Конспект логопедического занятия «Звуки и буквы б-п»

1
0
Материал опубликован 20 April 2017 в группе

ГКОУ «Плоскошская специальная школа-интернат»

 

Конспект логопедического занятия


Тема : «Дифференциация букв б-п»


 

Коррекционная – «Дифференциация звуков [б – п]. 
Грамматическая – «Парные звонкие и глухие согласные».
Лексическая – «Весна».

Для детей 2-3 классов с ограниченными возможностями

Разработала: Трофимова Лариса Александровна, учитель-логопед


п. Плоскошь

2016г

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;

уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;

закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

профилактика буквенных замен;

развитие лексического словаря по теме «Весна».

закрепить понятие о том, что данные звуки обозначаются на письме буквой «п» и буквой «б».

2.Коррекционно-развивающие:

развитие координации речи с движением;

развитие внимания, памяти, воображения и мышления;

развитие мелкой моторики;

развитие фонематического восприятия.

Развитие восприятия зрительного образа букв

3.Коррекционно-воспитательные:

воспитание нравственно-этических чувств,

привитие любви к природе

 

Оборудование: предметные картинки ( бочка - почка, ботинки - погреб), карточки со слогами –ба- и -па-, карточки с буквами Б и П, тетради , ручки, карандаши, предметные картинки с данными звуками, «домики»,изображения человечков с разным настроением


 

 

Ход урока:

Психогимнастика

Ребята, здравствуйте! Настал новый чудесный день. Сегодня на урок к нам пришли гости. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне, улыбнитесь нашим гостям и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Садитесь. Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие

Гимнастика  для глаз: 

Чтоб глаза наши зорче были

Чтоб в очках нам не ходить

Эти легкие движения предлагаю повторить

Вверх посмотрим, вниз посмотрим

Вправо, влево, побыстрей

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей

А теперь по кругу быстро

Словно стрелочки часов

Проведем глазами дружно

Ну а дальше будь здоров!

Артикуляционные упражнения

«Лошадка»

Логопед :

- Для общения ваш язычок должен хорошо работать. Пододвиньте поближе зеркала и выполните несколько упражнений (логопед сопровождает выполнение показом, проверяет правильность выполнения детьми)

2. «Трубочка»

3. «Улыбка» - «Трубочка»

4. «Иголочка»

5. «Бульдог»

IV. Введение в тему.

Вступительная беседа.

Скажите, какое время года наступило? (ответы детей). Да, наступила весна. Какие признаки весны? (ответы детей). Повсюду тает снег, журчат ручейки, прилетают первые птицы, деревья готовятся к новой жизни. В лесу от зимней спячки просыпаются животные. Вот и мы поможем сегодня весне: поможем распуститься первым цветочкам, солнышку светить ярче и теплее, поможет диким животным проснуться от спячки. Посмотрите на картину (логопед вывешивает плакат: солнышко без лучиков, деревья без листвы, нет на картине животных, нет птиц, нет цветочков). За каждое выполненное нами упражнение я буду давать картинку, а в конце урока мы заработанные карточки приклеим на плакат и посмотрим, что у нас получится.

Первое задание. Подготовка к изучению материала. Дифференциация букв б-п от других.

На доске: Плакат с изображением букв б-п в разных позициях (перевернутых «вверх ногами», перевернутых влево, печатных и строчных, лишние буквы в, н).

Какие буквы мы видим?. Какие буквы повторяются много раз? Какие буквы лишние? (в, н). (Можно спросить, какие буквы повторяются 1 раз?)

Правильно, молодцы. С первым заданием мы справились, вот вам по 1 карточке . (дать любую: кому лучик, кому цветочек, листочек, животное и т.д)

Сообщение темы урока

Сегодня мы будем различать на слух звуки б-п и на письме буквы б – п . На доску вывешиваются буквы : справа – б, слева - п

Основная часть.

Характеристика звуков. Работа с зеркалом.

Логопед: СЯДЬТЕ КРАСИВО. Возьмите зеркала. Давайте вместе произнесем звук «п».

Дети вслед за логопедом произносят звук «п».

Логопед задает детям альтернативные вопросы, а дети отвечают на них.

- скажите губы в размыкаются или остаются сжаты?

- зубы сомкнуты или размыкаются?

- язык внизу или вверху? Верно. Он внизу. Он не двигается, помогают нам говорить только губы.

- когда мы произносим этот звук во рту есть преграда? Да, это наши губы. Значит звук согласный или гласный?

- положите руку на горло? Чувствуете, горло не дрожит? Значит звук звонкий или глухой?

Логопед: КТО МНЕ ТЕПЕРЬ РАССКАЖЕТ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЗВУКА «п»?

На доске рядом с буквой п приклеить зачеркнутый колокольчик. (глухой. Перечеркнутый обозначает, что мы его не слышим)

Логопед: а теперь давайте произнесем звук «б».

Дети вслед за логопедом произносят звук, затем логопед задает альтернативные вопросы, а дети отвечают.

- скажите губы в размыкаются или остаются сжаты?

- зубы сомкнуты или размыкаются?

- язык внизу или вверху? Верно. Он внизу. Он не двигается, помогают нам говорить только губы.

- когда мы произносим этот звук во рту есть преграда? Да, это наши губы. Значит звук согласный или гласный?

- положите руку на горло? Чувствуете, горло дрожит? Значит звук звонкий или глухой?

