12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лариса Титова61
Россия, Челябинская обл., Копейск

Урок музыки в 3 классе

по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д., Шмагиной Т.С.

(учитель: Титова Л.В.)

Тема раздела: В концертном зале

Тема урока: Музыкальные инструменты: флейта и скрипка

Эпиграф (художественно-педагогическая идея):

«С музыкою мир становится добрей»

Планируемые результаты учебного занятия:

Личностные:

-развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющегося в эмоциональном отношении к музыкальному искусству

-раскрытие индивидуальных познавательных интересов

-поиск и обретение учениками своего индивидуального стиля и навыков в музыкально-ритмической и вокально-интонационной деятельности, позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей

Метапредметные:

-формирование умения планировать учебные действия в процессе познания содержания музыкального образа

-приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о характере музыкальных произведений

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения в процессе музыкально-образного и инструментально-тембрового анализа музыкальных сочинений

-умение самостоятельно осуществлять информационную и познавательную деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

Предметные:

-формирование устойчивого интереса к различным видам музыкально-творческой деятельности

-умение эмоционально и осознанно воспринимать камерную инструментальную и симфоническую музыку, выражать своё отношение к музыкальным произведениям данных жанров

-умение понимать тембровые характеристики музыкального образа в симфонической и камерно-инструментальной музыке

-умение анализировать тембровое развитие в камерно-инструментальной музыке и симфонической (как основное средство драматургии)

-умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений, музыкально-инструментальных импровизациий

-формирование у учащихся представления о музыкальных инструментах флейта и скрипка, истории их создания и особенностях звучания

-закрепление имеющихся знаний о музыкальных произведениях К.В.Глюка, П.И.Чайковского, Е.М.Попляновой

Тип учебного занятия – урок сообщения нового учебного материала.

Содержание урока раскрывается через систему методов:

Метод концентричности – изучение нового произведения опирается на уже известные детям темы, образы, интонации.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (метод перспективы и ретроспективы) – сообщение нового одновременно с возвращением к знакомым интонационно-образным аналогиям.

Метод художественного контекста – связь с произведениями литературы, что позволяет более глубоко постигать содержание.

Метод эмоциональной драматургии.

Методические приемы ведения учебного занятия:

Беседа, рассказ, коллективное обсуждение, коллективное исполнение, рефлексия, игра, сказка

Литература и материально-техническое обеспечение:

-учебник Сергеевой Г.П., Критской. Е.Д., Шмагиной Т.С. «Музыка» 3 класс

-Молдавская народная сказка «Виноградарь, флейта и скрипка»

-Фрагмент стихотворения П.Синявского «Мелодия»

-записи музыки К.В.Глюка, П.И.Чайковского, (CD)

- А.Вивальди. "Времена года. Лето. 3 часть. Гроза" – слушание CD или видеопросмотр по выбору учителя (http://melody24.net/artist/videos)

-Аудиозапись «Наш дедушка» (исп. инструментальный ансамбль, соло скрипки и флейты) – (http://softoroom.net/topic45168.html)

-музыкальный центр

-синтезатор

-музыкальные инструменты: фортепиано, флейта, скрипка

-детские музыкальные инструменты: треугольники, колокольчики

Этапы учебного занятия

Название этапа

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

1.Музыкальное приветствие «Здравствуйте!»

Приветствие учителя.

Приветствие учащихся: пластическое интонирование.

