Мастер-класс к занятию внеурочной деятельности «Ажурные вытынанки» (5–8 классы)

22
0
Материал опубликован 1 May 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Методические рекомендации

 

к занятию внеурочной деятельности по кружку «Волшебные ручки»

по теме «История вытынанки. Ажурные вытынанки».

 Занятие проводится по программе кружка «Волшебные ручки».

 Воспитанники пришкольного интерната  2-9 классы.

 Занятие  № 33 по теме « История вытынанки.  Ажурные вытынанки».

 Это занятие изучения нового материала.

 Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.

 Используемое оборудование:

Методические пособия по работе с программами Microsoft Office Publisher, Microsoft Office Point, Pain.

компьютер, проектор, презентация «ИСТОРИЯ ВЫТЫНАНКИ», шаблоны вытынанки

Инструменты и материалы:

Для проведения занятий необходимы следующие инструменты и материалы:

1.  режущие инструменты:

-  ножницы среднего размера маникюрные ножницы с закруглѐнными лезвиями;

-  канцелярский нож;

2.  линейки:

3.  клеи:

-  прозрачный, бумажный скотч;

-  клей ПВА;

4.  прочие приспособления:

-  циркуль, карандаш, ластик;

-  доска для резанья бумаги;

-  бумага и картон различных сортов и цветов.

Перед выполнением практических работ проводится инструктаж по технике безопасности.

 На кружке используются презентация для  изучения «Истории вытынанки»

Презентация («АЖУРНЫЕ ВЫТЫНАНКИ»)

 

 

Внеклассное занятие кружка «Волшебные ручки»

«АЖУРНЫЕ ВЫТЫНАНКИ»

ЦЕЛЬ:

дать представление о технике ажурного вырезания поделок из бумаги – вытынанках, их видах и практическом применении в быту и повседневной жизни.

1. Личностная.

Выявление и укрепление природных качеств личности: восприятия (целостности и структурности образа); внимания

(концентрации и устойчивости); памяти (зрительной и кинетической); мышления (пространственного, креативного).

2. Профессиональная.

Освоение приемов работы с бумагой, инструментами, чертежами (основы чтения и выполнения).

Приобретение навыков коллективной работы, общения, умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции ведущего.

3. Общекультурная.

Предметное обсуждение понятия гармонии и красоты, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей.

Задачи:

Обучающие задачи:

 Формирование знаний и умений о технике ажурного вырезания поделок из бумаги – вытынанках.

Знакомить детей с необходимыми материалами и приемами работы с ними.

Учить проявлять творчество в создании изделий.

Учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Учить индивидуальной работе и коллективному творчеству.

Развивающие задачи:

Активизировать мыслительные процессы.

Развивать память, логику, художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

Способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев.

Развивать глазомер.

Развивать у воспитанников способность концентрировать внимание, распределять свои силы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.

Воспитывать умение видеть и понимать прекрасное в окружающей действительности.

Воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремленность, самодисциплину.

Прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Оборудование: компьютер, презентация «История вытынанки. Ажурные вытынанки»; инструменты (канцелярские ножи (резаки), ножницы), шаблоны вытынанки, коробочки для обрезков, бумага для акварели, картон.

Методические пособия по работе с программами Microsoft Office Publisher, Microsoft Office Point, Pain.

Межпредметные связи

Технология, история, изобразительное искусство

Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися

Познавательные УУД:

• сравнение видов шаблонов вытынанки

• анализ технологий выполнения вытынанки

• систематизация знаний о художественных ремеслах

• практическая работа: выполнение вытынанки.

Регулятивные УУД:

• принятие учебной цели;

• выбор способов деятельности;

• планирование организации и контроля труда;

• организация рабочего места;

• выполнение правил гигиены учебного труда.

КоммуникативныеУУД:

• умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия;

• умение выделять главное из увиденного;

• слушать и слышать собеседника, воспитателя;

• задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

• самопознание;

• самооценка;

• личная ответственность за качество работы;

• адекватное реагирование на трудности, недостатки в работе


 

Ход занятия.

Вступление.

Сообщение темы и целей занятия

– Ребята, сегодня у нас час творчества. А творчество – это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобней и улыбнёмся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните вчерашние обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту морозного воздуха,…Чтобы творить прекрасное и дарить этим радость людям, мы с вами закроем глаза и прислушаемся, как звучит радость в вашем маленьком горячем сердце. Что удалось услышать? (Ответы детей)

– А сейчас вы узнаете, почему прислушивались именно к вашим горячим сердечкам.

