12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трушина Светлана Юрьевна6491
Учитель музыки высшей квалификационной категории, педстаж работы 37 лет. 20 лет- музыкальный руководитель в ДОУ
Россия, Забайкальский край, Село Знаменка, Нерчинский район

          Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная  казачья  школа с.Знаменка» Нерчинский район, Забайкальский край

        Всероссийский конкурс для учителей музыки, рисования и МХК 
                     на   лучший урок с мультимедийной поддержкой

 

                                       

                           Урок музыки на тему: «Тайна скрипки»

                                                         4 класс

     Разработка урока музыки «Тайна скрипки» реализуется в рамках раздела
                      «Выдающиеся музыканты и исполнители »
       для 4 класса по системе Л. В. Занкова, авторской программы Г. С. Ригиной


                                                                                             Составила: учитель музыки
                                                                                            Трушина Светлана Юрьевна

 

Цель:  
Создание дидактических условий для ознакомления с историей возникновения скрипки.

Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней
- воспитывать художественный, музыкальный и эстетический вкус

Образовательные:
-познакомить учащихся с известными скрипичными мастерами и исполнителями
-систематизировать определённые знания о музыке, композиторах, средствах музыкальной выразительности
-учить сопоставлять музыкальные произведения с живописью
- расширить музыкальный кругозор учащихся через знакомство с новым музыкальным репертуаром

Развивающие:
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать
- развивать тембровый слух

Вид урока: смешанный (сочетание нескольких видов деятельности)

Тип урока: урок изучения нового материала

Основные понятия урока : скрипка; вокализ;

 Музыкальный материал: С. Рахманинов «Вокализ», Н. Паганини «Каприс»,
песни -"Скрипка Паганини" муз. В.Мигули, сл. С.Осиашвили, «Если б я
играл на скрипке» Автор: Ольга Полякова

Оборудование: доска, синтезатор, мультимедийное оборудование, карточки
разного цвета и музыкальных терминов.

Этапы урока:
Самоопределение деятельности. (Организационный момент ) - 4 мин.
Постановка цели и задач урока - 4 мин
Мотивация учебной деятельности учащихся- 1 мин
Работа по теме урока - 10 мин
Актуализация знаний. - 9 мин
Слушательская деятельность – 5 мин.
Исполнительская деятельность- 5 мин
Рефлексия. Обобщение темы урока- 5 мин
Выставление оценок- 1 мин
Домашнее задание – 1 мин

Формируемые УУД на уроке:

Личностные:
- Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений
- Передача собственных музыкальных впечатлений с помощью разных видов музыкально-творческой деятельности
-Участие в коллективной исполнительской деятельности

Познавательные:
-Расширение представления о взаимосвязи музыки с разными видами искусства
-Формирование интереса к урокам музыки, к участию в музыкально-творческой деятельности
-Осуществление контроля и оценки результатов деятельности

Коммуникативные:
-Взаимодействие с учителем и одноклассниками в процессе музыкально – творческой деятельности
- Формирование учебного сотрудничества внутри класса, индивидуальная работа
-Воспитание уважения к культурным традициям музыкального наследия разных стран

Регулятивные:
- Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, оценка своей музыкально-творческой деятельности.
- Рефлексия полученных знаний (кластер)

Предметные:
- Развивать интерес к предмету «Музыка»
- Расширять представление учащихся о выразительных возможностях, мастерах создания скрипки
- Понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства
по изучаемой теме урока

Метапредметные:
- выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, понимать цель выполняемых действий
-осознанно выбирать эффективные способы решения учебных и  познавательных задач
- расширение представления о взаимосвязи искусства с историей

                                                  Ход урока

1. Самоопределение деятельности. (Организационный момент ) 

Музыкальное приветствие. (ученики поют фразу «Добрый день» по
трезвучию мажорного аккорда)

Встало солнце рано- рано - Добрый день!
Плещут волны океана - Добрый день!
Поднимается пшеница, и поют задорно птицы-
Эй,  ребята и девчата- Добрый день! (2 раза)

Звучит фрагмент - «Вокализ» С.В Рахманинова.