Коммуникативные действия

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

2.Молдавская народная песня «Старый дедушка

3.Молдавская народная сказка «Виноградарь, флейта и скрипка»

Читает сказку на музыкальном фоне, подводит к осознанию формулировки новой темы учебного занятия

Слушают сказку, размышляют о смысле молдавской сказки, сами формулируют тему занятия,

частично выявляют цели и задачи урока

Регулятивные действия:

-целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися)

-планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий)

Усвоение новых знаний

(сообщение новых знаний и закрепление ранее полученных знаний-системообразующий этап)

4.Работа с учебником стр.98-99

5.К.В.Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»

6.И.С.Бах. Шутка (фрагмент)

7.Теоретическая работа: группы инструментов симфонического оркестра

8.Е.М.Поплянова «Слон и скрипочка»

9. П.И.Чайковский Мелодия

10. А.Вивальди «Гроза» из цикла «Времена года»

Сообщение новых знаний об истории создания, строения и звучания музыкальных инструментов

Организует восприятие и осмысление новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.

Корректирует ответы учащихся.

Поощряет правильные высказывания.

Слушание музыкальных произведений.

Определение тембровых характеристик музыкального образа в прослушанных произведениях.

Определение на слух названий и автора знакомых музыкальных произведений.

Музыкально-теоретическая деятельность (формулировки музыкальных терминов)

Вокально-интонационная деятельность (разучивание музыкального произведения)

Ансамблевое инструментальное музицирование (музыкально-ритмическая деятельность)

Тактирование (элементарное дирижирование)

Познавательные:

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные:

-умение полно и точно выражать свои мысли

-планирование сотрудничества с учителем, сверстниками

-управление поведением (контроль, коррекция)

Личностные:

-обретение учеником своего индивидуального стиля в музыкально-ритмической и вокально-интонационной деятельности

-творческая самореализация личности в музыкально-ритмической инструментальной импровизации

Рефлексия

(проверка понимания нового материала, закрепление полученных знаний)

10. М.Пляцковский, муз. Ю.Чичкова «Дружат музыка и дети»

Обобщает изученный материал, вводит новое в систему ранее усвоенных знаний

Контролирует учебной результаты деятельности.

Оценивает работу учащихся.

Сравнительный анализ тембровых характеристик музыкальных инструментов в изученных произведениях

Вокально-интонационная деятельность (исполнение музыкального произведения)

Познавательные:

-закрепление полученных знаний (что узнал нового, что хочу узнать)

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Развитие самооценки личности, творческая самореализация через различные виды деятельности

Подведение итогов работы,

Д/З

11.Д/З по выбору:

а) Найти стихи о музыкальных инструментах флейте и скрипке (наизусть или выразительное чтение)

б) Рисунок-впечатление

в) Найти иллюстрации на тему «Флейта и скрипка в живописи»

12.Музыкальное прощание: «До свидания!»

Даёт подробный инструктаж для выполнения Д/З

Учитель прощается.

Ученики прощаются: пластическое интонирование.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска (в том числе с помощью компьютерных средств)

Коммуникативные действия.

Ход урока:

(Сценарий)

Учитель (У): Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем друг друга.

Дети: ♫ - «Здравствуйте» (музыкальное приветствие по звукам Т 3/5 вверх и вниз)

♫ Звучит музыка молдавской народной песни «Наш дедушка»

Слайд №1(На экран выводится иллюстрация к сказке)

На фоне музыки учитель читает молдавскую народную сказку «Виноградарь, флейта и скрипка» (текст сказки см. в ПРИЛОЖЕНИИ №1)

У: - Ребята, мы послушали замечательную народную молдавскую сказку. Скажите, зачем народ сложил эту сказку? (другие наводящие вопросы учителя)

Д: (Предполагаемые ответы детей)

-Чтобы рассказать о том, как музыка помогает людям…

-Чтобы рассказать о музыкальных инструментах…

-Чтобы рассказать о человеческих качествах (+ и -)

У: О каких музыкальных инструментах шла речь в сказке?

Д: О флейте и скрипке

Слайд №2 (На экране изображения флейты и скрипки к иллюстрации сказки)

У: - Для чего нужны были музыкальные инструменты братьям Ивану и Василию? (другие наводящие вопросы)

Д: (варианты ответов)

-чтобы вылечить хозяина и его дочку

-чтобы веселить людей по праздникам

-другие варианты ответов

У: Да, музыка лечит, поднимает настроение в труде и отдыхе.

