Технологическая карта урока обучения грамоте «Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч»
Технологическая карта урока.
Тема | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. |
Педагогические цели | Образовательная - создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ч’], буквами Ч, ч. Развивающая – развивать память, внимание, воображение, устную речь, логическое мышление. Воспитательная – воспитывать у детей интерес и любовь к русскому языку. |
Тип урока | Решение учебной задачи. |
Планируемые результаты (предметные) | Устанавливают, что звук [ч’] всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; владеют навыками правописания ча, чу. |
Личностные результаты | Проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания, понимают важность бережного отношения к своему здоровью. |
Универсальные учебные действия. | Регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя, учатся отличать верно выполненное задание от неверно выполненного задания, учатся высказывать своё предположение. Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризуют согласный звук [ч’]. Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Согласный звук [ч’], мягкий; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Ч, ч; правописание ча, чу. |
Образовательные ресурсы | Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор, рисунок черепахи, план для работы в парах, схема слова «черепаха», счетные палочки, кружки трёх цветов для оценивания и рефлексии. |
Сценарий урока.
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||||
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | Приветствие учащихся. – Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. Улыбнитесь друг другу, мне. – Начнём урок обучения грамоте. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | Фронтальный. Наблюдение учителя. | ||
II. Дыхательная гимнастика. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | - Чтобы всё прошло хорошо на уроке, чтобы вы смогли справиться со всеми заданиями, выполним упражнения на дыхание. Вдыхаем морозную свежесть носом, выдыхаем ртом (3-4 раза). Сдуваем снежинки с рукавичек (3 раза). Наши руки замёрзли, согреем их дыханием (3-4 раза). | Внимательно слушают учителя. Выполняют движения по тексту. | Готовят артикуляционный аппарат к чтению. | Фронтальный. Наблюдение учителя. | ||
III. Постановка учебной задачи. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | – Молодцы, ребята! Вот теперь вы готовы к тому, чтобы выполнить все задания, преодолеть все трудности, которые подготовила для вас наша гостья. А кто она, вы узнаете, если отгадаете загадку. - По земле старушка бродит, а из дома не выходит. Надо ль ей переживать, где придётся ночевать? Нет, она не знает страха: Всегда дома …! (ЧЕРЕПАХА) - Как вы догадались? (На доске появляется рисунок Мудрой Черепахи). К нам на урок пришла Мудрая Черепаха и приготовила для вас задания. Она хочет проверить, умеете ли вы думать, отвечать на вопросы, читать, дружно работать. Вот и первое задание. - Произнесите слово «ЧЕРЕПАХА» и прислушайтесь к нему. Назовите по порядку все звуки в этом слове. Какой звук первый? – Сформулируйте тему урока. | Слушают учителя. – [ч ]. – Познакомимся со звуком [ч’] и буквой, обозначающей его на письме. | Вместе с учителем формулируют учебную задачу. | Фронтальный. Устные ответы. | ||
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Исследование звука [ч’]. | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа с планом, в парах, беседа. | - Давайте исследуем звук [ч’] и дадим ему характеристику. А работать будем по следующему плану. На доске:
- Этот же план лежит у вас на партах. Работая в парах, исследуйте звук [ч ] самостоятельно. То, что подходит для характеристики нового звука, обведите в плане простым карандашом. - Что вы узнали о звуке [ч’]? Докажите, что он согласный. - Как произносится звук [ч’] – твёрдо или мягко? Подберите слова, где бы этот звук произносился твёрдо. Как вы думаете, почему мы не смогли подобрать слова с твёрдым звуком? - Докажите, что звук [ч’] глухой. - Дайте полную характеристику новому звуку. Молодцы! И с этим заданием Мудрой Черепахи вы справились. | 1.Учащиеся самостоятельно работают в парах, исследуют новый звук. 2. Звук [ч’] – согласный, так как воздух встречает на своём пути преграды. В русском языке звук [ч’] – всегда только мягкий, он не имеет твёрдой пары. Звук [ч’] глухой. | Произносят слово с изучаемым звуком. Выделяют звук [ч’], наблюдают над особенностями произнесения нового звука. Характеризуют выделенный звук, доказывают, что он согласный, глухой, всегда мягкий. | Фронтальный. Выделение звука, устные ответы. Слого-звуковой анализ слов. | ||
