Урок музыки в 3 классе «Музыкальные инструменты: флейта и скрипка»
Урок музыки в 3 классе
по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д., Шмагиной Т.С.
(учитель: Титова Л.В.)
Тема раздела: В концертном зале
Тема урока: Музыкальные инструменты: флейта и скрипка
Эпиграф (художественно-педагогическая идея):
«С музыкою мир становится добрей»
Планируемые результаты учебного занятия:
Личностные:
-развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющегося в эмоциональном отношении к музыкальному искусству
-раскрытие индивидуальных познавательных интересов
-поиск и обретение учениками своего индивидуального стиля и навыков в музыкально-ритмической и вокально-интонационной деятельности, позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей
Метапредметные:
-формирование умения планировать учебные действия в процессе познания содержания музыкального образа
-приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о характере музыкальных произведений
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения в процессе музыкально-образного и инструментально-тембрового анализа музыкальных сочинений
-умение самостоятельно осуществлять информационную и познавательную деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные:
-формирование устойчивого интереса к различным видам музыкально-творческой деятельности
-умение эмоционально и осознанно воспринимать камерную инструментальную и симфоническую музыку, выражать своё отношение к музыкальным произведениям данных жанров
-умение понимать тембровые характеристики музыкального образа в симфонической и камерно-инструментальной музыке
-умение анализировать тембровое развитие в камерно-инструментальной музыке и симфонической (как основное средство драматургии)
-умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений, музыкально-инструментальных импровизациий
-формирование у учащихся представления о музыкальных инструментах флейта и скрипка, истории их создания и особенностях звучания
-закрепление имеющихся знаний о музыкальных произведениях К.В.Глюка, П.И.Чайковского, Е.М.Попляновой
Тип учебного занятия – урок сообщения нового учебного материала.
Содержание урока раскрывается через систему методов:
Метод концентричности – изучение нового произведения опирается на уже известные детям темы, образы, интонации.
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (метод перспективы и ретроспективы) – сообщение нового одновременно с возвращением к знакомым интонационно-образным аналогиям.
Метод художественного контекста – связь с произведениями литературы, что позволяет более глубоко постигать содержание.
Метод эмоциональной драматургии.
Методические приемы ведения учебного занятия:
Беседа, рассказ, коллективное обсуждение, коллективное исполнение, рефлексия, игра, сказка
Литература и материально-техническое обеспечение:
-учебник Сергеевой Г.П., Критской. Е.Д., Шмагиной Т.С. «Музыка» 3 класс
-Молдавская народная сказка «Виноградарь, флейта и скрипка»
-Фрагмент стихотворения П.Синявского «Мелодия»
-записи музыки К.В.Глюка, П.И.Чайковского, (CD)
- А.Вивальди. "Времена года. Лето. 3 часть. Гроза" – слушание CD или видеопросмотр по выбору учителя (http://melody24.net/artist/videos)
-Аудиозапись «Наш дедушка» (исп. инструментальный ансамбль, соло скрипки и флейты) – (http://softoroom.net/topic45168.html)
-музыкальный центр
-синтезатор
-музыкальные инструменты: фортепиано, флейта, скрипка
-детские музыкальные инструменты: треугольники, колокольчики
Этапы учебного занятия
Название этапа |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный момент |
1.Музыкальное приветствие «Здравствуйте!» |
Приветствие учителя. |
Приветствие учащихся: пластическое интонирование. |
Коммуникативные действия |
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала |
2.Молдавская народная песня «Старый дедушка 3.Молдавская народная сказка «Виноградарь, флейта и скрипка» |
Читает сказку на музыкальном фоне, подводит к осознанию формулировки новой темы учебного занятия |
Слушают сказку, размышляют о смысле молдавской сказки, сами формулируют тему занятия, частично выявляют цели и задачи урока |