А как могла бы на вас подействовать эта музыка?

Д: (отвечают)

У: Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?

Д: (отвечают, выводят сами тему учебного занятия)

У: Итак, тема нашего урока:

Слайд № 2 (На экран выводится тема урока)

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Флейта Скрипка

У: Что именно вы хотели бы узнать о скрипке и флейте?

Д: (Отвечают, частично выявляя цели и задачи урока)

У: Сегодня мы познакомимся с этими инструментами, узнаем, как они появились, как устроены и как они звучат. И увидим и услышим флейту и скрипку. Определим, какое впечатление производит на вас звучание этих музыкальных инструментов, какое настроение могут они передавать.

Посмотрите, у меня в руках и на экране музыкальный инструмент – флейта.

Слайд №3 (На экран выводится изображение продольной флейты – два фрагмента)

Перед вами продольная флейта. С неё начинается история возникновения этого инструмента.Продольная флейта появилась в 17 веке, примерно 300 лет назад. Звучала она мягко, негромко.

Позднее появляется поперечная флейта в Германии. Давайте посмотрим на экран, как она выглядит.

Слайд №4 (На экран выводится изображение поперечной флейты)

У: А теперь откройте учебник на развороте стр. 98-99, где тоже есть изображения поперечной флейты.

Изготавливалась поперечная флейта так же, как и продольная – из целого куска дерева. В стволе прорезалось 7 отверстий. Одно из отверстий служило для вдувания воздуха, а 6 других прикрывались пальцами, меняя тем самым высоту звучания.

А теперь послушаем, как звучит флейта.

♫ - К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» – проигрывание мелодии без сопровождения на синтезаторе в тембре флейты

У: Ребята, знакома ли вам эта мелодия?

Д: (Угадывают произведение)

Слайд № 5 (Портрет К.В.Глюка, ф.и.о. композитора и название музыкального фрагмента Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»)

У: Вспомните, какая история происходит в опере «Орфей и Эвридика»? В какой момент звучит мелодия?

Д: (предполагаемые ответы) Композитор Глюк рассказывает с помощью музыки о несчастной любви. Мелодия звучит в момент поиска Орфеем своей жены в подземном царстве.

У: Послушайте фрагмент - «Мелодию» Глюка из оперы «Орфей и Эвридика» - и скажите, какие эмоции и чувства вы испытываете, слушая эту музыку.

♫ К.В.Глюк «Мелодия» (слушание).

У: Какие же чувства вызывает в вашей душе эта «Мелодия»?

Д: (предполагаемые ответы) Музыка вызывает чувства одиночества, печали, тоски, передаёт чувства любви.

У: А как звучит голос флейты? Какой у неё тембр? (повторение музыкального термина тембр)

Д: Нежный, прозрачный, светлый, легкий и воздушный тембр.

У: Вспомните, в каких музыкальных произведениях мы уже слышали лёгкий и воздушный голос флейты?

Д: (Предполагаемые ответы):

а) С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». Партия птички (2 класс Раздел «В концертном зале»)

б) И.С.Бах. Шутка (1 класс Раздел «Музыка вокруг нас»)

(В случае затруднения детьми в ответе на этот вопрос можно дать прослушать начало какого – либо из вышеназванных музыкальных произведений, напеть или сыграть главные темы)

У: Как звучит тембр флейты в этих произведениях?

Д: (предположительные ответы в зависимости от названного музыкального произведения)

Оживлённо, грациозно, шутливо, легко, воздушно, игриво…

У: Ребята, вы отметили, что в «Мелодии» К.В.Глюка флейта звучала печально, одиноко, с любовью и тоской. А в «Шутке» И.С.Баха совсем по другому. Какой можно сделать вывод?

Д: Флейта может звучать по разному, передавать разные настроения и чувства.