 - кто расскажет характеристику звука «б»? На доске рядом с буквой б приклеить колокольчик (звонкость)

Логопед: теперь я вам скажу, чем похожи звуки «п» и «б»: (они похожи тем, что имеют преграду - губы, они согласные) А кто мне сможет сказать: чем они отличаются? ПОЛНЫМ ОТВЕТОМ. (звук б-звонкий, звук п – глухой).

Молодцы. Мы снова заработали по 1 карточке. (логопед выдает картинки)

Дифференциация звуков на уровне слогов.

а) у вас на парте лежат карточки с буквами б-п. Сейчас я буду называть слоги, а вы подними и те карточку с той буквой, какой звук вы услышали (ба, па, си, бу, пе, бо, и др). Дети должны поднимать карточку с буквой.

б) Повторение слогов отраженно.

Сейчас я буду называть слоги, вы мне будете отвечать так же. (логопед называет слоги со звуками б-п, дети повторяют по одному).

в) теперь задание такое. Нам нужно прочитать слоги. (логопед показывает слоговую таблицу, дети читают по очереди) сначала с п, затем с б.

Раздать карточки с изображениями цветочков. (для плаката)

3. Дифференциация звуков на уровне слов.

а) Слушайте внимательно. Я буду называть слова, и как только я назову слово с нашими звуками, то вы встаете из-за парты. (логопед называет любые слова)

б) А теперь задание посложнее. Мы сейчас пойдем в лес и будем собирать грибы. (Логопед выдает лукошко). Вы берете по 1 грибочку, называете его, и если в слове есть звуки б или п, то вы ложите в корзину эту картиночку.

Молодцы, грибы знаете. А какие съедобные грибы ( можно есть), какие нельзя. Почему? (Требовать полные ответы)

4 Физкультминутка.

А теперь немножко надо отдохнуть.

Встаньте из-за парт и покажите, как светит солнышко (дети изображают лучики)

Как из теплых стран к нам прилетают птицы ( взмахи руками)

Как расцветают цветочки(круговые движения руками).

А зайчики по лесу прыгают?

5 Дифференциация звуков на уровне слов.

а) (логопед предлагает таблицу, на которой пропущены буквы б или п). Здесь нужно вставить буквы пропущенные, чтобы прочитать слово. (бочка – почка)

С этим заданием вы тоже успешно справились. Вот вам картиночки.

6. Дифференциация графического изображения букв.

Ребята, скажите, как на письме различить букву б от буквы п? (ответы детей с дополнениями учителя. Разбирается печатный и письменный вариант). Логопед показывает изображения печатных и письменных.

а) Гимнастика для пальцев рук

Перебирание крупы, потирание пальцами о пальцы.

б) Запишите в тетради число.

в) Теперь запишите половину строчки с буквой б, следующую половину букву п.
7. Называние слова со звуком б или п. Запись этих слов в тетрадь и на доске..

Назовите слово, в котором есть звук б или п.

Анализ слова. Например: булка

Ребенок полным ответом: я придумал слово булка.

Выйди и запиши это слово на доске.

ребенок записывает, диктуя букву за буквой. ( первая буква б, диктует протяжно бу, следующая буква у, диктует дальше бул, следующий звук мы слышим л, записываем букву л и т.д).

записать 3 слова – от каждого ребенка.

Возьмите карандаши и подчеркните букву б двумя чертами, букву п одной чертой.

А теперь устно составим предложение с этими словами. По необходимости логопед поправляет и помогает составлять предложения.

Следующее задание. Я раздам карточки с заданиями, в которых нужно подчеркнуть буквы б и п. (Печатный и рукописный вариант)

Текст

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки, и пампушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет, пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и помадка….

Ученики подчеркивают, затем читают по 3 предложения.

Вы очень хорошо справились с заданием. Молодцы, вот еще картиночки (для плаката)

Закрепление

Учитель вывешивает плакат, на котором нарисованы буквы б-п и другие.

Посмотрите на доску. Что вы видите? Какие буквы вы видите? Есть ли буквы, которые мы использовали сегодня на уроке? Покажите их?

Внимание! На плакате есть буквы, которые рассыпались на элементы. Я писала и немного сбилась, помогите мне найти буквы б и п из элементов. (Дети показывают буквы и элементы, из которых можно собрать букву)

Если останутся картинки, раздать детям и похвалить

Итог урока.

Подведение итогов.

- О каких звуках и буквах  мы говорили на занятии? Все ли у вас получилось?

Дайте характеристику звукам б и п.

Собирание картины из карточек

А теперь настал приятный момент. Давайте возьмем свои заработанные картиночки и приклеим на плакат, каждый свою.(Дети приклеивают).

Посмотрите, что же стало с картиночкой? Что изменилось? Какое время года наступило?

Это результат вашей работы на уроке.

А теперь возьмите карточки с эмоциями и покажите ваше настроение.

Дети поднимают карточку с соответствующим настроением.

Спасибо за работу. Занятие закончено.


Конспект составлен с опорой на литературу:

Мазанова Е.В. «Учусь не путать звуки» (Альбом упражнений по коррекции акустической дисграфии). Издательство «Гном и Д», 2009г.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи уча­щихся начальных классов: книга для логопедов / Л.Н. Ефи­менкова. - М.: Просвещение, 1991.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.