Технологическая карта урока обучения грамоте на тему: «Звук (ч), буква Ч» (1 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
ФИО педагога: Бакирова Лиана Борисовна
Класс: 1
Предмет: Обучение грамоте
Тема: «Звук (ч), буква Ч»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: познакомить учащихся с согласным звуком [ч’], буквами Ч, ч,
Задачи:
1. Предметные:
сформировать представления детей о новом звуке [ч’], букве Ч, ч.
учить находить новый звук в словах.
2. Метапредметные:
Познавательные: воспитывать познавательный интерес, интерес к чтению, навыки самостоятельной работы.
Коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношение к школе.
Планируемые результаты:
1. Предметные: знакомство с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает; развитие фонематического слуха.
2. Метапредметные:
Регулятивные: контроль и оценка своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные: владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению; учится работать в группах.
Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.
Оборудование: наглядность: разноцветные лепестки, смайлики для работы с «Лесенкой знаний».
Презентация:
Презентация к урокуPPT / 4.96 Мб
Основные источники информации:
Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. М.: Просвещение, 2012.
http://docplayer.ru/33283516-Metapredmetnyy-podhod-osnova-organizacii-produktivnogo-obucheniya-v-shkole-stupeney.html - Метапредметный подход основа организации продуктивного обучения в школе ступеней.
http://122.72.0.6www.openclass.ru/node/343928 - разработка Барановой Н.А.
Технологическая карта урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Методические, технологические приемы |
Прогнозируемый результат |
I. Организационный момент |
Здравствуйте, ребята! Долгожданный наш звонок, Начинается урок, Друг на друга поглядели И тихонечко все сели. - Перед вами лепестки разного цвета: желтого, красного, зеленого, синего, голубого, фиолетового. Возьмите тот лепесток, который вам больше понравился, и прикрепите его к стебельку, который на доске. Запомните свой цвет. А что обозначает каждый цвет, вы сейчас узнаете, это и будет вашим помощником на уроке: * красный - активность, * зеленый - рассудительность, * синий - упорство, тяга к знаниям, * голубой - фантазия, * желтый - надежда на успех, * фиолетовый – мечтательность. |
Приветствуют учителя. Ученики выбирают лепестки понравившегося цвета и прикрепляют их к доске. |
Коммуникативные: умение слушать и понимать других. |
Беседа |
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации. |
II. Актуализация опорных знаний |
- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску на наше «Чудо – дерево». - Что вы видите? -Давайте снимем с этого дерева фрагменты букв, расположим их в 2 ряда (Парные звонкие и глухие согласные) (Б, Р, Н, В, Ж, М, К, Г, В Ц) -Какие знания вам в этом помогли? - Сейчас каждый вспомнит, что он уже знает, начиная с фразы: * Я знаю ................................ * Я умею ............................... * Я могу................................. (слайд 2) |
Ученики предлагают варианты ответа на вопрос (фрагменты букв). Ученики предлагают варианты ответа на поставленный вопрос |
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; допускать существование различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях. Личностные: формирование мотивации к обучению. |
Беседа, опрос
Фронтальная работа
|
Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.
|
III. Открытие новых знаний
Постановка цели и задач урока |
Отгадайте, пожалуйста, загадку: На руке, и на стене, И на башне в вышине Ходят, ходят ровным ходом От восхода до захода. - С какого звука начинается слово? -Попробуем пропеть, протянуть этот звук. - Гласный он, или согласный? Звонкий, или глухой? Твердый, или мягкий? Парный, или непарный? - Этот звук обозначается буквой « ЧЕ» - На что похожа эта буква? «Ч» мы пишем как четыре, Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. -Отталкиваясь от заданий, сформулируйте тему нашего урока. -Да, тема нашего урока сегодня « Звук Ч, буква Ч». А сейчас используя опорные слова, поставим цель урока: Цель урока: * Познакомится.................... * Учится................................ *Уметь отличать ................. *Уметь читать...................... (слайд 2) - Давайте рассмотрим схемы слов и найдем новый звук в словах. (Звуко - буквенный разбор схем слов МЯЧ, РУЧКА (Азбука, с 5)) Артикуляционная разминка: «Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая» (слайд 3) |
Ученики предлагают варианты ответа на загадку: (часы) Ученики предлагают варианты ответа на поставленные вопросы: ( высказывания детей) (на цифру четыре) Опорные слова на экране Подготовка речевого аппарата для правильного звукопроизношения, постановка правильного дыхания. |
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. Предметные: развить у детей фонематический слух, чёткую дикцию. |
Работа с учебником
Наблюдение |
Познавательные: владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.
Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации. Предметные: знакомство с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает; развитие фонематического слуха. |
IV. Организационно – деятельностный этап |
- Что значит выражение «Час сидит за чашкой»? Никто ведь не измерял, сколько это по времени. - Да, час может пройти быстро, а иногда и может показаться целой вечностью. В каких случаях так бывает? - Послушайте стихотворение Сергея Баруздина: Кто жить умеет по часам, И ценит каждый час. Того не надо по утрам, Будить по 10 раз. Успеет он одеться в срок. Умыться и поесть. И раньше. Чем звенит звонок, За парту в школе сесть. - О чем это стихотворение? - Какое можно дать ему название? - Что такое время? Какой есть прибор для определения времени? - Давайте сейчас отдохнем и поиграем в часы. |
Ученики предлагают варианты ответа на поставленный вопрос: (значит долго) ( высказывания детей) Внимательно слушают учителя ( высказывания детей) (часы) |
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные: умение высказывать свое предположение. |
Диалог
Совместная деятельность учителя и обучающихся |
Познавательные: владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание. |
V. Физминутка |
Тик и так часы стучат Целый день вперед спешат Три часа на них сейчас А теперь во 6 как раз часы. Снова тикают часы. 9 нам пробьют они У часов тяжелый труд. Все они идут, идут. |
Ученики каждую строку сопровождают движением повторяемым за учителем. |
Личностные: формирование сознательного отношения к своему здоровью. |
Совместная деятельность учителя и обучающихся |
Снятие напряжение, усталости. |
VI. Обучение чтению и работа с информацией |
- Как вы думаете, а были ли раньше часы? - Какие бывают часы? -Кто знает, где находятся самые главные часы и как они называются? (слайды 4-10) (Работа по учебнику. Чтение текста. Азбука, с. 5.) Загадки: Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, не догонишь его. Вчера было, сегодня есть и завтра будет. Чего возвратить нельзя? - Чем отличается время от часов? - Время нельзя остановить, а часы - можно, Время идет с одинаковой скоростью: повторяются 7 дней в неделе, 3 месяца у каждого времени года, 12 месяцев в году и т. д.. А часы могут идти вперед, или отставать. Время - не материально, а часы - это прибор измерения времени. - А чтобы узнать, какие часы считаются самыми древними, вы должны выполнить задание по группам. Работа в 3 группах. (Каждой группе детей дается историческая справка.) Задание: прочитайте текст, в каждом тексте найдите и подчеркните слова со звуком [ч]. Историческая справка 1 группа - С давних пор человек ведет счет времени по часам. Первые часы были солнечными. Вместо циферблата - расчерченная площадка под открытым небом. Вместо стрелок- тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнышко, ходит по площадке тень и показывает время. К сожалению, такие часы «работали» только днем и только в солнечную погоду. 2 группа – Водяные часы могут показывать время не только в солнечный день, но и в ненастье. От них пошла поговорка. « С той поры много воды утекло» 3 группа - Течет время в песочных часах. Вернее, течет песок, которым измеряют время. И восковая свеча-это тоже часы. Свечка снизу доверху разрисована черно- белыми полосками. Сколько полосок растаяло, столько прошло часов. (Проверка работ в группах. Выборочное чтение, подтверждающее правильное иллюстрирование). - Зачитайте слова, которые вы подчеркнули. - Какие часы самые древние? Позднее в 13 веке появились механические, а в 14 веке – пружинные часы. Сегодня часто используют электронные часы, которые показывают самое точное время. - Человек, какой профессии чинит часы? (слайд 11) - Прочитайте стихотворение с доски: Говорят: « Часы стоят». Говорят: « Часы спешат». Говорят « Часы идут». Но немножко отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, Но они стоят на месте. - Когда говорят о часах: спешат, стоят, идут, отстают? -Составьте при помощи разрезной азбуки слово « ЧАСЫ». - У кого из вас возник вопрос, проблема? - Почему вы затрудняетесь? - Послушайте сказку, которую приготовила для вас буква Ч: Однажды буквы «Я, Ю, А, У» позвали играть в прятки букву Ч. После того, как они посчитались, букве Ч надо быть ведущей. Все буквы разбежались кто куда и спрятались. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А, У, а Я и Ю все не найдет. Обиженная пошла Ч домой. Проходит Ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась на них Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У буква Ч подружилась. С тех пор ЧА пишется с А, ЧУ- пишется с У - Теперь мы должны знать правило, давайте его прочитаем на экране -Найдите это правило в азбуке и запомните. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Почему буква « Ч» имеет домик только зеленого цвета? |
Ученики предлагают варианты ответа на поставленный вопрос: (Механические, электронные, песочные, башенные, наручные, напольные, вокзальные, настенные). (Куранты) (ВРЕМЯ) (высказывания детей) Хорошо читающие дети в каждой группе читают ее. Ученики предлагают варианты ответа на поставленные вопросы: (солнечные) (часовщик) (высказывания детей) (мы не знаем, какую букву надо писать после Ч) Внимательно слушают учителя Читают правило на экране |
Регулятивные: самоконтроль, оценка. Познавательные: совершенствование умения читать слова и слоги. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, целеполагание, планирование, контроль. Уметь находить и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: умение слушать и понимать других; оценка действий парт-нера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
Диалог Работа с презентацией.
Работа с учебником Показ презентации
Работа в группах
Совместная деятельность учителя и обучающихся
|
Познавательные: владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание. Коммуникативные: конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению; учится работать в группах. Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации. Предметные: знакомство с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает; развитие фонематического слуха.
|
VII. Рефлексия учебной деятельности (итоги урока) |
- Давайте оценим наши знания. Каждый прикрепит смайлик на стебельке, на котором вначале урока прикрепил лепесток. - Совпали ли у вас цвета? |
Ученики выбирают смайлики и прикрепляют их к доске. Обучающиеся отвечают на вопрос |
Метапредметные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Личностные: самоконтроль, выявление своего отношения к результатам своей деятельности и к деятельности своих одноклассников. |
Диалог |
Регулятивные: контроль и оценка своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. |
Трефилова Раиса Поликарповна