Урок по литературному чтению в 1 классе по теме «Звук [ч,]. Буква Ч, ч»
Название муниципального образования:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского района « СОШ п. Кирпичный»
Населенный пункт: п. Кирпичный
№ |
ФИО |
|
Должность |
1 |
Образцова Ольга Вячеславовна |
olgaobrazets@ yandex.ru |
Учитель начальных классов |
Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе
( Урок открытия новых знаний)
Тема урока:
«Звук [ч,]. Буква Ч, ч»
Учитель начальных классов:
Образцова Ольга Вячеславовна,
I квалификационная категория
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема: Звук [ч,]. Буква Ч, ч
Цели:
1.Предметные: формирование представления о звуке [ч,], как о мягком непарном согласном звуке, знакомство с графическим образом букв Ч, ч;
2.Метапредметные: формирование универсальных учебных действий
регулятивные: определение цели деятельности, умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, работать по алгоритму;
личностные: развитие умения аргументировать свою точку зрения, прогнозирование результатов деятельности учащихся на этапах урока.
познавательные: через разнообразные методы, формы, приемы работы закрепить знания о звуке [ч,], букве ч;
осуществление поиска и выделение необходимой информации; понимание цели чтения, применение приобретенных способов действий; формирование умения объяснять свой выбор.
коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической и диалогической формами речи, развитие культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно, воспитание внимательного отношения друг к другу, желания помочь товарищу.
Планируемые результаты обучения:
- познакомятся и сформируют представление о звуке [ч,];
- научатся использовать буквы Ч, ч при печатании слов;
- делать выводы о проделанной работе.
Оборудование: доска, смайлики, рисунок дерева с яблоками, листочками, лепестки разных цветов, комплект цифр, букв, знаков с магнитным креплением, компьютер, мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, экран, игрушки.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Настрой на урок. Цель: проверка готовности обучающихся к уроку. |
Мотивация учебной деятельности: Долгожданный дан звонок, Начинается урок, Подтянулись, улыбнулись Друг на друга посмотрели И спокойно тихо сели. - Перед вами лепестки разного цвета: желтого, красного, зеленого, синего, голубого, фиолетового. Возьмите тот лепесток, который вам нравится больше всего. Запомните, какого цвета ваш лепесток и прикрепите его к доске. У нас получился цветик – семицветик. А сейчас послушайте, что означает цвет, выбранный вами, и что вам понадобится для успеха на уроке: - красный – активность - зеленый – рассудительность - синий – упорство, тяга к знаниям - голубой – фантазия - желтый - надежда на успех - фиолетовый - мечтательность |
Приветствуют учителя, друг друга, гостей, проверяют свою готовность к уроку. |
Личностные УУД: - осмысление внутренней позиции на уровне положительного отношения к уроку. Регулятивные УУД: - самоорганизация. |
2.Актуализация опорных знаний (повторение пройденного материала, подготовка к усвоению нового материала). Цель: закрепление пройденного материала по теме: « Парные звонкие и глухие согласные звуки, определение результатов усвоения предыдущего материала». |
- Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? (Чудо – дерево). - Как вы думаете, что прячется за листочками и яблочками дерева? (фрагменты букв) ( ученик называет букву, подходит к доске и снимает её с дерева). - Расположите данные буквы в два ряда. Что вы можете сказать о буквах в этих рядах? (парные звонкие и глухие согласные) |
Называют буквы, слова, проговаривают правила, отвечают на вопросы учителя, работают по плану, предложенному педагогом. |
Регулятивные УУД: - выделять и формулировать то, что уже усвоено; - учатся работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: Актуализировать и обобщить имеющиеся знания. Коммуникативные УУД: Развивать умение работать самостоятельно. |
Вот и мы сейчас с вами поработаем, и каждый для себя должен вспомнить, что уже знает … Я знаю … Я умею… Я могу … ( Я знаю гласный звук и согласный, могу составить предложение, читать слова, умею отличать звук от буквы) |
Личностные УУД: - прогнозирование своих результатов на данном этапе.
|
||
3. Открытие новых знаний. Цель: ознакомление с новым звуком [ч,], буквами Ч,ч. |
-Да, мы с вами еще не все знаем и сегодня нас ждут на уроке новые знания. - Сегодня у нас на уроке гость - сказочный герой. Имя его соответствует схеме и теме урока. Кто это? ( Чебурашка) - Сколько в слове слогов? (4 слога) - Какой слог ударный? (3 слог ударный) - С какого звука начинается слово? ( со звука [ ч, ]) - Как проходит воздух через горлышко: свободно или встречает преграду? (встречает преграду) - Значит, какой это звук: согласный или гласный? (согл.) - Как произносится звук [ ч, ] твердо или мягко? ( всегда мягкий согласный звук). Приведите свои примеры. - Прикройте руками уши и произнесите звук [ч,]. - Какой это звук: звонкий или глухой? (глухой) - Расскажите друг другу, что вы узнали нового о звуке [ч,] Оцените работу своего соседа по парте. Сделайте вывод. (ч,) – согласный, глухой и всегда мягкий, непарный. - Покажите букву, которая обозначает звук [ч,] ( ищут букву в коробке с алфавитом). Называется буква « че».Это её имя. - На что похожа буква Ч? Выложите её из палочек. Ч мы пишем как четыре, Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. - Кто может определить тему нашего урока? (Согласный звук [ ч, ]. Буква Ч, ч) -Какие цели ставим перед собой? (Уметь распознавать данный звук, читать слоги, слова, предложения с данной буквой)
|
Отвечают на вопросы учителя, обмениваются новыми знаниями, самостоятельно формулируют тему, цель урока с помощью учителя. Работа группой по нахождению новой буквы.