Притча “КРАСОТА”

Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы.
Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.
Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:
– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.
А человек с холодным сердцем сказал:
– Да. Много воды.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:
– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это, же и есть та красота, которую мы ищем!
– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.
Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.
Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.
Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:
– Да, крепкий камушек…
(В.А. Сухомлинский)

– А вам приходилось видеть красоту на своем пути?

(Ответы детей.)

– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?

(Ответы детей.)

– Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?

(Ответы детей.)

– А что ему помогло?
– Упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся на нашем уроке. Мы с вами постараемся разглядеть красоту зимнего дня или ночи, красоту живой и неживой природы зимой. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной.

II. Основная часть.

1. Рассказ воспитателя о технике «вытынанки».

Вытынанки,… какое необычное слово!

Вытынанка — вид народного декоративно-прикладного искусства: вырезание из бумаги ажурных узоров и образов.

Простейшей вытынанкой являются всем знакомые снежинки, которые мы часто вырезаем из бумаги перед Новым годом.

Вытинанка (от укр. «вытинати» - вырезать) – это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства; ажурное вырезание из бумаги, кожи, ткани, бересты, дерева.

В Белоруссии называется «выцинанка, на Украине – витинанка, в Польше – выцинанка.

Искусство вырезания ажурных узоров из бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. Такой вид вырезания стал называться «цзяньчжи» Сначала вырезали драконов, позже – героев легенд, духов, бабочек, рыб, птиц, людей и цветов. Такие картинки вывешивали на окна, чтобы защитить дом от зла. В некоторых поселениях перед свадьбой украшали жилище белыми вытынанками, которые изготавливали невесты. Считалось, что лучшая невеста та, у которой самые ажурные вытынанки.

Очень давно на Украине бумажными узорами украшали полочки с посудой, стены, печи, дарили их друг другу на Рождество и Пасху. Вытынанки, искусно вырезанные хозяйкой дома, использовали вместо рушников и занавесок, украшая ими иконы в красных углах избы и окна. Как только не называли такие украшения: паучки, ужики, голубки, звёздочки, крестики, стригунцы. И только в 1913 году появилось название «вытынанка».

2. Виды вытынанок.

Характерной чертой народных вырезок из бумаги является их симметричное построение. Зеркальная симметрия (например, в изображениях древа жизни) даёт ощущение уравновешенности и покоя. Очень часто симметричные узоры, ритмически повторяясь, становятся элементами орнамента. Это достигается или путем складывания из бумаги в несколько раз, или наклеиванием изображений друг около друга. Сюжетные вытинанки вырезали свободно, от руки, не складывая бумагу. Это обычно изображения деревенской свадьбы, полевых работ и других сценок из жизни крестьян.

Вытынанки бывают: одинарные, сложные, ажурные, силуэтные

Одинарные вытынанки – сделаны из одного листа бумаги, его можно сложить 2, 4, 6, 8 раз или не складывать вовсе.

Сложные вытынанки всегда делали из нескольких листов бумаги разного цвета. Они делятся на:

составные – создаются из небольших фрагментов, которые затем собираются в единую композицию,

накладные – разноцветные листы бумаги накладываются один на другой так, чтобы каждый цвет был хорошо виден.

Силуэтные украшения возникли во Франции в середине 18 века, оттуда распространились по Европе. Их резали из красной бумаги маленькими ножницами. Этим искусством занимались и Н.В.Гоголь, и И.Репин.

Киригами - вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Киригами и вытынанки имеют общее – прорези.

Город из бумаги.

Молодой японец Ватару Ито увлёкся киригами во время вступительных экзаменов в университет. Затея с поступлением не удалась, но вырезание фигурок из бумаги продвигалось весьма успешно. Увлечённый японец начал работу над проектом «Замок на океане» 4 года назад. Для этого ему понадобилась бумага, клей и нож, и работа закипела.

В течение 3-х лет Ватару Ито продолжал безуспешно поступал в университет, а бумажный замок увеличивался в размерах, занимал всё свободное пространство небольшой квартиры. По словам молодого японца, из-за недостатка места спать ему приходилось под столом. И это немудрено!!! Размеры бумажной композиции 2,41,8 м и 1 м в высоту. Основной элемент композиции – замок, который окружен собором, школой, тематическим парком, фабрикой и аэропортом. Теперь «Замок на океане» находится в выставочном павильоне вблизи Токио. По окончании выставка Ито намерен сжечь своё произведение и говорит: «Я очень увлечён творчеством во время работы, но когда она закончена, я полностью теряю к ней интерес».