Учитель (далее –У:) . Вот с такой прекрасной музыки начался наш сегодняшний урок! Вы все очень внимательно слушали, уверена, что сможете быстро дать ответ на вопрос:
-Какой инструмент «выступал» в роли солиста? (Скрипка).
Прозвучал фрагмент музыки С.Рахманинова, к этому произведению мы сегодня ещё вернёмся.
Тема нашего урока пока секрет, тайна.
На доске слово «Тайна…
Предлагаю выполнить задание - это шаг к разгадке нашей тайны.
Вы составите кроссворд из названий струнных музыкальных инструментов, главное слово по горизонтали будет в названии темы нашего урока.
(На доске заранее нарисован кроссворд, учащиеся выполняют задание в тетрадях)   

                          

Ответы детей.
(ученики по желанию вызываются к доске для записи кроссворда)
У: Правильно, этот инструмент и звучал в начале нашего урока.
Учащиеся определяют тему урока- «ТАЙНА СКРИПКИ».
(запись тему в тетрадях)

2. Постановка цели и задач урока.

У: Какую цель мы поставим, чтобы узнать тайну скрипки?
(предполагаемые ответы детей: узнать историю возникновения инструмента, имена композиторов, сочинявших произведения для скрипки)

Сюрпризный момент:
В кабинете появляется «Фея Искусства» (ученица старших классов в костюме волшебницы)
Фея: Я сейчас была в соседнем кабинете на уроке «Искусства» в 8 классе, вдруг услышала прекрасную скрипичную мелодию, решила зайти к вам на урок музыки! Вижу, что тема
вашего урока о скрипке, её тайне. Какие задачи мы реализуем на уроке, для того чтобы разгадать тайну скрипки, узнать много нового? (предполагаемые ответы детей:
-Узнать о самых известных скрипичных мастерах и исполнителях
-Обратиться к другим видам искусства
- Применить свои знания об этом инструменте)

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Фея: Для того, чтобы, немного приоткрыть завесу тайны, которая окружает
этот инструмент, нам нужно многое узнать и услышать, совершить
путешествия по разным видам искусства.
В конце урока я к вам вернусь и проверю ваши знания. А пока я ухожу-
меня ещё ждут на уроке «Изобразительного искусства» в 5 классе.

4 .Работа по теме урока

Создание проблемной ситуации:
Ситуация выбора: найти созвучия между музыкой и картиной, обосновать свой выбор
У: Рассмотрите картину «Игра на скрипке». Слайд 1

                         

         Картина «Игра на скрипке»     Эллен Теслефф - финская художница

У: Кого вы видите на картине? (девушка, исполняющая мелодию на скрипке)
- Как вы думаете, какую по характеру музыку исполняет девушка? (спокойную, неторопливую, нежную, и т.д)
- Почему так решили? (на картине нет быстрого действия, тёплые и нежные тона картины, девушка задумчивая, взгляд спокойный, образ самой девушки настраивает на лирическое исполнение)
Учащимся предлагается послушать два произведения и определить, к какой музыке подходит картина «Игра на скрипке»

4.1 Слушание: «Вокализ» С.В Рахманинова и «Каприс» Н. Паганини

"Вокализ ". С.Рахманинов
MP3 / 5.25 Мб

"Каприс" Н. Паганини
MP3 / 8.45 Мб

Слайд 2. После слушания на слайде - названия произведений и имена композиторов - 
Ученикам предлагается сначала определить, какое произведение - «Вокализ» русского композитора С.Рахманинова, а какое – итальянского Н.Паганини.
Учащиеся отвечают.
У: Обоснуйте свои ответы (предполагаемые ответы - потому что музыка русских композиторов отличается напевностью, широтой мелодии, мелодичностью, что реже можно услышать в музыке композиторов разных стран)
У: Так какое произведение по характеру сочетается с картиной? (Вокализ)
Учащиеся определяют характер произведений, дают определение термину- вокализ .

4.2  Повторное слушание фрагментов произведений С.Рахманинова и Н.Паганини. (запись в тетрадях названия произведений)
Учащимся предлагается выбрать цвет карточки под характер музыки
(при слушании поднимают карточки вверх)

5.  Актуализация знаний.
У: - Вспомните, как называют группу инструментов, к которым относится скрипка? ( Струнно - смычковые инструменты.)
Слайд 3.
- Что вы можете сказать о скрипке? (предполагаемые ответы: инструмент небольшого размера, имеет четыре струны, смычок, гладкий гриф, есть крепления для струн.) 
Для того, чтобы больше узнать о скрипке, послушаем сообщения.
                                         Сообщение 1 ученика
Смычковые инструменты появились давно. Точная дата рождения скрипки неизвестна, но приблизительно – это конец 15 – начало 16 веков. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили лютни и виолы, а потом появились и скрипичных дел мастера.
У каждой скрипки свой неповторимый голос и тембр. И чем ярче тембр – тем выше ценится инструмент.

