Уроки обучения грамоте «Закрепление знаний о звуке [ч’] и буквах Ч, ч» (1 класс)
Уроки обучения грамоте 1 Г класс учитель-Петрова Н.В.
Закрепление знаний о звуке [ч’] и буквах Ч, ч
Материал может быть использован на уроке повторения изученного материала.
Рекомендации по использованию презентации
Переход слайдов осуществляется по щелчку мыши.
Все задания на слайдах появляются по щелчку мыши.
Цели:
закрепить знания о звуке [ч’] и буквах Чч в процессе использования деятельностного метода обучения; развивать наглядно-образное мышление посредством использования модулей (звук, слог, слово);
формировать познавательные и регулятивные универсальные учебные действия: учить классифицировать слова, создавать условия для рассуждений и доказательств;
формировать коммуникативные универсальные учебные действия, создавать условия для развития детской любознательности, развивать умения работать в группе.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II. Работа над темой
1. Вхождение в тему урока
Учитель: Дети, какое время года на дворе? По каким признакам можно узнать это время года?
Дети перечисляют признаки времени года,
когда изучается данная тема.
Учитель: Какое время года вы любите?
Дети рассказывают о своем любимом времени года.
Учитель: Давайте немного пофантазируем: представим, что сейчас ваше любимое время года – лето, и прогуляемся по лугу!
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг
Да по колено травы!
Кого можно здесь встретить?
Дети перечисляют животных и насекомых луга.
Учитель: Молодцы! А сейчас предлагаю вам определить, с каким звуком и буквами мы будем работать на уроке. Нам помогут эти задания (слайд 2). Кто же это сидит в траве?
Чемпион по прыжкам.
Скачет, скачет по лужкам. (Кузнечик.)
Учитель: Ребята, а вы знаете, почему кузнечик зеленого цвета? (Дети выдвигают свои предположения. Учитель дополняет ответы детей: кузнечик имеет зеленый окрас, потому что он живет в среде зеленого цвета – в траве. Благодаря этому он может прятаться, бегать, не боясь быть замеченным врагами. Если бы, к примеру, кузнечики жили в пустыне, то наверняка они были бы желтого или песочного цвета, чтобы иметь возможность слиться с природой и спрятаться.)
Выложите столько кружков, сколько звуков в слове «кузнечик». (Один ребенок выкладывает звуковую схему на доске, остальные – на парте.)
Учитель: Что сообщает нам эта звуковая схема?
Ученик: В этом слове три слога, т.к. три гласных звука. Три согласных звука твердых, два – мягких.
Учитель: Назовите мягкие согласные звуки в слове.
Ученик: [нʼ], [чʼ].
Учитель: Что еще вы знаете про второй мягкий согласный звук?
Ученик: Звук [ч’] — всегда мягкий, глухой, согласный.
2. Работа со звуковыми схемами
Дети составляют звуковые схемы на партах, а один ученик
работает у доски, затем работа проверяется на слайде.
Учитель: Наше первое задание помогло вам определить, с каким звуком и какими буквами будем работать?
Дети: Со звуком [ч’] и буквами Чч.
Учитель: Чему мы должны научиться на уроке? Ваше мнение?
Ученик: Правильно составлять звуковые схемы.
Ученик: Читать слова, в которых есть звук [ч’].
Учитель: Правильно. Сегодня нам часто будет встречаться этот звук. Давайте за ним понаблюдаем. Продолжим составлять звуковые схемы. Предлагаю вам следующую загадку про насекомого луга (слайд 3).
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел.
Ученики: Это бабочка.
Учитель: Молодцы! Выложите звуковую схему этого слова. Какие звуки вы слышите в этом слове? (Дети перечисляют звуки.)
Учитель: Где находится звук [ч’]?
Ученик: В середине слова.
Физкультминутка
Учитель: Пора немного отдохнуть.
Дети все вместе рассказывают стихотворение
и показывают движения.
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Учитель: Вот еще для вас загадка про одного жителя луга (слайд 4).
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (Пчелка.)
Выложите звуковую схему к этому слову. Каким по счету стоит звук [ч’] в слове? Какой это звук?
Ученик: Мягкий, согласный, глухой.
Учитель: Скажите, дети, какой пчелку назвал автор?
Ученик: Домовитой.
Учитель: Как вы думаете, почему пчелка так названа?
Ученик: Потому что она много трудится и собирает нектар, который несет в свой домик – улей.
Учитель: Какой еще вы бы назвали пчелку?
Ученики: Трудолюбивой, беспокойной, заботливой.
Учитель: Рассмотрите схемы на доске. Как вы думаете, что общего в этих словах?
Ученик: Во всех словах есть согласные звуки – мягкие и твердые.
Ученик: Во всех словах есть звук [ч’].
