. | |
2. | Актуализация знаний и пробное учебное действие. (4-6 мин) | - Откройте тетради, запишите число, классная работа. – Сейчас проведем минутку чистописания и это будет вашим первым заданием для журналистов. Автобус, аккуратный, аптека, арбуз. (переписывают слова с доски и ставят в них ударения) - Справились с заданием? Что общего у этих слов? (начинаются с буквы А) И это первая буква нашего таинственного слова. Запишите букву А на листочках. СЛАЙД 3 - Ребята, о чем вы говорили на предыдущем уроке? (О предложениях). -Верно, чтобы вспомнить правило я предлагаю вам составить кластер. Работать будете все вместе. (Даю готовый макет, нужно просто выбрать, что подходит к правилу, а что нет) - Прочитайте, что у вас получилось? - Замечательно! Мы с вами повторили всё, что мы знаем о предложении. А теперь давайте с вами от теории перейдём к практическим заданиям. СЛАЙД 4 | -Вам я дам карточки с буквами ,которые мы с вами уже прошли, ваша задача разделить их на 2 группы, работаете в парах : А М Л Т Э К О И У Р С В Ы Н - По какому признаку их разделили? (Буквы гласных и согласных звуков). -Молодцы, и вы получаете свою первую букву, которая поможет вам в расследовании (Н). -Сейчас составьте как можно больше слогов или даже слов с этими буквами. Потом прочитаете, что у вас получилось. -Молодцы и вы получаете, еще одну букву (И). Что это за буква? | Анализ (П); Умение структурировать знания (П); Контроль и оценка результатов деятельности (П); Осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); |
3. | Выявление места и причины затруднения. (2-3 мин) |
- У нас следующее задание. Что нужно сделать? Составить из слов предложения: После школы, на автобусе, в бас_ейн (После школы дети ездят на автобусе в бассейн.) - Почему не получаются предложения? (не хватает слов) - Добавьте слова и составьте предложение. Запишите его в тетрадь. Объясните пропущенную букву. (Дети объясняют пропущенную букву, записывают предложение в тетрадь). СЛАЙД 5 - Вот мы выполнили еще одно задание. Какую букву вы вставили в слова? (букву С) Это еще одна буква из нашего слова. Запишите ее на полях. СЛАЙД 6 | (Даю разорванную картинку) -Посмотрите, что произошло с картинкой? ( его разрезали) - Верно, ваша задача, собрать картинку и сказать, что у вас получилось. (на первой мозаике петух, на второй пугало) -Что у вас получилось? - На какой звук они начинаются, попробуйте произнести. - Молодцы, и за это вы получаете, следующую букву (Р) Звуковой анализ слов. Они составляют схемы слов (петух, пар, пила, .перо, папа, пол) Посмотрите на доску. Охарактеризуйте первый звук в схеме слова «петух». схема -Какой он? Согласный или гласный? -Твёрдый или мягкий? -Звонкий или глухой? -Ребята, звук [п’] на письме обозначается буквой «пэ» -Произнесём правильно вместе со мной название буквы – «пэ». - Молодцы и получаете еще одну букву (П) | - Анализ, синтез; - осознанное построение речевого высказывания; - установление причинно-следственных связей; |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. (1-2 мин) | - Каких слов не хватало? Что это за слова? - Выделите подлежащее и сказуемое. - Назовите тему нашего урока? (Главные члены предложения.) СЛАЙД 7
- Определите цель урока. Какие мы задачи поставим перед собой? (вспомнить всё, что мы знаем о предложении, будем находить главные члены предложения, вспомним о роли предложения, будем развивать речь. Задача нашего урока проверить, насколько умело и правильно вы умеете использовать знания о главных членах предложения.) | - Итак, какая буква «именинница» сегодня на уроке? - Какие задачи вы поставите сегодня перед собой на уроке. - Будьте внимательными, наблюдательными, дружными и дисциплинированными. -Какие молодцы, за это я вам дам еще одну букву и это буква К. | -целеполагание, как постановка учебной деятельности (Р); -выбор наиболее эффективных способов решения задачи |