Работают в парах.
|
Познавательные УУД: Подведение детей к формулированию темы и постановке учебной задаче урока. Личностные УУД: Осознавать значимость изучения темы; умение оценить работу одноклассника.
Регулятивные УУД: Развивать умения ставить цель.
КоммуникативныеУУД. Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. |
4.Физминутка. Цель: снятие эмоционального и физического напряжения с учащихся. |
- Давайте и мы с вами поиграем. Лучшие качели, Кто весь век качается, Гибкие лианы. Да –да- да! Это с колыбели Тот не огорчается Знают обезьяны. Никогда! ( Ученики слегка пружинят с раскачиванием рук вперед – назад (качели). Когда говорят: « Да – да- да!» - хлопают, произнося последние две строчки – прыгают) |
Выполняют движения совместно с учителем, проговаривая текст физминутки. |
Личностные УУД: Снятие напряжения во время проведения физминутки. |
5. Первичное закрепление. Чтение слогов, слов. Цель: выделение нового звука в словах, умение находить слова с буквой Ч, приводить свои примеры с буквой Ч. |
-Чебурашка и крокодил Гена построили дом. Дом получился красивый и большой. Они пригласили гостей. К ним пришли лев Чандр, слоненок Чак, змея Чита. -Посмотрите на картинку и скажите, кто еще пришел к ним в гости? ( Чиполлино, черепаха, чайка, чибис, чиж) - В какие игры и с какими игрушками играли друзья? ( чехарда, салочки, обруч, мяч, скакалочка, качели). -Давайте посмотрим, как выглядит печатная буква Ч,ч. ( показ по интерактивной доске). - Откройте тетради и напишите печатные буквы Ч, ч - Давайте прочитаем слоги для наших гостей (Чтение слогов) ча ач чу уч чо оч чи ич че еч - Работа с интерактивной доской. Приставьте слоги- слияния так, чтобы получились слова. -Чтобы лучше запомнить правило, как писать ча – чу выучим стихотворение: В сочетаниях ча и ща Пишем только букву А! В сочетаниях чу и щу Пишем только букву У. |
Рассматривают картинку на интерактивной доске, отвечают на вопросы учителя и находят слова с буквой Ч. Обводят в воздухе буквы,печатают буквы Ч, ч по образцу в тетради, хором читают слоги с буквой Ч. Вставляют пропущенные слоги – слияния так, чтобы получились слова. Повторяют за учителем стихотворение для запоминания сочетаний « ча – чу» (хоровое чтение) |
Регулятивные УУД. Выделение и осознание учащимися того, что усвоили на уроке. Познавательные УУД: Развитие зрительной памяти
Коммуникативные УУД: Сотрудничество учителя с учащимися. Развитие устной речи обучающихся. |
6. Физкультминутка Цель: снятие эмоционального и физического напряжения с учащихся. |
Под музыку учитель проводит физминутку « Море волнуется…» |
Учащиеся напевают вместе с учителем песенку, после слов « морская фигура замри», или «спортивная фигура замри» и т.д. все замирают в движении, кроме ведущего. Он выбирает самую интересную необычную фигуру. Игра продолжается снова. |
Личностные УУД: Умение применять правила охраны своего здоровья. |
7. Работа с текстом по учебнику (Азбука – страница 5). Цель: формирование навыков правильного, выразительного, сознательного чтения, умение отвечать на поставленные вопросы |
- Рассмотрите внимательно рисунок … - Что изображено на рисунке? (различные часы и человек, который ремонтирует их). Как называют человека, который ремонтирует (чинит) часы? (Часовщик) - Наши гости тоже подарили Чебурашке часы. Они висят уже на стене, в нашей классной комнате. Про них можно сказать, что они настенные. А какие еще бывают часы, мы узнаем из текста, который сейчас прочитаем (читают текст, отвечают на вопросы учителя). Учитель читает стихотворение: Говорят: «Часы стоят». Но немножко отстают». – Когда говорят о часах: спешат, идут, стоят? (ответы детей) -Прочитайте предложения: На стене часы настенные. На руке часы наручные. -Как оформляются предложения на письме? |
Рассматривают рисунок. Читают текст, стараются ответить на вопрос « Где можно найти сведения о часах?» Объясняют смысл устойчивых сочетаний слов. Читают предложения с доски, отвечают на вопрос учителя. |
Коммуникативные УУД: Отвечать на поставленные вопросы полным предложением. Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Познавательные УУД: Развитие мыслительной деятельности; Применять приобретённые способы действия Регулятивные УУД: Проявление самостоятельности в разных видах учебной деятельности |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Домашнее задание. |
Я предлагаю Вам оценить себя: - если вы считаете, что вам понравился урок, и у вас все получилось,то возьмите себе вот такой смайлик: - если у вас были затруднения на уроке при выполнении заданий и не совсем всё вам понятно, то возьмите себе вот такой смайлик: -если вы пока не уверены в себе и недовольны своей работой, то возьмите себе вот такой смайлик: Домашнее задание: прочитайте текст на стр.5 Ответьте на два последних вопроса. Я говорю Вам всем сегодня: « Спасибо за урок! Молодцы! Чебурашка пришел к нам в гости не с пустыми руками, а с угощением. |
Подходят к доске и снимают смайлик. Самостоятельно делают вывод по уроку. |
Личностные УУД: Самооценка ученика собственной учебной деятельности. Познавательные УУД: Понимание смысла, теперь я знаю и умею. Регулятивные УУД: Развивать умения рефлексировать действия. |