Регулятивные действия: -целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися) -планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий) |
Усвоение новых знаний (сообщение новых знаний и закрепление ранее полученных знаний-системообразующий этап) |
4.Работа с учебником стр.98-99 5.К.В.Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» 6.И.С.Бах. Шутка (фрагмент) 7.Теоретическая работа: группы инструментов симфонического оркестра 8.Е.М.Поплянова «Слон и скрипочка» 9. П.И.Чайковский Мелодия 10. А.Вивальди «Гроза» из цикла «Времена года» |
Сообщение новых знаний об истории создания, строения и звучания музыкальных инструментов Организует восприятие и осмысление новой информации, т.е. усвоение исходных знаний. Корректирует ответы учащихся. Поощряет правильные высказывания. |
Слушание музыкальных произведений. Определение тембровых характеристик музыкального образа в прослушанных произведениях. Определение на слух названий и автора знакомых музыкальных произведений. Музыкально-теоретическая деятельность (формулировки музыкальных терминов) Вокально-интонационная деятельность (разучивание музыкального произведения) Ансамблевое инструментальное музицирование (музыкально-ритмическая деятельность) Тактирование (элементарное дирижирование) |
Познавательные: -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Коммуникативные: -умение полно и точно выражать свои мысли -планирование сотрудничества с учителем, сверстниками -управление поведением (контроль, коррекция) Личностные: -обретение учеником своего индивидуального стиля в музыкально-ритмической и вокально-интонационной деятельности -творческая самореализация личности в музыкально-ритмической инструментальной импровизации |
Рефлексия (проверка понимания нового материала, закрепление полученных знаний) |
10. М.Пляцковский, муз. Ю.Чичкова «Дружат музыка и дети» |
Обобщает изученный материал, вводит новое в систему ранее усвоенных знаний Контролирует учебной результаты деятельности. Оценивает работу учащихся. |
Сравнительный анализ тембровых характеристик музыкальных инструментов в изученных произведениях Вокально-интонационная деятельность (исполнение музыкального произведения) |
Познавательные: -закрепление полученных знаний (что узнал нового, что хочу узнать) -контроль и оценка процесса и результатов деятельности Развитие самооценки личности, творческая самореализация через различные виды деятельности |
Подведение итогов работы, Д/З |
11.Д/З по выбору: а) Найти стихи о музыкальных инструментах флейте и скрипке (наизусть или выразительное чтение) б) Рисунок-впечатление в) Найти иллюстрации на тему «Флейта и скрипка в живописи» 12.Музыкальное прощание: «До свидания!» |
Даёт подробный инструктаж для выполнения Д/З Учитель прощается. |
Ученики прощаются: пластическое интонирование. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска (в том числе с помощью компьютерных средств) Коммуникативные действия. |
Ход урока:
(Сценарий)
Учитель (У): Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем друг друга.
Дети: ♫ - «Здравствуйте» (музыкальное приветствие по звукам Т 3/5 вверх и вниз)
♫ Звучит музыка молдавской народной песни «Наш дедушка»
Слайд №1(На экран выводится иллюстрация к сказке)
На фоне музыки учитель читает молдавскую народную сказку «Виноградарь, флейта и скрипка» (текст сказки см. в ПРИЛОЖЕНИИ №1)
У: - Ребята, мы послушали замечательную народную молдавскую сказку. Скажите, зачем народ сложил эту сказку? (другие наводящие вопросы учителя)
Д: (Предполагаемые ответы детей)
-Чтобы рассказать о том, как музыка помогает людям…
-Чтобы рассказать о музыкальных инструментах…
-Чтобы рассказать о человеческих качествах (+ и -)
У: О каких музыкальных инструментах шла речь в сказке?
Д: О флейте и скрипке
Слайд №2 (На экране изображения флейты и скрипки к иллюстрации сказки)
У: - Для чего нужны были музыкальные инструменты братьям Ивану и Василию? (другие наводящие вопросы)
Д: (варианты ответов)
-чтобы вылечить хозяина и его дочку
-чтобы веселить людей по праздникам
-другие варианты ответов
У: Да, музыка лечит, поднимает настроение в труде и отдыхе.