Учитель: Что вы знаете про этот звук?
Ученик: Звук [ч’] всегда мягкий, согласный, глухой. Может стоять в середине, в конце и в начале слова.
Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо справились со звуковыми схемами. А теперь предлагаю вам поработать со словами, в которых нам встретятся буквы Ч, ч.
3. Работа со слогами и словами (слайд 5)
Учитель: Прилетела наша пчелка в улей и стала наводить порядок в доме. Давайте поможем ей. Прочитайте слоги. (Дети прочитывают слоги.) Какое задание можно выполнить с ними?
Ученик: Разделить слоги на две группы. В одну группу собрать слова, где есть буква ч, в другую – остальные слоги.
Ученик: Составить слова из слогов.
Учитель: Отлично. Соберитесь в группы. Попытайтесь составить как можно больше слов из слогов. Напечатайте их на листочке или в тетрадочке.
ча ка боч чай ник доч сы печ реч ша
(Часы, бочка, чайка, чайник, дочка, печка, печник, речка, чаша, речник.)
Учитель: С заданием справились. Предлагаю одной группе зачитать составленные слова, а другие группы будут дополнять.
Одна группа ребят зачитывает составленные слова, остальные сверяются и дополняют ответ своими словами.
Учитель: Молодцы! Много слов придумали. У меня на слайде тоже напечатаны некоторые слова. Как вы думаете, какой общий признак у этих слов?
Ученик: Все слова – предметы, двухсложные, во всех словах есть звук [ч’].
Учитель: На какие группы можно разделить эти слова? В парах посоветуйтесь и подумайте над этой проблемой. Предложите свои варианты деления слов на группы. (Дети получают карточки со словами. Приложение 2.)
Ученик: Слова со звуком [ч’] в начале отнести в одну группу, в середине – в другую группу.
Ученик: По расстановке ударения.
Ученик: Одушевленные – в одну группу, неодушевленные – в другую группу.
Дети зачитывают слова по группам.
Учитель: Молодцы! Хорошо потрудились. Давайте немного отдохнем.
Физминутка
Учитель: Покажите, как пчелка летает с цветка на цветок, кружится, потягивается после большой и трудной работы.
Дети показывают движения.
Учитель: Ох, наша пчелка устала. Решила она тоже отдохнуть, попить чай. Прочитав стихотворение, вы узнаете, как она отдыхала.
Тексты у каждого ученика на карточке. (Приложение 1.)
Дети сначала читают про себя, затем вслух (слайд 6).
Чай из листиков нарезан,
Снятых с чайного куста.
Пчелке нашей чай полезен —
Чайник в доме неспроста.
Учитель: Найдите в этом стихотворении слова, похожие по смыслу.
Ученик: Чай, чайник, чайного.
Учитель: Как они называются?
Ученик: Родственные.
Учитель: Что у них общего?
Ученик: Корень -чай-.
Учитель: Что еще общего в этих словах?
Ученик: Слова начинаются на звук [ч’].
Учитель: Молодцы, правильно. Раз пчелка очень много трудится, как ее можно назвать?
Ученик: Трудолюбивой.
Учитель: Можно ли так назвать людей?
Ученик: Да.
Учитель: Откройте «Азбуку» на странице 101. Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?
Делу – время, потехе – час.
Дети объясняют смысл пословицы.
Учитель: Теперь прочитайте еще два предложения. Когда так говорят?
Как бы убить время?
Я хочу выиграть время.
Дети объясняют смысл предложений.
III. Развивающее задание
Учитель: Молодцы. Я хочу вам предложить интересное задание на дом. Мы начали разговор о времени. Вместе с родителями поищите сведения об истории часов. Завтра на уроке мы послушаем ваши рассказы.
lV. Итог урока (слайд 7)
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. С каким звуком мы работали сегодня? Расскажите про него.
Ученик: Мы работали со звуком [ч'].
Ученик: Этот звук согласный, глухой, всегда мягкий, может стоять в начале слова, в середине и в конце.
Учитель: Чему мы учились на уроке?
Ученик: Правильно составлять звуковые схемы.
Ученик: Читать слова, предложения, в которых есть звук [ч’].
Учитель: Ваше мнение: мы справились с поставленной задачей? Насколько хорошо вы научились составлять звуковые схемы, правильно читать слова и предложения со звуком [ч']? Отметьте нужный уровень в тетрадочках.
Дети на отрезках показывают свой уровень
усвоения материала.
Учитель: Вы хорошо сегодня поработали на уроке и в группах, и в парах. Показали себя дружными и активными. Молодцы! Урок окончен.
Ссылки
http://childline.ru/nasekomie.shtml – загадки про насекомых.
http://littlehuman.ru/687/ – загадки про насекомых.