Уроки обучения грамоте «Закрепление знаний о звуке [ч’] и буквах Ч, ч» (1 класс)

1
0
Материал опубликован 5 February 2016

Уроки обучения грамоте 1 Г класс учитель-Петрова Н.В.

Закрепление знаний о звуке [ч’] и буквах Ч, ч

 

Материал может быть использован на уроке повторения изученного материала.

Рекомендации по использованию презентации

Переход слайдов осуществляется по щелчку мыши.

Все задания на слайдах появляются по щелчку мыши.

Цели:

закрепить знания о звуке [ч’] и буквах Чч в процессе использования деятельностного метода обучения; развивать наглядно-образное мышление посредством использования модулей (звук, слог, слово);

формировать познавательные и регулятивные универсальные учебные действия: учить классифицировать слова, создавать условия для рассуждений и доказательств;

формировать коммуникативные универсальные учебные действия, создавать условия для развития детской любознательности, развивать умения работать в группе.

 

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

 

II. Работа над темой

1. Вхождение в тему урока

Учитель: Дети, какое время года на дворе? По каким признакам можно узнать это время года?

Дети перечисляют признаки времени года,

когда изучается данная тема.

Учитель: Какое время года вы любите?

Дети рассказывают о своем любимом времени года.

Учитель: Давайте немного пофантазируем: представим, что сейчас ваше любимое время года – лето, и прогуляемся по лугу!

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг

Да по колено травы!

Кого можно здесь встретить?

Дети перечисляют животных и насекомых луга.

Учитель: Молодцы! А сейчас предлагаю вам определить, с каким звуком и буквами мы будем работать на уроке. Нам помогут эти задания (слайд 2). Кто же это сидит в траве?

Чемпион по прыжкам.

Скачет, скачет по лужкам. (Кузнечик.)

Учитель: Ребята, а вы знаете, почему кузнечик зеленого цвета? (Дети выдвигают свои предположения. Учитель дополняет ответы детей: кузнечик имеет зеленый окрас, потому что он живет в среде зеленого цвета – в траве. Благодаря этому он может прятаться, бегать, не боясь быть замеченным врагами. Если бы, к примеру, кузнечики жили в пустыне, то наверняка они были бы желтого или песочного цвета, чтобы иметь возможность слиться с природой и спрятаться.)

Выложите столько кружков, сколько звуков в слове «кузнечик». (Один ребенок выкладывает звуковую схему на доске, остальные – на парте.)

Учитель: Что сообщает нам эта звуковая схема?

Ученик: В этом слове три слога, т.к. три гласных звука. Три согласных звука твердых, два – мягких.

Учитель: Назовите мягкие согласные звуки в слове.

Ученик: [нʼ], [чʼ].

Учитель: Что еще вы знаете про второй мягкий согласный звук?

Ученик: Звук [ч’] — всегда мягкий, глухой, согласный.

2. Работа со звуковыми схемами

Дети составляют звуковые схемы на партах, а один ученик

работает у доски, затем работа проверяется на слайде.

Учитель: Наше первое задание помогло вам определить, с каким звуком и какими буквами будем работать?

Дети: Со звуком [ч’] и буквами Чч.

Учитель: Чему мы должны научиться на уроке? Ваше мнение?

Ученик: Правильно составлять звуковые схемы.

Ученик: Читать слова, в которых есть звук [ч’].

Учитель: Правильно. Сегодня нам часто будет встречаться этот звук. Давайте за ним понаблюдаем. Продолжим составлять звуковые схемы. Предлагаю вам следующую загадку про насекомого луга (слайд 3).

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел.

Ученики: Это бабочка.

Учитель: Молодцы! Выложите звуковую схему этого слова. Какие звуки вы слышите в этом слове? (Дети перечисляют звуки.)

Учитель: Где находится звук [ч’]?

Ученик: В середине слова.

Физкультминутка

Учитель: Пора немного отдохнуть.

Дети все вместе рассказывают стихотворение

и показывают движения.

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Учитель: Вот еще для вас загадка про одного жителя луга (слайд 4).

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчелка.)

Выложите звуковую схему к этому слову. Каким по счету стоит звук [ч’] в слове? Какой это звук?

Ученик: Мягкий, согласный, глухой.

Учитель: Скажите, дети, какой пчелку назвал автор?

Ученик: Домовитой.

Учитель: Как вы думаете, почему пчелка так названа?

Ученик: Потому что она много трудится и собирает нектар, который несет в свой домик – улей.

Учитель: Какой еще вы бы назвали пчелку?

Ученики: Трудолюбивой, беспокойной, заботливой.

Учитель: Рассмотрите схемы на доске. Как вы думаете, что общего в этих словах?

Ученик: Во всех словах есть согласные звуки – мягкие и твердые.

Ученик: Во всех словах есть звук [ч’].

