12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лиана Борисовна634
Россия, Пермский край
16

Технологическая карта урока на тему: «Звук (ч), буква Ч»



Технологическая карта урока

ФИО педагога: Бакирова Лиана Борисовна

Класс: 1

Предмет: Обучение грамоте

Тема: «Звук (ч), буква Ч»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: познакомить учащихся с согласным звуком [ч’], буквами Ч, ч,

Задачи:

1. Предметные:

сформировать представления детей о новом звуке [ч’], букве Ч, ч.

учить находить новый звук в словах.

2. Метапредметные:

Познавательные: воспитывать познавательный интерес, интерес к чтению, навыки самостоятельной работы.

Коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношение к школе.

Планируемые результаты:

1. Предметные: знакомство с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает; развитие фонематического слуха.

2. Метапредметные:

Регулятивные: контроль и оценка своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению; учится работать в группах.

Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.

Оборудование: наглядность: разноцветные лепестки, смайлики для работы с «Лесенкой знаний». 

Презентация: 

Презентация к уроку
PPT / 4.96 Мб

Основные источники информации:

Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. М.: Просвещение, 2012.

http://docplayer.ru/33283516-Metapredmetnyy-podhod-osnova-organizacii-produktivnogo-obucheniya-v-shkole-stupeney.html - Метапредметный подход основа организации продуктивного обучения в школе ступеней.

http://122.72.0.6www.openclass.ru/node/343928 - разработка Барановой Н.А.

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД

Методические, технологические приемы

Прогнозируемый результат

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Долгожданный наш звонок,

Начинается урок,

Друг на друга

поглядели

И тихонечко все сели.

- Перед вами лепестки разного цвета: желтого, красного, зеленого, синего, голубого, фиолетового.

Возьмите тот лепесток, который вам больше понравился, и прикрепите его к стебельку, который на доске. Запомните свой цвет. А что обозначает каждый цвет, вы сейчас узнаете, это и будет вашим помощником на уроке:

* красный - активность,

* зеленый - рассудительность,

* синий - упорство, тяга к знаниям,

* голубой - фантазия,

* желтый - надежда на успех,

* фиолетовый – мечтательность.

Приветствуют учителя.

Ученики выбирают лепестки понравившегося цвета и прикрепляют их к доске.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других.

Беседа

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.

II. Актуализация опорных знаний

- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску на наше «Чудо – дерево».

- Что вы видите?

-Давайте снимем с этого дерева фрагменты букв, расположим их в 2 ряда (Парные звонкие и глухие согласные) (Б, Р, Н, В, Ж, М, К, Г, В Ц)

-Какие знания вам в этом помогли?

- Сейчас каждый вспомнит, что он уже знает, начиная с фразы:

* Я знаю ................................

* Я умею ...............................

* Я могу.................................

(слайд 2)

Ученики предлагают варианты ответа на вопрос

(фрагменты букв).

Ученики предлагают варианты ответа на поставленный вопрос

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; допускать существование различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях.

Личностные: формирование мотивации к обучению.

Беседа, опрос


 


 


 


 

Фронтальная работа


 

Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.


 

III. Открытие новых

знаний


 


 


 


 


 


 


 

Постановка цели и задач урока

Отгадайте, пожалуйста, загадку:

На руке, и на стене,

И на башне в вышине

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до захода.

- С какого звука начинается слово?

-Попробуем пропеть, протянуть этот звук.

- Гласный он, или согласный? Звонкий, или глухой? Твердый, или мягкий? Парный, или непарный?

- Этот звук обозначается буквой « ЧЕ»

- На что похожа эта буква?

«Ч» мы пишем как четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

-Отталкиваясь от заданий, сформулируйте тему нашего урока.

-Да, тема нашего урока сегодня « Звук Ч, буква Ч».

А сейчас используя опорные слова, поставим цель урока:

Цель урока:

* Познакомится....................

* Учится................................

*Уметь отличать .................

*Уметь читать......................

(слайд 2)

- Давайте рассмотрим схемы слов и найдем новый звук в словах.

(Звуко - буквенный разбор схем слов МЯЧ, РУЧКА (Азбука, с 5))

Артикуляционная разминка:

«Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая»

(слайд 3)

Ученики предлагают варианты ответа на загадку:

(часы)

Ученики предлагают варианты ответа на поставленные вопросы:

( высказывания детей)

(на цифру четыре)

Опорные слова на экране

Подготовка речевого аппарата для правильного звукопроизношения, постановка правильного дыхания.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Коммуникативные:  умение оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Предметные: развить у детей фонематический слух, чёткую дикцию.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работа с учебником


 


 

Наблюдение

Познавательные: владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.


 

Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.

Предметные: знакомство с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает; развитие фонематического слуха.

IV. Организационно – деятельностный этап

- Что значит выражение «Час сидит за чашкой»? Никто ведь не измерял, сколько это по времени.

- Да, час может пройти быстро, а иногда и может показаться целой вечностью. В каких случаях так бывает?

- Послушайте стихотворение Сергея Баруздина:

Кто жить умеет по часам,

И ценит каждый час.

Того не надо по утрам,

Будить по 10 раз.

Успеет он одеться в срок.

Умыться и поесть.

И раньше. Чем звенит звонок,

За парту в школе сесть.

- О чем это стихотворение?

- Какое можно дать ему название?

- Что такое время? Какой есть прибор для определения времени?

- Давайте сейчас отдохнем и поиграем в часы.

Ученики предлагают варианты ответа на поставленный вопрос:

(значит долго)

( высказывания детей)

Внимательно слушают учителя

( высказывания детей)

(часы)

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.