А как могла бы на вас подействовать эта музыка?
Д: (отвечают)
У: Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?
Д: (отвечают, выводят сами тему учебного занятия)
У: Итак, тема нашего урока:
Слайд № 2 (На экран выводится тема урока)
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Флейта Скрипка
У: Что именно вы хотели бы узнать о скрипке и флейте?
Д: (Отвечают, частично выявляя цели и задачи урока)
У: Сегодня мы познакомимся с этими инструментами, узнаем, как они появились, как устроены и как они звучат. И увидим и услышим флейту и скрипку. Определим, какое впечатление производит на вас звучание этих музыкальных инструментов, какое настроение могут они передавать.
Посмотрите, у меня в руках и на экране музыкальный инструмент – флейта.
Слайд №3 (На экран выводится изображение продольной флейты – два фрагмента)
Перед вами продольная флейта. С неё начинается история возникновения этого инструмента.Продольная флейта появилась в 17 веке, примерно 300 лет назад. Звучала она мягко, негромко.
Позднее появляется поперечная флейта в Германии. Давайте посмотрим на экран, как она выглядит.
Слайд №4 (На экран выводится изображение поперечной флейты)
У: А теперь откройте учебник на развороте стр. 98-99, где тоже есть изображения поперечной флейты.
Изготавливалась поперечная флейта так же, как и продольная – из целого куска дерева. В стволе прорезалось 7 отверстий. Одно из отверстий служило для вдувания воздуха, а 6 других прикрывались пальцами, меняя тем самым высоту звучания.
А теперь послушаем, как звучит флейта.
♫ - К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» – проигрывание мелодии без сопровождения на синтезаторе в тембре флейты
У: Ребята, знакома ли вам эта мелодия?
Д: (Угадывают произведение)
Слайд № 5 (Портрет К.В.Глюка, ф.и.о. композитора и название музыкального фрагмента Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»)
У: Вспомните, какая история происходит в опере «Орфей и Эвридика»? В какой момент звучит мелодия?
Д: (предполагаемые ответы) Композитор Глюк рассказывает с помощью музыки о несчастной любви. Мелодия звучит в момент поиска Орфеем своей жены в подземном царстве.
У: Послушайте фрагмент - «Мелодию» Глюка из оперы «Орфей и Эвридика» - и скажите, какие эмоции и чувства вы испытываете, слушая эту музыку.
♫ К.В.Глюк «Мелодия» (слушание).
У: Какие же чувства вызывает в вашей душе эта «Мелодия»?
Д: (предполагаемые ответы) Музыка вызывает чувства одиночества, печали, тоски, передаёт чувства любви.
У: А как звучит голос флейты? Какой у неё тембр? (повторение музыкального термина тембр)
Д: Нежный, прозрачный, светлый, легкий и воздушный тембр.
У: Вспомните, в каких музыкальных произведениях мы уже слышали лёгкий и воздушный голос флейты?
Д: (Предполагаемые ответы):
а) С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». Партия птички (2 класс Раздел «В концертном зале»)
б) И.С.Бах. Шутка (1 класс Раздел «Музыка вокруг нас»)
(В случае затруднения детьми в ответе на этот вопрос можно дать прослушать начало какого – либо из вышеназванных музыкальных произведений, напеть или сыграть главные темы)
У: Как звучит тембр флейты в этих произведениях?
Д: (предположительные ответы в зависимости от названного музыкального произведения)
Оживлённо, грациозно, шутливо, легко, воздушно, игриво…
У: Ребята, вы отметили, что в «Мелодии» К.В.Глюка флейта звучала печально, одиноко, с любовью и тоской. А в «Шутке» И.С.Баха совсем по другому. Какой можно сделать вывод?
Д: Флейта может звучать по разному, передавать разные настроения и чувства.
