Урок музыки в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»
МОУ «Сынтульская средняя общеобразовательная школа» |
«Фольклор в музыке русских композиторов» |
Предмет «Музыка», 5 класс |
Пиотрович Наталья Алексеевна, учитель музыки 1 квалификационной категории |
|
Технологическая карта урока
Предмет Музыка Класс 5
Базовый учебник «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, М.Просвещение, 2013
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов »
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся интереса к народному фольклору в русской классической музыке через музыкальные и литературные образы сказочных персонажей.
Задачи урока: 1. Проследить единство связи литературы и музыки на примере русских фольклорных персонажей
и их музыкальных портретов.
2. Познакомить с жанром симфонической миниатюры.
3. Развивать умение слушать и анализировать музыку.
4. Воспитывать интерес к музыке русских композиторов.
5.Осмысление образных, жанровых и стилевых основ народной и профессиональной музыки и значения народного творчества для профессионального музыкального искусства и музыкальной культуры в целом.
Тип урок: Урок формирования первоначальных музыкальных понятий.
Необходимое оборудование:
1. Синтезатор, проектор, компьютер, музыкальный центр, свистульки, музыкальные инструменты.
2. Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока (авторская).
3.Музыкальный материал:
1) Г. Гладков «Песня-спор».
2)И. О. Дунаевский. «Колыбельная».
3) А. С. Зацепин. «Колыбельная».
4) А. К. Лядов. «Кикимора»- симфоническая миниатюра.
5) М. П. Мусоргский. «Баба Яга».
6) Г. Гладков. «Частушки Бабок Ёжек» (видеоролик).
Планируемый результат. |
|
Предметные умения: Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству.
Раскрыть образное содержание и определить средства музыкальной выразительности.
|
Личностные УУД: Ценностное отношение к историческому прошлому. Регулятивные УУД: Регулятивные : целеполагание, самооценка. Познавательные УУД: рассуждать, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. Книгопечатная продукция: учебник «Музыка.5 кл.» Е.Д Критская ,Методические рекомендации Е.Д Критская «Система заданий 5-7 классы» , «Методическое пособие для учителя» - Критская, Сергеева, Шмагина, Хрестоматия для фортепиано Музыка 5 класс» - Критская, Сергеева, Шмагина. ТСО (технические средства обучения): компьютер, проектор, презентация к уроку, синтезатор. |
Организация пространства. |
|
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная Самостоятельная |
ТСО: компьютер, проектор, презентация, синтезатор. |
№ п/п |
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Содержание учебного материала |
Деятельность учащихся |
Методы и формы |
УУД |
Время |
|
1. |
Организационный момент. Самоопределение к деятельности. |
Включение уч-ся в деятельность, настрой на позитивный лад. |
Приветствует детей, пожелание хорошего настроения, получения новых знаний. |
-Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам. Сегодня на уроке вас ожидает много нового и необычного. |
Приветствуют учителя. Участие в диалоге с учителем, подготовка класса к работе. |
Работа по плану урока |
Л. - самоопределение; Р - целеполагание; К- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
1:00 |
|
2. |
Мотивация к учебной деятельности. |
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований. |
Организует диалог с учащимися, в ходе которого конкретизирует ответы на вопросы. Формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с учащимися план урока. |
Учитель предлагает вспомнить и исполнить песню «Спор Вити и Маши» музыка Г. Гладкова. (слайд 1) |
Выполняют требования учителя, исполняют песню. |
Просмотр слайда |
Л.-проявление эмоциональной отзывчивости К.-исполнение песни хором, сотрудничество с классом и учителем Л.-эмоциональное исполнение |
3:00 |
|
|
Задает вопрос для восстановления в памяти материала по данной теме. |
В какой музыкальный жанр привела, присказка? В песню замечательного русского композитора Г. Гладкова. Мы ещё встретимся с его музыкой на уроке. Как вы, ребята, думаете, о чем или о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какие музыкальные открытия нас ожидают? Конечно, о сказочных героях, изображенных в музыке русских композиторов. Мы с вами фактически сформулировали тему нашего урока. Итак, назовём тему нашего урока. (слайд 2) Давайте вспомним, что такое фольклор? Но в сказке всегда бывает много неожиданных поворотов. Куда же теперь приведёт нас сказка, вы мне сейчас скажете. |
Ответы: в песню О сказке или сказочных героях в музыке.