 


 


 


 


 


 


 

Регулятивные: умение высказывать свое предположение.

Диалог


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Совместная деятельность учителя и обучающихся

Познавательные: владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.

V. Физминутка

Тик и так часы стучат

Целый день вперед спешат

Три часа на них сейчас

А теперь во 6 как раз часы.

Снова тикают часы.

9 нам пробьют они

У часов тяжелый труд.

Все они идут, идут.

Ученики каждую строку сопровождают движением повторяемым за учителем.

Личностные: формирование сознательного отношения к своему здоровью.

Совместная деятельность учителя и обучающихся

Снятие напряжение, усталости.

VI. Обучение чтению и работа с информацией

- Как вы думаете, а были ли раньше часы?

- Какие бывают часы?

-Кто знает, где находятся самые главные часы и как они называются?

(слайды 4-10)

(Работа по учебнику. Чтение текста. Азбука, с. 5.)

Загадки:

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

Вчера было, сегодня есть и завтра будет.

Чего возвратить нельзя?

- Чем отличается время от часов?

- Время нельзя остановить, а часы - можно, Время идет с одинаковой скоростью: повторяются 7 дней в неделе, 3 месяца у каждого времени года, 12 месяцев в году и т. д.. А часы могут идти вперед, или отставать. Время - не материально, а часы - это прибор измерения времени.

- А чтобы узнать, какие часы считаются самыми древними, вы должны выполнить задание по группам.

Работа в 3 группах.

(Каждой группе детей дается историческая справка.)

Задание: прочитайте текст, в каждом тексте найдите и подчеркните слова со звуком [ч].

Историческая справка

1 группа - С давних пор человек ведет счет времени по часам. Первые часы были солнечными. Вместо циферблата - расчерченная площадка под открытым небом. Вместо стрелок- тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнышко, ходит по площадке тень и показывает время. К сожалению, такие часы «работали» только днем и только в солнечную погоду.

2 группа – Водяные часы могут показывать время не только в солнечный день, но и в ненастье. От них пошла поговорка. « С той поры много воды утекло»

3 группа - Течет время в песочных часах. Вернее, течет песок, которым измеряют время. И восковая свеча-это тоже часы. Свечка снизу доверху разрисована черно- белыми полосками. Сколько полосок растаяло, столько прошло часов.

(Проверка работ в группах. Выборочное чтение, подтверждающее правильное иллюстрирование).

- Зачитайте слова, которые вы подчеркнули.

- Какие часы самые древние?

Позднее в 13 веке появились механические, а в 14 веке – пружинные часы. Сегодня часто используют электронные часы, которые показывают самое точное время.

- Человек, какой профессии чинит часы?

(слайд 11)

- Прочитайте стихотворение с доски:

Говорят: « Часы стоят».

Говорят: « Часы спешат».

Говорят « Часы идут».

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но они стоят на месте.

- Когда говорят о часах: спешат, стоят, идут, отстают?

-Составьте при помощи разрезной азбуки слово « ЧАСЫ».

- У кого из вас возник вопрос, проблема?

- Почему вы затрудняетесь?

- Послушайте сказку, которую приготовила для вас буква Ч:

Однажды буквы «Я, Ю, А, У» позвали играть в прятки букву Ч. После того, как они посчитались, букве Ч надо быть ведущей. Все буквы разбежались кто куда и спрятались. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А, У, а Я и Ю все не найдет. Обиженная пошла Ч домой. Проходит Ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась на них Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У буква Ч подружилась. С тех пор ЧА пишется с А, ЧУ- пишется с У

- Теперь мы должны знать правило, давайте его прочитаем на экране

-Найдите это правило в азбуке и запомните.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Почему буква « Ч» имеет домик только зеленого цвета?

Ученики предлагают варианты ответа на поставленный вопрос:

(Механические, электронные, песочные, башенные, наручные, напольные, вокзальные, настенные).

(Куранты)

(ВРЕМЯ)

(высказывания детей)

Хорошо читающие дети в каждой группе читают ее.

Ученики предлагают варианты ответа на поставленные вопросы:

(солнечные)

(часовщик)

(высказывания детей)

(мы не знаем, какую букву надо писать после Ч)

Внимательно слушают

учителя

Читают правило на экране

Регулятивные:

самоконтроль, оценка.

Познавательные:

совершенствование

умения читать слова и

слоги.

Коммуникативные:

инициативное

сотрудничество в

поиске и выборе

информации.


 


 


 


 


 

Регулятивные:

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, целеполагание, планирование, контроль. Уметь находить и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:

умение слушать и понимать других;

оценка действий парт-нера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


 


 


 

Диалог

Работа с презентацией.


 


 


 


 


 

Работа с учебником

Показ презентации


 


 


 


 


 


 


 


 

Работа в группах


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Совместная деятельность учителя и обучающихся


 


 


 


 

Познавательные: владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению; учится работать в группах.

Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.

Предметные: знакомство с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает; развитие фонематического слуха.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

VII. Рефлексия учебной деятельности

(итоги урока)

- Давайте оценим наши знания. Каждый прикрепит смайлик на стебельке, на котором вначале урока прикрепил лепесток.

- Совпали ли у вас цвета?

Ученики выбирают смайлики и прикрепляют их к доске.

Обучающиеся отвечают на вопрос

Метапредметные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Личностные: самоконтроль, выявление своего отношения к результатам своей деятельности и к деятельности своих одноклассников.

Диалог

Регулятивные: контроль и оценка своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.




Опубликовано


Комментарии (1)

Трефилова Раиса Поликарповна, 11.01.19 в 12:20 1Ответить Пожаловаться
Лиана Борисовна, благодарю Вас за технологическую карту урока!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.