У: В «Мелодии» Глюка флейта передаёт чувства одиночества, тоски, печали. А флейта звучала одна или нет? Какие ещё музыкальные инструменты помогали флейте создать это настроение?

Д: (отвечают) Инструменты симфонического оркестра

У: Что такое оркестр?

Д: (отвечают)

Слайд №6 (Симфонический оркестр – заголовок + фото симфонического оркестра)

У: Назовите, какие группы музыкальных инструментов существуют в симфоническом оркестре?

Слайд№7 (Схема симфонического оркестра + перечень групп музыкальных инструментов)

Д: Деревянные духовые

Струнные смычковые

Медные духовые

Ударные

У: К какой группе инструментов относится флейта?

Д: К группе деревянных духовых инструментов.

Слайд №8 (Группа деревянных духовых инструментов)

У: Флейта возглавляет группу деревянных духовых инструментов, а группу струнных смычковых – скрипка.

Слайд №9 (Группа струнных смычковых инструментов)

Слайд №10 (Скрипка - изображение)

Об этом замечательном инструменте мы с вами начали разучивать песню. Послушайте начало, узнайте и назовите её.

♫ (звучит вступление песни Е.Попляновой «Слон и скрипочка»)

Д: «Слон и скрипочка»

У: Кто композитор?

Д: Елена Поплянова.

Слайд №11 (Фото Е.М.Попляновой, уральский композитор Е.М.Поплянова, учитель композиции и импровизации гимназии №11 г. Челябинска; название песни «Слон и скрипочка»)

У: Елена Поплянова – уральский композитор, работает преподавателем музыки (композиция, импровизация) в 11 гимназии города Челябинска, сочиняет замечательные песни для детей.

♫ Дыхательная гимнастика–игра, распевание, разучивание музыкального произведения «Слон и скрипочка», работа над интонацией и звукообразованием.

У: Звучанием каких музыкальных инструментов можно украсить эту песню?

Д: (желающие ученики сами выбирают среди предложенных подходящие детские музыкальные инструменты, например треугольники, колокольчики)

У: Исполним эту песню, отмечая жестом сильную и слабую доли, а музыканты инструментального ансамбля помогут нам украсить её игрой на треугольниках.

♫ Исполнение песни «Слон и скрипочка» Е.Попляновой.

У: У меня для вас сюрприз. Давайте посмотрим, как выглядит этот инструмент. Я вам покажу настоящую скрипку. (Показ инструмента) Конечно, я не скрипач, и сыграть на скрипке я вам не смогу, этому нужно долго учиться, но на синтезаторе можно услышать, как звучит голос этого инструмента..

♫ Мелодия песни «Слон и скрипочка» - показ на синтезаторе.

У: Родина скрипки – Италия. Изготовить такой инструмент дело непростое. Дерево нужно срубать весной, когда оно оживает и листья вытягивают влагу из ствола. Для верхней поверхности – еловое, для нижней – белоствольный клён.

Очень затейливая форма у скрипки. Посмотрите, как капризно изогнуты её линии. На верхней деке – фигурные прорези для выхода звука наружу. Гриф, на который натянуты 4 струны через всю скрипку. Звук извлекается с помощью смычка – это деревянная трость с натянутой лентой из конского волоса.

Говорят, что скрипка умеет плакать и смеяться, горевать и радоваться, будто у скрипки есть душа, а голос её близок человеческому голосу, человеческой речи.

Мы послушаем сейчас «Мелодию» композитора, которого вы назовёте сами.

Слайд № 12 (Портрет П.И.Чайковского без ф.и.о.)

Д: (называют)

Слайд№12 (добавляется ф.и.о. композитора П.И.Чайковского, название произведения «Мелодия»)

У: Послушайте «Мелодию» Петра Ильича Чайковского и подумайте, о чём нам рассказывает скрипка своим необыкновенным голосом? Представьте себе, что вы – художники. Какую картину вы нарисовали бы под впечатлением прослушанной музыки?