«Фольклор в музыке русских композиторов» Ответы: народная мудрость |
Проблемно-поисковый Рассуждают, отвечают Просмотр слайда |
Р. - -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; К. - -обсуждать задание -выражать в творческой работе своё отношение - находить ответы на заданные вопросы, формулировать собственное мнение. Л.-развитие интереса к музыкальным произведениям |
|
|||
3. 4.
|
Актуализация знаний и умений, и фиксирование индивидуальных затруднений в учебном действии. Формулирование учебной проблемы, планирование действий. |
Повторение изученного материала, выход на проблему, через определение темы урока. Создание условий для формулировки и постановки учебных задач Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися |
Организует диалог с учащимися, задаёт вопросы. |
Внимательно послушайте, куда мы сейчас попадём со сказкой? -Куда мы с вами попали, в какой музыкальный жанр? -Какой был характер музыки?
-На что похоже? Это колыбельная песня.
-А что в музыке есть такое, что даёт нам понять, что это была Колыбельная.
-Ну-ка, скажите, вам когда-нибудь пели колыбельную?
-Чтобы ребёночек уснул, какая должна быть музыка? -Тихая, плавная, монотонная. Она должна укачивать. Мы с вами послушали «Колыбельную» замечательного русского композитора И. О. Дунаевского. (слайд 3) Портрет И.О. Дунаевского Ну, а сейчас прозвучит ещё одна Колыбельная. Я очень хочу, чтобы вы сравнили эти две колыбельные -Это будет Колыбельная Александра Сергеевича Зацепина. (слайд 4) -Скажите мне, пожалуйста, это колыбельная была? -Как нет? -Почему? Вы мне сами сказали: «баю-бай». Разве не было. -Было. Но, увы, спать не захотели, я смотрю! -А что захотели? Потому что это, конечно, с юмором написанная Колыбельная, в жанре ТВИСТА. -Что такое твист? -Правильно, это танец! «Твист» в переводе означает -крутящийся, вращающийся. -Встаём! -Скажите мне, пожалуйста, а что же вам спать-то не захотелось? -В ней что поменялось? -Ритм поменялся, отлично! Ритм поменялся на танцевальный. -А у вас было когда-нибудь такое, что вас укладывают спать, а вы не хотите спать? -Я вас понимаю, в моей жизни тоже так было часто. Особенно в детстве. Я ездила по лагерям, у вас было такое? -Короче говоря, после отбоя спать детям в лагере никогда не хочется, что делают дети? -После отбоя они в темноте рассказывают что? -Страшилки! Совершенно верно! Вы тоже рассказывали страшилки? Поднимите руки…
|
Слушают музыку
ответы Мягкий, нежный На колыбельную
Мягкость Медленный темп Ответы
Тихая, плавная нет не совсем было нет танцевать танец
встают музыка стала быстрая ответы: ритм, темп
ответы
ответы страшилки! Поднимают
|
Взаимодействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Слушают собеседника, высказывают свое мнение, взаимодействуют путем взаимопонимания. Просмотр слайда Слушают («Колыбельная» Зацепина) Просмотр слайда
танцуют Взаимодействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме Думают, высказывают мнения, обсуждают. |
П. - сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя, делают выводы. К. - потребность поделится со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других. Совместный поиск ответа на заданные учителем вопросы, участие и взаимодействие в процессе этого поиска. П.-умение анализировать. Л.-умение выражать свои мысли. К.-находить аналогии, формулировать собственное мнение. Р.-активизация работы через сравнение. Метапредметные УУД: познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, |
8:00
10:30
|
|
5. 6. 7. 8. |
Проблемное объяснение нового знания, усвоение новых знаний
Первичная проверка понимания Применение новых знаний. Рефлексия учебной деятельности |
Обеспечение восприятия и осмысления нового знания об инструментальной музыке, симфонической миниатюре, а так же о взаимодействии музыки с литературой. Формирование целей и задач, необходимых для изучения этой темы. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания. |
Организует беседу и подводит учащихся к тому, что симфоническая миниатюра-это небольшое инструментальное «программное» произведение, в основе которого лежит литературное произведение. Знакомит с автором литературной основы музыки А. Лядова – фольклористом –собирателем И. Сахаровым Организует беседу Разучивание финальной песни Уточняет правильность понимания задания, выявляет наличие вопросов по ходу ведения работы. |
-Давайте себе представим, что мы попали сейчас в Дремучий лес. . -Ваша задача, определить, Кто в этом Дремучем лесу появился.
-Фрагмент прозвучал. Кого вы увидели? -Кикимора. Сразу узнали. Кто такая Кикимора? Скажите, это реальный персонаж? -Не реальный. - Скажите, что в музыке говорит, что это персонаж нереальный? Какая звучала музыка? -Фантастическая!
