Технологическая карта урока русского языка «Звуки и буквы» (1 класс)
Технологическая карта урока
Автор, разработчик: |
Никулина Наталья Сергеевна |
|
Предмет |
Русский язык |
|
Класс |
1 |
|
Тип урока |
Урок открытия нового знания. Использование элементов технологии критического мышления («Верите ли вы», «Кластер», «Кубик») |
|
Технология построения урока |
Технология личностно-ориентированного обучения, системно-деятельностный подход |
|
Тема |
Звуки и буквы |
|
Актуальная цель |
Сформировать у обучающихся представление о звуках и буквах. |
|
Перспективная цель |
Сформировать способность у обучающихся различать понятия «звук» и «буква». |
|
Планируемые результаты |
||
Предметные умения: овладение речевыми умениями как средством целостного осуществления речевого поступка, не смешивать понятия «звук» и «буква», делить слова на слоги, ставить ударение, определять роль гласных букв и согласных букв. |
Метапредметные: Личностные: осуществлять самоопределение, смыслообразование, приобретают личный опыт интегрированного обучения. Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации, умение самостоятельно работать по плану; осознавать качество и уровень усвоения; осуществлять самопроверку, самоконтроль, саморефлексию и саморегуляцию, производить коррекцию. Познавательные УУД: умение выполнять анализ, сравнение, классификацию объектов; правильно строить свои рассуждения; осуществлять поиск и выделение информации, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: формирование умения взаимодействовать в парах в процессе самостоятельной работы, сотрудничать, аргументировать своё мнение, умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения. |
Организация пространства |
|
Формы работы |
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы |
Фронтальная, группова |
учебник русского языка Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 1 класс. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||
Организационный момент. Самоопределение к деятельности. |
Я тетрадочку открою и наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою - карандаш вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. |
Эмоционально настраиваются на урок. |
Регулятивные: |
||||||||||||||||||||||
Стадия вызова. Актуализация знаний Стадия осмысления
Стадия рефлексии
|
- Ребята, я хочу начать урок с загадок, предлагаю их послушать и отгадать: звуки
Чёрные, кривые, От рождения немые. Станут в ряд – Враз заговорят. Его не видно, В руки не взять, Но зато слышно - Вы догадались, какая тема нашего урока? - Верно! А чтобы вспомнить все, что мы знаем о звуках и буквах, я предлагаю сыграть в игру «Верю – не верю». На доске вы увидите 6 утверждений, на которые нужно ответить «да», если вы согласны с утверждением и «нет», если не согласны. У каждого на парте лежит таблица с номерами утверждений. Заполните вторую строку в этой таблице. Игра «Верю - не верю» Приём «Верите ли вы» 1.В русском алфавите 32 буквы. НЕТ 2.Звуки произносим и слышим, а буквы пишем и видим. ДА 3.Гласный звук состоит только из голоса. ДА 4.Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса. ДА 5.Согласный звук образует слог. НЕТ 6.При произнесении согласного звука воздух проходит свободно, без преград. НЕТ Работа с CD. - Послушайте объяснение Ивана Ивановича Самоварова. Работая в парах, заполните таблицу «Как отличить гласный звук от согласного». Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила в паре. (Слайд 6). (Слайд 7), проверка таблицы.
А теперь давайте отразим все наши знания в кластерах. На доске два кластера «Звуки» и «Буквы». Попробуйте самостоятельно его заполнить, в помощь вам будут опорные слова. Прием «Кластер»
Звуки
… Образуют …
… звука … звука … звука глухие … звука ударные … гласные … звука Произносим и …
Приём «Кубик» Класс разбивается на 6 групп. Выбрасывая кубик, каждая группа получает одно из заданий, номера которых записаны на сторонах кубика. 1.Слайд № 9. Вставь пропущенные буквы в алфавите.
2.Слайд №10. Найди гласные буквы. Обведи в кружок. 3.Слайд № 11. Найдите пары слов, которые отличаются одним звуком. кит пачка дом коса морс кот рак дым коза мак тачка ворс 4. Слайд №12 Укажи количество слогов в слове
5. Слайд № 13 Укажи количество слогов, букв и звуков 6. Слайд № 14 Подбери схемы к словам Слайд № 15 Работа по ленте букв -Сколько букв в русском алфавите? -Чем звук отличается от буквы? -Как отличить гласный звук от согласного?
-Назовите буквы обозначающие гласные звуки? -Какие гласные могут обозначать два звука? -Какие гласные указывают на мягкость согласного? -Какие согласные всегда обозначают мягкий согласный звук? - Какие согласные всегда обозначают твёрдый согласный звук? - Какие буквы не обозначают звука? Слайд № 16 Самостоятельная работа. Спиши в тетрадь предложение: У ежа острые иглы. 1. Выпиши все гласные буквы из предложения. 2. Выпиши слово, в котором 3 слога. 3. Найди в предложении слово к схеме
Выпиши его, раздели на слоги, поставь ударение. Определи сколько букв и сколько звуков. 4. Выполни самооценку. Оценочная деятельность Закончи предложение: -На сегодняшнем уроке я узнал … -После урока мне захотелось… -Сегодня я сумел… Слайд № 17 Желаю успеха! |
Отгадывают загадку. - Буквы - Звуки Определяют тему урока. - Звуки и буквы. Слушают задание, планируют свою деятельность Читают утверждения, заполняют таблицу.
Сверяют свои ответы с доской. Оценивают работу. Слушают объяснение. Вспоминают правила работы в паре. Заполняют таблицу. Заполняют кластер.
Буквы
Видим и …
… буквы
Объединяются в группы. Выполняют задания согласно выпавшему номеру. а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я И О А Е Я ы У Ю Ё Э Кит – кот, пачка – тачка, дым – дом, морс – ворс, коса – коза, мак – рак, сор- сыр муха- 2 машина – 3 шарик - 1 зонт- 1 заяц – 2 зебра - 2 сыр- 1 собака - 3 пень - 1 слог, 4 буквы, 3 звука ель - 1 слога, 3 буквы, 3 звуков чайка - 2 слога, 5 букв, 5 звуков этажи – 3 слога, 5 букв, 5 звуков Отвечают на вопросы учителя. - 33 - Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем. - Гласные звук произносится свободно, без преград, а при произнесении согласного звука воздух встречает преграду. - А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И. - Я, Ё, Ю, Е. Я, Ё, Ю, Е, И - Й, Ч, Щ. - Ж, Ш, Ц - ь , ъ. Выполняют самостоятельную работу. - У, е, а, о, ы, е, и, ы. - острые - ежи. - е-жи – 3 буквы, 4 звука. |
Регулятивные: саморегуляция Регулятивные: формулировка темы и цели с помощью опор Коммуникативные: сотрудничество с учителем Познавательные: анализ объектов Познавательные: сравнение объектов Регулятивные: саморефлексия Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Познавательные: построение гипотез, поиск информации Регулятивные: Контроль Познавательные: умение рассуждать, осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: аргументация своего мнения, умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения. Регулятивные: планирование, самоконтроль, самопроверка Познавательные: классификация объектов, доказательство, логическое рассуждение. Коммуникативные: сотрудничество в процессе самостоятельной работы Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения; контроль, коррекция; выстраивание смысловой цепочки Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные: умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения. Регулятивные: саморефлексия |