5. | Реализация построенного проекта. (10-12мин) | - Молодцы! Мы переходим к третьему шагу. Прочитайте задание. Что нужно сделать? СЛАЙД 8 Работа с учебником - Откройте учебник на стр.88, прочитайте информацию о языке (правило). Из скольких частей состоит правило? Назовите их. - Какие бывают члены предложения? На какие вопросы отвечают подлежащее, сказуемое? - С помощью чего слова связаны в предложении? (с помощью окончаний, предлогов и союзов). Найдите предлог в заголовке правила. (на) Первая буква этого предлога еще одна буква от нашего слова. Запишите букву Н на полях. СЛАЙД 9 | - Вот мы уже можем с вами составить слово, которое нам нужно, какие буквы вы заработали? (ПАРНИК) -что за слово получилось, давайте прочитаем хором. — Что такое парник? Подберите слово, близкое по значению. (Теплица.) Каким звуком начинается слово «парник»? Какой это звук: гласный или согласный, твёрдый или мягкий? Назовите парный звук. Чтение текста «Парник». Текст читается по предложениям. Осмысление содержания текста проводится с опорой на рисунок и предполагает выборочное чтение. — Что растёт в парнике? (Перцы и помидоры.) Найдите их на рисунке. Что растёт около парника? Где нарисован лук, а где — капуста? Что полола Полина? А что поливала? Зачем она поставила пугало? | -планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли (К); -поиск и выделение необходимой информации (П) |
| | - Журналисты очень много времени проводят за компьютером и написанием статей. Что им нужно делать, чтобы не испортилось зрение? Вот и у нас настало время отдохнуть. Выполним гимнастику для глаз. ФМ ДЛЯ ГЛАЗ СЛАЙД 10-14 | | |
| | - Продолжаем наш путь к главному заданию. Перед нами четвертый шаг. Что нужно сделать, прочитайте. СЛАЙД 15 Прочитайте упражнение 144. - Как называю связанные по смыслу предложения? Назовите тему первой части. Первая буква этого слова – это буква таинственного слова, запишите букву О на полях. В этом слове целых две буквы О. СЛАЙД 16 - Спишите предложения из пункта 2. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Обозначьте, чем они выражены. | Б) Работа в парах. В этом тексте найдите слова с буквой Пп и подчеркните их. Проверяем. Каждая пара читает по одному слову. Повторять слова 2 раза нельзя. Упражнения в подборе слов на заданный звук. — В каких других словах — названиях предметов, изображённых на рисунке, встречаются звуки [п] и [п’]? (Укроп, парник, пугало, петрушка, перо, шляпа.) Чтение слов: пар — парник, полола — полила. Учитель может дополнительно написать на доске и другие слова, которые встретятся в тексте, и прочитать их путём наращения: ставил — поставил, пусто — капуста, пасти — спасти, куст — кустик — кустики. Рассказы учащихся на основе личного опыта. — Кто из вас тоже помогает родителям работать на даче или в деревне? | |
6. | Первичное закрепление во внешней речи. (4-5 мин) | - Отлично. Для того чтобы открыть следующую последнюю букву и открыть истину, нам нужно поучаствовать в игре. СЛАЙД 17 - Как называется игра? Как мы будем играть? Игра «Лучшие журналисты» (работа в парах). - Распространите текст и выполните задания. Выделите главные члены предложения. Обозначьте, чем выражены подлежащее и сказуемое. Светила (большая, жёлтая) луна. (В лесу) стояла тишина. Опустился (на землю густой ) туман. (Проверка и выбор лучшего текста) - Кто выполнил первое задание? Второе? Третье? - С помощью чего вы распространяли предложения? (второстепенных членов) На какую букву начинается первое слово? (буква В) Это последняя буква, которой нам недоставало. СЛАЙД 18 - Посмотрите на буквы, которые мы собрали (а, с, н, о, о, в). Получилось у нас слово? Какое слово зашифровано? (основа) СЛАЙД 19
- Как связано данное слово с темой урока? (Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения.) СЛАЙД 20 | Работа на с. 95. — Рассмотрите страницу в «Азбуке». Будете ли вы сегодня изучать новую букву? (Нет.) Но посмотрите, сколько нужно успеть прочитать за урок длинных слов, рассказов, стихотворений! Сумеете? — Чем расстроен мальчик? Как называют ребят, у которых сумки с красными крестами? (Санитарами.) Чем занимаются санитары? (Они оказывают помощь больным.) Как вы думаете, о чём говорят ребята? (Разыгрывание диалога.) Подготовка к чтению текста. Упражнение в чтении слов на разворачивающихся полосках. — Узнаем, как об этом говорится в тексте. Но сначала, чтобы подготовиться к чтению, прочитайте слова, которые встретятся в тексте. Учитель разворачивает бумажные полоски со словами «санитары», «витамины» так, чтобы