3. Использование вытынанок в жизни.

- Несложность технических средств, доступность и возможность создания шедевров делают вытынанки популярным и любимым творчеством, как взрослых, так и детей. Работа с ножницами, шаблонами, канцелярскими ножами способствуют коррекции и развитию речемыслительной деятельности учащихся с ОВЗ (внимания, мышления, памяти, фантазии), развитию мелкой моторики рук; воспитанию трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса.

С помощью вытынанок можно очень красиво и оригинально оформить помещение к новогоднему празднику.

Для украшения жилища сейчас вытынанки используют как элементы интерьера и декора стен, мебели, а так же оригинальные подарки на праздники: 8 Марта, 23 февраля, Новый Год, день рождения и мн.др.

 

4. Инструменты и материалы, необходимые для изготовления вытынанок.

Обычно для выполнения вытынанок используют тонкую, но прочную бумагу разных сортов. Например, вырезать белоснежные зимние пейзажи из белой бумаги для пастели - одно удовольствие. Белизна придает особый шарм вырезанной картине, а если подобрать удачный темный фон, то эффект просто невероятный. Мне очень нравится работать с бумагой для акварели.

Для работы необходимы: острые ножницы разной длины, прямые, изогнутые и фигурные. Для мелких деталей обычно используют маникюрные.

5. Последовательность выполнения вытынанки.

Начинают работу с эскиза, в котором необходимо выразить то, что представляют увидеть в конце работы.

Намечают контуры согласно эскиза, затем вырезают, соблюдая рамки выбранного контура. При этом закрытые участки определяют заранее, так как они при вырезании удаляются. Если их нужно сохранить, то продумывают элементы, способствующие их соединению.

III. Практическая часть.

1. Показ изделия.

2. План работы.

3. Тренировочные упражнения в прорезании бумаги (линия, «капелька»).

4. Изготовление вытынанок (подарок на 8 Марта).

Правила работы с ножницами:

Не бери ножницы без разрешения учителя.

Работая ножницами, следи за пальцами левой руки.

Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд.

Не держи ножницы острыми концами вверх.

Не оставляй их в раскрытом виде.

Для резания по прямой линии перемещай ножницы вперёд.

При вырезании круглых деталей поворачивай заготовку.

Детали со сложным контуром можно вырезать, выполняя ряд надрезов.

Чтобы вырезать по одной непрерывной линии, поворачивай бумагу в разные стороны.

IV. Обсуждение техники. Впечатления воспитанников.

Ответы воспитателя на вопросы воспитанников.

V. Итог занятия.

У меня есть уже достаточно большая коллекция образцов, шаблонов вытынанок, если вам стало интересно, я с вами поделюсь. Желаю успехов!

– Вот и закончилось наше занятие. Получились замечательные картины, которые будут дарить радость всем, кто её увидит и чью комнату она украсит. 
А теперь пожелание всем вам.

(Воспитатель читает стихи М. Пляцковского “Зимняя сказка”)

Пусть так же чудесно и мило
Восторженно, живо, красиво
В судьбе появляются радости,
Внося в вашу жизнь привкус сладости!

Аннотированный список ресурсов

Журнал «Интерьер». Картины в интерьере

Рукодельный Рунет www/ darievna/ru

Основы художественного ремесла. М. Ляцкина. Москва 1986год

Методические пособия по работе с программами Microsoft Office Publisher, Microsoft Office Point, Pain.

Вытынанка - вырезание из бумаги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rukodelie.by/18/1806.php

Море идей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Море идей Рукоделие, декор дома, поделки и hand-made ссылка для доступа http://more-idey.ru

Новогодние вытынанки 2016 http://ya2016.com/ng/novogodnie-vytynanki-2016/

Отрисовка кружев авторская (Салиш С.С.)

Что такое вытынанка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vitcinanca.narod.ru/simpleBIT.html

Шаблоны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://postila.ru/post/13030273

Шаблоны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://searchmasterclass.net/vyrezanie/77586-vyrezanie-moja-povtorjushka-raboty-zulfii.html

Шаблоны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/825928-gde-skachat-trafarety-dlja-vyrezanija-iz-bumagi-k-prazdniku-8-marta.html

Шаблон презентации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://cdn.designrfix.com/wp-content/uploads/2013/01/free-vector-graphics-jan-59.jpg

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s017.radikal.ru/i442/1409/20/038314d5e726.jpg

Шаблоны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belwycinanka.blogspot.ru/p/blog-page_14.html