♫ П.И.Чайковский « Мелодия» (слушание)

У: О чем же рассказывает скрипка и какое настроение передает? Какую картину вы себе представили?

Д: (предполагаемые ответы) Настроение оживления, волнения, пробуждения, поэтичности, мечтательности…

У: Именно благодаря теплому певучему задушевному голосу скрипки, близкому взволнованной человеческой речи, мы чувствуем настроение тепла, света, волнения и мечты.

Звезды водят хоровод,

Светит в тишине луна.

Скрипка песенку поёт,

Песенку поёт струна.

И взлетает в небосвод

Синий парус ветерка,

В море музыки плывет

Лодочка смычка.

У: Сейчас мы послушаем фрагмент ещё одного музыкального произведения в исполнении струнных смычковых инструментов.

Слайд №13 (Группа струнных смычковых инструментов + названия музыкальных инструментов)

У: Назовите эти музыкальные инструменты.

Д: (называют)

У: Внимательно послушайте, как звучат струнные смычковые инструменты, где скрипке отведена ведущая роль, и придумайте своё название к этой музыке.

♫ А.Вивальди «Гроза» из цикла «Времена года»

У: Ребята, а как звучала эта музыка?

Д: (предполагаемые ответы)

Напряженно взволнованно

Стремительно бурно

Энергично грозно

У: Как бы вы назвали это произведение?

Д: (отвечают)

У: На самом деле по замыслу композитора музыка рисует картину природы. Это фрагмент из произведения итальянского композитора Антонио Вивальди под названием «Гроза» из цикла «Времена года».

Слайд №14 (портрет Антонио Вивальди, фамилия и имя композитора, название музыкального произведения «Гроза»)

У: Сравните характер звучания тембра скрипки в «Грозе» А.Вивальди и «Мелодии» П.И.Чайковского. Что можно сказать о музыкально-тембровых возможностях этого инструмента?

Д: (отвечают)

Предполагаемые ответы:

Не всегда скрипка звучит мягко и нежно.

Скрипка передаёт разные чувства и состояния души.

У: Тембр скрипки может передавать абсолютно разные чувства, которые выражают в своей музыке два композитора – Чайковский и Вивальди.

Вспомните, а как звучал тембр флейты?

Д: (отвечают)

У: Тембр флейты тоже имеет различные оттенки звучания – от нежного, легкого и воздушного до оживлённо-грациозного, шутливого и даже пронзительного тембра.

Музыка каких композиторов познакомила нас сегодня с музыкальными инструментами флейтой и скрипкой?

Д: (отвечают)

Слайд №15 (Портреты Глюка, Вивальди, изображения флейты и скрипки)

У: Несмотря на то, что музыка Глюка, Вивальди, Чайковского была написана очень давно, и сегодня она трогает наши сердца. С помощью замечательных инструментов флейты и скрипки мы переживаем печаль и радость, любовь и волнение.

Во все времена, пока живет на земле человек, музыкальные инструменты будут жить рядом с ним, потому что музыка делает жизнь людей ярче и интересней.

Слайд №16 (Эпиграф учебного занятия «С музыкою мир становится добрей!» » + изображения флейты и скрипки из иллюстраций к сказке)

В заключение урока я предлагаю спеть выученную нами замечательную песню о музыке, в которой звучат эти слова - «С музыкою мир становится добрей!»

♫ сл. М.Пляцковского, муз. Ю.Чичкова «Дружат музыка и дети».

У:Домашнее задание по выбору:

(Инструктаж по каждому пункту Д/З)

1) Найти стихи о музыкальных инструментах флейте или скрипке (выучить наизусть или выразительное чтение)

2) Рисунок – впечатление

3) Найти иллюстрации на тему «Флейта и скрипка в живописи»

У: Наш урок закончен. (Подведение итогов)

♫ «До свидания» (музыкальное прощание)

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.