постепенно открывался каждый следующий слог. Затем слова перечитываются целиком, вывешиваются на доске в качестве ключевых слов текста. Чтение слов в столбике. Слова читаются по пометам, затем перечитываются целиком с ударением. Чтение текста «Санитары». Чтение для себя: вполголоса, шёпотом. Чтение для класса цепочкой по предложению. Анализ содержания по структурно-смысловым частям на основе ответов на вопросы с опорой на рисунок: — Как зовут санитаров? Что у Тамары? А что у Виталика? Почему Слава обратился за помощью к санитарам? Какую помощь ему предложили ребята? А на что рассчитывал Слава? Работа в паре. — Подготовьтесь к чтению в паре разговора ребят. С каким чувством надо прочитать слова Тамары? (Сопереживания, заботы.) Каким голосом надо прочитать ответ Славы? (Разочарования, неудовольствия.) | -умение выражать свои мысли (К); |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин) | - Молодцы, сейчас вы самостоятельно выполните Упр. 145. - Что там нужно сделать? (определить подлежащее и сказуемое в каждом предложении). | Выразительное чтение отрывка из стихотворения Агнии Барто «Мы с Тамарой». — С каким чувством говорит Таня о том, что они с Тамарой санитары? (С чувством гордости.) Послушайте всё стихотворение и определите, меняется ли настроение Тани в конце произведения. («… я реву».) | |
8. | Включение в систему знаний и повторение. (4-5 мин) | СЛАЙД 21
Кем вы сегодня на уроке были? Понравилась вам работа журналиста? -Раз мы были журналистами, как же мы сможем обойтись без интервью. Сейчас мы подведем итоги урока, как настоящие журналисты, один из пары будет задавать вопрос, а другой отвечать, потом поменяетесь. ( даю микрофоны, каждый ученик задает один вопрос по пройденной теме соседу по парте) Какую тему мы сегодня изучали, повторяли? Назовите главные члены предложения? Как их можно назвать по-другому? На какие вопросы отвечают главные члены предложения? Какими частями речи выражены главные члены предложения? Как называются остальные члены предложения? | Обобщение. — О чём читали сегодня на уроке? Что интереснее читать: отдельные слова или тексты? А зачем нужно учиться читать отдельные слова? (Без умения читать слова нельзя прочитать и понять текст.) — Много ли новых слов вы прочитали, изучив букву Пп? Благодаря чему вы сумели так много прочитать на уроке? -Раз мы были журналистами, как же мы сможем обойтись без интервью. Сейчас мы подведем итоги урока, как настоящие журналисты, один из пары будет задавать вопрос, а другой отвечать, потом поменяетесь. ( даю микрофоны, каждый ученик задает один вопрос по пройденной теме соседу по парте) | Доказательство (П); Коррекция (Р); Оценка (Р); Осознание и произвольное построение речевого высказывания (П). |
9. | Рефлексия учебной деятельности. (1-2 мин) | - Сегодня на уроке вы работали замечательно. - Что было интересно, трудно? - Что вы узнали на уроке? - Чему научились? - Какие задания вызвали затруднения? - Как вы думаете, знания которые вы получили сегодня на уроке пригодятся вам в жизни? -Возьмите оценочный лист в виде лестницы и отметьте, достигли ли вы планируемых результатов. Поднимите руку те, у кого все + -Спасибо за работу на уроке, мне было приятно с вами работать. | Рефлексия способов и условий действия (П); |
Записи в тетради
Девятнадцатое ноября.
Классная работа.
автобус, аккуратный, аптека, арбуз
После школы дети (ребята) ездят на автобусе в бассейн.
Упражнение 144
Багровое солнце тихо скрылось за лесом. Спустилась ночь. На небе высыпали яркие звёзды.
Светила (большая, жёлтая) луна. (В лесу) стояла тишина. Опустился (на землю густой) туман.
Резерв
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай звук».
- Я делаю вид, что кидаю вам мяч и произношу звук. А вы должны этот мяч поймать вместе со звуком.
- Итак, начинаем. (Я кидаю мяч определенному ученику, а он его ловит).
-[с]
-[о]
-[м]
- Сколько звуков вы поймали? (3)
- Какие звуки? [с] [о] [м]
-Какое слово получили?
- Следующий мяч:
-[в]
-[а]
-[т]
-[а]
- Сколько звуком поймали? (4 звука)
-Какое слово получили?
- Следующий мяч:
-[в’]
-[и]
-[л]
-[ы]
- Сколько звуком поймали? (4 звука)
-Какое слово получили?
И вы получаете следующую букву, своего слова (А).