Творим вместе с детьми [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Творим вместе с детьми (Crafting with Kids) Электронный ресурс, ссылка для доступа - http://tvorchestvo.wordpress.com


 


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Шаблоны вытынанок

 

Предварительный просмотр презентации

Работу выполнила воспитатель МБОУ «Чихачевская СШ» Павлова Ф.И. Бежаницкого района Псковской области Ажурные вытынанки

Я чудо видала! В руках у ребят оживала бумага. А если возьмём этот лист мы с тобой, Сюжет из бумаги получим иной. Кто-то любит мудрёным зигзагом Вышивать по журналам старинным. Я ж люблю из обычной бумаги Создавать кружевные картины! Вытынанками их называют Так народно и просто, и нежно. Незаметно они возникают, Как рисунок затейливо снежный!

Вытынанки — искусство вырезания из бумаги. Это удивительные картины, искусство это зародилось очень давно. Вытынанки — искусство вырезания из бумаги. Это удивительные картины, искусство это зародилось очень давно. Вытынанки — очень увлекательное занятие, красиво, необычно и потрясающе!

Искусство вырезания ажурных узоров из белой, черной или цветной бумаги существует с тех времен, когда в Китае была изобретена бумага. Искусство вырезания ажурных узоров из белой, черной или цветной бумаги существует с тех времен, когда в Китае была изобретена бумага. И произошло это, по разным данным, в VII-XII веках.

Современный мир искусства многогранен и ярок. Становится вновь модным заниматься рукоделием, на данный момент это скорее увлечение, хобби, а когда-то являлось необходимостью – люди пряли пряжу, ткали, шили, украшали свои жилища. Хотя, конечно же, для многих творчество – это не дань моде, а путь к самовыражению, самодостаточности. Современный мир искусства многогранен и ярок. Становится вновь модным заниматься рукоделием, на данный момент это скорее увлечение, хобби, а когда-то являлось необходимостью – люди пряли пряжу, ткали, шили, украшали свои жилища. Хотя, конечно же, для многих творчество – это не дань моде, а путь к самовыражению, самодостаточности.

Внешне вытынанка напоминает вышивку Ришелье. В настоящее время этот вид искусства, некогда забытый, вновь становится популярным. Это название имеет украинские корни, поэтому при переводе происходит "игра гласных звуков". Внешне вытынанка напоминает вышивку Ришелье. В настоящее время этот вид искусства, некогда забытый, вновь становится популярным. Это название имеет украинские корни, поэтому при переводе происходит "игра гласных звуков". В литературе, в том числе в интернете, можно встретить три названия: вытынанка, витынанка и вытинанка – ажурное вырезание из бумаги.

Вытынанкой занимались и занимаются люди самых разных профессий и социального статуса, различного возраста и пола. Главное – уметь пользоваться ножницами и слушать свой внутренний и окружающий миры. Вытынанкой занимались и занимаются люди самых разных профессий и социального статуса, различного возраста и пола. Главное – уметь пользоваться ножницами и слушать свой внутренний и окружающий миры.

Вытинанка ( от укр. «вытинати» -вырезать) Вытинанка ( от укр. «вытинати» -вырезать) в Беларуссии , в Польше – выцинанка, на Украине - витинанка, в Китае – цзяньчжи

Виды вытынанок Виды вытынанок

Сложные вытынанки

Ажурные вытынанки

Одинарные вытынанки

Силуэтными называют всевозможные фигурки, с которыми придется повозиться, но, результат того стоит. Силуэтными называют всевозможные фигурки, с которыми придется повозиться, но, результат того стоит.

Вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Киригами Вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели.

Использование вытынанок

Но, если вы уже разобрались с данным видом искусства, то вам, по плечу сложные, объемные работы. Но, если вы уже разобрались с данным видом искусства, то вам, по плечу сложные, объемные работы.

Правила работы с ножницами: Не бери ножницы без разрешения учителя. Работая ножницами, следи за пальцами левой руки. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд. Не держи ножницы острыми концами вверх. Не оставляй их в раскрытом виде. Для резания по прямой линии перемещай ножницы вперёд. При вырезании круглых деталей поворачивай заготовку. Детали со сложным контуром можно вырезать, выполняя ряд надрезов. Чтобы вырезать по одной непрерывной линии, поворачивай бумагу в разные стороны.

Выбор инструментов и материалов Ножницы Бумага листовая для офисной техники

Процесс изготовления изделия Выбрать картинку и распечатать на принтере Вырезать внутренние элементы, затем вырезать по контуру

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.