-Какие инструменты были? А как звучала музыка по характеру? -Резко, перепадами какими-то неожиданными. -И действительно, чем же занимается Кикимора в лесу? Давайте посмотрим, что об этом пишет Иван Сахаров: ( слайд 4, Кикимора) Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; Свистит, шипит Кикимора с вечера до полуночи; Со полуночи до бела света Прядёт кудель конопельную, Сучит пряжу пеньковую, Снуёт основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной. -Кикимора в музыке по характеру, какая она? -Она хитрая. Она озорная. Вы угрозу какую-то почувствовали? Вам страшно было?
-Это был фрагмент из симфонической поэмы русского композитора Анатолия Константиновича Лядова. Посмотрим портрет. ( слайд 5. Портрет Лядова) -А. К. Лядов написал симфоническую миниатюру (небольшое произведение для симфонического оркестра) «Кикимора», фрагмент из которой мы с вами послушали. -А сейчас посмотрим в другую сторону. И ещё один персонаж. -Пожалуйста, сравните эти персонажи. -Кого мы сейчас узнаем?
-По сравнению с предыдущим персонажем, как изменился характер музыки? -С помощью каких выразительных средств передаётся страх?
-Инструменты, какие звучали?
-Ещё какие инструменты звучали?
-Действительно, это был портрет Бабы Яги. И музыка замечательного русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Портрет мы сейчас посмотрим с вами. (слайд 6) Портрет Мусоргского
В оригинале это произведение написано для ф-но и представляет собой фортепианный цикл, написанный под впечатлением от просмотра картин друга М. П. Мусоргского Виктора Гартмана. Однажды, посетив выставку картин В. Гартмана, он увидел там картинку, под впечатлением от которой Мусоргский написал «Бабу Ягу»
(слайд 7) Баба-Яга В. Васнецова
-Что это? (слайд 8) Часы В. Гартмана Страшно смотреть? -Нет, подождите. Какая-то нестыковка. Вам не страшно. Как же тогда? Что-то не внимательно посмотрел Модест Петрович? -Не внимательно посмотрел. Так, ещё какие предположения. Может быть, он просто хотел заинтриговать? Он это всё выдумал, дофантазировал? Он представил, кто бы в этом домике мог жить. -И действительно, это знаменитые «Картинки с выставки». Там огромное количество замечательных пьес. А мы с вами слушали симфоническую обработку этой музыки. Скажите мне, пожалуйста, а в современном мире Бабки-Ёжки существуют? (слайд 10) -Откуда эта музыка? Летучий кораблик. Так вот она ещё раз на нашем уроке музыка Г. Гладкова.
-А что за жанр сейчас был? Куда нас сейчас сказки привели
Зачем люди выдумывают страшилки? Если бы не было страшилок, никто бы не понимал, что такое добро. А вы знаете, что люди мало того, что выдумывали вот этих всех чудовищ, они придумали то с помощью чего от этого можно…. -Это всё можно отогнать.
-Самый простой способ – это взять в руки свистульку -Люди верили, что с помощью свистульки или погремушки от всей этой нечисти можно избавиться.
-Предлагаю вам сейчас использовать их по прямому назначению. -Давайте представим ситуацию. У нас тут озеро недалеко правильно. -Представьте себе 100 лет назад, нет ни сотовой связи. Ничего нет. (Обращаюсь к мальчику) - Спроси у неё с помощью свистульки: «Ты выйдешь?», «Гулять пойдёшь?», спроси. -Ну-ка ещё раз, чтобы мы поняли. Что ты её зовёшь. Она должна тебя услышать.
-Смотрите, мы уже здесь с вами начали практически оркестр создавать. У нас здесь в ассортименте просто на каждого.
-Я попрошу вас сейчас не толпой. А культурно подойти к столу и выбрать тот инструмент, который вам по душе. А когда будете возвращаться на своё место, попробуйте, как он звучит.
-Так, смотрите, что сейчас будет происходить. -Представим себя для начала просто ХОРОМ, и такую импровизационную песню я буду петь о том, о чём мы с вами говорили на уроке. А вы внимательно слушайте слова и реагируйте на то, что услышите своим инструментом, но не все сразу, а поочереди, вы должны понять, не случайно, вы услышали, как звучат ваши инструменты. Кто из вас должен заиграть.
В некотором царстве, в Тридесятом государстве-е, - А теперь слушаем внимательно! Там Кикимора трещит! - Кто должен отозваться?