У: В «Мелодии» Глюка флейта передаёт чувства одиночества, тоски, печали. А флейта звучала одна или нет? Какие ещё музыкальные инструменты помогали флейте создать это настроение?
Д: (отвечают) Инструменты симфонического оркестра
У: Что такое оркестр?
Д: (отвечают)
Слайд №6 (Симфонический оркестр – заголовок + фото симфонического оркестра)
У: Назовите, какие группы музыкальных инструментов существуют в симфоническом оркестре?
Слайд№7 (Схема симфонического оркестра + перечень групп музыкальных инструментов)
Д: Деревянные духовые
Струнные смычковые
Медные духовые
Ударные
У: К какой группе инструментов относится флейта?
Д: К группе деревянных духовых инструментов.
Слайд №8 (Группа деревянных духовых инструментов)
У: Флейта возглавляет группу деревянных духовых инструментов, а группу струнных смычковых – скрипка.
Слайд №9 (Группа струнных смычковых инструментов)
Слайд №10 (Скрипка - изображение)
Об этом замечательном инструменте мы с вами начали разучивать песню. Послушайте начало, узнайте и назовите её.
♫ (звучит вступление песни Е.Попляновой «Слон и скрипочка»)
Д: «Слон и скрипочка»
У: Кто композитор?
Д: Елена Поплянова.
Слайд №11 (Фото Е.М.Попляновой, уральский композитор Е.М.Поплянова, учитель композиции и импровизации гимназии №11 г. Челябинска; название песни «Слон и скрипочка»)
У: Елена Поплянова – уральский композитор, работает преподавателем музыки (композиция, импровизация) в 11 гимназии города Челябинска, сочиняет замечательные песни для детей.
♫ Дыхательная гимнастика–игра, распевание, разучивание музыкального произведения «Слон и скрипочка», работа над интонацией и звукообразованием.
У: Звучанием каких музыкальных инструментов можно украсить эту песню?
Д: (желающие ученики сами выбирают среди предложенных подходящие детские музыкальные инструменты, например треугольники, колокольчики)
У: Исполним эту песню, отмечая жестом сильную и слабую доли, а музыканты инструментального ансамбля помогут нам украсить её игрой на треугольниках.
♫ Исполнение песни «Слон и скрипочка» Е.Попляновой.
У: У меня для вас сюрприз. Давайте посмотрим, как выглядит этот инструмент. Я вам покажу настоящую скрипку. (Показ инструмента) Конечно, я не скрипач, и сыграть на скрипке я вам не смогу, этому нужно долго учиться, но на синтезаторе можно услышать, как звучит голос этого инструмента..
♫ Мелодия песни «Слон и скрипочка» - показ на синтезаторе.
У: Родина скрипки – Италия. Изготовить такой инструмент дело непростое. Дерево нужно срубать весной, когда оно оживает и листья вытягивают влагу из ствола. Для верхней поверхности – еловое, для нижней – белоствольный клён.
Очень затейливая форма у скрипки. Посмотрите, как капризно изогнуты её линии. На верхней деке – фигурные прорези для выхода звука наружу. Гриф, на который натянуты 4 струны через всю скрипку. Звук извлекается с помощью смычка – это деревянная трость с натянутой лентой из конского волоса.
Говорят, что скрипка умеет плакать и смеяться, горевать и радоваться, будто у скрипки есть душа, а голос её близок человеческому голосу, человеческой речи.
Мы послушаем сейчас «Мелодию» композитора, которого вы назовёте сами.
Слайд № 12 (Портрет П.И.Чайковского без ф.и.о.)
Д: (называют)
Слайд№12 (добавляется ф.и.о. композитора П.И.Чайковского, название произведения «Мелодия»)
У: Послушайте «Мелодию» Петра Ильича Чайковского и подумайте, о чём нам рассказывает скрипка своим необыкновенным голосом? Представьте себе, что вы – художники. Какую картину вы нарисовали бы под впечатлением прослушанной музыки?