2. Составление слого-звуковой схемы слова. | Индивидуальная. Самостоятельная работа. Сравнение с эталоном. | - Мудрая Черепаха хочет узнать, умеете ли вы составлять схемы слов. Самостоятельно составьте схему слова «черепаха». - Сравните со схемой на доске. У кого получилась такая же схема? Сколько в слове слогов? Докажите. Какой слог ударный? Назовите первый слог, второй слог, третий слог, четвёртый слог. Из чего состоит каждый слог? | Произносят слово с изучаемым звуком. Составляют слого-звуковую схему слова. Обозначают мягкость на схемах-моделях. | Учащиеся самостоятельно составляют слого-звуковую схему слова, сравнивают с эталоном, исправляют ошибки. | Фронтальный. Слого-звуковой анализ слова. | ||
3. Игра «Кто больше»? | Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра. | - А теперь Мудрая Черепаха предлагает поиграть в игру «Кто больше?» Назовите слова со звуком [ч’] и определяйте его место в слове. | - Грач, врач, мяч, луч, палач, силач, калач, печь, речь, ночь, дочь, речка, печка, дочка, точка, ночка, часы, чайник, человек и др. | Различают звук в словах. Выделяют звук [ч’] из слов. Называют слова со звуком [ч’]. | Фронтальный. Игра. | ||
4.Физкультминутка. | Коллективная. Практический. | – У нашей гостьи есть сад, ей нужно помочь посадить растения. Я буду перечислять названия растений. Если в них есть звук [ч’], вы изображаете, как копаете ямки для саженцев. Если в названиях звук [ч’] отсутствует, вы делаете наклоны в стороны. Вишня, слива, черёмуха, яблоня, тополь, черешня, осина, чёрная смородина, берёза, жимолость, малина. | Выполняют правила, предложенные учителем. | Осуществляют профилактику утомления. | Коллективный. Правильное выполнение упражнений, распознание звука [ч’] в названиях деревьев. | ||
5. Знакомство с буквой Ч. | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы. | – Звук [ч’] на письме обозначается буквой ч (че). – На что похожа буква Ч? Да, вы правильно решили: Ч мы пишем как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. – Сделайте букву Ч из счетных палочек. - Для чего нам нужны две буквы? - Молодцы, и с этим заданием вы справились. | Находят букву Ч Высказывают свои предположения. Из счетных палочек делают букву Ч. | Распознают букву Ч на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек. | Фронтальный. Устные ответы. Моделирование. | ||
6. Чтение слогов на интерактивной доске. | Коллективная. Словесный. Чтение. | – Прочитайте слияния: ча – с радостью, чо – с удивлением, чу – пропеть, че – с грустью, чи – с вопросом. | Хором читают слоги-слияния. | Читать слоги-слияния устанавливают, что звук [ч’] всегда мягкий. | Коллективный. Чтение слогов. | ||
7. Работа с интерактивной доской. Слоги. | Коллективная. Словесный. Чтение. | - Как вы думаете, что необычное должно произойти с нашими героями? Проверим. Читаем слог и отправляем его на кресло. | Наблюдают, высказывают предположения, обосновывают, делают вывод. | Устанавливают на основе наблюдений и воспоминаний, что все слоги с буквой «Ч» произносятся мягко. | Фронтальный. Устные ответы. Чтение слогов. | ||
8. Работа с интерактивной доской. Составление слов. | Коллективная. Словесный. Чтение. | - Вставьте пропущенные слоги так, чтобы получились слова. | - Часы, плечо, чуб, кирпичи, черепаха. | Составляют слова, выбирая необходимый слог, и читают эти слова. | Фронтальный. Устные ответы. Чтение слов. | ||
9. Работа с иллюстрацией и текстом (учебник, с. 4–5) | Коллективная, парная. Словесный, практический. Чтение, беседа. | – Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? – Прочитайте и отгадайте загадку. – Найдите в тексте загадки букву ч. – Прочитай текст. Озаглавьте его. – Какие бывают часы? – Подумайте, где можно найти сведения о часах. Составьте о них свой рассказ. | Рассматривают иллюстрацию. Часы. – Часы. – Находят букву ч в загадке. Читают текст, озаглавливают: «Часы». Перечисляют, какие бывают часы. | Читают загадку, текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Составляют рассказ по сюжетной картинке. Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного текста. Получают задание для самостоятельного поиска дополнительных сведений в словаре и составления на их основе рассказа. | Коллективный, парный. Чтение, устные ответы. | ||
10. Правописание ча, чу | Фронтальная. Словесный, практический. Работа с правилом, беседа. | – Прочитайте правило. – Найдите на странице слова с сочетанием ча, чу. Какие буквы пишутся после ч? Почему? – В слоге ча пишется всегда а, в слоге чу всегда пишется у, поскольку звук [ч’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особой буквой. | Читают правило, запоминают его, находят в словах сочетания ча, чу. | Устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ча пишется всегда а, в слоге чу всегда пишется у, поскольку звук [ч’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особой буквой. | Фронтальный. Устные ответы. | ||
V. Рефлексивно-оценочный. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | - Молодцы, ребята! Со всеми заданиями Мудрой Черепахи вы справились. Наш урок подошёл к концу. – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? - Оцените себя. – Удалось ли вам сохранить ту улыбку, которая была в начале урока? | Отвечают на вопросы учителя. | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке. | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы. |