Слайд 4.  Самые ценные инструменты таких мастеров как: Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери, Николо Амати.
Все они жили в Кремоне (город в Италии). Н. Амати (сохранилось 732 скрипки) был учителем Д. Гварнери (сохранилось 50 скрипок).
                                           Сообщение 2 ученика-       
Слайд 5. Антонио Страдивари учился у Н.Амати. Вся жизнь А. Страдивари была посвящена совершенствованию своего мастерства в изготовлении струнных инструментов, в том числе и скрипок, которые прославили его имя неувядающей славой. Скрипки Страдивари отличаются от скрипок учителя тембровым богатством и мощным звучанием. А вот секреты создания своих скрипок А.Страдивари не раскрыл и сегодня это остается тайной. Сохранилось 600 скрипок Страдивари.

У: Более подробно с творчеством и музыкой этих и других музыкантов мы будем знакомиться в 5,6 классе.
Можно с уверенностью сказать, что скрипка - один из самых загадочных инструментов. Никакой другой инструмент не изучали так много, долго и тщательно, как скрипку. Ею занимались люди разных профессий: физики, математики, искусствоведы, музыкальные мастера, музыканты. Кое – что они поняли и объяснили, но многое так и осталось непостижимым.
 Слайд.6 Посмотрите на скрипку, она очень хрупкая и изящная. 
Скрипку носят только в футляре, который повторяет все изгибы инструмента.

5.1  Физкультминутка. (приём технологии критического мышлении «Верно- неверно»)
Учащимся предлагается ответить на вопросы по теме урока, если ответ «да»- ученики встают, если «нет»- остаются на месте
-скрипка- струнный смычковый инструмент? (да)
- у скрипки 3 струны? (нет)
- Эллен Теслефф испанская художница? (нет)
- Н Паганини итальянский композитор ? (да)
-Антонио Страдивари- мастер по изготовлению клавишных инструментов (нет)
- Джузеппе Гварнери- мастер по изготовления скрипок (да)

5.2  Работа с текстом учебника.
Учитель предлагает учащимся найти информацию в тексте учебника и ответить на вопрос: -Что известно о характере звучания скрипки?
Ответы- Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая певучесть, поэтому ей нередко поручаются мелодии плавного, песенного характера.
(Запись в тетради: Скрипка – певучая, песенная)
У: Но скрипка обладает не только способностью быть певучей и песенной. У неё много талантов. Какой ещё способностью обладает скрипка? Найдите ответ на вопрос в учебнике.
Ответы- Известна и виртуозность скрипки, её способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском. (запись в тетради: -виртуозная)
У: Вот так, по- разному, может звучать скрипка, и мы уже это услышали в музыке С.Рахманинова и Н.Паганини.

6. Слушание песни: "Скрипка Паганини" муз. В.Мигули, сл. С.Осиашвили
У: Продолжаем разговор о скрипке и дальше разгадываем её тайны. Слайд 7
Н. Паганини- был блестящим музыкантом, который обогатил приемы игры на скрипке и скрипичную музыки вообще. Имя этого человека овеяно легендами так же, как история скрипки, с которой он не расставался до самой смерти. Например, его мастерство было так велико, что многие говорили, будто он продал душу дьяволу. Как у каждого талантливого человека, у Паганини было много завистников, готовых на любые подлости, лишь бы досадить тогда известному музыканту. .
Перед одним из концертов у скрипки оказались подпилены струны. Во время исполнения они рвались одна за другой. Паганини закончил пьесу на единственной целой струне и в зале этого не заметили!
К своему инструменту Паганини относился очень трепетно и с большой нежностью. Из множества инструментов он выбрал скрипку работы Гварнери и уже не расставался с ней. Все неполадки с инструментом Паганини воспринимал так, будто болел сам.

Включается видеозапись песни.
Самостоятельная работа: Учащимся предлагается в карточках музыкальных терминов отметить характер песни. (Приложение 1)

Приложение 1
DOCX / 10.5 Кб

 


У: В начале урока мы определили маршруты знакомства с историей скрипки и её создателями через разные вида искусства, и сейчас мы обращаемся к литературе.