♫ П.И.Чайковский « Мелодия» (слушание)
У: О чем же рассказывает скрипка и какое настроение передает? Какую картину вы себе представили?
Д: (предполагаемые ответы) Настроение оживления, волнения, пробуждения, поэтичности, мечтательности…
У: Именно благодаря теплому певучему задушевному голосу скрипки, близкому взволнованной человеческой речи, мы чувствуем настроение тепла, света, волнения и мечты.
Звезды водят хоровод,
Светит в тишине луна.
Скрипка песенку поёт,
Песенку поёт струна.
И взлетает в небосвод
Синий парус ветерка,
В море музыки плывет
Лодочка смычка.
У: Сейчас мы послушаем фрагмент ещё одного музыкального произведения в исполнении струнных смычковых инструментов.
Слайд №13 (Группа струнных смычковых инструментов + названия музыкальных инструментов)
У: Назовите эти музыкальные инструменты.
Д: (называют)
У: Внимательно послушайте, как звучат струнные смычковые инструменты, где скрипке отведена ведущая роль, и придумайте своё название к этой музыке.
♫ А.Вивальди «Гроза» из цикла «Времена года»
У: Ребята, а как звучала эта музыка?
Д: (предполагаемые ответы)
Напряженно взволнованно
Стремительно бурно
Энергично грозно
У: Как бы вы назвали это произведение?
Д: (отвечают)
У: На самом деле по замыслу композитора музыка рисует картину природы. Это фрагмент из произведения итальянского композитора Антонио Вивальди под названием «Гроза» из цикла «Времена года».
Слайд №14 (портрет Антонио Вивальди, фамилия и имя композитора, название музыкального произведения «Гроза»)
У: Сравните характер звучания тембра скрипки в «Грозе» А.Вивальди и «Мелодии» П.И.Чайковского. Что можно сказать о музыкально-тембровых возможностях этого инструмента?
Д: (отвечают)
Предполагаемые ответы:
Не всегда скрипка звучит мягко и нежно.
Скрипка передаёт разные чувства и состояния души.
У: Тембр скрипки может передавать абсолютно разные чувства, которые выражают в своей музыке два композитора – Чайковский и Вивальди.
Вспомните, а как звучал тембр флейты?
Д: (отвечают)
У: Тембр флейты тоже имеет различные оттенки звучания – от нежного, легкого и воздушного до оживлённо-грациозного, шутливого и даже пронзительного тембра.
Музыка каких композиторов познакомила нас сегодня с музыкальными инструментами флейтой и скрипкой?
Д: (отвечают)
Слайд №15 (Портреты Глюка, Вивальди, изображения флейты и скрипки)
У: Несмотря на то, что музыка Глюка, Вивальди, Чайковского была написана очень давно, и сегодня она трогает наши сердца. С помощью замечательных инструментов флейты и скрипки мы переживаем печаль и радость, любовь и волнение.
Во все времена, пока живет на земле человек, музыкальные инструменты будут жить рядом с ним, потому что музыка делает жизнь людей ярче и интересней.
Слайд №16 (Эпиграф учебного занятия «С музыкою мир становится добрей!» » + изображения флейты и скрипки из иллюстраций к сказке)
В заключение урока я предлагаю спеть выученную нами замечательную песню о музыке, в которой звучат эти слова - «С музыкою мир становится добрей!»
♫ сл. М.Пляцковского, муз. Ю.Чичкова «Дружат музыка и дети».
У:Домашнее задание по выбору:
(Инструктаж по каждому пункту Д/З)
1) Найти стихи о музыкальных инструментах флейте или скрипке (выучить наизусть или выразительное чтение)
2) Рисунок – впечатление
3) Найти иллюстрации на тему «Флейта и скрипка в живописи»
У: Наш урок закончен. (Подведение итогов)
♫ «До свидания» (музыкальное прощание)