Учитель: Что вы знаете про этот звук?

Ученик: Звук [ч’] всегда мягкий, согласный, глухой. Может стоять в середине, в конце и в начале слова.

Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо справились со звуковыми схемами. А теперь предлагаю вам поработать со словами, в которых нам встретятся буквы Ч, ч.

3. Работа со слогами и словами (слайд 5)

Учитель: Прилетела наша пчелка в улей и стала наводить порядок в доме. Давайте поможем ей. Прочитайте слоги. (Дети прочитывают слоги.) Какое задание можно выполнить с ними?

Ученик: Разделить слоги на две группы. В одну группу собрать слова, где есть буква ч, в другую – остальные слоги.

Ученик: Составить слова из слогов.

Учитель: Отлично. Соберитесь в группы. Попытайтесь составить как можно больше слов из слогов. Напечатайте их на листочке или в тетрадочке.

ча ка боч чай ник доч сы печ реч ша

(Часы, бочка, чайка, чайник, дочка, печка, печник, речка, чаша, речник.)

Учитель: С заданием справились. Предлагаю одной группе зачитать составленные слова, а другие группы будут дополнять.

Одна группа ребят зачитывает составленные слова, остальные сверяются и дополняют ответ своими словами.

Учитель: Молодцы! Много слов придумали. У меня на слайде тоже напечатаны некоторые слова. Как вы думаете, какой общий признак у этих слов?

Ученик: Все слова – предметы, двухсложные, во всех словах есть звук [ч’].

Учитель: На какие группы можно разделить эти слова? В парах посоветуйтесь и подумайте над этой проблемой. Предложите свои варианты деления слов на группы. (Дети получают карточки со словами. Приложение 2.)

Ученик: Слова со звуком [ч’] в начале отнести в одну группу, в середине – в другую группу.

Ученик: По расстановке ударения.

Ученик: Одушевленные – в одну группу, неодушевленные – в другую группу.

Дети зачитывают слова по группам.

Учитель: Молодцы! Хорошо потрудились. Давайте немного отдохнем.

Физминутка

Учитель: Покажите, как пчелка летает с цветка на цветок, кружится, потягивается после большой и трудной работы.

Дети показывают движения.

Учитель: Ох, наша пчелка устала. Решила она тоже отдохнуть, попить чай. Прочитав стихотворение, вы узнаете, как она отдыхала.

Тексты у каждого ученика на карточке. (Приложение 1.)

Дети сначала читают про себя, затем вслух (слайд 6).

Чай из листиков нарезан,

Снятых с чайного куста.

Пчелке нашей чай полезен —

Чайник в доме неспроста.

Учитель: Найдите в этом стихотворении слова, похожие по смыслу.

Ученик: Чай, чайник, чайного.

Учитель: Как они называются?

Ученик: Родственные.

Учитель: Что у них общего?

Ученик: Корень -чай-.

Учитель: Что еще общего в этих словах?

Ученик: Слова начинаются на звук [ч’].

Учитель: Молодцы, правильно. Раз пчелка очень много трудится, как ее можно назвать?

Ученик: Трудолюбивой.

Учитель: Можно ли так назвать людей?

Ученик: Да.

Учитель: Откройте «Азбуку» на странице 101. Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?

Делу – время, потехе – час.

Дети объясняют смысл пословицы.

Учитель: Теперь прочитайте еще два предложения. Когда так говорят?

Как бы убить время?

Я хочу выиграть время.

Дети объясняют смысл предложений.

 

III. Развивающее задание

Учитель: Молодцы. Я хочу вам предложить интересное задание на дом. Мы начали разговор о времени. Вместе с родителями поищите сведения об истории часов. Завтра на уроке мы послушаем ваши рассказы.

 

lV. Итог урока (слайд 7)

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. С каким звуком мы работали сегодня? Расскажите про него.

Ученик: Мы работали со звуком [ч'].

Ученик: Этот звук согласный, глухой, всегда мягкий, может стоять в начале слова, в середине и в конце.

Учитель: Чему мы учились на уроке?

Ученик: Правильно составлять звуковые схемы.

Ученик: Читать слова, предложения, в которых есть звук [ч’].

Учитель: Ваше мнение: мы справились с поставленной задачей? Насколько хорошо вы научились составлять звуковые схемы, правильно читать слова и предложения со звуком [ч']? Отметьте нужный уровень в тетрадочках.

Дети на отрезках показывают свой уровень

усвоения материала.

Учитель: Вы хорошо сегодня поработали на уроке и в группах, и в парах. Показали себя дружными и активными. Молодцы! Урок окончен.

Ссылки

http://childline.ru/nasekomie.shtml – загадки про насекомых.

http://littlehuman.ru/687/ – загадки про насекомых.

Комментарии
Комментариев пока нет.