-И посудою гремит. Слушаем дальше. Это был 1-ый куплет.
2-ой куплет слушаем: В некотором царстве, в Тридесятом государстве-е Бабка-Ёжка всё свистит… Слушаем дальше: Костяной ногой стучит -3-ий куплет разбираем.
В некотором царстве В тридесятом государстве- Конь копытами стучит….
Колокольчиком звенит
-Как мы назовём нашу песню?
-Музыкальной сказкой можно назвать? -Причём, в каком жанре у нас будет произведение? А в руках у нас что? -Итак, я объявляю, тишина: -Выступает вокально-инструментальная группа 5-го класса Сынтульской средней школы. «Музыкальная сказка».
-Сказка – ложь, да в ней намёк, Будет каждому…. .Какой урок нам сегодня преподнесла сказка и фольклор, что мы сегодня узнали? Музыку новую узнали? Куда нас фольклор привёл? Давайте назовём. -В колыбельную. Какого композитора? -Дунаевского и Зацепина. -Ещё куда нас фольклор приводил? -В песню, в чью песню, какого композитора?
-Ещё куда нас сказка привела? -В частушки Бабок-Ёжек. -А ещё, в какие жанры, сложные, симфонические жанры? -Это была симфоническая картина «Кикимора» композитора Лядова и «Баба Яга» из «Картинок с выставки» Мусоргского. - И, конечно же, в грандиозное событие, я вас с этим поздравляю, в этот момент должны просто раздаться что? -Аккуратненько положите инструменты и присаживайтесь. Вы замечательные дети. Спасибо за урок. |
Слушание Кикимора Кикимора ответы Ответы
фантастическая загадочная ответы ответы: резко Отвечая на вопросы учителя, рассуждают и размышляют о том, что общего в литературной и музыкальной «Кикиморе» Злая Ответы – хитрая нет Слушают «Баба Яга» Мусоргского Ответы, обсуждение Страшно стало, испугалась Динамика нарастает Барабан Духовые
Это часы. Ответы, обсуждение
Ответы Летучий корабль
Обсуждение Частушки Ответы Рассуждения детей - чтобы слушались Рассуждения о том, что люди не знали бы, что такое добро Избавиться Мальчик свистит в свистульку Свистит Девочка свистит
Дети выходят, разбирают инструменты
Поют
Трещит Загремели
Свистят
Стучат ложки Поют, начинают мальчики, затем девочки застучал Зазвенели колокольчиком Предлагают названия Отвечают Вокальном Инструменты
Исполняют песню Урок В колыбельную Отвечают В песню Ответы В частушки Ответы аплодисменты |
Слушают музыку Взаимодействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Анализируют настроение, характер, атмосферу. Просмотр слайда Просмотр слайда Слушание музыки Выявляют сходство и различие образов (опираясь на ранее изученный материал). Выделяют существенную информацию из особенностей музыки, выдвигают свои гипотезы и обосновывают их. Просмотр слайда Просмотр слайда Просмотр слайда Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений , их коррекция. Просмотр слайда слушание
Оценивают собственную деятельность на уроке, во время различных его этапов. |
Л.-умение выражать свои мысли, П.-умение строить речевое высказывание ,устанавливают аналогии К.-расширение музыкального кругозора, эмоциональное восприятие Р.-активизация поискового процесса через сравнение текста и музыки К.-аргументируем свое мнение К.-находить аналогии, формулировать собственное мнение. Р.-активизация работы через сравнение. П.-проводить сравнение. Познавательные УУД) Устанавливают аналогии особенностей музыки русских композиторов. Делают выводы.. (Коммуникативные УУД) Общаются и взаимодействуют в процессе нахождения общего и разного в литературе и музыке. (Регулятивные УУД) Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
К.- сотрудничество учителя с учениками в форме диалога. Метапредметные УУД: познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний коммуникативные: -слушать и понимать речь других;
-находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и презентации; - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; -владеть опытом обобщения по теме урока; регулятивные: -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его. Предметные: - уметь определять черты русской национальной музыки, -умение слушать музыку, анализировать и давать собственную оценку. Метапредметные УУД регулятивные: - анализировать правильность выполнения задания; -осуществлять самоконтроль; - определять и формулировать цель деятельность на уроке; - определять последовательность своих действий на уроке; познавательные: -проводить сравнение объясняя его критерии; коммуникативные: слушать и понимать речь других; - умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов Метапредметные УУД регулятивные : -анализировать свою творческую деятельность; контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками. - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: -уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли |
13:00
16:00
21:40 25:00 28:00 43:00 |