Послушаем стихотворения о скрипке. (выходят учащиеся)
(Приложение 2)

Приложение 2
DOCX / 10.9 Кб

7. Разучивание песни: «Если б я играл на скрипке» Автор: Ольга Полякова.
У: Петь мы тоже будем о СКРИПКЕ! (слушание песни)

Песня "Если б я играл на скрипке"

После прослушивания дети высказывают своё впечатление о песне, её содержании, мелодии, характере.
Распевание на слоги: лё- ли- лё- ли

Распевка
MP3 / 1.52 Мб

Слайд 8- текст песни
Вокально- хоровая работа: (певческая установка, работа над текстом, дикцией, дыханием) (Приложение 3)

ПРиложение 3
DOCX / 11.89 Кб

Минусовка песни
MP3 / 2.77 Мб

8. Рефлексия. Обобщение темы урока.
Творческое задание - Составление кластера (технология критического мышления)
Учащимся предлагается составить кластер, опираясь на знания по теме урока. (ученикам для заполнения предлагаются готовые карточки с заданием)
(Приложение 4)

ПРиложение 4
DOCX / 13.2 Кб

У: А вот и снова к нам вернулась «Фея Искусства»!
Фея: Ребята, какую работу вы проделали на уроке для достижения поставленной цели и задач?
(слушали произведения русского и итальянского композитора, песню о скрипке, познакомились с картиной «Игра на скрипке», с именами великих мастеров по созданию скрипок, послушали стихотворения, выучили новую песню, работали с карточками музыкальных терминов, составили кластер)

Фея: Возьмите цветные карточки, выберите цвет, который определяет сейчас
ваше настроение, поднимите карточки вверх, посмотрите друг на друга, чтобы определить, насколько совпадают карточки по палитре цвета.
(учащиеся выполняют задание)
У: На столах у всех лежат «Листы самооценки», предлагаю приступить к
их заполнению. (Приложение 5)

Приложение 5
DOCX / 94.88 Кб

Фея : Главной героиней нашего урока была скрипка.
- Так в чем же тайна скрипки? (предполагаемые ответы- Тайна скрипки в ее
звучании, секретах скрипичных дел мастеров, чарующей музыки и др.)
У скрипки еще много неразгаданных тайн, и кто знает, может быть, кому - то
из вас удастся разгадать со временем хотя бы одну...
А сегодня я прощаюсь с вами, мы обязательно ещё встретимся на уроках
музыки и искусства!

9. Выставление оценок:
Учитель просит детей подписать фамилию и имя в карточках для самостоятельных работ- музыкальные термины и кластер.
Объявляет оценки за урок.

10. Домашнее задание:
Найти информацию по теме «Скрипка Паганини» и написать мини- сочинение.


Презентация к уроку
POT / 2.38 Мб

Источники:
1. Необычные уроки музыки. 1-4 классы/сост. Л.В Масленникова- Золина. –Волгоград: Учитель, 2012
2. Г.С.Ригина. «Музыка»: Учебник для 4 класса.- Самара: Издательство «Учебная литература»,  Издательский дом «Федоров», 2011 год. 
 3.Антонова Лариса Григорьевна Урок музыки 5 класс тема: "Тайна скрипки"

https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2017/03/12/urok-muzyki-5-klass-tema-tayna-skripki

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (5)

Легоцкая Вера Сергеевна, 20.07.18 в 18:13 3Ответить Пожаловаться
Светлана Юрьевна, большое спасибо за методически грамотный, интересный, нестандартный урок! Как учитель русского языка и литературы отмечаю Вашу большую работу по развитию речи учащихся, формированию образного мышления. Спасибо, мне было приятно познакомиться с Вашей работой!
Забелина Маргарита Владимировна, 20.07.18 в 18:51 2Ответить Пожаловаться
Урок необычный, построен грамотно, разнообразные формы и приемы работы. Я думаю, дети были активны на уроке, им было интересно. Спасибо, Светлана Юрьевна за творчество!
Трушина Светлана Юрьевна, 21.07.18 в 04:41 2Ответить Пожаловаться
Уважаемые коллеги, спасибо за подробные комментарии- отзывы о разработке урока! Да, стараюсь ко всем своим преподаваемым предметам подходить творчески, применять разнообразные приёмы и технологиии.
Осина Светлана Николаевна, 21.07.18 в 06:02 2Ответить Пожаловаться
Светлана Юрьевна, спасибо за оригинальный, нестандартный урок! Возьму себе на заметку! Спасибо!
Павлова Вера Владимировна, 31.08.18 в 11:26 0Ответить Пожаловаться
Светлана Юрьевна,Вы Учитель с большой буквы!!!
Прекрасные уроки!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.